СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Литературно-музыкальная композиция для учащихся ДМШ и ДШИ" «Блокадный Ленинград»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у учащихся знаний о героическом прошлом нашего народа, о нелегкой судьбе в годы Великой Отечественной войны величайшего города Ленинграда и его жителей, сражающихся с фашизмом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Литературно-музыкальная композиция для учащихся ДМШ и ДШИ" «Блокадный Ленинград»»

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

«Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района г. Казани»







Методическая разработка урока

«Литературно-музыкальная композиция для учащихся ДМШ и ДШИ»

«Блокадный Ленинград»











Автор:

Ляшко Евгения Александровна

Преподаватель теоретических дисциплин















Казань 2022

Литературно-музыкальная композиция для учащихся ДМШ и ДШИ

«Блокадный Ленинград» - посвящена детям блокадного Ленинграда


Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины.


Задачи:

  • привлечение интереса к героическому прошлому блокадного Ленинграда,

  • способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;

  • развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки

Ход мероприятия:

Звучит звук метронома.

Учитель: Блокада Ленинграда — это период осады города Ленинграда в Великую отечественную войну, которая продолжалась почти 900 дней (872 дня). Блокада началась 8 сентября 1941 года и была снята 27 января 1944 года. В планы Гитлера входило полностью уничтожить город и его жителей.

Ленинград был важным городом для СССР. В городе и его окрестностях в 1941 году проживало почти 3 миллиона человек. В нём были расположены военные заводы, которые производили снаряды, мины, танки, самолёты и др. Из Ленинграда в другие города России шли железные дороги. В результате блокады и обороны города погибли 632 тысячи человек солдат и мирного населения.

ученик - Эта страничка истории нашей страны посвящена городу – крепости, городу – герою, в который так и не вошли завоеватели.


Учитель: Армия Гитлера начала наступление на Северном направлении 10 июля 1941 года. Период этих военных действий называют Ленинградской битвой. Сюда входят все битвы в окрестностях Ленинграда, которые проходили с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года.


ученик - Это имя как гром, как град - Петербург - Петроград – Ленинград.

Учитель: Финская карельская и Юго-восточная армии должны были создать фронт на Карельском перешейке, к северу от Ленинграда, а также продвигаться к Петрозаводску (между Ладожским и Онежским озёрами). На подходе к Ленинграду они должны были объединиться с гитлеровской армией. Со стороны Красной армии участие в Ленинградской битве принимали: Северный фронт (позже разделённый на Карельский и Ленинградский фронты), Северо-Западный фронт, Волховский фронт, Балтийский флот, военные флотилии на Чудском, Онежском и Ладожском озёрах.

10 июля началось одновременное наступление вражеских войск.

Красная армия вступила в бой с финскими войсками на Карельском перешейке 31 июля 1941 года. Но к 1 сентября врага на этом направлении удалось остановить. У Петрозаводска фашистская армия дошла до реки Свирь, где была остановлена советскими войсками.

В августе войска воевали уже на ближних подступах к Ленинграду. 16 августа был захвачен Кингисепп (115 км по прямой от Ленинграда).

30 августа 1941 года фашистские войска взяли под контроль железную дорогу, которая шла из Ленинграда в Москву.

8 сентября 1941 года враг захватил город Шлиссельбург (к востоку от Ленинграда). Таким образом, проход к Ленинграду по суше был полностью под контролем врага. Началась блокада Ленинграда.

ученик - 8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер.

Учитель: Зима 1941 года стала самой тяжёлой. Ударили сильные морозы, закончились запасы еды, перестало работать электричество, остановились трамваи и троллейбусы.

Люди жгли печки "буржуйки". На растопку шло всё — мебель, книги, деревянные дома. За водой с вёдрами ходили к реке.


ученик-

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой. Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок.


ученик-

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

ученик-

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.


ученик - Нет воды, только в Неве, запас продуктов ограничен, булка хлеба делилась на 40 человек. 125 гр. – норма хлеба на день, из мучной пыли и разных примесей.


ученик - Но город жил и боролся: заводы, фабрики – выпускали танки, самолеты, снаряды, 38 школ работало без перерыва в самые трудные блокадные дни.


ученик - Об этих страшных днях написала поэтесса, пережившая блокаду О. Берггольц:


Девчонка руки протянула,
И головой о край стола,
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки – после похорон.


ученик - Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.

ученик - Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Д.Д. Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!”

(звучит фрагмент симфонии №7 Д. Д. Шостаковича)


Учитель - Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забывать!


Учитель - Самуил Маршак- Городу-герою


Я прохожу по улицам твоим,

Где каждый камень — памятник героям.

Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»

А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»


Звучит звук метронома.

Ученики некоторое время стоят с опущенными головами и затем медленно уходят со сцены.


Георгий Константинович Жуков: «История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявляли защитники Ленинграда».


































6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!