Конспект учебного занятия по математике Город: Магнитогорск
ОУ: МОУ СОШ № 56
Учитель: Петрова Наталья Николаевна
Класс: 3
Тема учебного занятия: Умножение числа 9, деление на 9
Продолжительность учебного занятия: 45мин.
Тип учебного занятия: решение частных задач.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
Познакомить с умножением числа 9 и делением на 9. Составить таблицу умножения числа 9 и деления на 9. Формировать вычислительные навыки.
Развивать логическое мышление, математическую речь, внимательность, расширять кругозор.
Воспитывать интерес к предмету, умение работать сообща, умение слушать товарища.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление творческого отношения к процессу обучения; осознание своей значимости в процессе обучения; оценка своей работы.
Метапредметные и познавательные умения: перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить сходства и различия, давать оценку своим действиям, оценивать результат, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: работать по предложенному учителем плану, формулировать вопрос(проблему, затруднение), оценивать сложившуюся учебную ситуацию на уроке.
Коммуникативные умения: оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, сотрудничать с другими участниками учебного процесса, слушать других и принимать иную точку зрения.
Предметные умения: учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления и пользоваться ею, решать задачи изученных видов.
Дидактические материалы к учебному занятию:
В.В.Давыдов, С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Математика. Учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы.(в 3-х частях). М.: Вита-пресс, 2017г.
С.Ф.Горбов, Г.Г.Микулина, О.В.Савельева. Обучение математике. 3 класс. Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита-пресс.2017г.
Ход учебного занятия:
Организация начала урока 1,5 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе, мотивация учащихся, рефлексия
Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
Организация внимания и внутренней готовности. Психологический настрой | Умение организоваться Навык сотрудничества в малых группах и в составе всего класса | Игровой, наглядный | Коллективная, фронтальная | Слайды 1-4 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и послушаем своё дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашем классе, потом – к звукам, доносящимся с улицы, и снова послушаем своё дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней руку соседа, затем почувствуем левую руку и руку соседа слева. Попробуем представить себе, что через руки бежит невидимый ручеёк. В виде чего этот ручеёк? Может быть, тепла или доверия, а может быть, поддержки друг друга? Постарайтесь запомнить это ощущение в руках, сохранить его до конца урока. Нам понадобится на уроке ваше взаимопонимание. | Учащиеся выполняют задание учителя. |
Проверка домашнего задания - 3 мин.
Цель этапа: Формирование навыков взаимоконтроля.
Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
Знание соотношения единиц длины | Выполнять действия с именованными числами | Взаимопроверка | Работа в парах | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
-Какое задание выполняли дома? - В парах проверьте выполнение этого задания. - Оцените работу своего соседа. - Что нужно знать и уметь, чтобы правильно выполнить это задание? - Я надеюсь, эти знания вам помогут выполнить следующее задание. Хотите их применить? | - Выполняли №209, в котором нужно было выполнить вычитание именованных чисел. Взаимопроверка в парах. Дети дают словесную оценку работы соседа. - Знать соотношение единиц длины, уметь преобразовывать единицы длины. |
3.Актуализация прежних знаний – 15 мин.
Цель этапа: 1.Формирование навыка преобразовывать единицы измерения, расширение кругозора.
2. Формирование навыков беглого счёта, прочных вычислительных навыков.
Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
1.Знание соотношения единиц длины 4. Знание таблицы умножения числа на 9. | 1. Умение преобразовывать единицы длины 2. Умение выполнять вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. | 1.Практический, наглядный 2. Беседа, практический 3. Наглядный 4. Практический, наглядный | Работа в парах, фронтальная 2. самостоятельная работа 4. фронтальная | 1.Слайд №5-9 2. Слайды №10-17 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. - Необходимо выразить данные единицы длины измерения в более крупные и более мелкие единицы. А вот кто из вас в какие единицы будет выражать, договоритесь сами. а) Посмотрите на экран. Вы видите самую крупную каплю дождя. Её наблюдали в США 17 августа 1953 г. Размер капли 9см 4 мм. б) Самый длинный клюв по отношению к длине туловища у колибри. Длина клюва 10 см. в) Самая высокая морская волна 34 м. г) Самый длинный кот живёт в США. Длина от кончиков ушей до кончиков хвоста 129 см. д) Самая крупная золотая рыбка обнаружена в КНР. Её длина 37 см. 2. – Эти сведения взяты из книги рекордов Гиннеса. Что такое рекорд? Какие бывают рекорды? А на уроке можно установить рекорды? Давайте посоревнуемся. Кто больше заработает жетонов, тот и будет рекордсменом урока. Я вам предлагаю установить рекорд в скорости счёта. На экране будут появляться и исчезать примеры, которые вам нужно успеть решить и записать ответы в тетради. Проверка. Вручение жетонов учащимся за безошибочную работу. - Что объединяет все эти примеры? 3. На доске формулы: а ∙ 9 9 ∙ а а : 9 - С какими из этих формул вы познакомились на прошлом уроке? - Что она обозначает? - Что вам помогло открыть этот приём? Вывешиваются карточки: а ∙ (в – с) а ∙ 10. Получается такая схема: а ∙ 9 9 ∙ а а : 9 а ∙ (в – с) а ∙ 10 - Давайте посмотрим, как вы усвоили приём умножения числа на 9. 4. На доске примеры на карточках: 5 ∙ 9 7 ∙ 9 4 ∙ 9 9 ∙ 9 6 ∙ 9 8 ∙ 9 - Расположите карточки в порядке возрастания произведений. Перевернув карточки, вы прочитаете слово. - Какое слово получилось? Учитель вручает жетоны. - Хотите ли вы открыть приёмы, о которых говорят формулы: 9 ∙ а; а : 9. | 1. Сначала дети договариваются кто в какие единицы будет преобразовывать, а затем выполняют задание, глядя на экран (работа устная). 2. Ответы детей. Самостоятельная работа учащихся. Сверка с экраном. - У этих примеров одинаковый способ решения: вычитание с переходом через разряд. 3. - Знакомы с формулой а ∙ 9. - Умножение числа на 9. - Знание правила умножения числа на разность, умножение числа на 10. Дети читают пример, называют ответ и переворачивают карточку. - Слово: рекорд. Ответы детей. |
4. Использование открытого способа для решения частных практических задач в новых условиях: 13 мин.
Цель этапа: Знакомство с приёмом умножения числа 9.
Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
Знание переместительного свойства умножения. | Умение умножать 9 на число, пользуясь известными правилами умножения числа на разность , умножения числа на сумму, переместительным законом умножения. | 1.Частично-поисковый, Наглядный, практический 2. Частично-поисковый 3 Практический | 1. Коллективная. 2. Фронтальная 3. Самостоятельная | 2. Слайд № 18-19 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. На доске записаны примеры: 9 ∙ 10 9 ∙ 9 9 ∙ 8 9 ∙ 7 9 ∙ 6 9 ∙ 5 9 ∙ 4 9 ∙ 3 9 ∙ 2 - Какие примеры вы можете решить известными правилами, полученными знаниями? - Решите примеры, пользуясь разными правилами. - Так какие же знания помогли умножить число 9 на другое число? Учитель дополняет схему на доске. Она приобретает следующий вид: а ∙ 9 9 ∙ а а : 9 а ∙ 10 а ∙ (в – с) а ∙ (в + с) а ∙ в = в ∙ а Учитель вручает жетоны. 2. – Посмотрите на экран, составьте 4 равенства на умножение и деление. - Какие свойства и правила использовали? Учитель вручает жетоны. 3. – Используйте эти знания для выполнения № 217 в учебнике. Проверка. Учитель вручает жетоны. - Каким правилом пользовались для того, чтобы разделить число на 9? На доске достраивается схема: а ∙ 9 9 ∙ а а : 9 а ∙ 10 а ∙ (в – с) а ∙ (в + с) а ∙ в = в ∙ а а ∙ в = с с: в = а с : а = в - Глядя на схему, скажите, каким правилом можно воспользоваться для умножения 9 на число и деления на 9? | Некоторые дети предлагают воспользоваться переместительным законом, некоторые правилом умножения числа на разность или сумму. Учащиеся решают примеры в тетради, один учащийся у доски с объяснением. - Знание правила умножения числа на разность, умножения числа на сумму, переместительного свойства умножения. Устная работа детей. - Переместительное свойство умножения; если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель. Самостоятельная работа учащихся в тетради. Двое учащихся работают за доской. Учащиеся оценивают работу детей, работавших за доской. - Если произведение разделить на один множитель, то получится другой множитель. Ответы детей. |
5. Закрепление - 6 мин.
Цель этапа: Совершенствовать умение применять известные правила для умножения 9 на число и деления на 9
Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
| Умение делить на 9, на 5, делить с остатком. | Частично-поисковый | Самостоятельная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Математический диктант. Запись ведётся в идее выражений. - Запишите число, которое делится и на 9 и на 5. - Запишите число, которое делится на 9, но не делится на 5. - Запишите число, которое не делится на 9, но делится на 5. - Запишите число, которое не делится ни на 9, ни на 5. Проверка по «цепочке». Учитель вручает жетоны. | Работа в тетрадях. |
6. Повторение пройденного по теме «Табличное умножение и деление» - 5мин.
Цель этапа: формирование знаний табличных случаев умножения
Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
Знание таблицы умножения | | Творческий | дифференцированная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Задание для сильных. - Составьте цепочку из 6 действий умножения и деления и предложите решить её своему соседу по парте. Задание для слабых. – Составьте примеры на умножение и деление известных случаев | Работа детей. Оценивание. |
7. Рефлексия – 1,5 мин. Цель этапа: Подвести итог урока | |
Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы |
Знания | Умения |
| Умение обобщить полученные знания. | словесный | фронтальная | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
- Встретились ли на уроке новые способы решения? - В каких случаях они вам помогли? - Оцените свою работу , начиная словами: «Я доволен (я не доволен) …» - У нас на уроке есть рекордсмены… - Спасибо за урок. | - Нет, пользовались известными. - При умножении числа 9, и делении на 9. Ответы детей. |