Методическая разработка урока
На уроках музыки и внеурочной деятельности во 2, 3, 4 классах
«Развитие музыкально – ритмических способностей учащихся с использованием техники body percussion на уроках музыки и во внеурочной деятельности»
Подготовила: Филиппова А. А.
Учитель музыки
МОУ ИМРО СОШ п. Молодёжный
Цель: Привлечение ребенка к здоровому образу жизни через ознакомление с элементами телесной перкуссии. Развитие творческих способностей, чувства ритма и темпа у детей на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Задачи:
Ознакомить с элементами телесной перкуссии и возможностями их применения,
Развивать творческие способности,
Способствовать раскрепощению и самовыражению детей,
Развивать интерес и стимулировать применение элементов телесной перкуссии в повседневной жизни.
Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию, музыкальные способности
Структура
1. Подготовительно-организационный этап.
2. Теоретическая часть: вступительное слово по теме.
3. Практическая часть – занятие с учащимися с показом эффективных приемов технологии
4. Рефлексия – итог урока.
Предполагаемый результат:
Ученики младших классов получат знания о том, что тело ребёнка, может состоять не только из частей, но и звучать, как живой музыкальный инструмент. Смогут развить творческие способности, раскрепоститься и научиться самовыражению.
Продолжительность занятия 20-30 минут
Материал и оборудование: фортепиано, детские шумовые инструменты, мультимедийное оборудование.
Введение
Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется всё тело. Телесная перкуссия – это техника владения своим телом как музыкальным инструментом. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений. Эта техника способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению.
Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.
Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки для которой не нужны инструменты – это гениально и очень подходит ребенку.
Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек придумал музыкальные инструменты. Первичное предназначение перкуссии тела – коммуникация. С этой целью африканцы на алмазных шахтах, которым запрещалось общаться между собой, начали топать ногами, создав телесно-перкуссионную технику gumboot. А рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с другом в ритме hambone или juba dance. Заодно и работать стало веселее. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.
Музыка тела хороша тем, что её может освоить каждый. Детям очень нравится заниматься Body Percussion – для них интересно взаимодействовать с различными частями своего тела. Тело – это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях, тем самым как бы массажируя его. Благодаря такому способу «массажа» происходит оздоровительный эффект.
Телесная перкуссия действует в трёх областях:
– на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
– на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
– в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведёт к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Таким образом, плюсами телесной перкуссии являются:
Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
Инструмент – наше тело, который не требует настройки;
Хорошо привлекает внимание детей.
Техника Body Percussion даёт возможность слышать себя и других, уверенность в себе, снимает зажимы и стеснения, мышечные зажимы, даёт возможность самовыражаться и высказываться без слов, развивает социально-коммуникативные навыки.
Музыкальные занятия с использованием такого метода здоровьясбережения как телесная перкуссия эффективна при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Применение в работе общеобразовательной школе, по здоровьесбережению с использованием техники телесная перкуссия повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Телесная перкуссия в музыкальной педагогике
Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ученику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.
Но музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Руки и ноги всегда при нас, а чувство ритма у человека врожденное. Более того, чаще всего мы играем непроизвольно. Это отличный способ повеселится и сблизиться с окружающими. Не даром перкуссия тела стала частью музыкальной терапии и тренингов по тимбилдингу. Кроме того, это отличный способ изучить собственные физические возможности и самовыразиться.
Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и двигаться в такт или попробовать написать свою мелодию.
Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы. В музыкальных школах каждый ученик первоначально осваивает такие музыкальные элементы как ритм, метр, темп и именно движения собственного тела помогают ему в этом (отбивает ритм ладонями, ногой и др.).
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях.
Например, это:
топот ногами или притопы различной силы,
похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру,
хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями,
щелчки пальцами.
После того как музыкант начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются
пощёчины с открытым и закрытым ртом,
клацанье языком,
свист,
стук.
И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела. Изменяется окраска звука и от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук. В итоге опытный перкуссионист овладевает большой палитрой звуков и умелое их чередование даёт потрясающий эффект единой музыкальной канвы.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела.
Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Дает возможность осознать возможности своего тела как музыкального инструмента средствами его самовыражения. Что в свою очередь способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром.
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
- Stomp – шагание ногами по полу или резонирующей поверхности;
- Patsch – хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
- Clap – хлопанье в ладоши;
- Click – щелчки большим и средним пальцами.
Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции.
Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Оздоровительные возможности телесной перкуссии
Телесная перкуссия действует в трех областях:
на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Вывод:
Плюсами телесной перкуссии являются:
Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;
Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;
Хорошо привлекает внимание детей
Что дает телесная перкуссия при работе с группой:
Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа)
Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,
Снятие мышечных зажимов,
Возможность самовыражения, и высказывания без слов,
Развитие социальных и коммуникативных навыков.
Использованный электронный материал.
Уроки и занятия по телесной перкуссии, работы с ритмом.
1урок
https://www.youtube.com/watch?v=dWoTxckHyT4
1 урок
https://www.youtube.com/watch?v=taHGA3rxH5M
2 урок
https://www.youtube.com/watch?v=nxapmbcaRK8&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=2
3 урок
https://www.youtube.com/watch?v=mjfTb6bcUZ8&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=3
4 урок
https://www.youtube.com/watch?v=Qxsr5V8Zg2c&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=4
5 урок
https://www.youtube.com/watch?v=csVWRZujIOE&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=5
6 урок
https://www.youtube.com/watch?v=zYO67zpiERo&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=6
7урок
https://www.youtube.com/watch?v=pM5lPwJnvAI&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=7
8 урок
https://www.youtube.com/watch?v=RpUv1V_MJTM&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=8
Работа с ритмом:
1
https://www.youtube.com/watch?v=H4bhtsPSn8w
2
https://www.youtube.com/watch?v=77wuF0_sIpY&t=2s
3
https://www.youtube.com/watch?v=a_g1oHeoiSU&t=14s
4
https://www.youtube.com/watch?v=IS-fj8xXNYw
5
https://www.youtube.com/watch?v=Omw2RgQVtuU
6
https://www.youtube.com/watch?v=rPMvhRq55kY
7
https://www.youtube.com/watch?v=AN-cuRu7oAQ
Источники литературы
1
https://multiurok.ru/blog/telesnaia-perkussiia-kak-netraditsionnyi-metod-ozdorovleniia.html
2
https://infourok.ru/body-percussion-kak-sredstvo-razvitiya-chuvstva-ritma-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-5108772.html
3
https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BC-%D0%BC-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/
4
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1680843209&tld=ru&lang=ru&name=Belosheina-E.A.pdf&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE&url=https%3A%2F%2Fnarfu.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F9df%2FBelosheina-E.A.pdf&lr=118908&mime=pdf&l10n=ru&sign=7aaa57dfda2cc47cb58c97065efed3e0&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1680843209%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DBelosheina-E.A.pdf%26text%3D%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B9%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%2B%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D1%2583%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25BE%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fnarfu.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F9df%2FBelosheina-E.A.pdf%26lr%3D118908%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D7aaa57dfda2cc47cb58c97065efed3e0%26keyno%3D0%26nosw%3D1
Приложение