СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 8 классе c применением образовательной технологии «Мировоззренческое кино»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Смысл финала комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

 

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

 

Задачи:  

  1. Формировать умение анализировать текст,  обобщать материал, выделять главное, опираясь на художественную деталь, сопоставлять разные виды искусства.
  2. Развивать аналитические умения и навыки, исследовательские способности.
  3. Прививать интерес к русской классической литературе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 8 классе c применением образовательной технологии «Мировоззренческое кино»»


Методическая разработка урока литературы в 8 классе

c применением образовательной технологии «Мировоззренческое кино»


Тема: «Смысл финала комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».


Задачи:

  1. Формировать умение анализировать текст, обобщать материал, выделять главное, опираясь на художественную деталь, сопоставлять разные виды искусства.

  2. Развивать аналитические умения и навыки, исследовательские способности.

  3. Прививать интерес к русской классической литературе.


Предполагаемый результат урока: повторение, закрепление и обобщение пройденного материала, выработка навыка вдумчивого просмотра кино.


Оснащение: компьютер, проектор, учебник, видеофрагменты, портрет Н.В.Гоголя.



Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся


1.

Приветствие.

Введение в тему урока


Положительный настрой на работу, объявление темы, определение цели урока.

Проверка готовности учащихся к уроку, определение цели.


2.

Формулирование учебной задачи

Прочитайте эпиграф к комедии, задайте к нему вопросы: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Н.В.Гоголь)

Читают эпиграф вслух. Задают вопросы.


3.

Беседа на восприятие самостоятельного прочтения «немой сцены»

1.Что является финалом комедии «Ревизор»?

2. Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» именно «немой сценой»?

Вывод:

Таким образом, «немая сцена» раскрывает суть каждого персонажа, это один из кульминационных моментов в пьесе.

-Немая сцена.

- В «немой сцене» перед зрителем раскрывается каждый герой. Степень потрясённости героев пьесы после сообщения о том, что «приехавший по именному повелению из Петербурга

чиновник требует вас сей же час к себе», очень велика. Герои не имеют возможности ничего говорить, более того, они не двигаются, вынуждены застыть в момент их первой реакции. Будучи не в состоянии лгать, они поневоле выглядят правдиво.

4.

Выразительное чтение «немой сцены». Аналитическая работа над прочитанным текстом

1. Чем данная сцена отличается от предыдущих композиционно?

2. Как вы думаете, почему важно в данный момент показать героев именно

в состоянии окаменения?

3. Почему в комедии «Ревизор» так важен такой финал?

Вывод:

Н. В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии - это мысль о наступающем возмездии.




- В ней нет ни монологов, ни диалогов. «Немая сцена» состоит только из ремарки (слов автора). В ней персонажи впервые не произносят никаких слов, они бездейственны, застывают на месте, но в то же время зрителю (читателю)

понятно все без слов.

- Именно в эту минуту все чиновники испытывают настоящий ужас. Тот

страх, который они пережили при Хлестакове, увеличился в десятки раз еще и потому, что им нужно все переживать заново. И если к приезду мнимого ревизора герои успели как-то подготовиться, то здесь полная неожиданность.

- В комедии скрытая кольцевая

композиция: ведь эпиграфом к произведению служит “На зеркало неча пенять, коли рожа крива», а в конце зрителю предстают перекошенные лица местных

чиновников.

5.

Просмотр кинофрагментов «немой сцены»


Сейчас вашему вниманию будут представлены кинофрагменты финала

«Ревизора» разных режиссеров. Предлагаю вам стать экспертами-критиками. Ваша задача: сравнить версию режиссера с текстом,

определить, доволен ли был бы Гоголь данными экранизациями.


Учащиеся делятся на группы:

1. «Ревизор» 1996 г. (режиссер –

С. Газаров)

2. «Инкогнито из Петербурга» 1977г. (режиссер – Л. Гайдай)

3. «Ревизор» 1952 г. (режиссёр -

В. Петров)



6.

Позиционное обсуждение кинофрагментов


1.Каково же видение режиссерами финала

«Ревизора»? Сравните с текстом комедии.

2. Выдержана ли, на ваш взгляд, задумка Гоголя?

Вывод:

Важно отметить, что фильм – искусство. Образ в кино –

один из множества вариантов литературного образа. Когда смотришьэкранизацию, не нужно забывать, что у фильма тоже есть свой автор (режиссер),

который вносит уже свою лепту в создание шедевра.


1 и 2 группа:

Оба режиссера отошли от реальной «немой сцены», они пренебрегли замечанием Гоголя, поэтому ожидаемого эффекта не произошло.

Те позы, о значении которых говорилось на протяжении урока, были утеряны. Гоголь вряд ли был бы доволен таким финалом.

3 группа:

Экранизация В.Петрова - самая

близкая к гоголевскому финалу. Выдерживается прием «окаменения» героев, сохраняются позы. Возможно, что этой картиной Н.В.Гоголь остался бы доволен.




7.

Подведение итогов

-Итак, почему именно «немой сценой» заканчивается комедия Н.В.Гоголя

«Ревизор»?

-Насколько важно, на ваш взгляд, для режиссера-постановщика

сохранять задумку автора?

-Что вы для себя выберете: прочитать книгу или посмотреть фильм,

чтобы понять замысел автора?

Учащиеся отвечают на вопросы и аргументируют свой ответ.


8.

Рефлексия

Сегодня на уроке я понял …

- Для меня осталось непонятным…

- Мне сегодня на уроке понравилось (не понравилось) быть экспертом-

критиком, потому что…


9.

Домашнее задание

Посмотреть одну понравившуюся из предложенных экранизаций и

написать письмо режиссеру. Постарайтесь придерживаться позиции критика-эксперта. Выскажите свою точку зрения относительно просмотренного фильма.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!