СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока На уроках музыки и внеурочной деятельности во 2, 3, 4 классах «Развитие музыкально – ритмических способностей учащихся с использованием техники body percussion на уроках музыки и во внеурочной деятельности»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Привлечение ребенка к здоровому образу жизни через ознакомление с элементами телесной перкуссии. Развитие творческих способностей,  чувства ритма и темпа у детей на уроках музыки и внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока На уроках музыки и внеурочной деятельности во 2, 3, 4 классах «Развитие музыкально – ритмических способностей учащихся с использованием техники body percussion на уроках музыки и во внеурочной деятельности»»

Методическая разработка урока

На уроках музыки и внеурочной деятельности во 2, 3, 4 классах

«Развитие музыкально – ритмических способностей учащихся с использованием техники body percussion на уроках музыки и во внеурочной деятельности»




Подготовила: Филиппова А. А.

Учитель музыки

МОУ ИМРО СОШ п. Молодёжный


Цель: Привлечение ребенка к здоровому образу жизни через ознакомление с элементами телесной перкуссии. Развитие творческих способностей, чувства ритма и темпа у детей на уроках музыки и внеурочной деятельности.






Задачи:

  • Ознакомить с элементами телесной перкуссии и возможностями их применения,

  • Развивать творческие способности,

  • Способствовать раскрепощению и самовыражению детей,

  • Развивать интерес и стимулировать применение элементов телесной перкуссии в повседневной жизни.

  • Развивать чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память, творческое воображение, слуховую фантазию, музыкальные способности



Структура

1. Подготовительно-организационный этап.

2. Теоретическая часть: вступительное слово по теме.

3. Практическая часть – занятие с учащимися с показом эффективных приемов технологии 
4. Рефлексия – итог урока.


Предполагаемый результат:

Ученики младших классов получат знания о том, что тело ребёнка, может состоять не только из частей, но и звучать, как живой музыкальный инструмент. Смогут развить творческие способности, раскрепоститься и научиться самовыражению.

Продолжительность занятия 20-30 минут

Материал и оборудование: фортепиано, детские шумовые инструменты, мультимедийное оборудование.

Введение

Body Percussion (перкуссия тела) – направление, в котором в качестве инструмента используется всё тело. Телесная перкуссия – это техника владения своим телом как музыкальным инструментом. Научившись виртуозно им управлять, можно овладеть универсальным и понятным в любой точке земли языком ритмов и движений. Эта техника способствует раскрепощению, налаживанию контакта с телом, творческому выражению.


Карл Орф был одним из первых, кто воплотил в своём новаторском подходе к музыкальному обучению детей синтез движения, пения, игры и импровизации заложив основу этого направления.
  Слушать и слышать свое тело, играть на нем как на перкуссии – это значит пропустить музыку, ее ритм непосредственно через себя. Идея исполнения музыки для которой не нужны инструменты – это гениально и очень подходит ребенку.


Первые телесно-перкуссионные мелодии появились задолго до того, как человек придумал музыкальные инструменты. Первичное предназначение перкуссии тела – коммуникация. С этой целью африканцы на алмазных шахтах, которым запрещалось общаться между собой, начали топать ногами, создав телесно-перкуссионную технику gumboot. А рабы на плантациях в США, лишенные барабанов, решили общаться друг с другом в ритме hambone или juba dance. Заодно и работать стало веселее. Как неотъемлемый элемент, музыка тела сохранилась в народных танцах и песнях по всему миру.


Музыка тела хороша тем, что её может освоить каждый. Детям очень нравится заниматься Body Percussion – для них интересно взаимодействовать с различными частями своего тела. Тело – это прекрасный развивающий инструмент, как для обычных деток, так и для детей с ОВЗ. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях, тем самым как бы массажируя его. Благодаря такому способу «массажа» происходит оздоровительный эффект.


Телесная перкуссия действует в трёх областях:

 – на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

 – на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

 – в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведёт к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.


Таким образом, плюсами телесной перкуссии являются:

  • Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

  • Инструмент – наше тело, который не требует настройки;

  • Хорошо привлекает внимание детей.


Техника Body Percussion даёт возможность слышать себя и других, уверенность в себе, снимает зажимы и стеснения, мышечные зажимы, даёт возможность самовыражаться и высказываться без слов, развивает социально-коммуникативные навыки. 


Музыкальные занятия с использованием такого метода здоровьясбережения как телесная перкуссия эффективна при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов. Применение в работе общеобразовательной школе, по здоровьесбережению с использованием техники телесная перкуссия повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.


Телесная перкуссия в музыкальной педагогике

Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ученику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.

Но музыка тела хороша тем, что ее может освоить каждый. Руки и ноги всегда при нас, а чувство ритма у человека врожденное. Более того, чаще всего мы играем непроизвольно. Это отличный способ повеселится и сблизиться с окружающими. Не даром перкуссия тела стала частью музыкальной терапии и тренингов по тимбилдингу. Кроме того, это отличный способ изучить собственные физические возможности и самовыразиться.

Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и двигаться в такт или попробовать написать свою мелодию.

Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы. В музыкальных школах каждый ученик первоначально осваивает такие музыкальные элементы как ритм, метр, темп и именно движения собственного тела помогают ему в этом (отбивает ритм ладонями, ногой и др.).

Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях.

Например, это:

  • топот ногами или притопы различной силы,

  • похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру,

  • хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями,

  • щелчки пальцами.

После того как музыкант начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляются

  • пощёчины с открытым и закрытым ртом,

  • клацанье языком,

  • свист,

  • стук.

И это далеко не полный перечень звуков, легко воспроизводимых любым человеком при помощи собственного тела. Изменяется окраска звука и от положения ладоней при хлопке и от месторасположения рук. В итоге опытный перкуссионист овладевает большой палитрой звуков и умелое их чередование даёт потрясающий эффект единой музыкальной канвы.

Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, научиться выражать свое состояние звуками и движениями своего тела.

Главная цель данного направления – раскрыть творческий потенциал детей через движения тела. Body Percussion способствует проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации. Дает возможность осознать возможности своего тела как музыкального инструмента средствами его самовыражения. Что в свою очередь способствует развитию выразительности в общении и иных формах взаимодействия с окружающим миром.

В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):

- Stomp – шагание ногами по полу или резонирующей поверхности;

- Patsch – хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);

- Clap – хлопанье в ладоши;

- Click – щелчки большим и средним пальцами.

Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции.

Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.

Оздоровительные возможности телесной перкуссии

Телесная перкуссия действует в трех областях:

  • на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;

  • на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;

  • в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.



Вывод:

Плюсами телесной перкуссии являются:

  • Использование музыкального инструмента, который есть у каждого, даже у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть возможность заниматься телесной перкуссией;

  • Инструмент, который не требует настройки, при групповой работе не нужно выбирать инструменты в одном строе;

  • Хорошо привлекает внимание детей

Что дает телесная перкуссия при работе с группой:

  • Возможность слышать себя и других (перекрестная игра, синхронная работа)

  • Уверенность в себе, снятие зажимов и стеснения,

  • Снятие мышечных зажимов,

  • Возможность самовыражения, и высказывания без слов,

  • Развитие социальных и коммуникативных навыков.










Использованный электронный материал.



Уроки и занятия по телесной перкуссии, работы с ритмом.

1урок

https://www.youtube.com/watch?v=dWoTxckHyT4

1 урок

https://www.youtube.com/watch?v=taHGA3rxH5M

2 урок

https://www.youtube.com/watch?v=nxapmbcaRK8&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=2

3 урок

https://www.youtube.com/watch?v=mjfTb6bcUZ8&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=3

4 урок

https://www.youtube.com/watch?v=Qxsr5V8Zg2c&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=4

5 урок

https://www.youtube.com/watch?v=csVWRZujIOE&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=5

6 урок

https://www.youtube.com/watch?v=zYO67zpiERo&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=6

7урок

https://www.youtube.com/watch?v=pM5lPwJnvAI&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=7

8 урок

https://www.youtube.com/watch?v=RpUv1V_MJTM&list=PL-rHG6461jvCeYRkR6fRTeWtAIP2GKvVF&index=8

Работа с ритмом:

1

https://www.youtube.com/watch?v=H4bhtsPSn8w

2

https://www.youtube.com/watch?v=77wuF0_sIpY&t=2s

3

https://www.youtube.com/watch?v=a_g1oHeoiSU&t=14s

4

https://www.youtube.com/watch?v=IS-fj8xXNYw

5

https://www.youtube.com/watch?v=Omw2RgQVtuU

6

https://www.youtube.com/watch?v=rPMvhRq55kY

7

https://www.youtube.com/watch?v=AN-cuRu7oAQ





Источники литературы

1

https://multiurok.ru/blog/telesnaia-perkussiia-kak-netraditsionnyi-metod-ozdorovleniia.html

2

https://infourok.ru/body-percussion-kak-sredstvo-razvitiya-chuvstva-ritma-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-5108772.html

3

https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BC-%D0%BC-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F/

4

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1680843209&tld=ru&lang=ru&name=Belosheina-E.A.pdf&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D1%83%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE&url=https%3A%2F%2Fnarfu.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F9df%2FBelosheina-E.A.pdf&lr=118908&mime=pdf&l10n=ru&sign=7aaa57dfda2cc47cb58c97065efed3e0&keyno=0&nosw=1&serpParams=tm%3D1680843209%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DBelosheina-E.A.pdf%26text%3D%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B7%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BA%25D0%25B0%2B%25D0%25B7%25D0%25B0%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B9%2B%25D0%25BF%25D0%25BE%2B%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25BC%25D1%2583%2B%25D0%25BF%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25BA%25D1%2583%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25B8%25D0%25BE%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fnarfu.ru%2Fupload%2Fmedialibrary%2F9df%2FBelosheina-E.A.pdf%26lr%3D118908%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D7aaa57dfda2cc47cb58c97065efed3e0%26keyno%3D0%26nosw%3D1














Приложение





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!