СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока мужества по истории по теме «Узнай героя-земляка» с использованием ресурсов Краеведческого музея г. Томска

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока мужества по истории по теме «Узнай героя-земляка» с использованием ресурсов Краеведческого музея г. Томска»

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Томский политехнический техникум»

(ОГБПОУ «ТПТ»)

















Методическая разработка урока мужества по истории

по теме «Узнай героя-земляка»

с использованием ресурсов

Краеведческого музея г. Томска











Воронов Владимир Анатольевич

Преподаватель истории

и обществознания











2020г

Рассмотрено на заседании ЦМК

естественнонаучных дисциплин

Протокол № _____

«____»________ 2020 г.

Председатель ЦМК

______________ Буянова О.Д.

Одобрено и рекомендовано к

использованию

методическим советом техникума

«_____»_______________20___г.

Зам. директора по УМР

_____________Н.А.Калугина.







«Узнай героя - земляка» - Методическая разработка урока. – Томск: ТПТ, 2020г. – 17с

Разработал: Воронов В.А.



Рецензент(ы): ______________________________________________________________



Методическая разработка предназначена для проведения урока по теме «Узнай героя земляка» , для группы к219р1, специальность 21.01.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

Методическая цель проведения урока: показать методику использования решения конкретных ситуаций при проведении урока формирования новых знаний.

Составлена в соответствии с ФГОС и рабочей программой по учебной дисциплине « История» утвержденном в2019году.



















Пояснительная записка

  1. Введение………………………………………………………………………………4

  2. Развернутый план урока …………………………………………………….……..5-6

  3. .Ход урока…………………………………………………………………………………… 6

Приложение 1………………………………………………………………………..22

Приложение 2………………………………………………………………………..24

Приложение 3……………………………………………………………………..…26

Приложение 4………………………………………………………………………..27

Используемая литература…………………………………………………………...29































Введение

Уходят годы, и Великая Отечественная война становится достоянием истории. К сожалению, время накладывает отпечаток даже на оценку войны. Уже проскальзывает информация, что победа в ней не является заслугой СССР.

Целью данной разработки стало: использование возможностей современных педагогических технологий для обобщения и систематизации учебного материала по Великой Отечественной войне, закрепления хронологии событий, формирования умения находить общее и различия в исторических событиях, связывать этот материал с событиями, которые затронули конкретно нашу малую Родину- г. Томск, узнавать героев малой Родины и перечислять их заслуги. Этот урок должен не только вооружить историческими знаниями, а побудить учеников мыслить, рассуждать, способствовать живому осмыслению истории, что соответствует требованиям ФГОС. Урок-мужества может быть посвящен предстоящей 75-летней годовщине ВОВ.

Методическая разработка урока истории по теме «Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг.» с использованием ресурсов Краеведческого музея создана в рамках учебного курса «История» для 1 курса, как урок в теме и предназначена преподавателям истории, классным руководителям.

Особое внимание отводится практической части урока. Актуализация знаний осуществляется выполнением заданий с карты г. Томска. Закрепление изученного материала сопровождается занесением основных фактов в маршрутныйлист.
Используются приёмы современных педагогических технологий: прогрессивного обучения, проблемного обучения и исследовательского метода обучения, квест-игры, соревновательного момента, деятельностного подхода.

Данная тема приобретает особую актуальность, так как в настоящее время необходимо уделять как можно больше внимания воспитанию патриотизма и любви к своему Отечеству. Также работа с ресурсами дает информацию о героях-земляках Томской области и г.Томска.

Это позволяет при изучении данной темы показать роль внутрипредметных и межпредметных связей. Урок проводится в параллелях 1 курса.



















План занятия


Дисциплина/ МДК/ ________________________

Специальность: специальность 21.02.01.

Курс: 1

Номер группы: К 219Р1

Дата: 03.03.2020

Тема программы: Календарно- тематический план (Тема 13.3) «Значение победы над фашизмом, решающий вклад СССР в победу»

Тема занятия: «Узнай героя-земляка»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, в парах, фронтальная

Методы обучения: интерактивный, поисковый, индивидуальный

Используемые СОТ (современные образовательные технологии): технологии развития критического мышления, ИКТ.

Цель:

  1. образовательная - Сформировать представления об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны; систематизировать, обобщить и закрепить знания об именах и подвигах советских людей; показать вклад, систематизировать, обобщить и закрепить знания о именах и подвигах советских людей; Томской области в Великую Победу;


  1. развивающая - Создать условия для развития интереса об основных этапах, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны; показать вклад Тюменской области в Великую Победу;

  2. воспитательная - воспитывать у студентов патриотические качества, чувство гордости за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в годы испытаний.


Место проведения: урок проводится с использованием ресурсов интернета в компьютерном классе и в помещении Краеведческого музея.

Время проведения: 2 часа (90 минут)

Материально – дидактическое оснащение урока: технологическая карта урока, видео.













ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Определение темы урока, постановка цели и задач урока:

Используется обучающая структура технологии прогрессивного обучения – Учитель представляет визуальный раздражитель учащимся (информационные киоски в зале Краеведческого музея: Великая Отечественная война 1941 – 1945гг.); студенты рассматривают информацию, описывают свои наблюдения, размышляют и делятся своими идеями.

2. Формирование эмоционального настроя:

Работа со стихотворением:

Против нас полки сосредоточив,
Враг напал на мирную страну.
Белой ночью, самой белой ночью
Начал эту чёрную войну!

Только хочет он или не хочет,
А своё получит от войны:
Скоро даже дни, не только ночи,
Станут, станут для него черны! (В. Шефнер, 1941, 23 июня, Ленинград)

- Какие мысли появились у вас при прослушивании данного стихотворения?

- Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? и про какую войну?

3. Вступительное слово учителя:

9 мая 2020 года вся наша страна отметит 75 года со дня Великой Победы, Победы со слезами на глазах, которая досталась нам, дорогой ценой. На алтарь Победы положены жизни 27 миллионов человек. И хотя с момента ее окончания прошло уже 74 года, она не перестает волновать струны души, теребить старые раны ветеранов, память вновь и вновь обращает нас к тем годам «роковым-сороковым».

Наш сегодняшний урок посвящен одному из очень важных событий в истории нашей страны – трагическому и в тоже время героическому и славному. Сегодня на уроке мы с вами повторим весь пройденный материал по Великой Отечественной войне, еще раз остановимся на значительных событиях и сражениях, которые повлияли на ход войны, вспомним тех, кто ценой своей жизни приблизил час Победы. А может быть кто из вас приобретёт новые знания сегодня, расширит свой кругозор.

Давайте поделимся методом 1,2,3,4 на 4 команды и начнем нашу квест-игр, за каждый раунд вы получаете фишки своих цветов, и лишь одна команда в конце получит ракету за быстроту действий и правильность выполнения, дисциплину и полноту знаний

1- желтые фишки

2- синие фишки

3 – красные фишки

4 – коричневые фишки

Приложение

Снимки Томского Архиологического музея, стендов посвященных ВОВ

II. КВЕСТ

Раунд 1. Каждая команда должна представить в соответствии с критериями название своей рабочей группы.


Критерии:

- за правильный ответ – один балл

- оригинальность названия команды

- историческая значимость

- творческий подход

1. Давайте вспомним, страшное начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 г. в 4 часа утра, без объявления войны, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, в соответствии с разработанным и утвержденным еще в декабре 1940 года планом «Барбаросса», Германия вероломно напала на СССР. Ровно в полдень, 22 июня с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Молотов Вячеслав Михайлович.

Была создана Ставка Верховного главнокомандования. В неё вошли: Сталин, Молотов, Буденный, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В.Сталин, он же возглавил  ГКО - государственный комитет обороны, который был создан 30 июня. Вероломное нападение Германии застало врасплох большинство наших дивизий приграничных округов. Оборонительные рубежи вблизи границ не были заняты войсками, артиллерия находилась на окружных полигонах вдали от границ, на учениях, в летних лагерях, оружие в глубокой консервации, авиация не была рассредоточена по полевым аэродромам. Директива опоздала. Только пограничники были в полной боевой готовности. А также корабли и военно-морские базы Северного, Балтийского и Черноморского флотов по приказу наркома военно-морского флота СССР адмирала Кузнецова были приведены в повышенную боевую готовность. 

План «Барбаросса» предусматривал  идею молниеносной войны, «блицкриг». Главные удары предполагал Гитлер нанести по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Для осуществления наступления, соответственно на каждом направлении действовали три группы немецких войск: «Север», «Центр» и «Юг» (демонстрируется на карте).  Сразу же, в первый же день войны немецкая авиация уничтожила больше 1200 военных самолетов и захватила господство в небе. Танковые дивизии стремительно продвигались вглубь страны.


Раунд 2

Викторина на тему «К Великой Победе… (раздаются на листах викторина с открытыми вопросами)

Приложение 2

Работа с материалами экспозиций Краеведческого музея

Критерии:

0-4 – 2 фишки

5-7 – 3 фишки

8-10 – 4 фишки

(проверяются учителем во время 3 раунда)

2. Проблемно-познавательные задания.

Раунд 3. Каждой команде раздаются конверты с проблемно-ситуационными заданиями, в которых описаны критерии.

1 конверт

2 конверт

3конверт

4 конверт

3. Боевой путь земляков в годы Великой Отечественной войны.

Раунд 4.

Преподаватель: Томичи воевали или стояли на охране границ на всех направлениях – от Баренцева моря до Тихого океана. Всего в 1941-1945 годах с томской земли ушли на фронт 129 187 человек, из них более 70 тысяч человек погибли. За военные подвиги в годы Великой Отечественной войны 183 солдатам и командирам, чья судьба так или иначе была связана с Томском, было присвоено звание Героя Советского Союза. Из них 37 – уроженцы города и области.

166-я стрелковая дивизия

Одной из первых на фронт была отправлена 166-я стрелковая дивизия, сформированная еще осенью 1939 года под командованием полковника Алексея Холзинева, участника Гражданской войны. 22 июня 1941 года дивизия встретила в летних лагерях под Юргой, а 26 июня первый эшелон с бойцами воинского соединения со станции Томск-II отправился на Западный фронт. Томичам в составе 24-й Сибирской армии предстояло принять на себя удар фашистов группы «Центр», которая рвалась к Москве. Первый бой 166-я стрелковая дивизия приняла под Смоленском. Затем были непрерывные и жестокие бои в районе Белого, Ярцева, Духовщины, Вязьмы. 75 дней и ночей сдерживала дивизия натиск врага, несмотря на его численное превосходство: были уничтожены два вражеских полка, подбиты 20 танков, захвачены 15 орудий и минометов. До последней возможности дрались бойцы, приковывая к себе противника, сдерживая его продвижение на Москву. Тысячи воинов-томичей полегли в этих сражениях.

Кадр со съемок фильма о 166-й стрелковой дивизии. 2015 год.

В одном из боев, прикрывая отход 30‐й армии, дивизия попала в окружение. Лишившись подвоза боеприпасов и иного снабжения, ежечасно подвергаясь массированным бомбардировкам с воздуха и расстрелу из артиллерийских орудий, дивизия оказалась обескровлена. 14 ноября 1941 г. из окружения вышли только 517 бойцов и командиров 166-й стрелковой дивизии.

Оставшиеся в живых уходили в леса, организовывали партизанские отряды и продолжали борьбу с врагом.

На Смоленщине в 1941-1943 гг. действовало несколько партизанских отрядов, объединённых в бригады. В отряде имени Суворова 2-й Вадинской бригады было 14 человек из 166-й стрелковой дивизии, из них четверо томичей: командир отряда старший лейтенант из 499-го артиллерийского полка Н.А. Бычков, младший лейтенант Г.В. Ернаков и старшина В.Н. Фролов. Командиром отряда «За Родину» 3-й Вадинской бригады был томич Сергей Дагаев. Вместе с ним сражались воентехник К.А. Бахтин, старший сержант из
517-го стрелкового полка X.X. Исканов и артиллерист 499-го полка Н.А. Сорочинский. Командиром отряда «Смерть фашизму» той же бригады был младший лейтенант В.И. Васильев.

Хотя боевой путь первой томской дивизии был недолгим – всего 75 дней, 166-я стрелковая дивизия выполнила свой долг и сохранила честь ценою мужества и героизма. Ожесточенное сопротивление сибиряков во многом способствовало провалу плана молниеносной войны. Здесь, на дальних подступах к столице, были заложены основы будущей Победы.


Совет ветеранов 166-й стрелковой дивизии.
 Сидят (слева направо): П.Н. Юсев, М.И. Кофтунов, М.Г. Муравьев, Л.Ф. Рожнев, П.В. Балабушевич, П.Н. Молчанов, М.А. Мируц, Е.Н. Крымский. Стоят (слева направо): А.К. Иксанов, А.И. Торопыгин, Ф.Е. Лобанов, К.А. Бахтин, Ф.П. Бурый, Б.Т. Коптелов. Источник фото: elib.tomsk.ru.

366-я стрелковая дивизия

С 26 августа по 9 ноября 1941 года в Томске была сформирована 366-я стрелковая дивизия под командованием полковника Семена Ивановича Буланова, участника Гражданской войны. В ее состав вошли военнообязанные из Томской, Кемеровской, Омской областей, Красноярского и Алтайского краев. 9 ноября со станции Томск-2 дивизия была отправлена на фронт, а 28 декабря прибыла в г.Тихвин и вошла в состав 2-й ударной армии.

В конце 1941-го и в начале 1942 года советские войска провели несколько наступательных операций по деблокированию Ленинграда на Любанском и Мгино-Синявинском направлении. Полки 366-й стрелковой дивизии, ведя упорные наступательные бои, сумели расширить прорыв вражеской обороны и вышли на подступы к станции Красная Горка. Трижды прорывались воины дивизии в глубокий тыл противника, нанося ему большие потери.

Командир 366 стрелковой дивизии С.И. Буланов. Источник фото: museum19.tom.ru.

17 марта 1942 года приказом НКО №78 «За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 366-я дивизия была преобразована в 19-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

В марте-апреле 1942 года развернулись особенно тяжелые бои на Любанском направлении, когда немецкое командование подтянуло туда до 5 пехотных дивизий. Бои пришлось вести в болотах, без дорог, в глубоком снегу. Артиллерия не успевала за боевыми порядками пехоты, не хватало боеприпасов, продовольствия.

В июне 1942 года 19-я гвардейская сражалась в окружении, сковывая значительные силы врага. Лишь получив приказ и уничтожив боевую технику, дивизия начала пробиваться из окружения и вышла, потеряв многих своих бойцов и комдива С.И. Буланова. В октябре, после короткого отдыха и пополнения, дивизия была переброшена в район Великих Лук, превращенных врагом в крепость.

До середины января 1943-го она вела упорные наступательные бои и вновь, как на Синявинских болотах, подтвердила свое высокое звание гвардейской. В августе 1943-го гвардейцы прошли по тем политым кровью своих земляков местам, где сражалась и полегла 166-я стрелковая дивизия. В сентябре, после освобождения городов Смоленщины, гвардейцы вступили на землю многострадальной Белоруссии. За успешную операцию по освобождению Рудни 29 сентября 1943 года 19-й гвардейской дивизии было присвоено почетное наименование «Руднянская».

В первой половине 1944 года 19-я гвардейская стрелковая дивизия принимала участие в Белорусской операции. Всего на территории Белоруссии ею освобождено более 600 населенных пунктов. За успешные боевые действия она была награждена орденом Красного Знамени.

Одной из первых 19-я гвардейская вступила на литовскую землю, преследуя врага, прошла с боями до 500 километров. За освобождение Каунаса дивизия награждена орденом Суворова 2-й степени. В октябре 1944 года, преодолевая ожесточенное сопротивление противника, дивизия перешла границу Восточной Пруссии, начала штурм города-крепости Кенигсберг. За героизм и мужество бойцов, умелое ведение операций дивизия была награждена 19 февраля 1945 года орденом Ленина.

Боевой путь 19-й гвардейской стрелковой дивизии на Запад закончился на побережье залива Фришес-Хафф, севернее г.Фришхаузен. Не прошло и трех суток после дня победы, как дивизия мчалась в эшелонах через весь Союз на восток, к новым боям – с японскими милитаристами. Здесь своими действиями 19-я гвардейская способствовала разгрому хваленой Квантунской армии. За успешное преодоление хребта Большой Хинган ей присваивается наименование – Хинганская. Около 17 тысяч солдат и офицеров дивизии были награждены орденами и медалями, 12 человек стали Героями Советского Союза.

370-я стрелковая дивизия
370-я стрелковая дивизия прошла славный боевой путь. Она была сформирована в августе – сентябре 1941 года в Асине под командованием полковника Филиппа Николаевича Ромашина. В ее строй встали в основном военнообязанные 1897-1908 годов рождения из Асиновского, Верхнекетского, Колпашевского и Чаинского районов.

После окончания короткого курса боевой подготовки из Асина дивизия была отправлена эшелонами до станции Няндома в Архангельской области и через Каргополь, Кречетово маршем вышла к Мариинскому (Волго-Балтийскому) каналу для развертывания в этом районе оборонительного рубежа.

В феврале 1942 года 370-я стрелковая дивизия была переброшена на Северо-Западный фронт, вошла в состав 34-й, а затем 11-й армии и заняла линию обороны между деревнями Горчицы и Вязовка в Новгородской области. Это был северо-западный фланг полуокруженной демянской группировки 16-й немецкой армии. Войскам 11-й армии была поставлена задача восстановить прорванное немцами с северо-запада окружение, так называемый «демянский котел», но немецкое командование упорным сопротивлением старалось сохранить демянскую группировку как плацдарм для дальнейшего наступления на Валдай, Вышний Волочек, Калинин и далее на Москву. Демянская группировка была ликвидирована только в феврале 1943 года. За 14 месяцев боев на Северо-Западном фронте 1 483 воина дивизии были награждены орденами и медалями.

В 1943 году дивизия вошла в состав 6-й гвардейской армии 2-го Прибалтийского фронта и воевала на территории Псковской области. В январе 1944 года сибиряки перешли в состав 3-й ударной армии и приняли участие в наступлении 2-го Прибалтийского фронта.

Летом 1944 года томская дивизия участвовала в стратегической наступательной операции по освобождению Белоруссии (операция «Багратион»), в ходе которой немцы потерпели самое крупное поражение во Второй мировой войне.

Затем дивизия участвовала в освобождении Восточной Пруссии и Польши. За мужество и отвагу, проявленные в боях при освобождении от врага территории Восточной Пруссии, 370-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени; за успешное выполнение приказов командования в Висло-Одерской операции и за мужество личного состава – орденом Кутузова.

В середине апреля 1945 года дивизия приняла участие в Берлинской наступательной операции, затем в составе соединения 69-й армии продолжила наступление на западном направлении и вышла к реке Эльбе, где встретилась с передовыми частями 9-й американской армии. За успешные бои в провинции Бранденбург 370-я Краснознамённая, ордена Кутузова стрелковая дивизия сибиряков получила почетное наименование «Бранденбургская».

Высокие боевые ордена на знаменах дивизии и ее частей, семь человек были удостоены высшего звания Героя Советского Союза, почти 40 солдат стали полными кавалерами ордена Славы, тысячи награжденных боевыми орденами воинов и участие в победоносном завершении войны в самом логове Третьего рейха – таков славный итог боевого пути 370-й стрелковой дивизии.

На фото: командир Волков зачитывает указо награждении 370 стрелковой дивизии орденом Красного Знамени. Источник фото: pobeda-70.ru.

284-я стрелковая дивизия

16 декабря 1941 года в Томске началось формирование 284-й стрелковой дивизии из призывников Томска и районов, относящихся ныне к Томской, Новосибирской и Кемеровской областям. В дивизию были зачислены вернувшиеся из госпиталей воины, имевшие боевой опыт, и молодые офицеры – выпускники Белоцерковского военно-пехотного и Томского артиллерийского училищ. Первым командиром дивизии был назначен комбриг С.А. Остроумов, а в феврале 1942 года дивизию принял подполковник Н.Ф. Батюк.

На стадии формирования бойцы дивизии прошли серьезную подготовку, включавшую полевые тактические учения, марш-броски, боевые стрельбы, изучение опыта боев под Москвой. При отправке дивизии на фронт коллектив Томского электромеханического завода вручил комдиву знамя и дал наказ: «Донести до Берлина».

Боевое крещение дивизия получила летом 1942 года в боях под Воронежем и станцией Касторной. Прикрывая отступающие советские части, около пяти суток она неимоверными усилиями сдерживала натиск гитлеровских полчищ, имевших значительное превосходство в силах и средствах. Более 8000 вражеских солдат и офицеров, свыше 160 танков были уничтожены перед позициями героев. 284-я не отступила ни на шаг. Противник окружил дивизию. Несмотря на большие потери, недостаток в боеприпасах и питании, в ночь с 6 на 7 июля под прикрытием боевого заслона дивизия пошла на прорыв и вырвалась из окружения, с честью выполнив приказ командования. Это был один из редких в первые годы войны случаев, когда столь крупная войсковая часть выходила из окружения непобежденной, сохранив тяжелое вооружение.

 

В 1942 г. во время жестоких боев за Сталинград советские снайперы наносили чувствительные удары по немцам. На фото справа: взвод Зайцева. Источник фото: moiarussia.ru.

В конце сентября 1942 года дивизия заняла рубеж на левом берегу Волги и под Сталинградом приняла свой главный бой, доказав справедливость слов знаменитого снайпера дивизии В. Зайцева: «За Волгой для нас земли нет!».

Указом Президиума Верховного Совета от 9 февраля 1943 года 284-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 79-ю гвардейскую стрелковую дивизию.

Летом 1943 года начался путь дивизии на Запад, к Победе. В июле 1943 года полки 79-й гвардейской, преодолевая яростное сопротивление противника, форсировали в районе Голой Долины Северный Донец. Бойцам дивизии противостояла танковая дивизия СС «Мертвая голова». В бою при Голой Долине особо отличилась батарея И.З. Шуклина, которая, попав в окруже­ние, до последнего снаряда била врага прямой наводкой, а затем артиллеристы схватились врукопашную. За этот бой И.З. Шуклин был удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза (посмертно).

Дальнейший путь дивизии пролег через Украину и Польшу до Берлина. Бои, тяжелые и кровопролитные. Три года – сплошной бой. 79-й доведется принять капитуляцию последнего очага сопротивления в Берлине, сделать последний выстрел в бывшей столице рейха, захватить аэропорт Темпельхоф и десятки улиц.

Томская 284-я дивизия закончила войну, именуясь 79-й гвардейской Запорожской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова
и Богдана Хмельницкого стрелковой дивизией. На боевых знаменах ее частей – четырнадцать орденов. 19 ее воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

149-я отдельная стрелковая бригада

Основой сформированной в начале 1942 года 149-й стрелковой дивизии послужили курсанты Асиновского пехотного училища. В процессе формирования она была переведена в г. Горький, после чего в мае 1942 года направлена на Северо-Западный фронт, а затем вскоре переброшена в Сталинград в состав 62-й армии, где отличилась в ходе сражения за завод «Баррикады». К концу жестокой и кровопролитной Сталинградской битвы в строю томской бригады осталось 111 человек, тогда как на момент отправки на фронт она насчитывала около 5500 бойцов и офицеров. За успешные боевые действия, мужество и героизм ее бойцов 149-я отдельная стрелковая бригада была удостоена ордена Красного Знамени.

После разгрома гитлеровских войск под Сталинградом 149-я особая стрелковая бригада входила в Сталинградскую группу войск, затем – в состав Юго-Западного фронта. В апреле 1943 года она и 12-я гвардейская стрелковая бригада стали ядром 92-й гвардейской стрелковой дивизии. В составе 62-й армии сибиряки сражались за Сталинград, участвовали в боях на Курской дуге, в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, где и завершили свой путь, именуясь Криворожской дивизией.

328-й добровольческий артиллерийский полк

Летом 1942 года на всех фронтах шли ожесточенные бои, враг рвался к Сталинграду. Для укрепления фронта 11 июля 1942 года решением бюро горкома ВКП (б) был создан Томский добровольческий полк. В соответствующем решении было записано: «Учитывая серьезность положения на фронтах Отечественной войны, … взять на себя обязательство создать Томский добровольческий полк численностью 3300 человек». Командиром добровольческого полка был назначен боевой офицер-артиллерист, участник боев на Халхин-Голе, преподаватель Томского артиллерийского училища майор Н.М. Гуменный, комиссаром – Г.С. Спиро, начальником штаба – капитан А.Т. Бабай.

Полк получил войсковой номер 328 и вошел в состав 150-й Сибирской добровольческой дивизии им. Сталина вместе с Нарымской добровольческой снайперской ротой, созданной из охотников-промысловиков, и Асиновской разведротой. А 28 июля 1942 года трудящиеся Томска вручили командиру формирования шефское знамя со словами: «Уверены, что вы не уроните славные боевые традиции сибиряков».

Боевое крещение полк получил под городом Белым
на Калининском фронте, участвовал в боях за освобождение Великих Лук и Локни в 1943 году.

За бои под Ржевом 16 апреля 1943 г. дивизии было присвоено новое наименование: она стала называться 22-й гвардейской стрелковой дивизией, а полк – 48-м гвардейским артполком.

После освобождения г. Риги артполк, как и дивизия, получил почетное наименование – Рижский.

Вручение наград. 1942 г.

Томичи в составе 48-го гвардейского артполка совершили много подвигов, вошедших в историю Великой Отечественной войны. Весь его личный состав за мужество и героизм на полях сражений награжден орденами и медалями Родины. Красное знамя, подаренное шефами, прошло с полком по фронтовым дорогам около 3000 км до берегов Балтийского моря. Теперь оно находится на вечном хранении в Томском областном краеведческом музее.

20-й прожекторный батальон войск ПВО

1 июля 1943 года ушел на фронт 20-й отдельный прожекторный батальон, состоящий из девушек-добровольцев Томска и Новосибирска. В феврале 1944-го в Киеве из прожекторного батальона формируется 546-й зенитно-артиллерийский полк, боевой путь которого завершился в Варшаве.

На этом создание воинских частей из томичей было закончено. В дальнейшем они попадали на фронт в составе маршевых подразделений, создаваемых в учебных центрах и запасных частях.





























Приложение 1














Приложение 2

1 команда

Задание2.

Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Краеведческого музея.

Критерии:

- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ

- предоставить всю информацию по вопросы

- участие должен внести каждый в своей команде

- работайте сообща и дружно

- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.

Ситуация

К вам в гости из Германии приехала ваша одноклассница. Вы ее встретили с самолета, и вот вы уже с ней едите в машине по Тюмени, она восхищается красотой города, но она историк по профессии и географ, она постоянно задает вопросы по периоду ВОВ. И чтобы не быть неосведомленным в истории и географии, вы решили ей рассказать и дать ответ на ее вопрос с помощью достопримечательности города Томска – Краеведческого музея.

Ее вопросы:

1.«Ксюша, ты расскажи мне пожалуйста я слышала, что Томская земля славится своими героями, как и каждый город участник ВОВ, а расскажи о них, какая их заслуга, можно и не только о героях Тюмени, ведь у вас в мае будет 75-летие со дня окончания ВОВ!!!»

2.«Сколько в России героев СССР ВОВ в целом?»

3. «Какие знаменитые подвиги совершали герои ВОВ из числа россиян, земляков Томска»



2 команда

Задание2.

Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Краеведческого музея»,.

Критерии:

- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ

- предоставить всю информацию по вопросы

- участие должен внести каждый в своей команде

- работайте сообща и дружно

- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.

Ситуация

Представьте ваш дедушка очень хорошо разбирается в истории. И он пригласил на выходные вас к себе в гости и сказал что вы уже учитесь на 1 курсе и с вами можно уже поговорить и поспрашивать вас по истории ВОВ. Вы еще историю ВОВ не проходили, и вам нужно подготовится. Он сказал что спросить обязательно о легендарных личностях истории ВОВ из числа руководителей СССР, вождей СССР, начальников. И вот вы решили ему позвонить и спросить конкретно о каких исторических и политических деятелях он хотел бы поговорить и попросили его выслать в вайбере:

Дедушка: «Поговорим о Сталине…… Берия…….Микоян…..Жуков генерал….. Маленков…..Карбышев Д.М……Рокоссовский »

Дедушка : «Какую роль они играли в ВОВ? Как ты думаешь внучок»

3 команда

Задание2.

Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Краеведческого музея

Критерии:

- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ

- предоставить всю информацию по вопросы

- участие должен внести каждый в своей команде

- работайте сообща и дружно

- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.

Ситуация

Представьте вы отправились в путешествие по России из Томска и у вас был тур посвященный героям-городам ВОВ. Перед уездом родители вас попросили обязательно рассказать о городах-героях и их достопримечательностях. Вы задались вопросом а какие это города? А какие в них достопримечательности? Нужно знать их!

4 команда

Задание2.

Уважаемые участники игры!!! Представьте описанную ниже ситуацию и попробуйте решить ее использую все ресурсы Краеведческого музея.

Критерии:

- описать с точки зрения жителя и гражданина СССР тех лет ВОВ

- предоставить всю информацию по вопросы

- участие должен внести каждый в своей команде

- работайте сообща и дружно

- приводите исторические факты, примеры, данные статистики, имена, фамилии, названия и т.д.

Ситуация

Как то раз вы решили вечером прогуляться с подругой. И выхода из подъезда вы услышали краем уха разговор двух пожилых людей, которые говорили что современная молодежь не знает как жилось в период ВОВ и после войны, что современная молодеешь не интересуется книгами по ВОВ, не знает яркие произведения литературы, деятелей. И вам стало с подружкой не приятно, что вы действительно ничего не знаете о ВОВ по книгам и авторам, и вы решили найти такую информацию и составить список книг, журналов, газет, где можно почитать о ВОВ, архивные данные почитать о том периоде. И найти ответ на вопрос:

«Расскажите о науке и искусстве, литературе, произведениях советского периода в ВОВ, используя материалы Краеведческого музея.

Томские герои ВОВ: Жили в Томске/области перед войной:

  1. БажинП.А.

  2. БельскийА.И.

  3. Волков М.Е.

  4. Говоров Л.А.

  5. Деменков Л.В.

  6. Дорохин И.С.

  7. Дудин Л.Н.

  8. Жихарев В.Д.

  9. Заикин С.Я.

  10. Зима И.П.

  11. Иванов В.М.

  12. Иноземцев А.И.

  13. Калашников А.П.

  14. Клоков В.И.

  15. Колодяжный П.С.

  16. Коршунов П.К.

  17. Кузьмин М.М.

  18. Лебедев А.Ф.

  19. Лызин В.П.

  20. Митрошин П.










































Приложение 3

Викторина «От великих потрясений к Великой Победе»

  1. Назовите годы ВОВ___________________

  2. Что было 8 мая 1945 года________________________________________

  3. Какой праздник отмечают 9 мая ________________________________________\

  4. Самая первая битва за Родину между войсками СССР и фашисткой Германии_______________________________________________________

  5. Вождь СССР в период ВОВ_________________________

  6. Когда проходила Сталинградская битва?_______________________________________________

  7. Укажите годы Второй Мировой войны_________________

  8. Акт о капитуляции фашисткой Германии был подписан_____________________________________

  9. Кто сказал из русских полководцев «Отступать некуда, позади Москва!»:_____________________________

  10. Назовите героев земляков ВОВ из числа жителей г. Томска и Томской области___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Приложение №4

Маршрутный лист к уроку


Название раунда

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Итоги

1

Название команды






2

Викторина ВОВ






3

Конверты с ситуациями






4

Проблемный вопрос от одноклассника






5

«Селфи команды»






Всего возможно набрать 5 баллов

1 место –

2 место

3 место

4 место -

2. Таблица по столу «Битвы вов» (ДЛЯ КОМАНД С РАВНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ БАЛЛОВ)

Название битвы

Начало

Окончание

Используемое оружие, техника, военная тактика

Итоги сражений

Битва за Москву







Смоленское сражение







Блокада Ленинграда







Сталинградская

битва







Курская битва







Берлинская операция








































Литература:

  1. А.А. Данилов, Л.Г.Косулина. История России XX век. – М., 2014.

  2. А.А. Левандовский. Россия в ΧΧ веке.- М.,20012.

  3. А. С. Орлов. Великая Отечественная война: 1941 – 1945 гг. // Большая Российская энциклопедия в 30 т. - М.,2006.

  4. Учебник 9 класса по Истории Росии ФГОС 2018г.


Ресурсы:

Краеведческий музей г.Томска

Сайт музея: tomskmuseum.ru



17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!