СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики по ФГОС Тема: «Прямоугольник» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока:Прямоугольник

Тип: урок «открытия» нового знания

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики по ФГОС Тема: «Прямоугольник» 2 класс»

ГБПОУ «Курганский педагогический колледж»










Методическая разработка урока математики по ФГОС

Тема: «Прямоугольник»

2 класс







Выполнили:

учителя начальных классов








март 2020 год

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема урока:Прямоугольник

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формированиепредставления о прямоугольнике как о четырехугольнике и его свойствах; совершенствование вычислительных навыков и умения решать задачи; развитие умения рассуждать.

Задачи урока:

Дидактические:выделить отличительные особенности прямоугольника,научиться их распознавать, научиться чертить фигуры с прямыми углами при помощи чертежного угольника, познакомиться с термином «геометрия».

Развивающие: развивать устные вычислительные навыкичерезустный счет; логическое мышление через распределение геометрических фигур на группы, изменение формы геометрических фигур; развивать внимание через сопоставление фигур по форме.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к предмету, аккуратность, точность через работу с геометрическим и чертежным материалом.

Оборудование:

Для учителя: Презентация по теме урока, проектор, интерактивная доска;

М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, в 2 частях, часть 2, Москва: Просвещение, 2017.- 2.

Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро и др. 2 класс.- М.: ВАКО, 2016.- 400с.- (В помощь школьному учителю).

С.И Волковой «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя»

Дидактический материал. 2 класс. Авт. Голубь. М.: «Экзамен»,2017г.

Для учащихся: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, в 2 частях, часть 2, Москва: Просвещение, 2017.- 2.Лист исследования, раздаточный материал, геометрические пазлы.

Технологии:

- элементы игровой технологии,

- здоровьесберегающие технологии,

- элементы технологии сотрудничества,

- элементы технологии проблемного обучения.

Предметные результаты:

  • распознавать, группировать, сравнивать и выделять по признакам прямоугольник;

  • знакомство с терминами «длина», «ширина», «противоположные стороны»;

  • уметь правильно находить периметр прямоугольника,строить фигуры с прямыми углами;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи;

контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Познавательные:отвечать на вопросы учителя; сравнивать и группировать объекты по признакам, логически рассуждать, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные:участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в группе в совместном решении проблемы.

Личностные:демонстрировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока


Содержание деятельности педагога


Содержание деятельности обучающихся


Инструментарий

Виды деятельности учащихся

познавательная

регулятивная


коммуникативная

1.Мотивационный этап

Задача: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность


(Слайд 1, 2, 3)

Улыбнись с утра щенку,

И росинке, и цветку,

Пестрой бабочке в лугах,

Солнцу в легких облаках.

И тогда увидишь ты,

Сколько в мире красоты!

Обменявшись добротой,

Будем мир дружить с тобою.


Доброе утро, ребята! Улыбнитесь друг другу!

С маленькой удачи начинается большой успех!

(Слайд 4)

Прочитаем хором:

Чтоб хорошо учиться.

И знания получать,

Учиться будем весело,

И дружно отвечать!

Спасибо, ребята! Садитесь.

(Слайд 5)

Повторим правила работы на уроке.

1. Мы серьезны и внимательны.

2. Мы любим сами добывать новые знания и умения.

3. Вместе: думаем, выбираем, обсуждаем, решаем.

(Слайд 6)

Покажите, какое у вас сейчас настроение.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.








Читают хором





Дети с помощью веера показывают свое настроение (зеленый - отличное, я уверен, желтый -хорошее, но сомневаюсь, красный – не уверен).


Действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Презентация - Слайд 1-6


Веер с разными цветами

2.Постановка учебной задачи

Задача: выявить и фиксировать затруднение; смоделировать способ «открытия» нового знания

У меня тоже настроение хорошее. И сегодня на уроке я помогу вам разгадать математические тайны. Мы обязательно постараемся открыть новое, ещё не известное нам правило.

Мы с вами великие ученые – математики и сегодня на уроке разгадаем тайны математики.

Положите лист перед собой.

Как он называется, давайте прочитаем. (Лист исследования и открытия).

Скажите, пожалуйста, что обозначает слово «исследование»? (открытие нового)

Свои результаты, добытые в течение урока, будем записывать на этом листе.

Напишите фамилию, имя на полях.

Кто-нибудь слышал о таком городе, название которого - Геометрия?

А кто в этом городе может жить?

Сегодня мы познакомимся поближе с жителями этого города, но для этого мы должны будем решить примеры

(Слайд 7)

Игра «Найди ответ». Устно, по цепочке. Начинает 3 ряд.


21 + 56= 63+ 27= 7 + 34=

77 – 14= 90 – 70= 20 – 13=


77, 63, 90, 20, 41, 7, 21

Посмотрите внимательно и назовите лишнее число. (7)

Почему? (7-однозначное, а остальные двузначные). (Стираю 7).

(Слайд 8)

А теперь такое задание. Пропустите клетку вниз и запишите эти числа (щелкаю) в порядке убывания под этими числами.

С обратной стороны доски 2 ученика записывают числа в порядке убывания. (Щелкаю) (90, 77, 63, 41, 21, 20).

А теперь обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте ответы.

У всех так. Согласны?

Следующее задание: расставить числа в порядке возрастания. Снова обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте ответы.

Оцените друг друга по двум заданиям. Если нет ошибок нарисуйте на полях круг, если 1-2 ошибки квадрат, если более 3 ошибки и более - треугольник.(Слайд 9)

А теперь расшифруйте, пожалуйста, слово, спрятанное за этими цифрами (Слайд 8)

Сейчас мы узнаем, как зовут жителей города. ФИГУРЫ.

Как вы понимаете это слово – фигуры?

(Слайд 10)

Рассмотрите чертёж. С кем дружат фигуры? ( С углами).


- На какие группы можно разделить эти углы?

(Прямые и непрямые)

А где мы можем встретить углы?

С помощью какого инструмента можно определить прямой угол или нет? (с помощью треугольника.)

Под какими цифрами спрятались прямые углы?

(Слайд 11)

Посмотрите на рисунок. Что изображено? (Фигуры)

Ребята, у вас на столах находятся фигуры, распределите их по какому-либо признаку.

Давайте проверим, кто по каким признакам разделил фигуры. (по цвету, по форме, по наличию углов, по размеру)

(Слайд 12)

Перед вами на партах лежат геометрические фигуры, а у меня на доске эти же фигуры.

Внимательно посмотрите и покажите фигуру, которая здесь лишняя по цвету?( Круг)

Еще по какому признаку она отличается? (она не имеет углов).

Уберите ее в сторону.

Скажите, а есть еще лишняя фигура. Какая? (Треугольник). По какому признаку?

Покажите. Уберите. (Учащиеся убирают треугольник, так как это фигура, имеет три угла, а все остальные по четыре).

Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске.

Чем они похожи? (4 стороны, 4 угла, все углы прямые).

Кто докажет, что углы прямые?


А есть еще лишняя фигура? Какая? (Учащиеся убирают квадрат).

Какие фигуры остались? (прямоугольники).


С какой темой мы познакомимся на уроке? (Щелкаю). (Прямоугольник).

Что еще мы не знаем о прямоугольнике? (Узнать, какая фигура называется прямоугольником и т.д.).

(Слайд 13)

Прочитаем чему мы должны научиться на уроке:

• Познакомиться с основными отличиями прямоугольника.

• Научиться чертить прямоугольник, используя линейку и модель прямого угла.

• Решать задачи на нахождение периметра прямоугольника.


Слушают, отвечают на вопросы, обобщают.














Рассуждают, считают, доказывают












Записывают числа в порядке убывания.

(Самостоятельно).

Взаимопроверка




Записывают числа в порядке возрастания.

(Самостоятельно).

Взаимопроверка

Оценивание










Соотносят цифры с буквами



Рассуждают





Сравнивают углы.


Приводят примеры, используя жизненный опыт


Рассуждают, доказывают


Сравнивают фигуры, называют признаки.






Обобщают материал



















Ученик выходит к доске и при помощи модели прямого угла доказывает ответ.

Сравнивают, анализируют, делают вывод






Формулируют тему урока и определяют

вопросы, на которые необходимо найти ответ на уроке.


Формируем умение рассуждать, доказывать.


Формируем умение принимать и сохранять учебную цель и задачу.


Формируем умение слушать и понимать других.


Лист исследования и открытия

Презентация Слайды 7-13,

Бумажные модели геометрических фигур

3. «Открытие» нового знания

Задача: организовать деятельность по «открытию» нового знания

(Слайд 14)

Возьмите прямоугольник и покажите мне.

- Внимательно рассмотрите свой прямоугольник.

Сколько углов у прямоугольника?

- Как вы думаете, от каких слов образовалось слово прямоугольник? (Прямой угол)


Давайте убедимся в этом. С помощью какого инструмента мы можем доказать, что у прямоугольника прямые углы?

Измерим все углы при помощи угольника.

Сколько сторон у прямоугольника? (четыре)

Раз 4 стороны, как по-другому можно назвать? (четырехугольник)

Как называются стороны, которые лежат друг против друга? (противоположными).

Давайте измерим их длину. Что вы скажете? (Они равны).

Измерьте две другие стороны. (Они равны)

Так что можно сказать о противоположных сторонах прямоугольника?

Возьмите в руки наш лист исследования. Покажите мне его. Что можно сказать о противоположных его сторонах? С помощью какого инструмента докажите, что они равны? Значит наш лист, на какую фигуру похож?

А как еще можно убедиться, что у прямоугольника противоположные стороны равны не измеряя их?

Молодец!

Кто знает, как называется большая сторона у прямоугольника? (Длина)

А меньшая? (Ширина)

Как вы думаете, почему назвали длина? Ширина?

(Слайд 15)

Давайте обобщим наши исследования о прямоугольнике, прочитаем это в учебнике на стр.32.

Рассматривают фигуру, анализируют, отвечают на вопрос




Один из учеников

демонстрирует, как можно измерить прямой угол (с помощью чертёжного угольника, прямого листа).

Отвечают, доказывая на практическом примере.

Идет подробный разбор.



Доказывают

что у прямоугольника противоположные стороны равны путем наложения сторон друг на друга




Читают и обобщают материал


Целеполагание, планирование;

логические (анализ, обобщение;

познавательные постановка и формулирование проблемы.


Действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом.


Модели геометрических фигур,

Презентация Слайды 14-15


4.Физическая минутка


(Слайд 16, 17)

Выполняем упражнения

Поднимают себе настроение, делая упражнения


Формируем умение осуществлять самоконтроль.


Презентация Слайды 16,17


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Задача: формировать умения в реализации новых способов действий

Сейчас мы с вами начертим прямоугольник на нашем листке.

Какие инструменты потребуются, чтобы начертить прямоугольник? (Линейка, простой карандаш).

(Слайд 18)

Посмотрите, алгоритм выполнения чертежа прямоугольника.

Всем понятно? А сейчас начертим прямоугольник. Возьмем листок исследования. Поставим в углу клетки точку и от точки по краям клеточек начертим линию в 9 см, от этой точки чертим линию в 6 см, от этой точки чертим опять линию в 9 см, соединим стороны и вот у нас получился …. прямоугольник.

Найдем периметр. Что такое периметр? (Периметр – это сумма всех длин сторон).

Как найдем периметр? Обменяйтесь тетрадями, и проверьте, правильно ли решил ваш товарищ.







Возьмите наш исследовательский лист, какую фигуру он вам напоминает?

Представьте, что наш лист - это поверхность парты. Сколько углов у парты? Какие углы? (4 угла, прямые).

(Слайд 19)

И вот один угол отпилили. Согните угол вот так. Сколько останется углов, если этот угол отпилить?

(Слайд 20)

Теперь лист согните вот так, теперь, сколько углов получилось?

(Слайд 21)

А сейчас согните по такому образцу, кто скажет, сколько углов получилось.

(Может остаться 5 углов, 4 угла или 3 угла. Это зависит от того, как отпилить угол стола).

После просмотра слайда, чертят прямоугольник по алгоритму.









Подсчитывают периметр полученного прямоугольника.Взаимопроверка.


Работа с листом.

Сгибают угол, получают модель пятиугольника. Потом еще раз сгибают по образцу и получают четырехугольник, потом треугольник.

Сравнивают, доказывают, делают вывод.


Формируем умение изображать фигуру, выделять свойства.

Формируем умение осуществлять самоконтроль.


1.Формируем умение слушать и понимать других.

2.Формируем умение работать в паре.

3. Формируем умение осуществлять работу по выполнению отдельных операций.


Презентация Слайды 18-21


6. Контрольно-оценочный этап

Задача: анализировать уровень освоения учебных действий

(Слайд 22)

Проверим знания тестом. Игра «Светограмма».

№1. Закончи правило.

Прямоугольник – это

- фигура, у которой четыре угла.

- четырёхугольник, у которого два угла прямые.

- четырёхугольник, у которого все углы прямые. (Слайд 23)


№2. Рассмотри рисунок. В какой группе перечислены только прямоугольники?







(Слайд 24)

№3 Решение задач в группах (3 группы)

а) К празднику Марина вырезала 20 флажков прямоугольной формы, треугольной формы на 4 больше. Сколько флажков треугольной формы вырезала Марина?

20 – 4 = 16

(20 + 4) +20 = 44

20 + 4 = 24 (фл.)

(Слайд 25)

б) К празднику Марина вырезала 20 флажков, а Петя 36 флажков. Насколько меньше флажков вырезала Марина, чем Петя?

36 – 20 = 16 (фл.)

36 + 20 = 56

36 + (36 – 20) = 52

(Слайд 26)

в) Марина вырезала 8 треугольников, а прямоугольников на 12 больше. Сколько всего геометрических фигур вырезала Марина?


(12 - 8) + 12 = 16

8 + 12 = 20

(8 + 12) + 8 = 28 (фл.)

Молодцы.


Выбирают фигуру с правильным ответом. Делают вывод.




















Работают в группах.



1.Формируем умение осуществлять контроль по результату.

2.Формируем умение самопроверки.

управление поведением партнёра - контроль, оценка, социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Презентация Слайды 22-26


7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Задача: осуществить самоанализ и самооценку учебных действий

(Слайд 27)

Над какой темой урока работали? (прямоугольник).

Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока.

Можем сказать, что мы достигли цели?

Что открыли нового для себя?

Как вы думаете, а зачем мы всё это учили. Где эти знания могут пригодиться?

(Слайд 28)

Проанализируйте свою работу на уроке и оцените ее.



Делают вывод о необходимости полученных знаний, и называют, в каких обстоятельствах воспользуются изученным на уроке.

Обращаются к алгоритму, составленному, в начале урока.

Оценивают свое настроение с помощью веера.



внутренняя позиция школьника,

самооценка на основе критерия успешности

формирование и аргументация своего мнения

Презентация Слайды 27,28

8.Домашнее задание.


Учебник с. 32 №4 (Слайд 29)

Большое спасибо. Вы молодцы!

Благодарю за урок!


Записывают домашнее задание.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!