СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Роман «Дубровский» А.С. Пушкина— роман о благородном разбойнике»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературы в 6 класса

«Роман А.С. Пушкина «Дубровский» — роман о благородном разбойнике»

Цели:

Обучающая: подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник” через анализ прозаического текста; Развивающая: формирование навыков самостоятельного постижения и восприятия текста у учащихся; Воспитывающая: на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.

- Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Роман «Дубровский» А.С. Пушкина— роман о благородном разбойнике»»

Методическая разработка урока литературы в 6 класса

«Роман А.С. Пушкина «Дубровский» — роман о благородном разбойнике»

Цели:

Обучающая: подвести учащихся к пониманию своеобразия пушкинской трактовки художественного типа “благородный разбойник” через анализ прозаического текста;
Развивающая: формирование навыков самостоятельного постижения и восприятия текста у учащихся;
Воспитывающая: на примере образа Дубровского привести к пониманию таких понятий, как благородство, справедливость, честность.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы обращаемся к одному из замечательных произведений А.С. Пушкина – роману “Дубровский”.

- Ребята, мы должны определить черты такого литературного типа, как “благородный разбойник”; постараться понять, что такое благородство, разбойник; подумать, совместимы ли эти понятия.

2. Анализа образа главного героя.

Мы попытаемся определить основные качества заглавного героя. Характер героя проявляется в поступках и взаимоотношениях с другими людьми.

  • При каких обстоятельствах мы знакомимся с главным героем? (Глава 3, 3-ий абзац: “Владимир Дубровский воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости”).

  • Как данный отрывок характеризует Владимира Дубровского? (Молодой повеса).

  • Как развиваются дальше события в жизни молодого человека?

  • Получив письмо из дома, Владимир вернулся домой в Кистеневку. Каким предстает герой в этом эпизоде?(Любящий сын).

  • Вы сказали о том, что Владимир едет домой. В каком состоянии он застает отца? Какие мысли овладели Владимиром, когда он узнал о бедственном положении отца? (Стремящийся к мести).

  • Осуществляет ли Дубровский это стремление? (Отчасти, потому что он собрал шайку, грабящую богатых путешественников).

  • Как относятся к молодому хозяину дворовые крестьяне? Почему крепостные пошли за барином? (Добрый, справедливый).

  • Зная, кто был главным врагом Дубровского, чему удивлялись окружающие и радовался сам Троекуров? Что заставило Дубровского отказаться от коварного плана – уничтожить Троекурова, заклятого врага?(Любящий).

  • Даже став разбойником, Дубровский остается служителем правды и чести. Вспомните рассказ Анны Савишны Глобовой (глава 9). Какие качества характера проявились в этом эпизоде? Приведите еще примеры(Благородный).

3. Давайте подведем итог.

Положительными качествами характера Дубровского (запишите в тетрадях таким же образом) являются:

4. Образ благородного разбойника. Пушкин следует литературной традиции, изображая образ “благородного разбойника”. Литературный тип “благородного разбойника” возник в романтической литературе. Это человек благородного происхождения(дворянин), который в силу различных обстоятельств оказывается вне закона, становится разбойником. Представитель высшего сословия превращается в изгоя, отверженного. Как правило, мотивами такого превращения являются оскорбление, унижение или обида. “Благородные разбойники” борются за справедливость, мстят своим обидчикам. Это по-настоящему благородные люди, жертвующие своим общественным положением ради чести и торжества справедливости.

- Кого вы можете вспомнить из мировой литературы?

5. Посмотрим, какие определения дает С.Ожегов в своем толковом словаре.

Благородный –

  1. Высоконравственный, самоотверженно честный и открытый.

  2. Исключительный по своим качествам, изяществу.

  3. Дворянского происхождения, относящийся к дворянам (устар.).

  4. Употр. в составе различных терминов для обозначения чем-н. выделяющихся разрядов, пород. Б. металлы, б. олень.

Разбойник 

  1. Человек, который занимается разбоем, грабитель. Перен.: отъявленный негодяй (разг.).

  2. Шалун, баловник, негодник (обычно в обращении) (разг.).

6. И здесь, ребята у меня зародилось сомнение “Можно ли назвать разбойника благородным?”

- Рассуждения ребят.

- Мы знаем, что роман “Дубровский” не завершен. Он был напечатан после смерти автора. По мнению многих литературоведов, А.С. Пушкин не смог ответить на этот вопрос. Известно, что существуют варианты продолжения романа:

  1. Смерть князя Верейского;

  2. Жизнь Марьи Кириловны;

  3. Вдова;

  4. Англичанин;

  5. Свидание.

Как мы видим, Пушкин хотел продолжить только любовную линию. Главный герой, Дубровский, терпит поражение, потому что убийство солдат, офицера не укладывается в понятие чести и справедливости, которых он придерживался. Так Пушкин развенчивает миф “о благородном разбойнике”. Возможно, он хочет показать, что разбой может привести к убийству, что грех может породить еще больший грех.

- Итак, к какому выводу мы приходим? 
- Пушкин показал благородного разбойника, но в то же время подталкивает к мысли, что понятия “благородный” и “разбойник” трудно совместимы.
- Согласны ли вы с этим?

7. Выводы. Итак, ребята, мы с вами на уроке попытались проанализировать роман А.С. Пушкина; определили основные черты заглавного героя; рассуждали о литературном типе “благородный разбойник” и пришли к мнению, что такой герой заслуживает уважения, потому что он борется за справедливость, честь и достоинство. Но вот дальнейшие действия однозначно оценить нельзя, так как оправдать убийства – значит оправдать зло. Работа показала, что вы умеете определять основные черты героев, выделять основные действия, отражать суть действия или понятия.

Выставление оценок.

8. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Благородный человек – это …”.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!