Аксёнова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ школа «Тутти»
Центрального района г. Санкт – Петербург
Методическая разработка
урока литературы в 7 классе
по рассказу Вл. Набокова «Обида»
Аннотация
Изучение произведений Владимира Набокова является одним из актуальных вопросов развития читательской культуры современных школьников. Его имя ставится в один ряд с именами великих русскими классиков начала XX века. Литературный процесс Серебряного века невозможно представить без творческого наследия Набокова, изучению которого посвящен комплекс уроков в программе литературы в старших классах. Но уже в среднем звене в 6 – 7 классах отдельные уроки литературы можно посвятить знакомству обучающихся с творчеством Вл. Набокова и изучению его поэтических и прозаических произведений.
Автор представляет методическую разработку урока внеклассного чтения в 7 классе с использованием современных педагогических технологий. Урок посвящен анализу рассказа Вл. Набокова «Обида» и представляет собой раннее знакомство обучающихся с именем этого русского писателя и особенностями его писательского стиля.
Урок литературы
«Рассказ Владимира Набокова «Обида»
7 класс
Использование современных педагогических технологий: модульно – блочная технология с применением приемов работы «французских мастерских», информационно – коммуникативные технологии.
Цель урока: вызвать читательский интерес к творчеству В. Набокова через знакомство с его писательским стилем и анализ текста рассказа В. Набокова «Обида».
Задачи урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с творчеством В. Набокова
раскрыть художественный замысел рассказа Набокова «Обида»
охарактеризовать систему нравственных ценностей в литературном произведении
проанализировать рассказ «Обида» как художественное целое.
Развивающие:
способствовать развитию устной и письменной речи обучающихся
развивать умения делать выводы и обобщать материал на основе работы с источником информации, создавать устное или письменное высказывание на основе прочитанного
развивать интеллектуально - образное и эмоциональное восприятие художественного произведения
способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности.
Воспитательные:
способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся, воспитанию читательского вкуса.
Форма работы: групповая
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, медиапроектор, модульные карты
План – конспект
Введение
Интегрирующая цель: вызвать читательский интерес к творчеству В. Набокова.
Приветствие. Вступительное слово о писателе. Учитель знакомит обучающихся с планом работы на уроке. На экране проецируются темы работы групп: I. «В. Набоков - автор рассказа «Обида»; II. «Поэтика рассказа Набокова «Обида»; III. «Идейное содержание рассказа Набокова «Обида»
Инструкция по работе с модульными картами.
Первый модульный блок
Цель: выявить первые читательские впечатления о писателе, о его творчестве, о рассказе «Обида».
Задания по группам: Прочитайте задания первого блока. Заполните первый раздел модульной карты. Сделайте необходимые записи. На выполнение задания 7 мин.
I. Прочитайте статью о В. Набокове. Составьте и запишите три тезиса о его жизни и творчестве. Выберите только то, что, по вашему мнению, повлияло на формирование его писательского таланта.
II. Составьте и запишите три тезиса о художественных особенностях рассказа «Обида». Обратите внимание на то, что отличает рассказ от произведений других авторов.
III. Составьте и запишите три вопроса об идейном содержании рассказа. Что является его основной мыслью?
Обсудите ответы в группе. Сравните ваши ответы с предложенными. За каждый правильный ответ поставьте по 1баллу. Суммируйте баллы. Внесите полученное количество баллов в соответствующую строку.
Результаты усвоения:
I.
«Набоков долгие годы провел за границей, но навсегда оставался русским по духу»
«В своем творчестве Набоков продолжил традиции русской классики»
«Каждое из произведений Набокова - это эпизод из романа под названием «Жизнь»
II.
«Вырванность» рассказа из общего контекста, впечатление, будто рассказ является частью значительно большего произведения
Особая цветовая символика произведения
Отсутствие каких-то ярких в эмоциональном плане картин.
III.
Что больше всего страшит и угнетает Путю?
Что явилось главной причиной Путиной обиды?
Кто он: «ломака» или пойманный совенок?
Второй модульный блок
Цель: раскрыть художественный смысл рассказа Набокова «Обида» и авторский замысел.
Задание по группам: Внимательно прочитайте вопросы, обсудите в группах, ответы запишите в графы второго раздела модульной карты.
I. Какой смысл вкладывается героями рассказа в слово «ломака»?
II. Почему при попадании в мишень Васи Яков Семенович говорит: «Браво!», но никто не замечает меткости Пути?
III. Почему рассказ не завершается уходом Пути домой, а заканчивается сценой с пойманным совенком?
Внутри группы составьте рейтинговую таблицу активности участников. Внесите полученное количество баллов за вашу работу в соответствующую строку: от 1 до 4 (по количеству участников группы)
Результаты усвоения (приблизительные ответы):
I. «Набоков видит в пойманном совенке Путю. У Пути свой собственный взгляд на мир, свои интересы. Совенок близок самому Набокову»
II. «Ломака - это кривляка, человек, который хочет, чтобы на него обратили внимание. А на самом деле Путя схож с пойманным совенком»
III. «У Пути свой духовный мир, не похожий на мир окружающих его людей. Путя психологически настроен на одиночество. Путя - скорее пойманный совенок, чем «ломака»».
Третий модульный блок
Цель: проанализировать рассказ «Обида» как художественное целое и определить развитие в рассказе авторского замысла.
Задание по группам: Прочитайте задания вашей группы. Заполните третий раздел модульной карты. На выполнение задания 7 мин. Проведите взаимопроверку групп (1 – 2, 2 – 3, 3 – 1). Правильные ответы оцениваются 1 баллом.
I. Разделите текст на части и составьте цитатный план рассказа.
II. Разделить рассказ на смысловые части, соответствующие нарастанию чувства обиды в Путе.
III. Разделите текст рассказа в соответствии с его цветовой палитрой.
Результаты усвоения (приблизительные ответы):
I.
«День просто гнетущий, но неизбежный»
«Игра была довольно тягучая»
«Дети в саду»,- сказала Анна Федоровна»
«Никого кругом не было»
II.
Путя остается один в ожидании неудачного дня
Никем не замеченная меткость
Путя - ломака?
Как пойманный совенок.
Ш.
Ослепительно - желтый, солнечный, золотой
Темно - зеленый, гнетущий глубокой зеленью
Насыщенно - синий, фиолетовый
Ярко - красный, переходящий в бордо.
Четвертый модульный блок: подведение итогов работы
Цель: обобщить полученные знания в виде развернутого ответа, оценить собственную работу.
Задания общие для групп и вопросы:
1. Внимательно ознакомьтесь с ответами, внесенными вами в модульную карту. На их основе составьте 3 – 5 предложений о рассказе Вл. Набокова «Обида». Ответы запишите в четвертый раздел вашей модульной карты. Проведите взаимопроверку внутри группы. Подсчитайте количество набранных баллов. Поставьте себе оценку за урок, используя критерии оценок.
2. Что показалось наиболее интересным, что запомнилось? К какому выводу вы пришли? Сформулируйте свою точку зрения об особенностях писательского дара В. Набокова. Аргументируйте на примере текста рассказа «Обида».
3. Попробуйте передать свои ощущения одним словом.
Варианты ответов: «обида», «цвет», «необычно», «новое», «эпизод», «жизнь».
Рефлексия
Вопросы:
1. Обратите внимание на цель нашего сегодняшнего урока. Была ли она достигнута?
2. Произошло ли для вас открытие творчества великого русского писателя?
Вызвал ли наш урок интерес к творчеству этого автора? Подведите итог своей работы на уроке.
Домашнее задание: прочитайте один из рассказов В. Набокова (по списку, предложенному учителем). Заполните страницу «Читательского дневника».
Литература:
Аверин Б. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. - СПб.: Амфора, 2003. - 399 с.
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, II полугодие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – 368 с.
Литература: Учеб.-хрестоматия для 6 кл./ В.Г.Маранцман, М.А.Мирзоян, Н.М.Свиридова и др.; Под общ. ред. чл.-корр. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. – 2-е изд., испр. – СПб.: СпецЛит,2000. – 463 с.
Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе: Кн. для учащихся 11 кл. сред. шк.: В 2-х ч. Ч.1/ Л.А.Смирнова, А.М.Турков, А.М.Марченко и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. Ф.Ф.Кузнецова. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение,1994. – 383 с.