СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока «христос и его крест» по курсу орксэ модуль «основы православной культуры». 4 класс.

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- раскрыть роль и место Христа в православии;

- объяснить понятие «крест»;

- продолжить развитие навыка работы с различными типами информации, умения публичного выступления, умения делать выводы;

- продолжить воспитание нравственной культуры учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «христос и его крест» по курсу орксэ модуль «основы православной культуры». 4 класс.»












Методическая разработка урока

«Христос и Его Крест»

по курсу ОРКСЭ

МОДУЛЬ

«Основы православной культуры». 4 класс.


Разработчик:

Титова Ю.О., учитель ОРКСЭ









Тема: «Христос и его Крест»

Цели:

- раскрыть роль и место Христа в православии;

- объяснить понятие «крест»;

- продолжить развитие навыка работы с различными типами информации, умения публичного выступления, умения делать выводы;

- продолжить воспитание нравственной культуры учащихся.

Виды деятельности: - беседа, учебный диалог, устный рассказ; - комментированное чтение, самостоятельная работа с различными источниками информации; - работа с иллюстративным материалом.

Основные термины и понятия урока: Богочеловек, Боговоплощение, крест, Голгофа, распятие.

Словарь урока:

- Боговоплощение – черты Бога, свойственные и человеку.

- Голгофа – гора на окраине Иерусалима.

- Распятие – вид казни в древней Иудее.

- Крест – символ веры христиан.


Ресурсы урока:

- учебное пособие А.В. Кураева «Основы православной культуры». – М., Просвещение, 2011;

- мультимедийное оборудование (экран, проектор);

- дидактические материалы - карточки для работы в группах (Приложение 3);

- СD-диск – приложение к УМК «Основы православной культуры» (интерактивная модель креста);

- презентация к уроку (17 слайдов) (Приложение 1);

- видеофильм (Приложение 2).















Ход урока:

1 этап. Организация деятельности учащихся. Психологический настрой.

Горький дар покаяния -
Всех он слаще даров.
Пусть несет он молчание,
Стал границею слов.

Учитель с зажжённой свечой в руках читает отрывок из стихотворения Надежды Павлович «Покаяние» под музыкальное сопровождение - эпиграф урока.

2 этап. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы классу:

1. Что такое «Библия»? (Звучат ответы учащихся). Сравните свой ответ с записями в словаре. (У каждого учащегося имеется словарик, который пополняется в процессе изучения тем). (Библия – это главная книга).

2. Как вы понимаете слово «Евангелие»? (Звучат ответы учеников). Сопоставьте свой ответ с определением в словаре. (Священная книга, входит в состав Библии, написана апостолами).

3 этап. Мотивация.

Учитель демонстрирует учащимся иллюстрацию Дионисия «Распятие» (слайд 2).


Вопросы классу:

  1. Какое событие изображено на иконе?

  2. Как вы думаете, что совершил Иисус, за что люди его казнили?

(Учитель выслушивает 2-3 учеников).



Общий вывод. На иконе изображен Христос. Его распяли за то, что он, проповедовал христианскую веру. Чтобы понять, как это произошло, необходимо понять, как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни и как он был казнен. Это задачи нашего урока.

Запись в тетради темы урока: «Христос и его крест» (слайд 3).

4 этап. Изучение нового материала.

План урока.

1. Что такое «Боговоплощение»?

2. Гора Голгофа – место распятия Христа.

3. Жертва Христа. Распятие.

4. Символика креста.

Вопрос 1. Что такое «Боговоплощение»?

Объяснение учителя.

Библия подчеркивает, что Бог не видим. А Евангелие говорит, что однажды Бог вочеловечился, т.е. он соединил с Собой человеческую душу и человеческое тело. Почему?

Бог создал людей и любит их. А когда любят, то стараются быть ближе к любимым. Поэтому Бог решил стать единым с ними. И для этого Он стал человеком. Это возможно только для Бога, так как над ним не властны законы природа.

Более 2000 лет назад произошло Рождение Христа. Бог стал Богочеловеком, который стал именоваться Иисусом Христом. Таким образом, Бог родился как человек. Христиане это чудо называют воплощением.

Демонстрация и обсуждение картин (слайды 4 и 5).


Вопросы:

- Что на картине характерно для Христа как для человека? (Тело, сопереживание…)

- Что на картине характерно для Христа как для Бога? (Совершенное чудо – оживление девушки)

У Иаира была при смерти единственная дочь. Он пришёл к Иисусу Христу и просил вылечить ее. Видя его веру, Иисус пошёл с ним, но на пути встретил слугу, который сообщил Иаиру: «Дочь твоя умерла; не утруждай учителя». Но Иисус сказал: «Не бойся, только веруй, и будет спасена». Подойдя к дому и видя плачущих людей, Иисус сказал им: «Не плачьте; девица не умерла, но спит». Но люди не поняли его слов и стали смеяться над ним. Взяв с собою только родителей девушки и трех апостолов — Петра, Иакова и Иоанна, Иисус вошёл в комнату, где лежала умершая девица и, взяв её за руку, сказал: «Тебе говорю, встань!». И девица тотчас встала и начала ходить.

Вопросы:

- Что на картине характерно для Христа как для человека? (Тело, сопереживание…)

- Что на картине характерно для Христа как для Бога? (Совершенное чудо – хождение по воде)

Когда ученики Христа переправлялись на лодке на другую сторону Галилейского озера, они увидели Иисуса идущего по воде. Подумали, что это призрак, и от страха закричали. Иисус Христос заговорил с ними: «Успокойтесь, это Я, не бойтесь». Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! Если это Ты, то повели мне прийти к Тебе по воде». Христос сказал: «Иди». Петр вышел из лодки и пошёл по воде, но, испугавшись волн, усомнился, стал тонуть и закричал: «Господи! Спаси меня». Христос протянул ему руку и сказал: «Маловерный! Зачем ты усомнился?». Когда Иисус вошёл в лодку, ветер утих.




Запись в тетради. Боговоплощение – черты Бога, свойственные и человеку.

Общий вывод. Как Бог - Иисус творил чудеса, а как человек страдал, ел, голодал, плакал. Он прошел весь путь человеческой жизни и вошел в мир человеческой смерти. Он позволил себя распять. Как это произошло?

Вопрос 2. Гора Голгофа – место распятия Христа.

Информационная справка учителя.

Христос позволил себя распять на Голгофе. Голгофа – гора на окраине Иерусалима, на которой казнили преступников (слайд 6).



Самостоятельная работа.

Учебное пособие, стр. 25.

Задание.

Найдите в тексте ответ на вопрос: Зачем смерть нужна была Христу?


Смерть была нужна Христу, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться в новом пространстве. Люди умирали и до Христа, и после него. До Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, встретил за ним любовь Христа. Поэтому Христос позволил себя распять на Кресте.


Вопрос 3. Жертва Христа. Распятие.

Объяснение учителя.

Христос принял смерть без протеста, не спорил со своими судьями, не позволил ангелам и апостолам защитить себя. Он принес себя в жертву. Слово «жертва» в переводе с греческого – «почетный подарок».

Вопросы классу:

1. Что подарил Христос? (Свою жизнь).

2. Согласны ли вы с тем, что самая большая жертва – отказ от своей жизни ради спасения людей? (Ученики размышляют, приводят примеры из жизни: война, пожары и т.д.).

Христос принес в жертву самое дорогое для человека - свою жизнь ради спасения людей, приняв смерть через самую жестокую форму казни.

Распятие – самая страшная из казней, придуманная людьми. Что представляет собой эта казнь? Две деревянные перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались гвоздями руки, к другой – ноги. Затем крест поднимали над землёй, и человек часами находился на нём.

Почему эта самая страшная из казней? Каждое движение причиняло боль. Даже если человек хотел вздохнуть, то должен был пошевелиться. Тогда его руки и ноги пронзала страшная боль. Эта пытка длилась несколько часов, а то и дней.

Перед распятием Христа судили, на Его голову надели якобы царскую корону, но сплели её из терновника - колючего, жёсткого растения. Иглы тернового венца рвали кожу (слайд 7).


На место казни – гору Голгофу Христос нёс на себе огромный крест (слайд 8).


В Евангелии от Матфея сказано, что накануне казни Иисус молился (слайд 9).

Чтение молитвы хорошо подготовленным учеником или учителем.

Вопросы классу: (слайд 10)

  1. Что значат слова: «Да минует Меня чаша сия»?

  2. Какие слова доказывают готовность Христа к казни?

После смерти тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы (слайд 11).



Физкультминутка.

Звучит музыка «Одинокий пастух» мелодия № 6.

Ребята, расслабьтесь, облокотитесь на спинку стула, опустите руки вдоль тела, расслабленную голову запрокиньте назад.

Закройте глаза, прислушайтесь к музыке. Над вашей головой лазурное небо, медленно плывут маленькие перистые пушистые облака. Лучи солнца нежным прикосновением согревают вас и все прекрасное на земле. Вдохните глубоко, почувствуйте простор, красоту и свежесть воздуха.

Откройте глаза. Сядьте ровно.


Вопрос 4. Символика креста.

Проблемная задача. Анализ притчи.

Учитель предлагает ученикам выслушать притчу и ответить на вопросы. (Притчу читает хорошо подготовленный ученик или учитель).


Шли два человека, каждый нес свой крест, но один постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу, а другой нес его со смирением, хотя сам склонялся под тяжестью креста.

Первый просил со слезами, и Господь всё более и более облегчал его ношу, крест становился всё меньше и меньше; а второй терпел.
И вот они подошли к глубокой пропасти. Тот, который нес тяжелый большой крест, положил его над пропастью и легко перешел на другую сторону, а у второго крест был настолько мал, что он не смог перейти по нему.
Человек горько заплакал, говоря: «Ах, если бы я знал»...

Вопросы.

1. Два разных человека вели себя по-разному по отношению к ноше. Как вел себя первый (постоянно роптал и просил у Бога облегчить ношу). Чем для него закончилось роптание?

2. Как вел себя второй? Чем помогло ему смирение?

3. Притча называется «Просто неси свой крест». Как, по-вашему мнению, связано название притчи и поведение первого человека?

4. Что означает выражение «нести свой крест»?

Объяснение учителя.

Выражение «нести свой крест» означает, что каждый человек должен спокойно выполнять свой долг, справляться с проблемами, тяготами жизни, которые случаются, как бы тяжело это не было.

В христианстве крест – это символ, который означает очень важные идеи христианской веры.

В напоминание об этом христиане носят нательные кресты на своей груди. Для христиан крест – это не украшение, а признательность Богу, символ веры и духовной любви. Это духовная защита человека (слайд 12).


Крест, венчающий православный храм, является его символом, знаком победы Христа над смертью (слайд 13).



Работа с иллюстрацией учебника (с. 27 – «Восьмиконечный православный крест») и интерактивной моделью Креста на CD-диске.

Христа распяли на Кресте (интерактивная модель Креста на CD-диске).

На православном кресте есть три поперечные перекладины. К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней – ноги. Нижняя перекладина креста перекошена, потому что вместе с Христом были казнены два разбойника. Один из них был на кресте слева, он издевался над Христом: «Если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь». Другой - раскаялся, признал Христа – Богом. Он был на кресте справа. Поэтому на православном кресте нижняя перекладина поднята справа от Христа. Это знак того, что благоразумный разбойник покаялся и пошёл ввысь. Крест Христов стал восприниматься не только, как орудие пыток и казни, но и как знак любви Бога к людям в Царство Небесное.

Тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил свою жизнь в низости.


Практическое упражнение (слайд 14).

Задание.

1. Посмотрите на изображение креста.

2. Закончите предложения и сделайте соответствующие записи в тетрадях. Воспользуйтесь текстом учебного пособия на с. 27, пункт «Символика креста».

Проверка задания (самопроверка по слайду).


Проблемно-рефлексивное задание. Работа в парах. (Слайд 15).

Учащиеся получают дидактические материалы – карточки для работы. (Приложение 3).



Пример 1.

Посмотрите на фотографию на экране. Женя Родионов - русский солдат. Евгению было 19 лет, когда чеченские боевики убили его.

При жизни он был самым обычным мальчиком из маленького городка, бренчал на гитаре, писал стихи и мечтал стать поваром. Но, погибнув, Евгений Родионов перестал быть обычным.

Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Его захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом.

Евгению обещали сохранить жизнь, если он снимет с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и примет веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Руки бойца крепко прижимали крестик к груди, как самую большую драгоценность в жизни.

Этот крестик стал символом победы Православия над силами зла, и к Распятому на нем Христу воин-мученик Евгений обращал последнюю молитву.

Написано 160 икон воину-мученику Евгению, в 26 храмах России появились его иконы. На Алтае появился Свято-Евгеньевский храм...

Вопрос. Как вы считаете, этот поступок можно назвать подвигом? Почему?


Пример 2.

Огромное количество подвигов совершали люди во время Великой Отечественной Войны.

Во время обороны Сталинграда в захваченном немцами посёлке Вербовка ребята десяти - четырнадцати лет: братья Аксён и Тимофей Тимонины, Василий и Николай Егоровы, Максим Церковников и другие - всего 20 человек - по-своему, как могли боролись с захватчиками.

Они развешивали листовки, о том, что русский народ – не победим, уничтожали документы и письма для немцев на почте, продукты на складе. Пропадало оружие. Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Мальчишки укрывали и выхаживали советского офицера, бежавшего из лагеря для военнопленных. 4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Трое суток жестоко пытали … 7 ноября десять человек из "босоного гарнизона" на глазах односельчан были расстреляны.

Вопрос. Как вы считаете, эти поступки можно назвать подвигом? Почему?


  1. этап. Рефлексия.


Продолжите предложение:

(слайд 16)






6 этап. Домашнее задание.

  1. Обсудите с родителями и объясните смысл фразы: «тяжёл крест, да надо несть»;

  2. Найдите 5 пословиц и поговорок со словом крест.

  1. этап. Итог урока.

  1. Стихотворение А. Ахматовой «Хор ангелов» (аудиозапись).


(слайд 17)


  1. Просмотр видеосюжета (Приложение 2).

Спасибо за урок! До новых встреч!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!