СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока"Лексические выразительные средства.Эпитет"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока"Лексические выразительные средства.Эпитет"»

Урок русского языка в 6 классе по теме

«Лексические выразительные средства. Эпитет.»


Оборудование урока

  1. Учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой.

  2. Рабочий лист.

  3. Презентация по творчеству И.Левитана.

  4. Словарь эпитетов русского литературного языка под редакцией К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло.

  5. Рассказ К.Г. Паустовского «Исаак Левитан».


Цели

  1. Актуализация знаний о лексических выразительных средствах.

  2. Развитие умения анализировать текст с точки зрения использования лексических средств выразительности.


Ход урока


  1. Чтение стихотворения Н. Почивалина


То ходят тучи чередою,

То солнца луч меж облаков,

И пахнет мокрою листвою

Из пламенеющих садов.


И по утрам в холодной сини

Теперь видны издалека

Неяркий желтый цвет осинок

И красный всполох вишняка.


Пора свершений, увяданья,

Ночных туманов сизый дым.

И грустной прелести прощанья

Полны осенние сады.

Красивые стихи? А что придает им яркость, необычность, выразительность? – Лексические выразительные средства языка, или тропы.

В какой раздел лингвистики они входят? – В раздел «Лексикология».


Объявление темы урока.

Определение целей:

1) закрепить полученные знания по лексическим выразительным средствам языка;

  1. познакомиться еще с одним видом тропов – эпитетом;

  2. научиться использовать лексические выразительные средства языка в своей речи.


  1. Проверка домашнего задания – рассказ о лексических выразительных средствах


Метафора – слово, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов по какому-либо признаку.

- Костер рябины (С.Есенин).

- Толпа туч (А. Фет)

Олицетворение – разновидность метафоры, основанная на переносе свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы, животных.

- Неохотно и несмело

солнце смотрит на поля (Ф. Тютчев).

Тропы – слова, употребляющиеся в переносном значении для достижения особой выразительности и образности речи.

- Звенят ручьи моих стихов (А. Блок).

Из стихотворений об осени выписать:

1 гр.

Строчки с использованием метафор

2 гр

строчки с олицетворением

3 гр

примеры интересных, необычных прилагательных – определений.


  1. Работа с материалом учебникас.62 (чтение, запись).

Эпитет – художественное определение, выражающее авторское

отношение к изображаемому предмету (зеленые глаза – изумрудные;

коричневые – карие).


Хотя у Некрасова: «Всё карие, серые,

синие глазки

смешались, как

в поле цветы».

- Какое отношение выражает поэт и к кому?


  1. Что можно добавить к материалу учебника?


С уществует 3 типа эпитетов



общеязыковые

художественные определения к различным существительным:


-бисерный почерк,

- понурый взгляд


(это из словаря эпитетов, где собраны эпитеты из произведений писателей, поэтов)


народно – поэтические (постоянные):

- серый волк,

- горе горькое


обращение к учебнику, с. 62:

горница – светлая,

терем – высокий,

поле – чистое

леса – тёмные,

луга – зелёные,

море – синее,

ветер – буйный,

солнце – красное


редкие (индивидуально - авторские): в основе-смысловые ассоциации:


мармеладное настроение (Чехов),

картонная любовь (Гоголь),

мотыльковая красота (Чехов),

слезливое утро (Чехов),

конфетная боль (Мамин-Сибиряк).


Как писал Пушкин, «язык неистощим в соединении слов.»


  1. «Язык неистощим в соединении слов»… - Хотите сами попробовать соединять слова и получать индивидуально – авторские эпитеты?


Задание: представителям групп взять по 1 сущ. и по 5 прил. –определений.

Согласовать прил. с сущ. и выбрать самое интересное словосочетание; записать его.

Существительные: лицо (536 эпитетов в словаре)-

улыбка –

портфель –

Эпитеты: сонный, наивный, кислый, тусклый, хитрый, райский, застенчивый, сутулый, тощий, дымный, ужасный, фальшивый, искренний, мелкий, широкий, ангельский, мрачный, туманный, чахлый, глухой, жидкий, грозный, золотой, кривой, книжный, сонный, лютый, горький, седой, живучий, увесистый, глупый, дикий, пугливый, поздний, дождливый, сырой, голодный, страшный, хрустальный.


(Запись интересных словосочетаний).


  1. Снова обращение к стихам (к самой замечательной строфе) Н. Почивалина. – У писателей, поэтов определение – всегда единственно верное. Попробуем посоревноваться с Н.Почивалиным (вставить вместо пропусков определения).

Сыпучий снег сегодня снится

Ей, этой яблоньке нагой,

В саду, где слышен шорох листьев

Под осторожною ногой.

Н. Почивалин

- Можно ли эти определения считать эпитетами?


- Почему яблоньке снится снег, ведь она же замёрзнет?








  1. Работа с материалом учебника (с. 62).

Упражнение 113 – чтение, вопросы и задания:

  1. как вы понимаете выражение «мягкие стихи»?

в толковом словаре – 9 значений:

здесь и : - плавный, размеренный,

- кроткий, лишённый резкости, как у Н. Рыленкова «Всё в тающей

дымке» и у Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

2) золотой пурпур – это какой цвет?

- Обратимся к оригиналу (рассказ К.Г. Паустовского «Исаак Левитан»).

…Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

Вот здесь, в оригинале, и появляются метафоры: хрупкие жёлтые листья (как у Н. Почивалина) – «… под осторожною ногой»,

3) подчеркните эпитеты и олицетворения.


  1. Можно ли этот текст (упр. 113) использовать для описания картин И. Левитана? - Да. Левитан показывает прелесть русского пейзажа.

Чехов даже придумал слово «левитанский» и писал художникам: «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас…»


  1. Так ли это?

Попробуем почувствовать мягкость стихов, красоту пушкинских эпитетов и левитанистость природы.

- Презентация картин И. Левитана, отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».


  1. Вы услышали и увидели осень.

Попробуйте подобрать к слову «осень» как можно больше эпитетов, используя репродукции картин И. Левитана.

В словаре эпитетов – 85 определений к слову «осень».

- Чтение по словарю редких эпитетов (пример из Паустовского с эпитетом «юный»).


  1. - Итак, что же это такое эпитет?

- Какие еще лексические выразительные средства вы знаете?

Попробуйте написать небольшое стихотворение по заданным рифмам, используя лексические выразительные средства.


Осень.

(Солнце бледное) не греет

(Ветки жалостно) дрожат.

(По земле прохладой) веет

(Уходящий) листопад.

(И, заплакав,) улетели

(Ровным клином) журавли.

(Скоро белые) метели

(Свяжут платье) для земли.


А как это стихотворение звучит в оригинале, т.е. у меня? (Чтение).


  1. Домашнее задание: 1) выбрать одну из картин И. Левитана об осени (в

Интернете);

2) написать по этой картине небольшой рассказ об

осени, используя лексические выразительные

средства (тропы).


  1. Итоги урока.

Оценивание работы групп и отдельных учащихся.

- Среди 85 эпитетов к слову «осень» я не нашёл, на мой взгляд, самого главного – щедрая.

- Подарок – сюрприз ученикам и гостям.














Рабочий лист по теме «Лексические выразительные средства. Эпитет»

Язык неистощим

в соединении слов.

А. С. Пушкин


ТРОПЫ

1



МЕТАФОРА

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

ЭПИТЕТ






… … ,

выражающее авторское отношение к изображаемому предмету

(зелёный - изумрудный).

2 Три вида эпитетов

общеязыковые

народно-поэтические (постоянные)

редкие (индивидуально-авторские)


- бисерный почерк;

- понурый взгляд

- серый волк;

- горе горькое

- мармеладное настроение (Чехов).


3 … снег сегодня снится

Ей, этой яблоньке нагой,

В саду, где слышен шорох листьев

Под … ногой.

Н. Почивалин

- Вставьте вместо пропусков определения.

- Можно ли их считать эпитетами?

- Почему яблоньке снится снег, ведь она же замерзнет?

4 Упражнение.

Самые мягкие, трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами и художниками об осени. Левитан, так же как и Пушкин, и Тютчев, и многие другие, ждал осени, как самого дорого и мимолетного времени года.

Осень снимала с лесов, полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными.

Темные краски лета сменялись робким золотым пурпуром и серебром. Воздух был чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом.

(К. Паустовский).

- Подчеркните в тексте эпитеты и олицетворения.


- Золотой пурпур – это какой цвет?


- Как вы понимаете выражение «мягкие стихи»?

Темные краски леса сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

5 Подберите к слову «осень» как можно больше эпитетов, используя репродукции картин И. Левитана.

Осень – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6 Допишите строчки стихотворения по заданным рифмам, используя лексические выразительные средства.

Осень.

не греет,

дрожат.

веет

листопад.

улетели

журавли.

метели

для земли.

7 Домашнее задание:

  1. выбрать одну из картин И. Левитана об осени (в Интернете);

  2. написать по этой картине небольшой рассказ об осени, используя лексические выразительные средства (тропы).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФИ ________________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!