Тема урока: Общество и природа
Цели: сформировать понятие взаимодействия общества и природы. Определить степень воздействия человеческого фактора на состояние окружающей среды в развитых и развивающихся странах. Формировать экологическое мышление учащихся.
Оборудование: карта природных ресурсов, политическая карта.
Тип урока: комбинированный
Метод: урок-лекция
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний
1. Дайте определение понятия «общество».
2. Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
3. Какова структура общества? Дайте характеристику основных его элементов.
4. Что такое социальный институт?
5. Охарактеризуйте главные социальные институты.
III. Мотивация учебной деятельности
«Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если мы: и я и ты – если мы сорвём цветы,
Не останется природы и не будет красоты!»
IV. План темы:
1. История взаимодействия общества и природы.
2. Исторические взгляды на взаимоотношения человека и природы.
3. Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
4. Экология и нравственность.
V. Первичное восприятие
1. История взаимодействия общества и природы.
Общество и природа — явления, которые не могут существовать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира, как на Земле, так и во Вселенной. Природа представляет собой совокупность естественных условий существования всего живого. Она возникла задолго до появления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.
Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа — homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протяжении всего времени существования человечества, общество и природа тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в отличие от других живых существ человек приспособился к тяжелым условиям борьбы за выживание и начал использовать природу в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термического приготовления качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древности были, видимо, не только природные явления (молнии, извержения вулканов и т.д.), но и неосторожное использование огня человеком. С увеличением численности людей все больше истреблялось животных, составлявших рацион человека.
В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных климатических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников и т.д. мог только коллектив людей. Поэтому основой организации и источником власти в первобытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.
Первоначально семья была полигамной. Родство устанавливалось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец — нет. Женщина в этих условиях занимала главное положение (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль играла мужская физическая сила. А с упорядочением отношений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.
Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общественной собственности и уравнительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.
Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледника) и массовым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выращивать съедобные растения. Так произошел переход от присваивающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от капризов природы.
Увеличение количества населения привело к расширению посевных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Человек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.
Убийство некоторых видов животных иногда вызывалось не объективной необходимостью, а желанием людей, в первую очередь вождей, королей и т.д., показать свою силу и ловкость в схватке один на один со страшным зверем. Так были уничтожены туры — огромные быки, жившие на территории современных Литвы, Белоруссии, Польши. Их участь чуть было не разделили зубры. В период расцвета Древнего Рима нередки были гладиаторские бои с участием диких хищных животных.
С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200—300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным явлением было бесконтрольное использование природных ресурсов — лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сливались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пустыню, а водоемы — в зловонные ямы. Массовым стало истребление слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клыков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели уничтожали целые лежбища морских котиков ради их ценного меха. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспособиться к измененной человеком среде обитания.
В то же время в искусственно созданных человеком условиях жизни появились и прекрасно себя чувствуют паразитические виды животных — тараканы, клопы, крысы и т.д. Борьба с ними, даже при использовании новейших химических препаратов, не приводит к истреблению паразитов. Напротив, они привыкают к ядам и продолжают размножаться.
С развитием научно-технического прогресса воздействие общества на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое производство, человек научился использовать атомную энергию и начал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас, сам того не зная, участвует в этом процессе. Сейчас практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных городах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, является причиной многих болезней.
В процессе своей жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скапливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.
Природа не смиряется с такими действиями человека. Она отвечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которыми человечество пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпидемии приводили к массовой гибели людей. Сейчас практически неизлечимыми считаются рак, СПИД, атипичная пневмония.
XX в. стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стало задумываться о том, как предотвратить пагубные последствия научно-технического развития. Особенно важным стали строительство и совершенствование очистных сооружений при заводах и фабриках, создание безотходных и энергосберегающих технологий, строительство предприятий по переработке бытовых отходов.
Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство их пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.
Во многих странах созданы заповедники и национальные парки, на территории которых запрещена активная деятельность человека, а животные и растения существуют в естественных условиях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в неволе. Государства принимают законы, устанавливающие ответственность за нанесение вреда природе.
Но силами одного государства невозможно решить все экологические проблемы, так как они носят глобальный, т.е. общепланетарный, характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоединилось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Антарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной территорией, предназначенной только для научных исследований, и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.
Большую работу по охране природы проводят и международные экологические организации. В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы, в 1963 г. — Всемирный Фонд дикой природы, а в 1971 г. — «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.
Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны оставлять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда велика опасность возникновения пожара, собирать растения, занесенные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством экологического образования и воспитания. Основная роль в этом должна принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам массовой информации.
Таким образом, защита природы — дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы — нет. В фантастических романах и фильмах уже рисуют последствия экологических катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.
Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.
2. Исторические взгляды на взаимоотношения человека и природы.
Мысли о том, какое место занимает человек в природе, интересовало людей с давних пор. Ещё древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: растения – животные – рыбы – человек. Античные философы высказывали мысль о единстве человека и природы. В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин Природы. В эпоху Нового времени Природа перед наукой и техникой выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.
В России XIX века возникает течение русского космизма (представители И.Киреевский, В.Соловьёв, Л.Толстой, Ф.Достоевский). Основные черты данного направления:
человек – основная часть природы;
человека и природу не надо противопоставлять, а рассматривать в единстве;
человек и всё что его окружает – это части Целого;
ответственность разума перед Природой.
Сегодня природа поставщик, а человек заказчик. В XX век появляется новое учение, учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера (сфера разума) был использован в 1927 году Э.Леруа. Но особо этот вопрос был исследован русским учёным В.Вернадским. Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. Вернадским были выделены три важнейших закона:
закон взаимообусловленности развития отдельных элементов геосферы;
закон возрастающего воздействия человека на природную среду;
закон возрастающей зависимости общества от природной среды.
3. Проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
Группа 1 – выделить сущность понятия «экология», а также историю возникновения науки – экологии.
Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростом его производительных сил ситуация начинает меняться кардинальным образом. XX век — это век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новым взаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличивает возможные и реальные масштабы воздействия общества на природу, ставит перед человечеством целый ряд новых, чрезвычайно острых проблем, в первую очередь — экологическую.
Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. немецким биологом Э.Геккелем (1834—1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии — науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды.
Группа 2 – выделить основные экологические проблемы современности.
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
- уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
- в значительной мере истреблен лесной покров;
- стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
- мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
- атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
- частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
- загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Стало совершенно очевидной пагубность потребительского отношения человека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств и благ. Для человечества становится жизненно необходимым изменение самой философии отношения к природе.
Группа 3 – выделить моменты воздействия человека на природу.
Между природным и общественным понятиями нет пропасти - общество остается частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения человеческое общество измеряло окружающую среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Человек не только переместил в другие климатические условия различные виды растений и животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений. При этом, в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если лишить современную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества. Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал у негостеприимной суровой природы средства существования ценой мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не делает его развитие естественной необходимостью. Географическая среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого – биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
4. Экология и нравственность.
Об экологии сейчас говорят, без всякого преувеличения, все, но подразумевают под этим термином далеко не одно и тоже. Между тем экология достаточно точно определена, как биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней. И заявляет она о себе в самых разнообразных научных, экономических, политических, природоохранных и других областях: от экологии геосфер Земли до экологической генетики, теории этногенеза и этики. Мы же поведем речь о нравственном аспекте экологии, а заодно и всего современного естествознания.
Актуальность этических проблем экологии, признаваемая современным научным сообществом, к сожалению, связана не столько с нашим стремлением к нравственному совершенству, сколько со страхом перед природными катастрофами и нами же вызванными экологическими бедствиями.
В современном общественном сознании наиболее активно распространяют те объяснения экологических бедствий, которые основаны на путанице причин, следствий и понятий. Создаются мифы о перенаселении планеты, леденящие душу истории об озоновой дыре, глобальном потеплении, и прочих кошмарах. Однако, проблема заключается в другом. Суть демографической проблемы состоит не в угрожающем росте численности людей, а в чудовищном падения нравственного их уровня. Жизненного пространства хватит и на 50 миллиардов. Но некогда и двум родным братьям не хватило места под солнцем: Не надо забывать, что Каин убил Авеля вовсе не из-за нехватки жизненного пространства…
В 1991 г., индустриально развитые страны, составлявшие 22% населения планеты, владели 61% мирового валового национального продукта. Остальные 39% приходились на долю 78% населения Земли. Имея лишь 4% населения планеты, США произвели в 1992 г. 24% мирового объёма двуокиси углерода (больше, чем Канада, Индия, вся Южная Америка и Африка вместе взятые). И при населении в 3 раза меньше индийского, американцы в расчёте на душу населения потребляют в 33 раза больше алюминия, в 163 раза природного газа. Соответственно, гораздо больше и объём производимых отходов. Одной только двуокиси углерода в расчёте на одного человека там производится в 19 раз больше, чем в Индии.
Приведенные цифры показывают, что главнейшими причинами экологических бедствий являются вовсе не природные катастрофы и не “строгие законы научно-технического прогресса”, не перенаселение планеты и недостаток природных ресурсов, а несправедливое распределение этих ресурсов и неэффективное их использование.
Генеральный секретарь конференции ООН по окружающей среде и развитию М. Стронг на открытии форума в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. заявил: “Путь, которым пришли к своему благополучию развитые страны, не приемлем для человечества в целом… Мы не можем обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире”.
Форум в Рио-де-Жанейро стал первой серьезной попыткой заявить на весь мир о необходимости перейти от дикости “общества потребления” на разумный путь “устойчивого развития”. Этот путь, в первую очередь, означает ясную систему нравственных координат, соблюдение норм национального и международного права.
Но эта идея была похоронена весной 1999 года, когда США со своими сообщниками, нарушив все нормы международного права и даже собственный устав НАТО, более двух месяцев бомбили Югославию, целенаправленно уничтожая мирное население и экономику независимого и ничем не провинившегося перед мировым сообществом государства.
К началу 21-го века США сумели навязать всему миру свою “мораль” и свое представление о международном праве: им грабить и убивать можно, а те, кто им пытаются в этом помешать должны расцениваться, как злодеи и преступники.
И если мир не найдет в себе сил отказаться от “ценностей” общества потребления и “нравственности” по-американски, то нам придется готовиться к серьезным бедствиям, в том числе и экологическим.
Как в России, так и на Западе о нравственном подходе ко всем проблемам человечества говорят давно. Ещё А. Н. Уайтхед писал в тридцатых годах ХХ века о необходимости поиска мировоззрения, способного спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей.
Концепция “устойчивого развития” приводят к выводу о том, что уровень экологической безопасности прямо зависит от нравственного состояния общества. Но современное общество не только игнорирует этот вывод, но и делает все для того, чтобы о нем поскорее забыли. Но забывать об этом нельзя, поскольку все нации и народы жёстко связаны с кормящим ландшафтом. И разрушение его даже на сравнительно небольших территориях может вызвать цепь необратимых последствий планетарного масштаба.
Всеобщая экологическая безопасность определяется установившимися традициями природопользования. Традиции же отражают духовно-нравственное состояния нации. С древнейших времен отношения к среде обитания имело религиозную основу. Ее утрата привела к потере связи человека с землей.
Возникла абсолютно безумная ситуация, когда собственные природные ресурсы стали рассматриваться только как предмет торговли и сама земля, то есть жизненное пространство, как предмет коммерческих спекуляций. При этом такие понятия, как “Родина” и “Отечество” становятся досадным анахронизмом.
V. Закрепление изученного материала
1. Что понимают под словом «природа»?
2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?
3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?
4.Что такое экология?
5. Как в современном мире решаются экологические проблемы?
6. Выскажите свои предположения по улучшению экологической обстановки в стране.
VI. Домашнее задание: составить презентацию по теме «Человек и природа»