СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания на тему: Общество как совместная жизнедеятельность людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания на тему: Общество как совместная жизнедеятельность людей»

Тема урока: Общество как совместная жизнедеятельность людей

Цели: дать представление об обществе как совместной жизнедеятельности людей, в процессе которой осуществляется их взаимодействие, и возникают различные формы объединения; развивать умения определять особенности социальной системы общества, анализировать объекты, определять понятия, вступать в речевое общение, формулировать собственную точку зрения;

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы: лекция; объяснение учителя с привлечением учащихся к обсуждению отдельных вопросов; самостоятельная работа с источниками.

Оборудование: учебник

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

II. Актуализация опорных знаний учащихся (2 мин.)

Учащиеся дают 4 определения общества, с которыми они знакомились в 8-9 классах.

Общество-

  • этап исторического развития человечества.

  • система отношений.

  • форма объединения людей, сложившееся в процессе совместной деятельности

  • обособившаяся от природы часть материального мира, но тесно связанная с ней.


III. Мотивация учебной деятельности (3 мин.)

Учитель: Сегодня мы должны изучить строение общества, познакомиться с элементным составом и структурой общества.

IV. Сообщение темы, целей и задач урока (2 мин.)

1. Общество как сложная динамичная система

2. Специфика общественных отношений

3. Подсистемы и элементы общества

4. Институты общества


V. Изучение нового материала (30 мин.)

1. Общество как сложная динамичная система.

С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об осо­бенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обес­печить ее организованность и стабильность. Число терминов, ко­торыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земле­дельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром, вервью). Совместное проживание людей в одном месте при кол­лективном решении коммунальных вопросов называют общежи­тием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т.е. объединяющий лю­дей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. На­пример, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотреть кино. Работники трудового коллектива объединяются для совме­стного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы опре­деленных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.

Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадет­ся после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.

Так что же такое общество? Является ли оно простым объеди­нением людей или представляет собой сложную совокупность че­ловеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные вре­мена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появле­ние государства вызывали необходимость обобщить представле­ния об устройстве общества как объекта управления.

Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испы­тывая на себе его воздействие. Действительно, общество представ­ляет собой сложную систему организации жизни людей, в кото­рой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обще­стве, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобре­тают навыки определенного образа поведения.

Человек — существо общественное. Он не может жить изоли­рованно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе обще­ния с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории извест­ны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.

Таким образом, общество — это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как био­логический вид перестал меняться. Наоборот, значительные из­менения начало претерпевать человеческое общество.

Общество — это обособившаяся от природы часть материаль­ного мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарви­на, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашав­шего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выжива­ние. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает силь­нейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее, по отношению к некоторым видам животных применя­ются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специ­ализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие черты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же чело­век в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.

Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, рос­сийское общество, спортивное общество и т.д. В современной на­учной литературе существует множество трактовок понятия «об­щество». Оно понимается как определенная группа людей, объе­динившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодей­ствия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в истори­ческом развитии человечества (первобытное общество, феодаль­ное общество) и как социальная организация какой-либо стра­ны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).

С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индиви­дов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами пове­дения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организован­ной властью.

Итак, общество представляет собой сложную систему, состоя­щую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В обществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние груп­пы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.


2. Специфика общественных отношений

Однако неправильно было бы сводить понятие общества толь­ко к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отноше­ний между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельно­сти. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отно­шениями.

Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:

  • производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;

  • политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;

  • брачно-семейные отношения — личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;

  • межнациональные отношения между представителями разных наций;

  • социальные отношения между различными социальными группами (например, богатыми и бедными).

Указанные разновидности общественных отношений не мо­гут существовать изолированно. Каждый человек стремится най­ти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с соци­альными и брачно-семейными. Если у человека не получается улуч­шить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуще­ствлении власти, отдавая предпочтение той или иной политичес­кой силе на выборах в государственные органы. Иногда недоволь­ство выливается в обвинения в адрес представителей других на­ций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.


VI. Обобщение и систематизация знаний (4 мин.)

1. Дайте определение понятия «общество».

2. Что такое общественные отношения?

3. Каковы их виды?

4. В чем состоит их взаимосвязь?


VII. Подведение итогов (2 мин.)

VIII. Домашнее задание (1 мин.) Выучить конспект.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!