СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме: "Реакции разложения" УМК О.С. Габриеляна

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке представлен широкий спектр методов обучения: проблемный, наглядный, практический, эвристический. Был использован приём кластера, который позволяет систематизировать учебный материал и развивать способности к творческой переработке информации.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме: "Реакции разложения" УМК О.С. Габриеляна»

Урок по теме: «Реакции разложения»

(8класс УМК О.С. Габриелян)

I. Организационный момент. Ребята, у нас сегодня урок «открытия» нового знания. На столах у вас реактивы (Будьте с ними предельно осторожны!), лабораторное оборудование и рабочие листы с планом работы и инструкциями по ходу работ. На каждом этапе урока вы должны себя оценивать, поставив соответствующее этому заданию количество баллов. В конце урока мы должны подвести итог.

II. Мотивационный момент. Эпиграфом к уроку я взяла слова «Без химических реакций невозможна жизнь и всё многообразие веществ» (1 слайд)

Окружающий нас мир очень сложно устроен и постоянно изменяется. Каждую секунду в нем происходит множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Чтобы управлять превращениями веществ, необходимо как следует разобраться в природе подобных реакций. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? (2 слайд)

III. Актуализация опорных знаний

Учитель обращается к слайду 2 «Химические реакции»

Учитель: Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен. В середине кластера  находится основное понятие (отмечено желтым цветом) – химические реакции. От него отходят стрелки к зеленым овалам, в них указаны признаки, по которым вам необходимо охарактеризовать химические реакции. Давайте заполним этот кластер. (фронтальная работа) (слайд 3)

Учитель спрашивает с места (по желанию). Учащиеся ставят баллы (1 за каждый ответ)

(Открываем на слайде презентации эталоны ответов. Остаются 2 овала с признаками реакций и условием, которые ученики еще не знают).

Учитель: Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Дали классификацию химических реакций по тепловому эффекту. Но есть еще одна классификация химических реакций, которая, на данный момент, для нас является загадкой.

IV. Постановка проблемы. Осмысление нового материала. (слайд 4)

Учитель: На слайде представлены уравнения химических реакций. Посмотрите, пожалуйста, на них и выявите признаки сходства и отличия.

Различаются ли химические реакции друг от друга; могут ли некоторые реакции в чем-то быть схожими? Чтобы нам ориентироваться в огромном царстве химических реакций, необходимо знать типы химических реакций.

- можно ли выделить признак, по которому эти реакции, возможно, разделить на группы?

- различаются ли между собой вещества реакции одной группы?

(Ученики дают ответ о том, что в представленных реакциях разное число и состав исходных и полученных веществ).

Учитель: Верно, именно эти признаки лежат в основе классификации, к изучению которой мы приступаем.  (слайд 5)

Начнём изучение типов реакций с опыта знаменитого английского химика Дж. Пристли, в результате которого был открыт газ, поддерживающий дыхание и горение. Какую реакцию проделал Пристли? – найдите на стр. 173. и (6 слайд)

Формулирование темы урока «Реакции разложения» Откройте рабочий лист, запишите сегодняшнее число и тему урока «Реакции разложения».

Ключевые слова и словосочетания: реакции разложения, (3 других зашифрованы на слайде) - это скорость химической реакции, катализаторы, ферменты. (слайды 7, 8)
Пожалуйста, сформулируйте цель нашего урока, на основании тех ключевых слов, которые вы назвали.

Ученики самостоятельно формулируют цель урока: Изучить механизм реакций разложения. Познакомиться с понятиями «скорость химической реакции», «катализатор», «ферменты». Как условно записывают химические реакции? О чём говорят реактивы на ваших столах? После чего, открываем (слайд 9) презентации, где прописана цель урока, ученики сравнивают свои умозаключения с целью, которую ставит учитель. Делают вывод о том, что они совпадают. Следовательно, размышления учеников были верны.

V. Изучение нового материала

Приступим к изучению реакций разложения. Поможет нам в этом эксперимент. Вы должны внимательно слушать, смотреть и записать увиденное, после чего мы обсудим с вами вопросы.

Вспомнить правила ТБ. (слайд 10)

Чтобы вам было легче отвечать на поставленные вопросы, мы будем заполнять таблицу в рабочих листах.

Лабораторные опыты (работа в парах) (слайд 11)

«Разложение малахита»

Что наблюдаете? Вопросы для обсуждения:

1) Как изменился цвет малахита при нагревании?

2) Какое вещество мы получили?

3) Какой газ вызвал помутнение известковой воды?

4)Что вы заметили на стенках нагреваемой пробирки?

5) Составьте уравнение происходящей химической реакции.

Результаты запишите в таблицу.

Вопросы.

  1. Сколько веществ вступило в реакцию?

  2. Сколько веществ образовалось?

  3. Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?

  4. При каких условиях осуществляются реакции.

  5. К каким реакциям «по признаку поглощения или выделения теплоты» относятся данная реакция?

Подумайте, ребята, а можно ли при нагревании разложить воду? Какие установки используют для этой реакции?

Учитель. Химическая реакция проходит путь от исходных веществ до продуктов реакции за определённое время. Одни реакции протекают быстро, другие медленно. Чем же характеризуется быстрота протекания реакций? (Скоростью). Можно ли повлиять на скорость? Чтобы убедиться в этом, проделаем опыт с пероксидом водорода.

Выполнение опыта «Влияние катализатора на скорость химической реакции» (слайд 12)

Учитель: Ребята, как повлиял оксид марганца (IV) на скорость реакции? Как называются такие вещества? (Катализаторы)

Проверим, расходуются ли катализаторы при этом?

А вы мне верите, что вместо оксида марганца (IV) можно положить кусочек сырого картофеля, реакция тоже пойдет быстрее? Давайте проверим. (Учащиеся сами проводят опыт)

Значит, в сырых овощах есть катализаторы – вещества белковой природы.

А как называются такие вещества? (Ферменты)

(Учитель показывает таблетки «Фестал», «Панкреатин», задает вопрос ученикам: «Что это такое? Для чего они нужны?»)

Учитель: Раз мы принимаем их во время приема пищи, значит внутри нас идут химические реакции; наш организм сам вырабатывает ферменты.

Вопросы:

  1. Что вы наблюдали?

  2. С какой скоростью выделялся кислород в начале опыта?

  3. Что способствует быстрому выделению кислорода?

  4. Участвует ли оксид марганца (IV) в реакции?

  5. Сформулируйте определение понятия «катализатор».

  6. Что происходит с ранкой, если её обеззаразить перекисью водорода?

  7. Где вы впервые встретились с понятием «фермент»?

  8. Что такое фермент?

  9. Какова биологическая роль ферментов?

  10. Как можно назвать реакцию, протекающую с участием катализатора?

  11. Как можно назвать реакцию, протекающую с участием фермента?

Учитель: Итак, одни реакции разложения идут при нагревании, другие – под действием электрического тока, третьи – с использованием катализаторов. А есть ли такие реакции, которые протекают без всяких условий? (Учитель достает бутылку с газированной водой, открывает крышку, и учащиеся наблюдают, что реакция идет самопроизвольно). Вопросы:

1.Сколько веществ вступило в реакцию?

2.Сколько веществ образовалось?

3.Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?

4.При каких условиях осуществляются реакции.

Учитель. Рассмотрите заполненную таблицу.

Что общего в этих химических реакциях?

Сформулируйте определение понятия «реакция разложения».

Запишите определение в рабочий лист.

Учащиеся отвечают на вопрос и проверяют себя по учебнику (с.177).

В рабочих листах у учащихся задания:

Допишите предложения:

Скорость химической реакции – это_________________________

Катализатор – это_________________________________________

Фермент – это___________________________________________

V. Закрепление изученного материала. (слайд 13 - 16)

1. Согласны ли вы,что

1)В реакции Cu(OH)2CuO + H2 O коэффициенты не нужны.

2) Реакция Zn + 2HClZnCl2 + H2 относится к реакциям разложения.

3)Реакция 2Ca + O2 → 2CaO не относится к реакциям разложения

4)Реакция 2HgO → 2Hg + O2 относится к реакциям разложения.

5)В реакции NON2 + O2 коэффициенты не нужны.

2. Найдите реакции разложения:

3. Соотнесите левые и правые части уравнений реакций. Расставьте коэффициенты:

4.Восстановите пропущенную запись, расставьте коэффициенты в схемах реакций:


Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей цели .

Отметьте как вы считаете, на сколько мы с вами достигли цели урока.

ИТОГ УРОКА

Учитель. Вы справились хорошо с заданиями. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку. (слайд 17)



Оцените свою работу на уроке:

100-88% – оценка «5» 48-45б

8 6 - 62% – оценка «4» 44-40б

60 - 34% – оценка «3» 39-23б



Домашнее задание :

§30, упр. 1 стр.177 Задание № 4, 6 - по желанию



Наш урок подошел к концу. И, как финальная точка

Рефлексия :

Ваше настроение на уроке пусть покажет индикаторная бумажка:

  1. красная – у меня всё получилось;

  2. синяя – у меня получилось, но не всё;

  3. нейтральная – у меня не получилось.





PS Его выполняют наиболее смелые учащиеся. Им необходимо изобразить пантомимой разные случаи реакции разложения:

  1. В результате реакции образуются два простых вещества.

  2. В результате реакции образуется одно простое и одно сложное вещества.

  3. В результате реакции образуются два сложных вещества.

Учащиеся демонстрируют составленные ими пантомимы. Остальные ребята должны указать о реакциях какого типа идет речь, отметить количество и состав реагирующих веществ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!