СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Человек и его деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит конспект урока, презентацию, приложения. Рассчитана на два урока.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока 1»

Краснова Татьяна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Дубровская СОШ»

Название предмета: Обществознание.

Класс: 6.

УМК: Учебник Обществознание. Авторы: Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, 2015. Рабочая тетрадь Обществознание. Авторы: Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. изд. «Просвещение». – М, 2017.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: Человек и его деятельность.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: два часа.

Место урока в системе уроков по теме: первый урок.

Цель урока: познакомить учащихся с сущностью понятия «деятельность».

Задачи урока:

Образовательные: уяснить на доступном для данного возраста уровне сущность понятия деятельность; ее сознательный, продуктивный, общественный характер.

Развивающие: продолжить развитие умений работать в группе, с материалом учебника, с документами; правильно организовывать свою учебную деятельность.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства уважения к человеку труда; осознанного совершения действий.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни, его заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии своей страны.

Предметные: применять понятийный аппарат (деятельность, цель, мотив, результат); устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные: коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять свое отношение к явлениям современной жизни, формулировать точку зрения;

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятиям.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Приложение 1. (Тест «Человек познает мир»), Приложение 2. (схема «Структура деятельности»), Приложение 3, презентация к уроку, видео «Супер физкультминутка».


Содержание урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос

  1. Зачем человек познает себя?

  2. Каждый ли из нас талантлив? Как это узнать?

  3. Как найти дело по душе?

Тест «Человек познает мир» (Приложение 1)

  1. Постановка темы и цели урока

Слайд 1. Почему важно найти себе дело по душе? (ответы учеников)

Слайд 2. Согласны ли вы с Конфуцием? Почему? (ответы учеников)

Слайд 3. Народная мудрость. Как вы понимаете ее смысл? (ответы учеников)

Пока человек живет, он действует – что-то делает: учится, занимается спортом, общается и т.д. Если вы неподвижно сидите, означает ли это, что вы бездельничаете? (ответы учеников)

Таким образом, человек проявляет как внешнюю активность, так и внутреннюю.

Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели на сегодняшний урок мы поставим?

Слайд 4. Тема урока.

Слайд 5. План урока.


  1. Получение новых знаний

«Птицу узнают по полету, а человека по работе». Как вы поняли смысл этой пословицы? (ответы учеников).

Таким образом, именно трудовая деятельность отличает человека от животных.

Задание: прочитать текст учебника на с 26, объяснить значение слова «деятельность»; с 108 (словарь к уроку) «Деятельность» списать определение и прокомментировать его.

Слайд 6. Работа с определением.

Слайд 7. Как вы понимаете смысл выражения древнегреческого философа Демокрита. (ответы учеников).

Работа с вопросами на 27 учебника. Какое значение в жизни человека имеет деятельность? Подумай, о каком человеке (своем знакомом, литературном персонаже, историческом деятеле) ты мог бы сказать, что он своими делами изменил себя. Почему ты выбрал для примера именно этого человека? (ответы учеников).

Вывод: Деятельность может изменить жизнь человека в лучшую сторону, если он сам этого захочет. Самое главное нужно над этим работать.

Физкультминутка. (Видео Супер физкультминутка).

Слайд 8. Перейдем ко второму пункту плана. Как вы понимаете смысл данной поговорки? (ответ учеников).

Слайд 9. Внимательно рассмотрите картинки и ответьте на вопрос: Можно ли назвать деятельностью животных то, что здесь изображено? Почему? (ответ учеников), (при затруднении обратиться к определению «Деятельность»).

Задание: Работа с текстом: прочитать текст учебника на с 27-28, ответить на вопрос: Чем поведение животных отличается от трудовой деятельности человека? (ответ учеников)

Слайд 10. Вывод: Отличительные черты деятельности человека: определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата.

Задание: Ребята, вы все знаете сказку «Репка», «Красная шапочка»? (ответы учеников). Внимательно рассмотрите предложенную схему, которая находится у каждого на столе (Приложение 2).

Слайд 11. С помощью схемы определите Цель, Мотивы, Действия и Результат деятельности главных героев. Первая группа – деятельность ДЕДА, вторая группа – деятельность Красной Шапочки. (Работа в группах, обсуждение ответов, подведение итога.)

  1. Закрепление изученного материала.

Стр. 12 рабочей тетради №1 или Приложение 3.

  1. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было для вас самым трудным?

Что такое деятельность?

Из каких компонентов состоит деятельность человека?

Нарисуйте смайл, изображающий ваше настроение на уроке.

  1. Информация о домашнем задании.

Слайд 12. Стр. 26-28 читать, стр.31 вопрос 1-2 из рубрики «Проверим себя»; стр. 32 вопрос 4 письменно из рубрики «В классе и дома». С 12 раб. тетр. №2.

Просмотр содержимого документа
«конспект к уроку 2»

Краснова Татьяна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Дубровская СОШ»

Название предмета: Обществознание.

Класс: 6.

УМК: Обществознание. Авторы: Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, 2015. Авторы: Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. изд. «Просвещение». – М, 2017.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: Человек и его деятельность.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: два часа.

Место урока в системе уроков по теме: второй урок.

Цель урока: познакомить учащихся с основными видами деятельности человека: игра, учение, труд.

Задачи урока:

Образовательные: уяснить на доступном для данного возраста уровне сущность видов деятельности человека.

Развивающие: продолжить развитие умений работать в группе, с материалом учебника, с документами; правильно организовывать свою учебную деятельность.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства уважения к человеку труда; осознанного совершения действий.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и созидательное участие в общественной жизни, его заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии своей страны.

Предметные: применять понятийный аппарат (деятельность, цель, результат, мотив); различать разные виды деятельности, понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека; устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные: коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять свое отношение к явлениям современной жизни, формулировать точку зрения;

регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятиям.


Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Приложение 1. (Рабочий лист учащегося), Приложение 2. (Дополнительный материал), презентация к уроку, видео «Супер физкультминутка».


Содержание урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос

1)Объясните значение слова «деятельность».

2)Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?

У каждого на столе лежит рабочий лист (Приложение 1.) с заданиями, которые нужно будет выполнить в течении урока.

Выполнение задания №1 в рабочем листе. Заполните пропуски в схеме: Структура деятельности.


  1. Постановка темы и цели урока.

Слайд 1-3. Что изображено на картинке? (Ответ учеников после каждого слайда.)

Слайд 4. Предположите, как может называться деятельность людей, изображенных на каждой картинке (Ответ учеников: игра, учение, труд.)

Итак, сегодня мы продолжим разговор о деятельности человека. Попробуйте сформулировать тему урока. Какие цели на сегодняшний урок мы поставим?

Слайд 5. Тем урока: Основные формы деятельности человека.

  1. Получение новых знаний

Ребята, мы с вами уже определили, о каких видах деятельности будем говорить, поэтому вы уже можете выполнить задание №2 в Рабочем листе.

Выполнение задания №2 в рабочем листе.

Слайд 6. Проверьте себя, правильно ли вы выполнили это задание.

Проблемное задание: (Работа в парах) Работая с п.3 §3 на с 28-29 и 31 учебника, и дополнительным материалом (Приложение 2.) выполните задание №3 в Рабочем листе.

Ученики выполняют задание в парах, затем все вместе обсуждают результат работы. Делают вывод: Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют различное значение.

Физкультминутка. (Видео Супер физкультминутка.)

Слайд 7. Эвристическая беседа.

  1. Всегда ли деятельность благо?

  2. Как вы думаете, почему деятельность человека может обратиться в зло?

  3. Всегда ли человек задумывается о целях и результатах своей деятельности?

  4. Что нужно делать для того, чтобы деятельность приносила только благо?

Вывод: Люди должны реализовывать свою активность целесообразно. Осмысливать границы и последствия соей преобразовательной деятельности.

Работа с рубриками «Путешествие в прошлое» с. 29 и «Картинная галерея» на с. 30 учебника.

  1. Закрепление изученного материала.

Выполнить задание 4 на Рабочем листе.

  1. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Что было для вас самым трудным?

На рабочих листах нарисуйте смайл, изображающий ваше настроение на уроке.

  1. Информация о домашнем задании.

Слайд 8. Стр. 28-31 читать, стр.31 вопрос 4-5 (устно).

На выбор: стр.31 учебника № 6 (письменно) из рубрики «Проверим себя»;

стр. 32 вопрос 5 из рубрики «В классе и дома»;

стр. 15 раб. тетр. № 5,8



Просмотр содержимого документа
«приложение 1 к уроку 1»

Тест по теме «Человек познает мир».

  1. Перед вами четыре окончания предложения. Один вариант не правильный. Найдите его.

В процессе взаимодействия с окружающим миром человек

  1. Получает знания о нем

  2. Активно познает его

  3. Обогащает свое сознание новой информацией

  4. Действует бессознательно

2.Выберите наиболее точный термин из предложенных ниже.

Осознание человеком своих достоинств и недостатков, интересов и склонностей – это

  1. Потребность

  2. Познание

  3. Самосознание

  4. Сознание

3.Дополните перечень, выбрав термин среди предложенных ниже:

способности, талант, _________________________________________

  1. Гениальность

  2. Любознательность

  3. Труд

  4. Наследственность

4.Найдите корректное окончание предложения.

Самооценка человека…

  1. Может быть правильной или ложной

  2. Выражает мнение окружающих о нем

  3. Всегда основывается на его внешних данных

  4. Не распространяется на его личные качества

5.Заполните пропуски в тексте. Выберите правильный вариант из предложенных.

Потребность понять и узнать себя способствует развитию___________(воли, способностей, самосознания). Человек ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________(может, не способен, не в состоянии) объективно оценивать свои качества – физические или моральные, свои поступки, результаты своей деятельности. (Завышенная, заниженная, правильная)­­­­­­­­­­­­­­­___________________самооценка помогает в труде и общении.

6.Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Познание – это научная деятельность; люди, не связанные с наукой, не способны к познанию мира.

2) Способности можно и нужно развивать.

3) Стремление к самопознанию относится к числу человеческих потребностей.

Ответ___________

7.Прочитайте три предложения и укажите то, которое содержит оценку. Запишите цифру, под которой это предложение указано.

(1)Детство – это исключительно важная пора человеческой жизни. (2)В этот период человек стремиться разобраться в себе и в своих отношениях с окружающим миром. (3)Самосознание начинается в детстве.

Ответ____________

Ключ к тесту «Человек познает мир».

  1. 4

  2. 4

  3. 1

  4. 1

  5. Самосознания, может, правильная (3 балла)

  6. 23 (2 балла)

  7. 1

Просмотр содержимого документа
«приложение 1 к уроку 2»

Приложение 1

Рабочий лист ученика (ФИ)____________________________________

1) Заполните пропуски в схеме: Структура деятельности

Действия





2) Виды деятельности человека:

  1. ­­­­­________________________

  2. ________________________

  3. ________________________

3) Используя текст «Виды деятельности человека» (Приложение 2) и текст учебника с 28-29, 31 заполни пустые графы таблицы.

Основные формы деятельности человека

Лини сравнения

Игра

Учение

Труд

Краткая характеристика


Подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии.









Условия осуществления

Связана со свободной организацией – ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени – как хочет, когда хочет и сколько хочет.




Мотив









Для какого периода жизни имеет особо важное значение.


Школьный возраст.


4) Выбери правильный ответ.

  1. Что объединяет слова «Игра», «Учение», «Труд»?

А) это потребности организма человека

Б) это виды деятельности

В) это качества человека

Г) это способы получения заработка

2. Что из названного не является отличительной чертой деятельности человека?

А) определение цели

Б) осознание действия

В) анализ результата

Г) инстинкты

3. Существует пословица: «Стрелять по воробьям из пушки». Эту пословицу употребляют, когда человек

А) не планирует свою деятельность

Б) на анализирует результат деятельности

В) неверно подбирает средства для достижения цели

Г) неверно ставит цели

Просмотр содержимого документа
«приложение 2 к уроку 2»

Приложение 2

Виды деятельности человека.

Труд – основной вид деятельности. В результате которой создается общественно полезный продукт. Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, приобретает творческий характер.

Учение – подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра не дает общественно значимого продукта.

Мотивом труда и учения является, прежде всего, осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией – ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени – как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют различное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности – игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника – учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд – основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).









Просмотр содержимого документа
«приложение 3 к уроку 1»

Приложение 3.

Что из перечисленного можно отнести к деятельности? Впиши соответствующие примеры в таблицу.

К деятельности относится

Деятельностью не является




















Собака сторожит дом, мальчик катается на велосипеде, композитор сочиняет оперу, учитель ведет урок, белка делает запасы на зиму, мама сажает цветы.

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку 1»

«Смотри дерево в плодах, а человека в делах» Народная мудрость

«Смотри дерево в плодах, а человека в делах»

Народная мудрость

Человек и его деятельность

Человек и его деятельность

План урока: 1)«Птицу узнают по полету, а человека по работе». 2) «Пчела мала, да и та работает».

План урока:

1)«Птицу узнают по полету, а человека по работе».

2) «Пчела мала, да и та работает».

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Деятельность – способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Основное его содержание – изменение и преобразование мира в интересах человека, создание того, чего нет в природе.

Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы. Демокрит

Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.

Демокрит

План урока: 1)«Птицу узнают по полету, а человека по работе». 2) «Пчела мала, да и та работает».

План урока:

1)«Птицу узнают по полету, а человека по работе».

2) «Пчела мала, да и та работает».

Отличительные черты деятельности человека: определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата.

Отличительные черты деятельности человека: определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата.

Структура деятельности  РЕЗУЛЬТАТ ЦЕЛЬ МОТИВЫ ДЕЙСТВИЯ То, ради чего действует человек То, почему действует человек Этап осуществления деятельности Отдельный акт деятельности

Структура деятельности

РЕЗУЛЬТАТ

ЦЕЛЬ

МОТИВЫ

ДЕЙСТВИЯ

То, ради чего действует человек

То, почему действует человек

Этап осуществления деятельности

Отдельный акт деятельности

Информация о домашнем задании. Стр. 26-28 читать, стр.31 вопрос 1-2 из рубрики «Проверим себя»; Стр. 32 вопрос 4 письменно из рубрики «В классе и дома». С 12 раб. тетр. №2.

Информация о домашнем задании.

Стр. 26-28 читать, стр.31 вопрос 1-2 из рубрики «Проверим себя»;

Стр. 32 вопрос 4 письменно из рубрики «В классе и дома». С 12 раб. тетр. №2.

Просмотр содержимого презентации
«Презентацияк уроку 2»

Основные формы деятельности человека

Основные формы деятельности человека

Виды деятельности человека:

Виды деятельности человека:

  • Игра
  • Учение
  • Труд
Информация о домашнем задании.

Информация о домашнем задании.

  • Стр. 28-31 читать, стр.31 вопрос 4-5 (устно).
  • На выбор: стр.31 учебника № 6 ( письменно ) из рубрики «Проверим себя»;
  • стр. 32 вопрос 5 из рубрики «В классе и дома»;
  • стр. 15 раб. тетр. № 5,8


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!