Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Адыгея
«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
Методическая разработка урока литературы
Тема: «Жизнь и творчество С.А.Есенина»
(II курс)
Разработала преподаватель I категории: Есина Т.В.
с.Красногвардейское
2018-2019 у. г.
Технологическая карта урока литературы
Урок: литература.
Тема урока:Жизнь и творчество С.А.Есенина.
Дата проведения урока: 06.12.2018
Курс: 2
ОУ: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
Разработала: Есина Т.В., преподаватель русского языка и литературы
УМК: Литература.11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. Часть 1-ая / В.В.Агеносов и др., Москва, «Дрофа», 2012
Цели для учителя
Образовательные: 1) познакомить с жизнью и творчеством С.А.Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных об эпохе. Развивающие: 1) формировать умение анализировать текст поэтического произведения; 2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя; 3) формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями; 4) обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией). Воспитательные: 1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев; 2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего. | Цели для ученика
Обучающие: 1)познакомить с эпохой, в которой жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству; 2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств. Развивающие: 1) развивать умение обобщать, делать выводы; 2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения; 3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас. Воспитывающие: 1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения; 2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки. |
Форма урока Традиционная (урок-практикум) | Тип урока Урок изучения нового материала |
Новые понятия, термины Имажинизм | Опорные понятия, термины Поэзия Имажинизм Лирический герой Певец деревни |
Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть, проанализировать его. | Формы контроля: Индивидуальная домашняя работа (по определению терминов и понятий, биография поэта) Выразительное чтение отрывков из произведений поэта.
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия |
Мотивация 3 минуты | Приветствие учителя. Сообщение темы урока. | Запись в тетрадь. | | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3)Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся. |
Целеполагание 5 минут | Постановка задач на урок.
Определение личных задач и целей учащихся на урок. | Активное участие в уроке, работа с подготовленным домашним материалом по теме, освоение новых знаний. | Беседа. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Коммуниктивные: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 2) Познавательные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Осознание поставленных задач, необходимости их решения. |
Актуализация знаний 10 минут | Беседа по пройденному материалу (Литературный процесс 20-х гг). | Ответы на вопросы учителя. (Приложение 1) | Беседа. | 1) Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). | Подготовка к изучению нового материала. |
Изучение нового материала 30 минут | Распределение заданий Создание проблемной ситуации Корректировка выполнения задания | Презентация. (Приложение 2)
| Групповая работа, работа в тетрадях. Прием познавательной активности через творческое задание. | 1) Познавательные: умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2)Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
| Получение, систематизация новых знаний. |
Закрепление нового материала
15 минут | Прослушивание фоно-хрестоматии Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника. | Прослушивание фонохрестоматии Участие в анализе произведений. (Приложение3) | Беседа, использование ИКТ, работа в группах. | 1) Регулятивные: - - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3)Коммуникативные:Речевое взаимодействие со сверстниками, ,с учителем. | Планировать учебное сотрудничество, поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение. Построение логической цепи рассуждения. Систематизация и закрепление изученного материала. |
Рефлексия 4 минуты | Организует рефлексию. | Тест. (Приложение 4) | Беседа. | 1) Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: Волеваясаморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | Умение оценивать себя. |
Оценочный этап. Домашнее задание. 3 минуты | Оценки за урок. Домашнее задание.
| Запись домашнего задания. (Приложение 5) | | 1) Познавательные: умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности. 2) Регулятивные: волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. | |
Приложение 1.
Проверка домашнего задания в виде ответов «Да-Нет» по статье «Революция и литература».
Этап с 1900 года по 20-е называется переходным этапом.
Этот этап от дворянской литературы до классической.
Революция сыграла огромную роль в жизни русской литературы.
Все поэты и писатели приняли власть большевиков.
Первый съезд советских писателей состоялся в 1934 году.
Литература прошла три периода.
Период «Художник и власть» 1930-1950 г.г был вторым периодом.
Вся литературная элита покинула Россию после революции 1917 года.
В 1929 году введен метод социалистического реализма.
Курс на диктатуру пролетариата, тоталитаризм, сталинское самовластие, «большой террор» нанесли сокрушительный удар по русским писателям и поэтам.
Приложение 2. Презентация «Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина»
Приложение3.
План анализа стихотворения
1) Тема стихотворения:
-пейзаж;
-общественно-политическая;
-любовная/интимная;
-философская.
2) Сюжет:
есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
без сюжета: образы чувств (...).
3) Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы.
4) Рифма.
Рифма: аабб - парная; абаб - перекрестная; абба - кольцевая.
5) Тропы.
- слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
эпитет - художественное определение;
сравнение;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
ирония - скрытая насмешка;
гипербола - художественное преувеличение;
литота - художественное преуменьшение;
олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
паралеллизм.
6) Стилистические фигуры:
повторы/рефрен;
риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
антитеза/противопоставление;
градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
7) Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.
8) Образ лирического героя, авторское "Я".
9) Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.
10) Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет.
Приложение 4.
Выполнить тестовое задание.
1.Родина Сергея Есинина:
а)Таганрог;
б)Москва;
в)с.Константиново.
2.Какое прозвище получил С.Есенин в писательских кругах?
а)деревенский поэт;
б)Рязанский Лель;
в)последний поэт деревни.
3.Название первого сборника стихов Есенина, вышедшего в 1916г.
а) «Явь»;
б) «Москва Кабацкая»;
в) «Радуница».
4. Основная тема в творчестве Есенина:
а)тема любви;
б)тема Родины, России.
5.Определите мироощущение лирического героя ранних стихов Есенина:
а)герой ощущает враждебность окружающего мира;
б)герой протестует, бунтует против сложившегося порядка;
в)герой находится в гармонии с окружающим миром;
Приложение 5.
Анализ стихотворений С.Есенина.
1 группа «Шаганэ ты моя, Шаганэ!...» | 2 группа «Не жалею, не зову, не плачу…» | 3 группа «Песня о собаке» |