СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои литературной сказки.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе»

Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои литературной сказки.

Цели:


Планируемые результаты:

Личностные:

- проявлять интерес к изучению темы;

- желание читать литературные сказки братьев Гримм, проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

  - проявлять понимание успешности при изучении темы;

- развитие мотивов учебной деятельности;

-развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;


Метапредметные:

познавательные умения:

- определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

-  определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-  выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

-  соотносить результат с поставленной целью;

коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

- адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания;

-  договариваться и приходить к общему решению при работе в паре;

-  использовать речевые средства для представления результата деятельности;

Предметные:

- работать с текстом сказки:

-  проводить исследование текста сказки;

- составлять описание литературного героя.

.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник «Литературное чтение», авторы - Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, (М.: «Просвещение», 2013),

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(формируемые УУД)

  1. Орг. момент. Мотивация к деятельности.


- Сегодня необычный день. К нам пришли гости. Поприветствуйте гостей.


- Давайте проверим нашу готовность к уроку: на партах лежат учебники литературного чтения.

Сегодня на уроке литературного чтения мы будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

Я хочу пожелать вам удачи. Давайте прочитаем девиз урока: «Литературное чтение – прекрасный урок!

Много полезного в каждой из строк!

Стих это будет, сказка, рассказ-

Вы учите их, они учат вас!»





Проверка готовности к уроку



Мотивационная готовность к учебной деятельности.






2.Актуализация знаний постановка учебной задачи.

  • Стимулировать:

- интерес к сказкам братьев Гримм;

- эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;


-С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?


-Кто её авторы?


-Вспомните кто такие Братья Гримм.

Немецкие писатели- сказочники братья Гримм подарили миру замечательные произведения. Сюжеты для своих сказок братья Гримм брали из немецких народных легенд и сказаний, но при написании текста сказки они заменяли простонародные выражения литературными. В результате авторы сумели сохранить национальный язык и передать смысл, дух приданий и легенд. Сказки братьев Гримм били переведены на многие языки мира, их любят читать не только дети, но и взрослые


-Какие вы запомнили интересные факты из жизни братьев Гримм?


Проверка д.з. (на листах)


Вопросы:

Ответы:

Какая была волшебнаяя вещь у неё?

зеркальце

Почему королева решила убить Белоснежку?

Она была красивее

Куда велела вывести Белоснежку королева?

В лес

Почему псарь не убил Белоснежку?

Стало жалко её

К кому попала Белоснежка в лесу?

К гномам



Отгадайте персонажа сказки по его описанию:

«…родился ребёночек белый , как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как чёрное дерево!»


«…Вторая жена его была красавица, но и горда, и высокомерна, и никак не могла потерпеть, чтобы кто-нибудь мог с нею сравняться в красоте.»


-О какой сказке пойдет речь?

- Кем являются в этой сказке Белоснежка и мачеха королева?


-Тема нашего урока: Сказка братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов».

-Герои литературной сказки.


- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом.

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах и поможет нам в этом сказка и её главные герои.


- Итак ,как вы думаете какова цель нашего урока?

Изучить сказочные персонажи, и составить характеристику главных героев.

Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.


- давайте попробуем сформулировать задачи урока: ….


Белоснежка и 7 гномов.


Братьев Гримм







Называют факты







Самостоятельная работа на листах.


Проверка по шаблону








Белоснежка



Мачеха королева




--Сказка братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов».

Герои литературной сказки.









Дети ставят цель урока.

регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;


коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

-  использовать речевые средства для представления результата деятельности;


3.Усвоение новых знаний

 Научить:

— определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение


- давайте в толковых словарях найдем определения слов:

Что такое добро, и что такое зло?


-Что такое добро?

Добро – это радость, счастье, добрые поступки и хорошее чувство. Оно придает людям смелость, уверенность в себе.

Помощники добра.

Мужество, скромность, милосердие, совесть, честность, тактичность, справедливость, выдержка, спокойствие.


-Что такое зло?

Зло — всегда противоположно добру. Это означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Помощники зла.

Хвастливость, жестокость, трусость, зависть, жадность, гнев, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, эгоизм, агрессивность.


-Как вы думаете добро олицетворяет какой герой в сказке Белоснежка и 7 гномов?

- а зло – какой герой?


-А сейчас для того, чтобы доказать, что мачеха олицетворяет зло, а Белоснежка– добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь.


-Найдите в сказке внешнее описание Белоснежки.


- Найдите описание королевы мачехи.


- Похожа ли она на прежнюю царицу?

- Почему она не расставалась с зеркальцем?


- Что произошло с королевой, когда зеркальце ей первый раз сказало, что Белоснежка выше красой? Найдите в тексте

(завистливая, злая)


-Можем ли мы сказать про королеву, что она добрая и трудолюбивая? (Лентяйка)




-Почему королева решила погубить Белоснежку? В чем суть конфликта между ними?









-Как вы понимаете выражение « выше красой» ?


- Какими словами мы можем выразить отношение королевы – мачехи к Белоснежке ?


- Обладает ли добрый человек такими чувствами?




-Что приказала королева псарю сделать с Белоснежкой? Найдите в тексте


-Какое качество героини раскрывает нам этот поступок?


Вывод: Зло разрушает всё на своём пути.


- И королева и Белоснежка– внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

добрая



-Откуда же такие замечательные качества у царевны?


- Откройте с12- 2аб.снизу. Я прочитаю, а вы следите…


- Какое качество Белоснежки раскрывает нам этот отрывок


-Как произошла первая встреча гномов с Белоснежкой?



- Чем занималась Белоснежка в доме у гномов? Что они ей предложили при встречи и она согласилась?



-О чём предупреждали гномы Белоснежку?


- Послушала она их?


-Пот первой встречи в какого превратилась мачеха? Что она предложила Белоснежки?


-Какие качества героинь раскрывает эта ситуация?


-Сколько раз пыталась королева сама избавиться от Белоснежки?


- О каком качестве характера это говорит?








Физминутка


Дети, прямо все вставайте,

Руки вверх все поднимайте.

Их немного потрясите,

Медленно вниз опустите.

Плечи прямо вы держите,

А головку поверните

То налево, то на право…

Ох, как здорово, как браво!

Уч-ся самостоятельно объясняют значение слов, в случае затруднения используют Толковый словарь С.Ожегова.


Уч-ся внимательно читают текст сказки.


Ребята выделяют главную мысль сказки, обосновывают языковые особенности сказки, приводя примеры из текста.




ВЫСОКОМЕ́РНЫЙ -Презрительно надменный.

ТЩЕДУШНЫЙ - Хилый, слабосильный


(с.10 -2 абзац.)


(с10 -3абзац)


(зеркальце всегда говорила правду о её красоте)

(с11-4 аб. снизу)




Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

(Мачеха считает себя самой красивой, а Белоснежка становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “выше красой ”, чем она)




с15- 5 абзац снизу

ненависть, зависть


(Нет, эти чувства характерны для злых людей. )


(с11 -3аб снизу)



(Жестокость)




(Белоснежка по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают)


(от матери)




(заботливая)


( стр.14 …Ах. Боже мой!...)


(с14- 5аб.сверху)

(трудолюбивая, вежливая)


(14-2аб.снизу)


Нет


(торговку, с15 -4,5 снизу)


(хитрая, доверчивая)


(3)



(волевая, целеустремленная)


познавательные умения:

- раскрывать значение слов и использовать их в активном словаре;

- определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение;

- определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

-  определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;


коммуникативные умения:

-  формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

- адекватно

-  использовать речевые средства для представления результата деятельности;

Предметные:

- работать с текстом сказки:

-  проводить исследование текста сказки;




познавательные умения:

- определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение;

-  определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;























4. Обобщение и систематизация знаний


Подведение итогов урока.

- Проанализировав сказку, мы увидели, что королева-мачеха противопоставлена Белоснежке.

-Между Белоснежкой и мачехой есть внешнее сходство?


-А какая красота у них внутренняя? Одинаковая


- Рассказывая о доброте и кротости юной Белоснежки, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.


-Изображая ломание и кривляние королевы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, братья Гримм показывают, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).


-


Ребята называют хорошие качества.


Да, обе прекрасны


Нет







регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

познавательные умения:

-  определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение;

коммуникативные умения:

взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;

-  договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;


5. Рефлексия

-Подумайте, посмотрите на себя со стороны, какие качества в вашем характере преобладают.


-Скажите, какие качества характера хотели бы вы приобрести.


-Пусть это будет Вашим желанием, которое раскроется и появиться у вас, как весной появляются прекрасные цветы.

Слайд рефлексия

-Закончите предложение:


1. На уроке я работал…

Активно / пассивно

2.Своей работай на уроке я…

Доволен / недоволен

3.Урок показался мне…

Коротким / длинным

4.За урок я…

Устал / не устал

5. Моё настроение…

Стало лучше / стало хуже

6. Материал урока для меня был…

Понятен / непонятен

Интересен / скучен

Полезен / бесполезен




Учащиеся анализируют урок,

дополняя предложения.

Регулятивные УУД: освоение познавательной рефлексии


6. Итог урока


Домашнее задание


Домашнее задание

- Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется поблагодарить вас.


-Домашнее задание. Выполнить карточки.


-Любите сказки, рассказывайте их друг другу. Будьте добрыми по отношению к окружающим вас людям, и добро к вам обязательно вернётся!


-Закончить урок я хочу словами Юрия Энтина:

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.




Уч-ся задают вопросы учителю, осмысливают содержание домашнего задания.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!