СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Где живут белые медведи и пингвины?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в форме путешествия на Северный и Южный полюса, для того, чтобы познакомиться с животными тех мест, с их средой обитания.

Начинается урок с игрового момента,  который настраивает обучающихся на работу. В ходе беседы обучающиеся определяют тему урока. Для активизации мышления обучающихся на уроке используется система вопросов, создается проблемная ситуация. Проблемные вопросы, поставленные на уроке, помогают активизировать учебный процесс, носят не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер. Успешность усвоения материала проверяется во время дидактической игры.  Использование компьютерных технологий на уроке дает возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. На уроке используются здоровьесберегающие технологии.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока окружающего мира по теме: «Где живут белые медведи и пингвины?»»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №2»







Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Урок XXI века»

(Урок в условиях введения ФГОС)

Тема урока: «Где живут белые медведи и пингвины?»

УМК «Школа России»

1 класс (6 – 7 лет)





Автор: Юдина Евгения Михайловна

Должность: учитель






















Верхотурье, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. Введение………………………………………………………………… 3

II. Основная часть

1. Самоопределение к деятельности………………………………..... 6

2. Актуализация знаний…………………….. ……………………..…... 6

3. Постановка учебной задачи и проблемного вопроса...................... 6 - 7

4. Открытие нового знания………………………………………….... 7 - 9

5. Создание учебной ситуации……………………………………....9 - 10

6. Обобщение и закрепление. Контроль…………………………..…10

7. Итог урока…………………………………………………………….10 - 1 1

8. Рефлексия……………………………………………………………. 11

9. Внеурочное творческое задание………………………………….. 11

III. Список использованной литературы………………………………... 12

IV. Приложения…………………………………………………………… 13- 22

ВВЕДЕНИЕ

Работая по программе курса «Окружающий мир», стараюсь направить мысль детей на самостоятельное решение стоящих перед ними задач. Достигаю этого тем, что ставлю проблемные вопросы, организовываю поисковую деятельность, на уроках с ребятами мы наблюдаем, выполняем практические задания, работаем с контурными картами и обобщаем полученные результаты. 

Данный урок проводится в форме путешествия на Северный и Южный полюса, для того, чтобы познакомиться с животными тех мест, с их средой обитания.

Содержание, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока способствуют достижению образовательных целей урока, стимулируют познавательные интересы обучающихся. Используемые формы и методы на разных этапах урока позволяют в полной мере раскрывать способности каждого ребенка.

Начинается урок с игрового момента, который настраивает обучающихся на работу. В ходе беседы обучающиеся определяют тему урока. Для активизации мышления обучающихся на уроке используется система вопросов, создается проблемная ситуация. Проблемные вопросы, поставленные на уроке, помогают активизировать учебный процесс, носят не только познавательный, но и развивающий и воспитывающий характер. Успешность усвоения материала проверяется во время дидактической игры. Использование компьютерных технологий на уроке дает возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. На уроке используются здоровьесберегающие технологии.



















ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (СЦЕНАРИЙ УРОКА)

Тема: Где живут белые медведи и пингвины?

Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Задачи урока: 1) Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.

2) Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся.

3) Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе, в паре.

План урока:

I. Самоопределение к деятельности.

II. Актуализация знаний.

1. Графический диктант.

2. Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока.

III. Постановка учебной задачи. Постановка проблемного вопроса.

IV. Открытие нового знания.

V. Создание учебной ситуации.

VI. Обобщение и закрепление. Контроль.

VII. Итог урока.

VIII. Рефлексия.

IХ. Внеурочное творческое задание.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.

Методы обучения: словесный (беседа, диалог);практический (опыт);наглядный (наблюдение, презентация);научно-познавательный, поисковый..

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающая технология, проблемно-диалогическая, ИКТ-технология, игровая.

Межпредметные связи: русский язык (развитие речи, работа со словарем), чтение (внеурочное творческое задание).

Требования к результатам обучения:

Личностные УУД:

- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Познавательные УУД:

- освоить способы решения проблем поискового характера;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Материально-техническое обеспечение:презентация; модель глобуса; рабочая тетрадьА.А.Плешаков;С. И. Ожегов«Словарь русского языка»; раздаточный материал: иллюстрации с изображением животных, листы с изображением Арктики и Антарктиды, сигнальные карточки, конверты с заданием для групп, карточки для графического диктанта; карточки для творческого задания; материалы для опыта; посылка с ледяным кубиком.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности. Слайд №1

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

С детства мы должны стремиться

Что-то новое узнать.

Все исследовать, конечно,

Чтобы в жизни применять!

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте крепкого здоровья, хорошего настроения и удачного дня! Пожелайте нашим гостям добра, любви и счастья! Садитесь.

- Какое настроение у вас сейчас? (Показывают с помощью светофоров)

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний

1. Графический диктант.Слайд №2

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-Нет». Индивидуальная работа с таблицей.

- В прошлом вы были взрослыми? (Нет)

- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (Да)

- Суббота придет после пятницы? (Да)

- Первый день недели это вторник? (Нет)

- Между средой и пятницей – четверг? (Да)

- Лето наступит после весны? (Да)

- Декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы? (Да)

- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? (Нет)

- Перед зимой идёт весна? (Нет)

- В году 4 времени года? (Да)

Самопроверка игры: (по слайду)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

Итог: Кто на все 10 вопросов ответил правильно? На 9? На 8? Молодцы!

- Кто допустил более 8 ошибок? Вам надо повторить материал.

2. Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока.

- Какое сейчас время года? - Какой основной цвет имеет зима?

- В нашей местности происходит смена времён года?

- А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому?

- Но, оказывается, есть на нашей планете районы, в которых смена времен года почти не заметна? Где находятся такие места? (Ученики высказывают свои ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.)

- Сегодня мы совершим экспедицию к этим местам. (Работа со словарем)

Экспеди́ция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной. Слайд №3

III. Постановка учебной задачи. Слайд №4

- Отгадайте загадки и вы узнаете, о каких животных пойдёт речь на уроке:

В чёрных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ. (Пингвины)


Среди снегов и льда не голодает.

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает.

От морозов согревает.

(Белый медведь)

- Наш дорогой друг Муравьишка каждый урок задает нам вопросы. Сегодня это вопрос ГДЕ?...

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Зачем мы будем говорить об этом?

Слайд №5

Используйте для этого слова на слайде.

• познакомимся…

• научимся…

• узнаем…

- Сегодня мы будем открывать для себя удивительные вещи, находить ответы на свои вопросы.

- Как вы думаете, где могут жить эти животные? Вопросик очень хочет узнать, могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (дети высказывают свои ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ)

Слайд №6

IV. Открытие нового знания. (Решение учебной задачи)

- Я предлагаю всем нам отправиться в путешествие и посмотреть, как живётся этим животным. Отправляемся в путешествие к Северному полюсу.

Работа в парах. (Приложение №1)

- Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (тёплая одежда)

- Возьмите карточки и обведите то, что понадобится нам для путешествия.

- Почему выбрали такую одежду?

- Ну что, вещи мы взяли. Теперь отправляемся в путь.

- Чтобы попасть в нужное нам место, произнесем волшебные слова:

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.

- Открываем глаза и смотрим внимательно.

Фронтальная беседа на основе презентации с использованием глобуса. Слайд №7-11

- На Земле есть очень холодный район Северный Ледовитый океан. В этом районе расположен Северный полюс – Арктика. Большая его часть покрыта льдом и снегом. Зима долгая. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до - 50 градусов.

- Найдём на глобусе – Северный Ледовитый океан.

Работа в группах.

- Как, вы думаете, почему его так назвали? Как еще называют этот район Земли? (Арктика)

- Зимой в Арктике круглые сутки темно. Это - полярная ночь. Однажды учёным посчастливилось увидеть на небе яркие разноцветные вспышки огней. Как вы думаете, что это было?

- Здесь встречается одно из самых красивых природных явлений на нашей планете – северное сияние.

- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (Да.)

- Здесь и живёт белый медведь! Белый медведь – хозяин Северного полюса.

Рассказ учителя о белом медведе.Слайд №12

- Почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает? Тёплая шуба и толстый слой подкожного жира не дают замёрзнуть и помогают плавать. Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами. Белая окраска.

- Белые медведи отличные пловцы и могут часами находиться в ледяной воде. А шкура даже не намокает. Почему шкура медведя не намокает?

- Проведём опыт.(Дети проходят в «лабораторию»)

Цель опыта: узнать, почему шкура медведя не намокает.

Знакомство обучающихся с порядком проведения опыта. (Приложение №2)

Физминутка:

А теперь, все дружно встали и как мишки зашагали,

Будем делать повороты, выполняйте все с охотой.

Наклонились влево, вправо. Получается на славу!

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Рассказ учителя и ребят об обитателях Северного полюса: моржей, тюленей, поморника, трески.Установление связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.

Слайд №13-17

Фронтальная беседа на основе презентации с использованием глобуса.

- А теперь мы с вами совершим экспедицию на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия.

Работа в парах.(Приложение №1)

- Какие у вас есть предположения? Разве на юге может быть холодно?

Возникла проблема: какую же одежду выбрать для путешествия?

- Мнения у нас разделились. Чтобы прийти к общему решению, продолжим нашу экспедицию. Итак, отправляемся на Южный полюс. Закрываем глаза, произносим волшебные слова: Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.

- Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (предъявление научного факта) (Лед, снег…)

Слайд №18

- Какой у вас возникает вопрос? (какие там природные условия, можно ли встретить животных, и как они приспособились к суровым условиям жизни.)

-Давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса. Покажите его на своих глобусах.

Работа в группах.

Слайд №19-20

- Итак, мы с вами оказались на материке Антарктида. Антарктида находится на противоположной от Северного полюса стороне. Каким цветом окрашена Антарктида? От чего это зависит? (Это материк, покрытый толстым слоем льда.)

- Антарктида – огромный участок суши, самый холодный и суровый район Земли. Здесь тоже очень холодно. Дуют сильные ветры. Температура воздуха зимой достигает -60 градусов. Однажды было зафиксировано -89 градусов мороза. Летом температура воздуха -30 градусов. Но и здесь мы можем увидеть жизнь.

- А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные? (Конечно.)

- О самом ярком представителе Южного полюса намрасскажетнаш новый друг Пингвиненок. (Рассказ обучающегосяо пингвинах)

Слайд №21

- Кто ещё обитает с пингвинами по соседству?

Слайд №22-24

- Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард, который может охотиться и на пингвинов. Имеет очень острые зубы. Альбатросы самые крупные из морских птиц, размах его крыльев достигает четырёх метров. Ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде.

Подведение итога учебной задачи. Слайд №25

- Какие холодные районы Земли вы теперь знаете?

- Давайте вернемся к вопросу Муравьишки Вопросика, который он задал нам в начале урока?

- Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему? Подтвердилось ли наше предположение?

V. Первичное закрепление. (Создание учебной ситуации) Слайд №26

- Так, что окружает белых медведей и пингвинов? У нас тоже есть снежинки, внимательно посмотрите на экран и выполните разминку для глаз вместе со снежинками.

Групповая работа.Слайд №27-32

- Пингвиненок приготовил нам задания. Вспомните алгоритм и правила работы в группе. (Приложение №3)

- Возьмитесь за руки, чтобы получить задание.

1 и 2 группа получит набор карточек с изображением животных и листы с районами Арктики или Антарктиды. Задание: расселите жителей на своих полюсах. (Приложения №4,5)

3 группа:Задание повышенной сложности: сравните Северный и Южный полюс. Что у них общего? Отметь кружок зеленым цветом. А какое отличие между ними? Отметь кружок красным цветом.(Приложение №6)

Представитель от каждой группы защищает свою работу.

Оценка правильности выполнения. Оценка работы своей группы. Оценка своей работы.

Задание в рабочей тетради «Окружающий мир №2» - с.11.

Слайд №33

- Ребята, наша старая знакомая Мудрая Черепаха хочет проверить, как мы работали на уроке. Она приготовила нам интересный вопрос.

- Подумай, охотятся ли белые медведи на пингвинов? Почему?

- В полярных экспедициях ученые проводят научные исследования, и свои наблюдения записывают в специальный журнал. Мы сегодня тоже, как настоящие ученые, отметим то, что мы узнали, в нашей тетради.

- Внимательно рассмотрите картинки и скажите, какое животное лишнее и почему?

Дополнительный материал.

- Ребята, у Пингвиненка есть странный конверт. На нём написано «ледяная гора».

Слайд №34

- Как это назвать одним словом? (сообщение обучающегося обАйсберге)

VI. Обобщение и закрепление. (Контроль)

-Как много мы сегодня узнали и посмотрели, пора возвращаться домой. В этом нам поможет наш друг Пингвиненок.

Игра: «Может ли такое быть?» (Проводит подготовленный ученик-Пингвиненок). (Приложение №7)

VII. Итог урока

Индивидуальная работа.

- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат карточки с изображением белого медведя, пингвина и нашей планеты. Покажите, про кого вам интереснее было узнавать? Поместите этого животного в том месте земного шара, где он обитает. (Дети выполняют индивидуальную работу)(Приложение №8)

Взаимопроверка.

Вопросы для повторения:

- Итак, подведём итог нашего урока. У нашегоПингвиненка есть волшебный ледяной кубик. Давайте поиграем. (Задания на гранях кубика)

• Белые медведи живут на ……. полюсе. (Арктика)

• Пингвины живут на ……. полюсе. (Антарктида)

• Яркие разноцветные вспышки огней на небе называются …..

• Плавучая ледяная гора называется…….

• Назовите самые холодные районы на нашей планете.

• Мне было интересно узнать о ……

- Ребята, а что вас удивило в нашем путешествии?


Вопрос для связи полученных знаний с изучением следующей темы.

- Ребята, а как думаете, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда тепло? Круглый год лето? В экспедицию по таким местам мы отправимся на следующем уроке.

VIII. Рефлексия. (Приложение №9)

- Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ. Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира? Почему?

- Какое настроение у вас сейчас? (Светофоры)

- Оцените свою работу на уроке.(Светофоры)

Голубая снежинка – мне больше нравится работать в группе.

Белая снежинка – мне больше нравится работать самостоятельно.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок!

Слайд №35

IХ. Внеурочное творческое задание по желанию. (Приложение №10)































СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010.



  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли», пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – Москва: Просвещение, 2008



  1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2001.



  1. Литературное чтение. 1-4 классы: формирование читательской компетенции: уроки-исследования, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т.В. Данилюк (и др.). – Волгоград: Учитель, 2011.



  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002.



  1. Ожегов, С.И.: Толковый словарь русского языка - 2008 г.; М.: Оникс



  1. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников /Н.А. Песняева//Методист. – 2010.



  1. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 120 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).



  1. Титкова Т.В., Горбачева Э.З., Цыганок Л.В. Открытые уроки: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!