Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования
«Детская Музыкальная Школа №1 Кировского района г. Казани»
Методическая разработка урока
«Литературно-музыкальная композиция для учащихся ДМШ и ДШИ»
«Блокадный Ленинград»
Автор:
Ляшко Евгения Александровна
Преподаватель теоретических дисциплин
Казань 2022
Литературно-музыкальная композиция для учащихся ДМШ и ДШИ
«Блокадный Ленинград» - посвящена детям блокадного Ленинграда
Цель: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины.
Задачи:
привлечение интереса к героическому прошлому блокадного Ленинграда,
способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;
развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.
Оборудование: компьютер, проектор, колонки
Ход мероприятия:
Звучит звук метронома.
Учитель: Блокада Ленинграда — это период осады города Ленинграда в Великую отечественную войну, которая продолжалась почти 900 дней (872 дня). Блокада началась 8 сентября 1941 года и была снята 27 января 1944 года. В планы Гитлера входило полностью уничтожить город и его жителей.
Ленинград был важным городом для СССР. В городе и его окрестностях в 1941 году проживало почти 3 миллиона человек. В нём были расположены военные заводы, которые производили снаряды, мины, танки, самолёты и др. Из Ленинграда в другие города России шли железные дороги. В результате блокады и обороны города погибли 632 тысячи человек солдат и мирного населения.
ученик - Эта страничка истории нашей страны посвящена городу – крепости, городу – герою, в который так и не вошли завоеватели.
Учитель: Армия Гитлера начала наступление на Северном направлении 10 июля 1941 года. Период этих военных действий называют Ленинградской битвой. Сюда входят все битвы в окрестностях Ленинграда, которые проходили с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года.
ученик - Это имя как гром, как град - Петербург - Петроград – Ленинград.
Учитель: Финская карельская и Юго-восточная армии должны были создать фронт на Карельском перешейке, к северу от Ленинграда, а также продвигаться к Петрозаводску (между Ладожским и Онежским озёрами). На подходе к Ленинграду они должны были объединиться с гитлеровской армией. Со стороны Красной армии участие в Ленинградской битве принимали: Северный фронт (позже разделённый на Карельский и Ленинградский фронты), Северо-Западный фронт, Волховский фронт, Балтийский флот, военные флотилии на Чудском, Онежском и Ладожском озёрах.
10 июля началось одновременное наступление вражеских войск.
Красная армия вступила в бой с финскими войсками на Карельском перешейке 31 июля 1941 года. Но к 1 сентября врага на этом направлении удалось остановить. У Петрозаводска фашистская армия дошла до реки Свирь, где была остановлена советскими войсками.
В августе войска воевали уже на ближних подступах к Ленинграду. 16 августа был захвачен Кингисепп (115 км по прямой от Ленинграда).
30 августа 1941 года фашистские войска взяли под контроль железную дорогу, которая шла из Ленинграда в Москву.
8 сентября 1941 года враг захватил город Шлиссельбург (к востоку от Ленинграда). Таким образом, проход к Ленинграду по суше был полностью под контролем врага. Началась блокада Ленинграда.
ученик - 8 сентября 1941г. город был окружен врагами в кольцо. “Не будем брать Ленинград приступом, задушим голодом и непрерывным обстрелом” – заявил на весь мир Гитлер.
Учитель: Зима 1941 года стала самой тяжёлой. Ударили сильные морозы, закончились запасы еды, перестало работать электричество, остановились трамваи и троллейбусы.
Люди жгли печки "буржуйки". На растопку шло всё — мебель, книги, деревянные дома. За водой с вёдрами ходили к реке.
ученик-
Детей не надо в городе военном,
Боец не должен сберегать паек,
Нести домой. Не смеет неизменно
Его преследовать ребячий голосок.
ученик-
И в свисте пуль, и в завыванье бомбы
Нельзя нам слышать детских ножек бег.
Бомбоубежищ катакомбы
Не детям бы запоминать навек.
ученик-
Они вернутся в дом. Их страх не нужен.
Мы защитим, мы сбережем их дом.
Мать будет матерью. И муж вернется мужем.
И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.
ученик - Нет воды, только в Неве, запас продуктов ограничен, булка хлеба делилась на 40 человек. 125 гр. – норма хлеба на день, из мучной пыли и разных примесей.
ученик - Но город жил и боролся: заводы, фабрики – выпускали танки, самолеты, снаряды, 38 школ работало без перерыва в самые трудные блокадные дни.
ученик - Об этих страшных днях написала поэтесса, пережившая блокаду О. Берггольц:
Девчонка руки протянула,
И головой о край стола,
Сначала думали, уснула,
А оказалось, умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки – после похорон.
ученик - Весь мир наблюдал за Ленинградом, в Европе зародилась надежда, что фашизм можно победить. Тогда Гитлер оповестил весь мир, что Ленинград пал, сдался.
ученик - Но в ответ из осажденного Ленинграда зазвучала симфония Д.Д. Шостаковича, названная Ленинградская, это была симфония Непокоренного города, которая на весь мир возвестила: “Город жив и будет стоять вечно!”
(звучит фрагмент симфонии №7 Д. Д. Шостаковича)
Учитель - Из 3,5 млн. ленинградцев в живых осталось 600 тысяч! И мы ныне живущие не смеем об этом забывать!
Учитель - Самуил Маршак- Городу-герою
Я прохожу по улицам твоим,
Где каждый камень — памятник героям.
Вот на фасаде надпись: «Отстоим!»
А сверху «р» добавлено: «Отстроим!»
Звучит звук метронома.
Ученики некоторое время стоят с опущенными головами и затем медленно уходят со сцены.
Георгий Константинович Жуков: «История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявляли защитники Ленинграда».
6