Конспект открытого урока
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово».
Выборочный пересказ.(2 урок по теме)
Предмет: литературное чтение (УМК «Школа России»)
Класс:2-А
Дата:12.03.21г.
Учитель: Пасько Т.Н.
Тип урока: комбинированный.
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
образовательные:
обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного.
совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.
учить работать с планом произведения.
развивающие:
развивать навыки правильного чтения.
развивать творческую деятельность учащихся.
развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
воспитательные:
способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
Оборудование:
презентация;
рабочие листы( с заданием);
конверт с пословицами (для каждого ряда);
карточки(с качествами «До» и « После»);
карточки с цифрами от 1 до 5( к плану).
Ход урока:
I.Организационный момент. (проверка готовности к уроку-по рядам)
II.Самоопределение к деятельности:-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
-Посмотрите, у нас сегодня гости , давайте мы и х поприветствуем. Садитесь.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о таких словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу?
- Для чего мы говорим эти слова? (слайд 1:прочитать и вставить пропущенные слова)
1)Проверка домашнего задания: На дом было задано чтение произведения «Волшебное слово». Ответить (устно)на вопросы 2-4учебника.
-Назовите жанр произведения(рассказ)
-Кто его автор?
-Послушать сообщение уч-ся о В.А. Осеевой и ответить на вопрос:
-Кем хотела стать Валентина?
-Почему она стала писать рассказы?
2) Введение в тему урока. Актуализация знаний: (слайд 2)
3) Сообщение темы урока. Целеполагание. Постановка учебных задач:
-Первое знакомство с произведением произошло у вас дома. Ребята, а как вы думаете, почему мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе?(Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному).
-Сегодня мы главная наша цель (слайд 3)– ответить на вопрос 1с.92.
(На доске и в учебнике прочитать: «Может ли слово быть волшебным?»)
Задачи(на доске) дополняют устно дети (понимать…..,знать…,уметь…,находить…)
III.Решение учебной задачи:
Для решения учебной задачи работаем в группах(по рядам).(Повторить «Правила работы в группах»)
Давайте попробуем вспомнить ход событий и укажем их верно в рабочих листах (Обсуждение в группах. Дети, объединившись, обсуждают последовательность событий).
Посмотрите внимательно на этот план, определите последовательность происходящих действий.
(слайд 4):Что было сначала, что потом?
-У вас на столе листочки. (Обсудите последовательность событий и расставьте в квадратики соответствующие цифры ,по порядку).А потом мы все вместе проверим.
1) Работа по группам(на рабочих листках)
-Что у нас получилось? (План текста).Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.
Проверка. Воспроизведение последовательности действий: Представитель каждой группы показывает последовательность пунктов плана.
IV.Работа с текстом. Анализ 2-4 ч. текста:(с 87) .Задание по группам(рядам):
1 группа: Чтение по ролям и показ 2 ч.(с. 89-90):Актёры будут показывать то, что читают чтецы(слайд 5)
2 группа: Работа над 3 ч. текста: К кому следующему пошёл мальчик?
Выборочное чтение: Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово?( Чтение: «Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке»(слайд 6).
3 группа: Работа над 4 ч. текста: Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?
Выразительное чтение: Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вёл себя за столом.(слайд 7)
-Как он обратился к брату?
V.Физминутка-игра «Пожалуйста»: Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста».
Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза!
Руки на пояс!
Пожалуйста, руки на пояс!
Выполняем приседания!
Приседаем 2 раза, пожалуйста!
Прыгаем, как зайчики!
Пожалуйста, сделали вдох и выдох!
Пожалуйста, садимся на свои места!
VI.Поисковое чтение и анализ:
-Как старик рекомендовал Павлику произносить волшебное слово?(с.89 «Но, помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…)
Задание 1 группе: Найти тот фрагмент, когда он пришёл к Лене(с. 90 «Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом…»)
Задание 2 группе: Найдите эпизод с бабушкой(с. 90 «обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал…»)
Задание 3 группе: А как он обратился к брату за обедом?(с. 91 «положил руку на его плечо и тихо попросил…»)
VII.Самостоятельная работа у доски: уч-ся самостоятельно распределяют качества Павлика на доске(« До» и «После встречи со стариком)
« После» встречи со стариком)
Выводы: 1)Сыграли ли эти действия свою роль в волшебстве слов?
2)Почему все вдруг полюбили Павлика и стали выполнять его просьбы?
VIII.Работа над пословицами.
1)Собрать разрезанные пословицы.
2)Выбрать ту пословицу, которая очень подходят к тексту и записать в рабочий лист:(Доброе слово путь к сердцу открывает)
IX.Итоги урока: Может ли слово быть волшебным? В чем секрет волшебного слова?(Они делают людей добрее. А если каждый из нас будет добрее, то и мир будет добрее).
X.Рефлексия деятельности:(слайд 8).Продолжить предложения в рабочем листе (письменно) .Обсуждают по группам и зачитывают:
1 группа: Я пользуюсь вежливыми словами, когда ...
2группа: Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...
3группа: Если ты вежлив, то…
XI.Оценивание: Предлагаю оценить свою работу на уроке с помощью жетонов 3 цветов:
– я на уроке со всем справился , во всем разобрался(* синие);
– я не всегда на уроке все понимал, но есть еще вопросы( желтые );
– мне было трудно. Многое не понятно. Нужна помощь. (* красные ).
XII. Домашнее задание: с.87-92
1)Чтение 2 части и выборочный пересказ.
2)Приготовить пересказ текста (от лица Павлика).
3)Проверьте: на самом ли деле волшебные слова так влияют на людей?
Учитель: Перед тем, как нам расстаться,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы вежливыми были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.
Спасибо за урок!
Приложение №1 Рабочий лист ученика к уроку
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА(ЦЫ)___________________________
Задание 1.Укажи верно последовательность событий:
[ ] Разговор с Леной.
[ ] Беседа за обедом.
[ ] Встреча со стариком.
[ ] Возвращение в сквер.
[ ] Разговор с бабушкой.
Задание 2.Запиши одну из составленных пословиц, которая походит к теме рассказа.
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 3.Продолжи предложения:
Я пользуюсь вежливыми словами, когда____________________________
______________________________________________________________
Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми, потому что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если ты вежлив,то________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2 РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ
Добрый человек | добру и учит |
Сначала- думай, | потом-говори |
Доброе слово | путь к сердцу открывает |
Друг | познается в беде |
Век живи- | век учись |
За добро | добром и платят |
Вырасти- вырос, | а ума не вынес |