СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока МХК в 11 классе на тему: "Чарующее очарование рококо"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока МХК в 11 классе на тему: "Чарующее очарование рококо"»

Тема урока: Чарующее очарование рококо.

Урок «Чарующее очарование рококо» проводится в 11 классе, составлен по учебнику Даниловой Л.Г. «Мировая художественная культура» 2012 г. По программе: тема « Художественная культура XVII - XVIII веков» , 12-й урок, вторая четверть I семестра.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

  1. Организационный этап – приветствие учащихся, проверка присутствующих, мотивация учащихся на предстоящую работу, определение темы и объявление цели урока.

  2. Актуализация знаний учащихся - актуализация знаний, полученных на прошлых уроках, закрепление пройденного материала.

  3. Основная часть - открытие новых знаний, ознакомление с дополнительными источниками информации, обсуждение результатов, оформление результатов в рабочие листы

  4. Заключительный этап – оценивание проделанной работы, итоговый опрос, получение домашнего задания, рефлексия.

В результате урока обучающиеся получают следующий образовательный результат:

Освоение знаний: - исторические предпосылки формирования стиля рококо.

-характеристика стиля рококо, проявления стиля в архитектуре, живописи, скульптуре, моде;

Освоение умений: - выделять характерные черты стиля рококо, систематизировать полученную информацию в форме таблицы, анализировать произведения искусства.

Метапредметные умения: - умения сотрудничества в группе, выражать свою точку зрения, делать выводы.

На уроке предусмотрены такие виды деятельности:

- устные ответы на вопросы;

-презентация индивидуальных сообщений,

- работа в группах





































Методическая разработка урока

Тема урока: Чарующее очарование рококо.

Цель урока: изучить особенности стиля рококо, его проявления таких направлениях искусства, как живопись, архитектура, скульптура, мода.

Задачи урока:

Образовательные :

  • Познакомить учащихся с историей возникновения стиля «рококо», выяснить, каковы особенности стиля в живописи, скульптуре, архитектуре;

  • Определить характерные детали в оформлении интерьеров помещений в стиле рококо;

  • Определить изменения в моде и стиле, произошедшие в данную эпоху.

Развивающие :

  • Продолжить формирование умений анализировать произведения искусства, развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе.

Воспитательные :

  • Приобщать учащихся к образцам мировой художественной культуры, прививать художественный вкус.

Оборудование: компьютерный проектор, экран, презентация к уроку, дополнительный материал (карточки, рабочий лист ).

Методы обучения:

по способу передачи и восприятия учебной информации: системно – деятельностное обучение.

Средства обучения: - учебная презентация по теме занятия;

- технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран. - дидактические материалы: рабочий лист, карточки с дополнительным материалом.

Тип урока: комбинированный тип.

Время: 45 минут

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите за окно. Какая погода сегодня? Ответы учащихся (солнечно, пасмурно, дождь, снег). Как ваше настроение? Приготовьте необходимые принадлежности к уроку.

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: (Слайд 2) - Вспомним времена правления Людовика XIV. Какой стиль получил развитие в данный период? (Ответы учащихся: барокко) Укажите характерные черты данного стиля? (Масштабность, тяжеловесность, контраст цвета, обилие декоративных элементов - «боязнь пустоты»).

Соотнесите данный стиль с личностью и временем правления Людовика XIV (Ответы учащихся: Например, архитектура того периода должна была отображать абсолютную власть монарха, могущество католической церкви, богатство и роскошь, доступное только избранным - помазаннику Божьему, аристократам).

  1. Основная часть

Слайд 3

Учитель: Сегодня мы проведем необычный урок, сегодня мы отправимся в прошлое. Я предлагаю вам прослушать отрывки двух произведений: Жана Филиппа Рамо «Перекличка птиц» и (Слайд 4) Франсуа Куперена «Маленькие ветряные мельницы». Прослушивание композиций. Какие чувства вы испытали после во время прослушивания композиций? Какие картины рисует вам воображение?( Ответы учащихся)

- Не кажется ли вам, что рядом будто журчит ручей? Звенят невесомые серебряные колокольчики?

Слайд 5

В своем трактате Франсуа Куперен писал: «То, что трогает меня, я предпочитаю тому, что поражает». Как вы думаете, о чем говорил композитор? Можно ли связать данную цитату с творчеством композитора? Действительно, разбавив каждую ноту мелизмами, Франсуа Куперен создал произведение, которое было призвано развлекать, радовать слух, витиеватыми звуками уносить в мир фантазий, беззаботности, грез. Как и стиль «рококо», о котором сегодня пойдет речь на нашем уроке.

Индивидуальное сообщение учащегося

Слайд 6

Людовик XIV умер в 1715 г. Далее следует период так называемого регенства – правления дяди будущего короля Людовика XV.

Филипп Орлеанский перенёс свою резиденцию из Версаля в Париж. Художественная жизнь также переместилась из Версаля в Париж, но не в парадные резиденции, а в частные особняки - отели, небольшие гостиные и аристократические салоны. Пышность и помпезность "большого стиля" XVII века сменялась эстетикой камерного искусства. В идеологии происходил поворот от героики к интимности, от нормативности придворного этикета к некоторой свободе индивидуализма, нравам замкнутого аристократического общества, кружков "любителей изящного" и эстетике будуаров. В моду вошли "галантные празднества", балы, маскарады [5].

Учитель: - Кто выполнял функции руководителя государства после смерти Людовика XIV? Как называют данный период? Какие изменения претерпевает искусство в данный период?

- Период регенства завершается в 1723 году, когда к власти приходит Людовик XV. (Слайд 7) Именно с его правлением связывают появление нового стиля – рококо.

1. Характерные черты стиля рококо в архитектуре, интерьере.

Слайд 8,9,10

Посмотрите на слайды и выделите наиболее характерные черты стиля.

Ответы учащихся: пастельные тона, мифологические сюжеты, закругленные линии.

Учитель: Прочитайте дополнительный материал (Приложение 1,3,5) назовите характерные черты стиля в архитектуре и оформлении интерьеров.

Слайд 11

Характерные черты стиля в архитектуре, интерьере:

  1. Рокайль (фр.  rocaille, произносится «рокай»: в буквальном смысле «щебень, галька, каменные обломки» уменьшительное от rос — «скала, камень» — орнамент XVIII века, содержащий стилизованные раковины, камешки свитки; либо другое название рококо.

  2. Большое количество декоративных элементов (Слайд 12);

  3. Пастельные тона в интерьере (Слайд 13);

  4. Изогнутые линии;

  5. Замкнутость, камерность помещений, будуары (Слайды 14-15);

  6. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии, и прямых линий. Деревянная мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В колорите преобладают нежные пастельные тона - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. В мебели для сидения рождаются новые формы: канапе, шезлонг, глубокое кресло «бертер». У стульев исчезают проноги появляются секретер и туалетный столик [5]. (Слайды 16-17).

Учитель: - Действительно, интерьеры стиля рококо создают впечатление хрупкой шкатулки: камерные помещения, обилие растительных компонентов в орнаменте, украшающем стены помещений, пудровые пастельные оттенки, помещение растекается плавными линиями, углы комнат закругляются. Появляются будуары, создающую интимную атмосферу [4]. Появляется новый декоративный элемент – ракушка, от этого слово и берет начало термин «рококо».

  • Оформление ответов в таблицу «Характерные черты стиля рококо в архитектуре, оформлении интерьеров» рабочего листа (Приложение 7)

2. Живопись рококо

Учитель: - Как вы думаете, какую картину можно поместить на стену в такой комнате? Помпезный парадный портрет, или полотно с трагическим библейским сюжетом? (Ответы учащихся – необходимо что-то легкое, непринужденное)

-Живопись рококо продолжает основной лейб-мотив стиля : легкость. кокетство, непринужденность. Рассмотрим три произведения

Работа в группах

Группа 1

Картина Франсуа Буше «Любовное письмо» (Приложения 1, 2)

Группа 2

Антуан Ватто «Паломничество на остров Киферу» (Приложения 3, 4)

Группа 3

Антуан Ватто «Общество в парке» (Приложения 5,6 )

Учитель: -Что общего между этими картинами?

Слайды 18,19,20

Ответы учащихся: отсутствие напряженности, накала страстей по сравнению с живописью барокко, идиллические картины мира, безмятежность, легкомыслие.

Учитель: Какой сюжет характерен для живописи рококо? Кто является персонажами полотен? Каковы особенности изображения людей?

Ответы учащихся по группам

Учитель: Посмотрите, насколько гармоничны персонажи в природном пейзаже. Ознакомление с дополнительным материалом:

Группа 1 - приложение 1,

группа 2 – приложение 3,

группа 3 – приложение 5

Слайд 21

  • Оформление ответов в таблицу «Характерные черты стиля рококо в живописи » рабочего листа (Приложение 7)

Учитель: В данную эпоху получило распространение такое направление в живописи, как пастораль.

Пастораль определяется лежащим в ее основе целостным образом пасторального мира, противопоставленного миру антипасторальному. Эта антитеза в отдельных пасторальных текстах конкретизируется в ряде таких противопоставлений как: город – сельская местность (роща, загородная вилла, деревенская усадьба), искусственное бытие – естественная жизнь, цивилизация – природа, толпа – уединение, волнение – покой, тяжелый труд – созерцательная праздность, ненависть – любовь, вражда – дружба, отчуждение – сочувствие, сложность – простота, хаос – гармония [2].

Классическая сцена, на которой разыгрывается пасторальное действо, – так называемое «приятное место» (locus amoenus) – окаймленная деревьями и кустами зеленая лужайка на берегу реки или ручья: последние – вместе с пасущимися стадами, нимфами, сильванами, храмами, возведенными в честь языческих богов, пышными надгробьями и скромными могилами – составляют пасторальный декорум [3].

3. Скульптура рококо

Слайд 22

Индивидуальное сообщение учащегося

Замысловатый, затейливый, сложный и декоративный стиль рококо не получил впечатляющего развития в пластике. Ярко и мощно проявив себя в живописи, архитектуре и интерьере, этот стиль оставил скульптуре роль дополнительного, вспомогательного вида искусства, который лишь способствует еще более яркому и иллюзорному украшению жилого пространства и парковых ансамблей.

Среди скульптуры эпохи рококо трудно найти монументальные, впечатляющие своим содержанием и внешним воплощением работы. Служа лишь вспомогательным средством декора, небольшие и изящные работы Фальконе, Клодиона помогали создать легкую, игривую атмосферу и беззаботность, присущую «галантному стилю».

Одна из самых известных работ этой эпохи в пластическом искусстве стал "Амур" в исполнении Фальконе. Богатые заказчики хотели видеть в своих садах, беседках и купальнях именно этого крылатого божка страстной любви. Заказов было так много, что Фальконе раздавал их своим ученикам и коллегам, не в силах справиться самостоятельно с работой. Известно лишь, что лично мастер создал около десятка подобных работ, мало чем отличавшихся одна от другой [1].

4. Мода и стиль рококо

Просмотр видеофрагментов из к/ф «Мария Антуанетта» (Слайд 23)

Сделайте вывод – какие идеалы красоты доминировали в эпоху правления Людовика XV?

Ознакомление с дополнительным материалом:

Группа 1 - приложение 1,

группа 2 – приложение 3,

группа 3 – приложение 5

  • Оформление ответов в таблицу «Характерные черты стиля рококо в живописи » рабочего листа (Приложение 7)

Ответы учащихся:

Слайд 24

Женщина – как хрупкая фарфоровая статуэтка: тонкая талия, высокие прически. Женщина сочетает в себе кокетство, легкомысленность.

Мужчина – галантный, изящный, образованный. И дамы, и кавалеры все больше приобретают кукольный облик.

Обобщение и систематизация

Играет музыка Франсуа Куперена «Маленькие ветряные мельницы»

- Наше путешествие окончено. Мне кажется, что в воздухе до сих пор витает запах ванильных пирожных, переливается смех кокеток, поскрипывают каблучки атласных туфелек танцующих пар.

А теперь закрепим материал. Пройдем небольшой опрос.

Слайд 25

  • Опрос в рабочем листе. Взаимопроверка ответов.

Рефлексия

Учитель: Какое впечатление осталось у вас после урока? Как вам кажется: со всеми ли целями, поставленными в начале урока, мы справились?

Оцените свою деятельность, подчеркнув необходимый вариант в таблице. (Приложение 8)

Итоги урока

Выставление оценок за работу на уроке

Домашнее задание: Написать сообщение на тему: «Шинуазри в эпоху рококо»



















Список использованных источников

  1. Бенуа А.Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа. - М.: Изобразительное искусство, 1997. — 304 с.

  2. Брэди П. Стиль рококо против романа Просвещения. - Москва., 1984. – 282 с.

  3. История изобразительного искусства. Электронный ресурс: http://www.arthistory.ru/rococo.htm

  4. Пастораль в живописи. Электронный ресурс: https://artrecept.com/zhivopis/zhanry/pastoral

  5. Стиль рококо в одежде. Электронный ресурс: https://mylitta.ru/2783-rococo-fashion.html





































Приложение 1

Дополнительный материал для учащихся группы 1.

  1. Характерные черты стиля в архитектуре, интерьере:

  1. Рокайль (фр.  rocaille, произносится «рокай»: в буквальном смысле «щебень, галька, каменные обломки» уменьшительное от rос — «скала, камень» — орнамент XVIII века, содержащий стилизованные раковины, камешки свитки; либо другое название рококо.

  2. Большое количество декоративных элементов;

  3. Пастельные тона в интерьере;

  4. Изогнутые линии;

  5. Замкнутость, камерность помещений, будуары.

  6. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии, и прямых линий. Деревянная мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В колорите преобладают нежные пастельные тона - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. В мебели для сидения рождаются новые формы: канапе, шезлонг, глубокое кресло «бертер». У стульев исчезают проноги появляются секретер и туалетный столик.



  1. Живопись рококо

Картина Франсуа Буше «Любовное письмо»

Размер картины 74 x 108 см, холст, масло.

В картине Буше показывает момент прибытия или отправки любовного письма с помощью голубя. Рядом с основной героиней картины, изображенной босиком справа, стоит корзина цветов, символы Венеры, богини любви.

Эта картина является сюжетной копией оригинала, показанного на выставке в парижском Салоне в 1753 году. Первая версия картины, созданная для маркизы де Помпадур, хранится в национальной галерее искусства в Вашингтоне.

Характерные черты живописи рококо

  • Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива, будто бедности, проблем нет в мире. Смотря на полотна художников рококо, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.

  • Элегантно одетые дворяне во время игры в пасторальных ландшафтах.

  • Характерны сцены ухаживания, романтики, веселья. Все, изображенное на полотне, воплощает красоту и беззаботность.

  • Возрастание интереса к мифологическим темам.

  • Для эпохи характерны пастельные цвета, то есть мягкие и светлые оттенки, гармонично дополняющие друг друга.

  1. Мода и стиль эпохи рококо

Мода XVIII века – это мода на юность, роскошь и беззаботность. Мода стиля рококо – это мода последних беззаботных лет французской аристократии, да и аристократии всей Европы также. XIX век войдет в историю как век революций, одним из первых, в конце века XVIII, свою корону, а заодно и голову потеряет французский король.

Это время платьев с неимоверно пышными юбками, в таких платьях трудно пройти в дверные проемы, и невообразимо высоких причесок. С такими прическами иногда приходится ездить в открытых каретах, так как крыши карет малы для причесок рококо. В конце-концов, в это время на голове могли носить целый корабль.





Приложение 2

Франсуа Буше «Любовное письмо»

Раздаточный материал для группы 1

Приложение 3

Дополнительный материал для учащихся группы 2.

  1. Характерные черты стиля в архитектуре, интерьере:

  1. Рокайль (фр.  rocaille, произносится «рокай»: в буквальном смысле «щебень, галька, каменные обломки» уменьшительное от rос — «скала, камень» — орнамент XVIII века, содержащий стилизованные раковины, камешки свитки; либо другое название рококо.

  2. Большое количество декоративных элементов;

  3. Пастельные тона в интерьере;

  4. Изогнутые линии;

  5. Замкнутость, камерность помещений, будуары.

  6. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии, и прямых линий. Деревянная мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В колорите преобладают нежные пастельные тона - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. В мебели для сидения рождаются новые формы: канапе, шезлонг, глубокое кресло «бертер». У стульев исчезают проноги появляются секретер и туалетный столик.



  1. Живопись рококо

Антуан Ватто «Паломничество на остров Киферу»

На картине художник изобразил высадку группы людей на Остров Киферу. Этот реально существующий остров еще по другому называют Остров любви, он считается одним из главных культовых мест паломничества влюбленных.

Остров находится в Эгейском море, ему покровительствует богиня любви и красоты Афродита.

На картине мы видим множество красиво одетых молодых людей, все они прибыли на остров по парам. Они прогуливаются на природе, мило беседуют, сидят или лежат на траве, гуляют по берегу моря. Вокруг витает атмосфера праздного веселья.

Все эти пары объединены одной сюжетной линией. Всех их объединяет стремление обрести любовь. Справа на картине мы видим большую статую богини любви Афродиты, украшенную гирляндами. Она наполовину скрыта в зелени леса и как бы со стороны насылает свои чары на приехавших молодых людей.

В центре картины можно наблюдать даму, которая с сожалением оглядывается назад. Этим ее жестом художник старается показать, что все мирские наслаждения быстротечны.


Характерные черты живописи рококо

  • Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива, будто бедности, проблем нет в мире. Смотря на полотна художников рококо, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.

  • Элегантно одетые дворяне во время игры в пасторальных ландшафтах.

  • Характерны сцены ухаживания, романтики, веселья. Все, изображенное на полотне, воплощает красоту и беззаботность.

  • Возрастание интереса к мифологическим темам.

  • Для эпохи характерны пастельные цвета, то есть мягкие и светлые оттенки, гармонично дополняющие друг друга.

  1. Мода и стиль эпохи рококо

Что касается костюмов, то мода XVIII века в одежде придерживалась трех основных принципов:


Первый – юность. И мужчины, и женщины должны были выглядеть как можно моложе. Мужчины не носили бород и усов. Белили и румянили лица. Надевали на голову маленькие парики с волосами, собранными в небольшие хвосты или же узлы.


Женщины как можно больше утягивали корсетами талию. Лица белились и румянились, выделялись глаза и губы. По-прежнему, как и в XVII веке носили искусственные родинки-мушки.


























Приложение 4

Раздаточный материал для группы 2

Антуан Ватто «Паломничество на остров Киферу»



Приложение 5

Дополнительный материал для учащихся группы 3.

  1. Характерные черты стиля в архитектуре, интерьере:

  1. Рокайль (фр.  rocaille, произносится «рокай»: в буквальном смысле «щебень, галька, каменные обломки» уменьшительное от rос — «скала, камень» — орнамент XVIII века, содержащий стилизованные раковины, камешки свитки; либо другое название рококо.

  2. Большое количество декоративных элементов;

  3. Пастельные тона в интерьере;

  4. Изогнутые линии;

  5. Замкнутость, камерность помещений, будуары.

  6. Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии, и прямых линий. Деревянная мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В колорите преобладают нежные пастельные тона - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото. В мебели для сидения рождаются новые формы: канапе, шезлонг, глубокое кресло «бертер». У стульев исчезают проноги появляются секретер и туалетный столик.



  1. Живопись рококо

Антуан Ватто «Общество в парке»

Лучшими работами Ватто, бесспорно, считаются две картины, носящие одинаковое название «Общество в парке». Написанные с разницей в один приблизительно год работы, они близки по своему содержанию. На обоих полотнах — нарядно одетые дамы и кавалеры, представители высшего общества, беседующие или просто прогуливающиеся под сводами парка.

Костюмы его персонажей никогда не выглядят крикливыми на фоне красок природы, наоборот, улавливая солнечный свет парка и причудливо преломляя его, они кажутся естественным продолжением пейзажного компонента картин.

На полотне, датированном 1718 г., кроны деревьев имеют желто-бурый оттенок, изображена ранняя осень. И как символ этой осени — прекрасная дама на переднем плане в ослепительно желтом платье.

Парк предстает здесь как приют блаженства. Особенностью творческой манеры Ватто является удивительная способность передавать с помощью кисти и красок легкое дыхание жизни. С другой стороны, основу стиля художника составляет тоска по исчезающей красоте. Очень интересна следующая деталь: что бы ни писал Антуан Ватто, во всех его работах отчетливо уловим оттенок грустной иронии.

Они кажутся сном, мечтой поэта; кажется, открой глаза — и они исчезнут… В этом и заключается секрет рококо — искусства об искусстве, искусства, заменяющего жизнь.

Характерные черты живописи рококо

  • Изображение беззаботной жизни представителей высших слоев общества. Картины не несут никакого негатива, будто бедности, проблем нет в мире. Смотря на полотна художников рококо, мы не увидим жестоких реалий времени, социальных проблем.

  • Элегантно одетые дворяне во время игры в пасторальных ландшафтах.

  • Характерны сцены ухаживания, романтики, веселья. Все, изображенное на полотне, воплощает красоту и беззаботность.

  • Возрастание интереса к мифологическим темам.

  • Для эпохи характерны пастельные цвета, то есть мягкие и светлые оттенки, гармонично дополняющие друг друга.

  1. Мода и стиль эпохи рококо

То же самое происходило и с цветами одежды. Если в XVII веке преобладали насыщенные темные синий и красный, то в XVIII веке и мужской и женский костюм шился из тканей пастельных оттенков. И это второй принцип моды XVIII века – ваша одежда должна быть как можно наиболее нежных цветов: салатовый, белый, розовый, голубой. Голубой и розовый были любимыми цветами стиля рококо.


Принцип третий – как можно больше бантов, лент и кружева. И в мужском костюме особенно. Как в XVII веке, так и в XVIII французская мода как никогда ранее и никогда позже приближала мужской костюм по его декоративности, силуэту и сложности к женскому. Мужчины не только использовали косметику, они также носили банты, кружево и чулки.















Приложение 6

Раздаточный материал для группы 3

Антуан Ватто «Общество в парке»



Приложение 7

Рабочий лист учащегося

  1. Характерные черты стиля рококо в архитектуре, оформлении интерьеров

    Линии


    Цвета


    Мебель : материал , формы.


    Внутренняя планировка комнат


  2. Характерные черты стиля рококо в живописи

    Цветовая гамма


    Сюжеты


    Персонажи


  3. Мода и стиль эпохи рококо

Мужчины

Женщины









Проверочная работа

(Ответ «Да», «Нет»)

  1. Мода эпохи рококо приближала мужской костюм по декоративности и сложности к женскому?_______

  2. Характерной особенностью расположения комнат в зданиях эпохи рококо была анфилада комнат? _______

  3. Главные действующие персонажи полотен - крестьяне? _____

  4. Основные тона интерьеров рококо – пастельные? _____

  5. Стиль рококо зародился при Людовике XIV?_____









Приложение 8

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!