СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературы Тема: «Жизнь и творчество С.А.Есенина» (II курс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Жизнь и творчество С.А.Есенина»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы Тема: «Жизнь и творчество С.А.Есенина» (II курс)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Адыгея

«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»





Методическая разработка урока литературы

Тема: «Жизнь и творчество С.А.Есенина»

(II курс)





Разработала преподаватель I категории: Есина Т.В.



с.Красногвардейское

2018-2019 у. г.





Технологическая карта урока литературы

Урок: литература.

Тема урока:Жизнь и творчество С.А.Есенина.

Дата проведения урока: 06.12.2018

Курс: 2

ОУ: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»

Разработала: Есина Т.В., преподаватель русского языка и литературы

УМК: Литература.11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 1-ая / В.В.Агеносов и др., Москва, «Дрофа», 2012


Цели для учителя

Образовательные:

1) познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных об эпохе.
Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст поэтического произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя;

3) формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями;

4) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией).


Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев;

2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего.

Цели для ученика

Обучающие:

1)познакомить с эпохой, в которой жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств.


Развивающие:

1) развивать умение обобщать, делать выводы;

2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения;

3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.


Воспитывающие:

1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения;

2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.


Форма урока
Традиционная (урок-практикум)

Тип урока
Урок изучения нового материала

Новые понятия, термины

Имажинизм


Опорные понятия, термины

Поэзия

Имажинизм

Лирический герой

Певец деревни

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть, проанализировать его.


Формы контроля:

Индивидуальная домашняя работа (по определению терминов и понятий, биография поэта)

Выразительное чтение отрывков из произведений поэта.













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

  1. Мотивация

3 минуты

Приветствие учителя.

Сообщение темы урока.

Запись в тетрадь.



1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Психологический настрой учителя и учащихся.

  1. Целеполагание

5 минут


Постановка задач на урок.

Определение личных задач и целей учащихся на урок.

Активное участие в уроке, работа с подготовленным домашним материалом по теме, освоение новых знаний.


Беседа.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Коммуниктивные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

2) Познавательные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Осознание поставленных задач, необходимости их решения.

  1. Актуализация знаний

10 минут


Беседа по пройденному материалу (Литературный процесс 20-х гг).

Ответы на вопросы учителя.

(Приложение 1)

Беседа.

1) Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Подготовка к изучению нового материала.

  1. Изучение нового материала

30 минут


Распределение заданий

Создание проблемной ситуации

Корректировка выполнения задания


Презентация.

(Приложение 2)




Групповая работа, работа в тетрадях.

Прием познавательной активности через творческое задание.

1) Познавательные:

умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).






Получение, систематизация новых знаний.

  1. Закрепление нового материала



15 минут


Прослушивание фоно-хрестоматии

Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника.

Прослушивание фонохрестоматии

Участие в анализе произведений.

(Приложение3)


Беседа, использование ИКТ, работа в группах.


1) Регулятивные:

- - планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3)Коммуникативные:Речевое взаимодействие со сверстниками, ,с учителем.


Планировать учебное сотрудничество,


поиск и выделение необходимой информации,

смысловое чтение.


Построение логической цепи рассуждения.

Систематизация и закрепление изученного материала.

  1. Рефлексия

4 минуты

Организует рефлексию.

Тест.

(Приложение 4)

Беседа.

1) Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные:

Волеваясаморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


Умение оценивать себя.

  1. Оценочный этап. Домашнее задание.

3 минуты

Оценки за урок. Домашнее задание.




Запись домашнего задания.

(Приложение 5)


1) Познавательные: умение структурировать знания,

оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.


Приложение 1.

Проверка домашнего задания в виде ответов «Да-Нет» по статье «Революция и литература».

  1. Этап с 1900 года по 20-е называется переходным этапом.

  2. Этот этап от дворянской литературы до классической.

  3. Революция сыграла огромную роль в жизни русской литературы.

  4. Все поэты и писатели приняли власть большевиков.

  5. Первый съезд советских писателей состоялся в 1934 году.

  6. Литература прошла три периода.

  7. Период «Художник и власть» 1930-1950 г.г был вторым периодом.

  8. Вся литературная элита покинула Россию после революции 1917 года.

  9. В 1929 году введен метод социалистического реализма.

  10. Курс на диктатуру пролетариата, тоталитаризм, сталинское самовластие, «большой террор» нанесли сокрушительный удар по русским писателям и поэтам.

Приложение 2.

Презентация «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»


Приложение3.

План анализа стихотворения

1) Тема стихотворения:

-пейзаж;

-общественно-политическая;

-любовная/интимная;

-философская.


2) Сюжет:

есть сюжет: образы событий (...каких именно...);

без сюжета: образы чувств (...).


3) Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы.


4) Рифма.

Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая.


5) Тропы.

- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:

эпитет - художественное определение;

сравнение;

аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;

ирония - скрытая насмешка;

гипербола - художественное преувеличение;

литота - художественное преуменьшение;

олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;

метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;

паралеллизм.


6) Стилистические фигуры:

повторы/рефрен;

риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;

антитеза/противопоставление;

градация - например: светлый - бледный - едва заметный;

инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;

умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.


7) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.


8) Образ лирического героя, авторское "Я".


9) Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.


10) Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет.


Приложение 4.

Выполнить тестовое задание.


1.Родина Сергея Есинина:

а)Таганрог;

б)Москва;

в)с.Константиново.


2.Какое прозвище получил С.Есенин в писательских кругах?

а)деревенский поэт;

б)Рязанский Лель;

в)последний поэт деревни.


3.Название первого сборника стихов Есенина, вышедшего в 1916г.

а) «Явь»;

б) «Москва Кабацкая»;

в) «Радуница».


4. Основная тема в творчестве Есенина:

а)тема любви;

б)тема Родины, России.


5.Определите мироощущение лирического героя ранних стихов Есенина:

а)герой ощущает враждебность окружающего мира;

б)герой протестует, бунтует против сложившегося порядка;

в)герой находится в гармонии с окружающим миром;

Приложение 5.

Анализ стихотворений С.Есенина.



1 группа

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!...»

2 группа

«Не жалею, не зову, не плачу…»

3 группа


«Песня о собаке»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!