СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания "Банковские услуги"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания "Банковские услуги"»


Методическая разработка урока по обществознанию «Банковские услуги»



Номинация: «Лучшая методическая разработка по финансовой грамотности для 5-9 классов»






Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кривецкая основная общеобразовательная школа» Мантуровского района Курской области






















Автор: Тимощенко Светлана Евгеньевна, учитель истории.











Введение.

Современная ситуация в сфере экономической жизни россиян, показывает необходимость роста финансовой активности населения, преодоления настороженности и стереотипов населения по отношению к различным финансовым институтам и процессам, повышению финансовой грамотности. Важной составляющей общефедеральной программы «Финансовая культура и безопасность граждан России» является повышение финансовой грамотности молодого поколения.

Данный урок является частью раздела «Экономика» обществознания 8 класс. Основной целью занятия является повышение финансовой грамотности и информированности учеников в сфере банковских услуг, преодоление стереотипов и страхов в области финансовой активности, а также формирование знаний ключевых банковских понятий и умения использовать их на практике. В соответствии с целью урока были применены такие педагогические методы и технологии как: групповые методы работы; технологии развития критического мышления (ассоциативные методы); кейс – технологии (проблемное обучение); работа с текстом (словарем терминов, перечнями, анализом цитат и высказываний); фронтальная работа; таблицы самоанализа. Данная разработка урока была апробирована в присутствии администрации школы и получила хорошие отзывы.


Тема урока: Банковские услуги»

Класс: 8

Цель урока: повысить финансовую грамотность и информированность учеников в сфере банковских услуг; начать вырабатывать преодоление стереотипов и страхов в области финансовой активности; формировать знание ключевых банковских понятий и умение использовать их на практике.

Средства обучения: 

Технические: Компьютер, проектор, экран, звуковые колонки.

Дидактические:

  1. Учебник «Обществознание. 8 класс» под ред. Боголюбова.

  2. .УМК «Финансовая грамотность» для 8 класс И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик, Москва «ВАКО, 2018»

  3. Учебная презентация по теме урока.

Внутрипредметные и метапредметные связи: курс «Обществознание» - 7 класс, тема «Экономика семьи»

Ключевые понятия:  банковские услуги, финансовая грамотность.

Планируемые результаты:

Предметные: Ученик получит навык распоряжения денежными средствами; научится ориентироваться в многообразии банковских услуг и применять эти знания на практике; проводить анкетирование, опросы, систематизировать и анализировать полученную информацию.

УУД:

Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; принимать и сохранять учебную задачу; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использование знаково – символических средств, в том числе моделей, схем, диаграмм; умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы.

Коммуникативные: согласовывать усилия по достижению общей цели – ориентироваться на партнера; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование мотивов достижения и социального признания; формирование границ собственного знания и «незнания»; оценка своих поступков.

План занятия.

  1. Оргмомент.

  2. Постановка темы и цели занятия.

  3. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  4. Изучение нового материала.

  5. Первичное закрепление.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Рефлексия.

  8. Итог занятия.

Ход занятия

I. Оргмомент

II. Постановка темы и цели занятия

Работа в группах (класс разделен на две группы). Каждой группе выдаются карточки.

1. Один твой знакомый уехал учиться в другой город и ему потребовались деньги. Как ты думаешь, как ему помочь? (Предполагаемые ответы: одолжить у друзей, позвонить родителям, оформить банковскую карту и т.д.)

2. У твоих соседей появилась новая машина. Ты спросил: откуда она у вас? Как ты думаешь, что они ответили?

(Предполагаемые ответы: подарили, накопили, взяли в кредит).

3. Ты решил поменять ноутбук. Но не знаешь где взять деньги? Что ты посоветуешь?

(Предполагаемые ответы: спросить у родителей, накопить).

По ходу обсуждения учитель на доске записывает основные понятия:

  • НАКОПИТЬ

  • СБЕРЕЧЬ

  • ПРИУМНОЖИТЬ

- Исходя из нашего обсуждения, как вы думаете, какова тема нашего занятия?

(Предполагаемый ответ: с помощью чего можно накопить, сберечь и приумножить).

- Как вы думаете, что может помочь человеку накопить, сберечь и приумножить деньги?

- Итак, тема нашего занятия - «Банковские услуги».

- Какова цель нашего занятия? (Рассмотреть виды банковских услуг для физических лиц и объяснить значение банков для экономики семьи)

- А в конце нашего занятия мы должны с вами ответить на вопрос «Почему люди пользуются услугами банков?» (вопрос вывешивается на доску)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Игра "Верю - не верю" (Приложение 1)

Цель игры: Вызвать интерес к изучению темы "Банк", создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.

Вопрос

"+" верю,

"-" не верю

  1. Верите ли вы, что слово «банк» в переводе с итальянского означает «скамья»?

  2. Верите ли вы, что банки - весьма древнее экономическое изобретение?

  3. Верите ли вы, что банки возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до нашей эры?

  4. Верите ли вы, что эстафету после Древнего Востока подхватила Россия?

  5. Верите ли вы, что в Древней Греции наиболее чтимые храмы стали принимать деньги на хранение во время войн, поскольку воюющие страны считали недопустимым грабить святилища?

  6. Верите ли вы, что деньги «рождаются» в банке?

  7. Верите ли вы, что в банке «живут» только российские рубли?

  8. Верите ли вы, что существуют банки, созданные предприятиями или фирмами?

IV. Изучение нового материала

Учитель: Для того чтобы достичь цели и задач занятия предлагаю прочитать учебный текст «Как накопить, чтобы купить» стр. 161-169 и ответить на вопросы: Что такое Банк? Для чего нужны банки?

Ученики читают учебный текст. Предлагают свои варианты ответов.

Так что же такое БАНК? (выслушиваются ответы)

- От какого слова происходит? (банка)

- Что такое банка?

- Итак, банка - это такая емкость, в которой хранят различные соленья и варенья.

- Но банку можно использовать и как копилку. Это даже здорово: банка стеклянная, прозрачная, поэтому хорошо видно, как в ней становится больше и больше денег. (Приготовить заранее стеклянную банку с фальшивыми купюрами, на обороте которых записаны вопросы для итога занятия. Купюры свернуты, чтобы не было видно оборотной стороны.) (Приложение 2)

- Представь, что ты копишь свои деньги в банке-копилке.

- Сколько денег ты накопишь за год, если будешь каждую неделю класть в банку по 50 рублей? А за 2 года?

- Скажите, вашим деньгам что-нибудь угрожает? (выслушиваются ответы)

- Но, к сожалению, мы должны сообщить тебе плохую новость: Деньгам в банке-копилке угрожают. Кто? Или что? (выслушиваются ответы)

  • Во-первых, банку-копилку могут украсть грабители.

  • Во-вторых, деньги из банки-копилки иногда так хочется достать. …И купить что-нибудь… Таким образом, получается: своим накоплениям в банке-копилке угрожаешь ты сам?

- Тогда как же защитить ваши накопления? (выслушиваются ответы)

- Вот тогда и приходят на помощь специальные финансовые организации - банки. Они берут у людей деньги на хранение и платят им за это проценты. Учитель: вводит термин Процентный доход это… и предлагает решить задачу.

Когда ты кладешь деньги в банк, то тебе говорят, на сколько процентов увеличится твой вклад через год. Допустим, процент по вкладу равен 11% годовых. Ты положил в банк 1000 рублей.

- Давайте вместе рассчитаем сумму, которая будет у вас в конце года.

(1000 × 1, 11 = 1110 рублей)

- Посчитайте выгоду. (110 рублей)

Учитель: А как вы поняли из текста учебника, что такое процентный доход? Учащиеся: отвечают

Учитель: Давайте узнаем, могут ли деньги, лежащие на вкладе пропасть? Прочитайте учебный текст на стр. 170 (материал для учащихся) и ответьте на вопрос, что такое страхование вкладов и какую максимальную сумму может получить вкладчик, в случае банкротства банка.

Ученики: читают материал учебника и отвечают на вопрос.

Учитель: Если ваша семья размещает вклад (депозит) в банке, вместе с родителями можете узнать, является ли ваш банк участником системы страхования вкладов. Для этого вам нужно зайти на сайт Агентства по страхованию вкладов, ссылка расположена на стр. 170 учебника. А мы продолжаем двигаться к намеченной цели занятия. Какие еще услуги могут оказывать банки?

Ученики: предлагают варианты и озвучивают «Оформление кредитов, хранение наличности, ценных бумаг, операции с валютой и др.

Учитель: Кредит – это…

Учитель: Предлагает учащимся кейс. «В одной семье возникла потребность в приобретении компьютера, финансовое решение семья пока не приняла. Помогите семье принять решение, брать кредит или воздержаться. Давайте разобьемся на 3 группы, первая группа - сторонники кредитования, вторая группа – противники кредитования, третья группа- семья которая ожидает убедительный совет для принятия решения, брать кредит или воздержаться. С помощью аргументов 1 и 2й групп нужно убедить членов семьи. Назвать плюсы и минусы банковского кредита. Ученики обсуждают в группах. Выступают представители каждой группы, аргументируют свои ответы, происходит столкновение позиций, точек зрения, делают выводы.

V. Первичное закрепление

1. Работа с текстом игры «Верю - не верю» (Приложение 3)

Текст

Много-много лет назад банкиры вели все операции прямо на рыночной площади, сидя на скамье, а монеты, которые они получали, складывали в ящик под скамьёй.

Банки - весьма древнее экономическое изобретение. Считается, что впервые банк возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э., когда уровень благосостояния людей позволил им делать сбережения. Затем эстафету подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые храмы стали принимать деньги ни хранение на время войн, поскольку воюющие стороны считали недопустимым грабить святилища.

Но едва в хранилищах древних банков появились мешки с сокровищами, как в их сторону обратился взор местных предпринимателей- купцов и ремесленников. У них возник вполне резонный вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться чужими сбережениями для расширения масштабов своих операций? Естественно, за плату!

Так пересеклись интересы двух важнейших участников экономики - владельца сбережений и коммерсанта, нуждающегося в капитале для расширения своей деятельности. Именно этому и обязаны банки своим рождением.

Деньги «рождаются» на монетном дворе - специальном заводе по изготовлению денег. Такой завод есть в Санкт-Петербурге - там выпускают (чеканят и печатают) денежные знаки.

Затем деньги попадают в банк. Банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг. В банк мы приносим деньги, оплачивая разные услуги: плату за квартиру, детский сад и другие. Да, деньги очень нужны людям, недаром говорят: «Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют».

Существуют разные банки: государственные - они принадлежат государству и коммерческие - они создаются предприятиями или фирмами.

- Что новое вы узнали? Сравните с ответами "верю - не верю" в начале урока.

2. Разбор ситуаций (Приложение 4)

Разрезанные карточки с ситуациями выбирают Клиенты банка, а банкиры объясняют вид банковской услуги. Совместно с учителем обсуждают полезность.

VI. Самостоятельная работа

(Приложение 5)

VII. Рефлексия

VIII. Итог занятия

  1. Чем занимаются банки?

  2. Какие действия (операции) банк может осуществлять с деньгами?

  3. Как банки получают прибыль?

  4. Почему люди хранят деньги в банках?

  5. За что человек, положивший деньги в банк, получает от банка проценты?

Учитель: Благодарит учащихся за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!