СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли, оценивать собственное умение общаться.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Общение"»

МБОУ : Потаповская СОШ












Тема: Общение


Урок обществознания. 6 класс










Учитель истории и обществознания: ПАРНЮК НЕЛЛИ НИКОЛАЕВНА















2021 г.







Тема урока: «Общение»

Предмет

Обществознание

Класс - 6

Программа по обществознанию 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, издательство «Просвещение»,2020г

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи: Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи, ответственность за свое поведение среди людей, стремление к реализации своих коммуникативных способностей. Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека, учить анализировать и сопоставлять свои знания с новым материалом, презентовать приобретенный опыт и знания. Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли, оценивать собственное умение общаться.

.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- сформировать у учащихся представление о средствах общения и его формах;

- раскрыть роль общения в жизни человека;


-приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

- получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности, ориентации в межличностных отношениях

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

- находить информацию в различных источниках;

- владеть смысловым чтением, анализировать, делать выводы


- планировать и ставить цели деятельности в группе;

- оценивать степень достижения результатов

- понимать позицию другого;

- излагать свое мнение, уметь его корректировать;

- организовать работу в группе;

- преодолевать конфликты;

- добиваться поставленных целей

- умение слушать и слышать своих одноклассников,

- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении,

- умение точно выражать свои мысли

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Тип занятия: занятие по изучению нового учебного материала

Вид занятия: урок-исследование (сочетание теоретических и практических самостоятельных работ)

Формы и методы обучения: создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с текстом, мозговой штурм, кодирование информации, игра, эвристическая беседа, решение познавательных задач, форма рефлексии — упражнение «Продолжи предложение»

Основные термины и понятия: общение, вербальные средства общения, невербальные средства общения, барьеры общения, правила общения

Вид используемых средств и ИКТ: мультимедийная презентация Power Point, видео сюжеты, дидактический раздаточный материал.

Образовательные интернет-ресурсы:

- http://ipk74.ru/

- http://nsportal.ru/

- www HYPERLINK "http://www.zavuch.ru/".zavuch.ru

- proshcolu.ru

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы и методы

Время

1 Организационный этап


Подготовка учащихся к работе на уроке.



1



2 Этап актуализации опорных знаний. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вхождение в тему урока.

Работа с видеосюжетом, беседа учителя, мозговой штурм, создание проблемной ситуации

7

3 Целеполагание

Постановка проблемы

1

4 Этап открытия нового знания. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Первичная проверка знания

Объяснение учителя, упражнение « Ассоциации» , групповая работа с текстом.

10

5 Практическое изучение нового материала с использованием различных информационных источников. Первичное закрепление.

Кодирование информации — создание кластера, работа с различными информационными источниками ( иллюстрации, текст, диаграмма)

10

6 Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Обобщение полученных знаний с использованием материалов презентации, дискуссия по поставленному вопросу.




5

7 Этап закрепления нового материала. Проверка и коррекция полученных результатов.

Закрепление у учащихся знаний и УУД, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу.


2

8 Этап инструктажа по выполнению домашнего задания


Сообщение учащимся домашнего задания. Разъяснение методики его выполнения, требований к результатам

2

9 Подведение итогов урока.

Рефлексия (Упражнение на завершение фразы)

7



Ход урока


Название этапа

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1

Организационный

этап

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников.  Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение. Здравствуйте те, кто готов вступать в отношения с новыми людьми. Надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. А что для этого нужно? Ответим на этот вопрос в конце урока.

Возникновение у ребенка

внутренней потребности

включения в учебную

деятельность

2

Актуализация опорных знаний

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбоскины» Видеосюжет (1-я часть) 15сек-30сек.

Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит? (Слайд № 1)

Смотрят видеосюжет. Отвечают на вопросы учителя.

3

Целеполагание

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Знакомит учащихся с высказыванием Антуана де Сент Экзюпери, известного французского  поэта и профессионального лётчика, погибшего в годы Второй мировой войны :"Самая главная роскошь на земле- это роскошь человеческого общения» (слайд 2) и побуждает учеников высказывать собственное мнение.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

(слайд 3 ) тема урока «Общение»)

Учитель вновь активизирует мыслительную деятельность детей, предлагает ученикам сформулировать цель урока (слайд №4) и план по достижению цели.

поставленную учащимися цель и план урока на доске.

Высказывают свое понимание

мысли автора.










Формулируют тему урока:

«Общение»

Отвечают на вопрос учителя.

(слайд №5) Формулируют цель урока.

Цель: Понять, что такое

Общение и какова его роль в жизни людей.

План урока:

1.Понятие общения

2.Средства общения

3. Барьеры общения

4.Правила общения

(слайд 6)

4

Открытие нового знания

Развивать умение учащихся работать с понятиями

из словарей , учебной литературы, совершенствовать навыки работы в группах, умение отвечать на поставленные вопросы

Организует работу учащихся по составленному плану.

Давайте вместе перейдем к рассмотрению понятия «общение». С чем ассоциируется у вас это понятие?

Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение. (слайд 7). Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:

-обмен информацией;

-взаимопонимание;

-взаимодействие

-установление контактов


Учитель раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание:

Внимательно прочитайте определение, обсудите в группе и найдите ключевые слова.

Философский словарь«Общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности» (1) Психологический словарь «Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению» (2)

Толковый словарь В. Даля слово «общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружить, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. (3)

Напоминает ученикам правила работы в группе. Контролирует выполнение работы. (слайд 8).

Я предлагаю группам обобщить свой социальный опыт ,знания, информацию из источников и постараться сформулировать определение понятия «общение».(зад.1 слайд №9)


. После дополнения кластера делает вывод:

Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд 10)


.

Называют свои ассоциации

к понятию «общение».



Прием «Ассоциация» работа по группам.







Отвечают на вопрос учителя.






В группах знакомятся с

определениями понятия

«общение», анализируют и

подбирают дополнения к

составленному кластеру.



Приложение 1.


























Заполняют кластер в рабочих листах










Записывают определение

понятия «общения» в тетрадь.

Р.т. №1 стр.37-38





1 группа

Ученики работают с учебником, стр. 68

Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,

установление взаимопонимания,

развитие человека .(слайд 12)

2 группа

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос,

взгляд, поза, движения).

(слайд 14)

5

Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Полученную информацию применить на практике

Итак, мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются, каковы цели общения? (слайд 11 Задание 2)






Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим средства общения и заполним кластер

О них вы узнаете, прочитав в учебнике с.68-69. (слайд 13 Задание 3).

Учитель:

Назовите средства общения. Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по- цепочке Выполним тренинг «Лица»

Попробуйте, определить по пиктограммам ,какие чувства выражает мимика человека

Стр.69.

Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».

Посмотрите на диаграмму (Слайд 19), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения.

К какому выводу можно прийти?

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

1 группа

Ученики работают с учебником, стр. 68

Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,

установление взаимопонимания,

развитие человека .(слайд 12)

2 группа

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос,

взгляд, поза, движения).

(слайд 14)





3 группа

По- цепочке описывают пиктограммы.



Работа с учебником «Жил на свете человек» стр.70



Видеосюжет Ю.Б. Левитане




Анализируют данные диаграммы.






6





Этап проверки понимания учащимися нового материала.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 30 сек.-60сек.


Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. (слайд 20)

Почему возникают барьеры общения?


Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?



Ребята жестами под музыку передают поздравления с Новым 2017 р

Ученики высказывают свое мнение. Работают с иллюстрацией.



Ребята высказывают свои мысли.

Нежелание увидеть, услышать другого. Неумение донести до другого свои

собственные мысли ,эмоции




7

Обобщение коррекция полученных результатов

Обобщить полученные знания.

Конечно, ребята, при общении важно помнить, что

любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому: (слайд 19)


«Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить».

М.М. Рощина.

Согласны ли вы с автором? Помогут ли эти наставления избежать ненужных конфликтов














Осмысливают полученную

Информацию, дают ответы

Решение познавательных задач по группам с комментированием

«Учимся общаться» . Дети делают выводы.

8

Домашнее задание

Закрепить знания, полученные на уроке, знать правила общения с разными людьми.

Учитель предлагает по группам задание и комментирует его. 1. Сформулируйте законы общения на основе предложенных русских пословиц.

2.Используя мимику и жесты определите ,что не будет делать воспитанный человек общаясь с окружающими

3.Синквейн со словом «взгляд» и

«улыбка»

Записывают задание в дневник.


Приложение 2.





Алгоритм составления синквейна.

9

Рефлексия

Соотнесение цели урока и результата

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль и выполнить упражнение «Продолжи предложение»

(слайд 21 задание 4)



Самооценка за работу на уроке

Выставление оценок за урок.

Выражение благодарности за плодотворное общение. (слайд 22)

Анализируют свою деятельность

по достижению цели.


Самая главная цель общения

состоит в том, чтобы установить контакт и взаимопонимание между собеседниками.

В ходе общения происходит обмен информацией.

Результатом общения можно

считать получение новых знаний и опыта

«5»-поднятый дневник

«4»-поднятая раб. тетрадь

«3»-поднятый учебник











Приложение

1 группа

Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.»



2 группа

Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.»



3 группа

Толковый словарь В. Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.»



Рабочие карты урока

1 группа

  1. Философский словарь: «Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов , в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.»


  1. Каковы цели общения стр.68__________________________________________________

_______________________________________________________________

________________________________________________________________



  1. Решение практической задачи: «Двойка»


На последнем уроке учительница раздала тетради с проверенной контрольной работой по математике. Маша получила «2».Она очень расстроилась и с трудом сдерживала слезы. Прозвенел звонок с урока. Маше не хотелось идти домой. Друзья захотели утешить Машу….


Чтобы ты сказал Маше?


  1. Д/з п.8

Сформулируйте законы общения на основе предложенных русских пословиц:


- Много говорить – голова заболит.

- За худые слова слетит голова.

- Хорошее слово – половина счастья

- Сперва подумай , потом говори.

- Красную речь красно и слушать.




2 группа

  1. Психологический словарь – «Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению

  2. Средства общения. Стр.68-69


Заполни кластер Слайд на экране



  1. Решение практической задачи: «На уроке физкультуры»

Сережа плохо прыгает в высоту. Он сделал первую попытку и сбил планку. Второй ,третий раз – и тоже самое. Сережа не мог двинуться с места. Больше всего он боялся услышать смех одноклассников и их злое подшучивание…

Твои действия в данной ситуации



  1. Д/з п.8

Подумайте, что не будет делать воспитанный человек при общении.



3 группа

  1. Толковый словарь В. Даля – «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.»

  2. Выполни тренинг «Лица». Стр.69

Попробуйте, определить по пиктограммам какие чувства выражает мимика человека.

  1. Решение практической задачи: «На перемене».


Игорь затеял игру , в которую включились все мальчики. Только Илья не стал играть. Он остался стоять у окна один. Илья сегодня очень тихий и печальный, но этого долго никто не замечал…


Твои действия в данной ситуации

  1. Д/з п.8

Составить синквейн со словами «взгляд» и «улыбка»




Список литературы.

  • Философский словарь М. «Просвещение» 1998г.

  • Психологический словарь М. «Просвещение» 2000г.

  • Тренинги с подростками. Волгоград. 2008г.


 

.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!