МОУ Ишненская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка
по литературе
«Союз волшебных звуков, чувств и дум»
(А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и русский романс)
литературное кафе
(2 часа)
10 класс
Учитель: Пелевина Т.З.
2014-2015 уч. г.
Цели урока:
Обучающие: используя яркие факты биографии А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, приблизить учащихся к их личности и через некоторые события жизни подвести к глубинным основаниям творчества.
Развивающие: развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, развивать культуру общения и речи.
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, привить любовь к русской музыке и поэзии.
Оборудование: презентации; записи на доске, распечатки стихотворений поэтов (раздаточный материал).
И буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
А.С. Пушкин
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется.
Ф.И. Тютчев
Ход урока
I. Вступительное слово учителя:
П: Сегодня у нас несколько необычное занятие: на протяжении 10 уроков мы знакомились
с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета, а сегодня – как итог всему сказанному – литературное кафе.
Кто-то любит стихи, кто-то нет, но стихи, положенные на музыку, наверное, любят все. И я думаю, что вы испытаете восторг, когда услышите романсы на стихи на стихи Пушкина, Тютчева и Фета.
(Звучит грамзапись Г.А. Свиридова «Метель»)
II. Основная часть: «Союз волшебных звуков, чувств и дум» (А.С. Пушкин,
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и русский романс)
П: Итак, Пушкин, Тютчев и Фет…
Три человека, три известные личности, три мира…
У каждого свой взгляд на жизнь, свои вкусы, свои чувства, своя судьба.
Сравнивать их нельзя (да мы и не будем это делать), только оговоримся, что первенство в этом треугольнике, бесспорно, принадлежит Пушкину Александру Сергеевичу.
… Такие разные, непохожие.
Пушкин – гений, живший зигзагами, с душой «яснее дня, темнее ночи» (его слова).
В детстве – угрюмый, неповоротливый увалень, в юности – живой, веселый, непоседливый, за что и получил прозвище «сверчок».
Посмотрим, как отзывались о нем его современники.
У: (Современники о Пушкине: «…Я издали наблюдал это африканское лицо, на котором отпечаталось его происхождение, это лицо, по которому так и сверкает ум»).
П: Что говорили современники о Тютчеве и Фете?
У: (Современники о Тютчеве: «…Холёный барин, блестящий собеседник, любимец салонов, тонкий острослов»).
У: (Лев Толстой о Фете: «Откуда у этого добродушного, толстого офицера… такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»)
П: Что же все-таки их объединяет?
У: (Любовь к поэзии.)
П: На уроках мы говорили об основных темах лирики Пушкина, Тютчева и Фета. Что же было предметом их поэзии? Какие общие темы можно выделить в творчестве? Что волнует их всех троих?
У: (Природа, любовь, красота.)
П: Вот на этих темах лирики Пушкина, Тютчева и Фета мы и остановимся.
В качестве эпиграфа мы взяли слова Александра Пушкина:
И буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
и слова Федора Тютчева:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется…
А слова этих талантливых людей отразились не только в русской поэзии, литературе, но и в музыке, в развитии русского романса. Они пробуждают «чувства добрые», делают людей возвышеннее и чище.
П: Что же такое романс?
У: (Романс – это небольшое вокальное произведение лирического характера.)
П: … Литературно-музыкальные салоны той поры… Салоны, где любили бывать Александр Сергеевич Пушкин, Афанасий Афанасьевич Фет, где блистал Федор Иванович Тютчев, где собирались друзья или люди, близкие по духу, читали стихи, говорили о литературе, и, конечно же, звучала музыка.
Композиторы того времени часто сочиняли небольшие музыкальные произведения для домашнего исполнения. И многие стихи Пушкина, Тютчева и Фета были положены на музыку.
Послушайте романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» и скажите, кому посвящались эти стихи?
(Звучит романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье»)
У: (А.П. Керн.)
П: Чей это романс? Кто композитор?
У: (Глинка)
П: Верно, эти стихи посвящены Анне Петровне Керн, а романс на эти стихи Глинка посвятил дочери Анны Петровны – Екатерине Ермолаевне Керн, с которой его связывало глубокое чувство. Это подлинный шедевр всей русской любовной лирики. У Пушкина женщина – носительница всего самого святого, что есть на земле.
«Чистая красота» образа – это не просто красота лица, это богатство души, утонченность натуры, тонкий ум. Об этом можно с уверенностью говорить, если знать об адресатах некоторых стихов: Керн, Гончаровой, Волконской.
Надо заметить, что Пушкин любил многих женщин, и женщинам он, несмотря на африканскую внешность, очень нравился. Случалось, не с первого взгляда, но добивался своего почти всегда, хотя росточком и не вышел – всего 166,7 см.
В апреле 1830 г. Пушкин в письме Вере Федоровне Вяземской сообщил, что Наталья Николаевна Гончарова «моя 113 любовь».
Как это можно понять? О чем это говорит? Может быть, о его распущенности?
У: (Пушкин из тех людей, которые ни на минуту не могут жить без любви. Без неё они увядают, вся жизнь для них замирает. Они любят всем сердцем, искренне.)
П: Итак, любовь в его жизни. Что вы можете сказать по этому поводу?
У: (презентация «Любовь в жизни А.С. Пушкина».)
П: Наталье Гончаровой Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна». Прочитайте его.
У: (читает стихотворение «Мадонна».)
П: Как вы понимаете это стихотворение?
У: (Для Пушкина любимая – иногда почти богиня, но в ее лице угадываются земные черты. В «Мадонне» его молодая жена уподобляется Богоматери, пречистой Деве Марии. Но в желании поэта вечно созерцать лик Мадонны с младенцем на руках угадывается земное желание: обрести счастье и покой в семейной жизни.)
П: Прекрасно сказал об этом В.Г. Белинский :»В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля». Даже безответная любовь для Пушкина – это счастье, а способность любить – главное, что возвышает человека. Хорошей иллюстрацией этой мысли является стихотворение «Я вас любил».
(Звучит романс «Я вас любил»)
П: Какие возвышенные чувства! И это не только слова. Смертельно раненый Пушкин, изредка приходя в сознание, сразу спрашивал о Натали, шепча : «Бедная, бедная Таша!»
Эта способность полностью «растворяться» в любимой есть у лирического героя его стихов. Даже если герой грустит, печаль его «светла».
(Звучит романс «Не искушай меня…»)
П: Часто в любовные стихи Пушкина органично вплетаются картины природы. Природа одушевлена, она во всем сопереживает герою, подчеркивает его настроение.
У: (читает стихотворение «Унылая пора»)
П: Вывод: Любовь для Пушкина – великая сила, способная двигать солнце и светила. Для него она была вдохновением.
Любовь к Родине, к свободе, к ближнему, к женщине пронизывает каждое произведение великого поэта. Годы не властны над его творениями; время не загасило в них пламени любви, которое и сейчас живет в сердцах тех, кто читает стихи Пушкина. Великий поэт и погиб, защищая чистоту и святость любви, поправ своей смертью все сомнения в этой чистоте. Но душа поэта будет вечно жить в его страстных стихах, а бессмертное сердце поэта и сегодня «вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может».
(Звучит романс «Гори, гори, моя звезда!..»)
П: Не мог жить без любви, как мы уже отметили, и другой русский поэт – Федор Иванович Тютчев.
«Умный, умный, как день, Федор Иванович»,- писал о нем И. С. Тургенев.
Глубокий и проницательный ум, остроумие и превосходное образование Тютчева сразу обратили на себя внимание в придворных кругах Мюнхена, куда он приехал с дипломатической миссией, и в мире литераторов, музыкантов и ученых столицы.
Тютчев был очень влюбчивым человеком. На одном из светских раутов он увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюбленным. Звали ее Амалия. Что вы знаете о ней? И о других женщинах, которых любил Тютчев?
У: (Презентация «Любовь в жизни Ф.И.Тютчева»)
П:. Обратите внимание, когда Элеонора Петерсон (первая жена) умерла, Тютчев, проведя ночь подле её гроба, поседел от горя. Но менее чем через год мы видим его уже вторично женатым на Эрнестине Пфеффель, а через три года сердце поэта будет пылать новой, на этот раз роковой, «незаконной» любовью к молоденькой Елене Денисьевой. Что дал он ей, скончавшейся от скоротечной чахотки в Петербурге? Незаконная связь человека в летах с юной женщиной шокировала всех, кто их знал. От Денисьевой отказался отец, отвернулись знакомые. И день её встречи с Тютчевым в конечном счете оказался для неё роковым.
У: (читает стихотворение «О, как убийственно мы любим»)
П: После смерти Денисьевой, безутешный, немощный старик, он, к стыду детей и к собственному отчаянию, вновь влюбился. Ибо одна лишь смерть могла угасить в нем жажду всей полноты жизни.
П: Из воспоминаний сына поэта: «Федор Иванович …воздвиг великолепный поэтический храм… своему божеству женщине… Лучшие его стихи посвящены женщинам, но ни в одном из них вы не отыщете и тени чего-либо не только циничного, сладострастного, но даже игривого, легкого, необдуманного».
П: Послушайте стихотворение, написанное жене Элеоноре через 10 лет после её смерти:
У: Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Ещё ловлю я образ твой…
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
П: Через два года после смерти мужа вторая жена Эрнестина прочтет такие строки:
Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была –
Ты, ты, моё земное провиденье!
П: П: Помните воспоминания современников – «когда Тютчев не испытывал любовного волнения, поэзия замолкала в нем»? Он не разочаровывался, никого не отвергал, он всем оставался верен.
(Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…»)
П: Для раскрытия дум о человеке, его внутреннего мира, сложного, как мироздание, Тютчеву нужна природа. Чем для него она является?
У: Он истинный певец природы. Для него она – живое существо:
Но то, что мните вы,
Природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
П: А любил ли Тютчев свою Родину? Злые языки говорили, что ему хорошо любить нищую Россию из цивилизованного Мюнхена, в котором он по долгу службы прожил почти два десятилетия.
У: (Тютчев очень любил Родину. В строчках его стихов – глубокое чувство:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.)
П: И, наконец, Афанасий Афанасьевич Фет… Политическая позиция его в 60-е годы была крайне реакционной. Он яростно защищал помещичьи права, ушел из журнала «Современник», а позднее гордился приближенностью к царскому двору. Не удивительно поэтому, что Писарев не считал его художником. И не случайно очень долго творчество Фета не изучали в школе.
Что вы можете сказать о нем?
У: (презентация «А.А. Фет»)
П: В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Дело не в том, что у него нет печальных или трагических нот, - нет, но в той невероятной жизнеутверждающей мощи, которой напоён каждый его звук, в какой-то первозданной свежести и благоуханности его поэзии. Часто говорят, что Фет писал стихи о природе, что он мастер пейзажа. Это, конечно, так, если под словом «природа» понимать ощущение смелости, гармонии, целостности и нечленимости Космоса и Я – личности поэта, которому дано внимать и понимать язык трепета жизни и хора светил или лепет фонтана. Мелодия и ритмика стиха Фета приближаются к музыке, поэтому не случайно сказал Салтыков-Щедрин, что «романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
(Звучит романс «На заре ты её не буди…»)
В 1843 г. появилось стихотворение, которое по праву считается поэтическим манифестом Фета. Назовите и прочитайте его.
У: (называет стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» и читает наизусть)
П: О чем это стихотворение?
У: (здесь воспевается природа.)
П: У Некрасова тема природы связана с темой труда, у Фета природа – это только источник эстетического восторга.
III. Заключение
П: Вот мы и закончили разговор об этих таких похожих и совсем не похожих людях. Людях, которым были нужны любовь, муки, страсти, потери, жертвенность – всё это превращалось в поэзию, которой до сих пор живут люди. Я надеюсь, что и вы к ней не останетесь равнодушными. И пусть будут благословенны те женщины, которые вдохновляли этих поэтов, благодаря которым мы, потомки, получили бесценный дар – лирические стихи Пушкина, Тютчева и Фета.