Краснова Татьяна Викторовна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Дубровская СОШ»
Название предмета: Обществознание.
Класс: 6.
УМК: Учебник Обществознание. Авторы: Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, 2015. Рабочая тетрадь Обществознание. Авторы: Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. изд. «Просвещение». – М, 2017.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Человек и его деятельность.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: два часа.
Место урока в системе уроков по теме: первый урок.
Цель урока: познакомить учащихся с сущностью понятия «деятельность».
Задачи урока:
Образовательные: уяснить на доступном для данного возраста уровне сущность понятия деятельность; ее сознательный, продуктивный, общественный характер.
Развивающие: продолжить развитие умений работать в группе, с материалом учебника, с документами; правильно организовывать свою учебную деятельность.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства уважения к человеку труда; осознанного совершения действий.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни, его заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии своей страны.
Предметные: применять понятийный аппарат (деятельность, цель, мотив, результат); устанавливать причинно-следственные связи.
Метапредметные: коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять свое отношение к явлениям современной жизни, формулировать точку зрения;
регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;
познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятиям.
Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Приложение 1. (Тест «Человек познает мир»), Приложение 2. (схема «Структура деятельности»), Приложение 3, презентация к уроку, видео «Супер физкультминутка».
Содержание урока
Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Фронтальный опрос
Зачем человек познает себя?
Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?
Как найти дело по душе?
Тест «Человек познает мир» (Приложение 1)
Постановка темы и цели урока
Слайд 1. Почему важно найти себе дело по душе? (ответы учеников)
Слайд 2. Согласны ли вы с Конфуцием? Почему? (ответы учеников)
Слайд 3. Народная мудрость. Как вы понимаете ее смысл? (ответы учеников)
Пока человек живет, он действует – что-то делает: учится, занимается спортом, общается и т.д. Если вы неподвижно сидите, означает ли это, что вы бездельничаете? (ответы учеников)
Таким образом, человек проявляет как внешнюю активность, так и внутреннюю.
Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели на сегодняшний урок мы поставим?
Слайд 4. Тема урока.
Слайд 5. План урока.
Получение новых знаний
«Птицу узнают по полету, а человека по работе». Как вы поняли смысл этой пословицы? (ответы учеников).
Таким образом, именно трудовая деятельность отличает человека от животных.
Задание: прочитать текст учебника на с 26, объяснить значение слова «деятельность»; с 108 (словарь к уроку) «Деятельность» списать определение и прокомментировать его.
Слайд 6. Работа с определением.
Слайд 7. Как вы понимаете смысл выражения древнегреческого философа Демокрита. (ответы учеников).
Работа с вопросами на 27 учебника. Какое значение в жизни человека имеет деятельность? Подумай, о каком человеке (своем знакомом, литературном персонаже, историческом деятеле) ты мог бы сказать, что он своими делами изменил себя. Почему ты выбрал для примера именно этого человека? (ответы учеников).
Вывод: Деятельность может изменить жизнь человека в лучшую сторону, если он сам этого захочет. Самое главное нужно над этим работать.
Физкультминутка. (Видео Супер физкультминутка).
Слайд 8. Перейдем ко второму пункту плана. Как вы понимаете смысл данной поговорки? (ответ учеников).
Слайд 9. Внимательно рассмотрите картинки и ответьте на вопрос: Можно ли назвать деятельностью животных то, что здесь изображено? Почему? (ответ учеников), (при затруднении обратиться к определению «Деятельность»).
Задание: Работа с текстом: прочитать текст учебника на с 27-28, ответить на вопрос: Чем поведение животных отличается от трудовой деятельности человека? (ответ учеников)
Слайд 10. Вывод: Отличительные черты деятельности человека: определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата.
Задание: Ребята, вы все знаете сказку «Репка», «Красная шапочка»? (ответы учеников). Внимательно рассмотрите предложенную схему, которая находится у каждого на столе (Приложение 2).
Слайд 11. С помощью схемы определите Цель, Мотивы, Действия и Результат деятельности главных героев. Первая группа – деятельность ДЕДА, вторая группа – деятельность Красной Шапочки. (Работа в группах, обсуждение ответов, подведение итога.)
Закрепление изученного материала.
Стр. 12 рабочей тетради №1 или Приложение 3.
Рефлексия.
Что нового вы узнали на уроке?
Что было для вас самым трудным?
Что такое деятельность?
Из каких компонентов состоит деятельность человека?
Нарисуйте смайл, изображающий ваше настроение на уроке.
Информация о домашнем задании.
Слайд 12. Стр. 26-28 читать, стр.31 вопрос 1-2 из рубрики «Проверим себя»; стр. 32 вопрос 4 письменно из рубрики «В классе и дома». С 12 раб. тетр. №2.