Предмет: История Курс: 1
Урок № 26 Дата проведения____________________
Тема урока: Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков обучающихся
Вид урока: Практическая работа
Цель урока: способствовать формированию знаний о причинах, итогах и значении гуситского движения в Чехии, на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; уважение к истории других народов; систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
В результате изучения темы учащиеся должны знать характерные черты и особенности гуситского движения в Чехии; понимать исторические понятия: «патриотизм»; уметь анализировать информацию, работать с историческими источниками.
Методы обучения: частично-поисковый.
Оборудование: учебник, исторические источники, рабочая тетрадь.
Время проведения: 1 урок (45 минут)
План урока
Организационный этап - 5 мин.
Выполнение практической работы - 33 мин.
Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный этап- 5 мин | Приветствие и вступительное слово преподавателя. Актуализации субъективного опыта обучающихся (ответы на вопросы). Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Обучающиеся выдают ответы о своем восприятии, о цели урока |
Выполнение практической работы – 33 минуты | Инструктирование обучающихся по выполнению практической работы № 12 – 2 минуты. Практическая работа содержит название, оборудование, план выполнения и основные направления работы | Обучающиеся изучают исторические источники, выполняют практическую работу |
Подведение итогов. Рефлексия - 5 минуты | Подведение предварительных итогов по выполнению заданий практической работы. Выяснение, какие затруднения возникли при выполнении практической работы. Пояснения преподавателя и предварительная оценка результатов практической работы | Обучающиеся делают предварительные выводы по выполнению заданий практической работы |
Выдача домашнего задания – 2 минуты | § 20 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник) | Обучающиеся записывают д/з |
Практическая работа № 12
Тема: «Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия».
Цель практической работы: способствовать формированию знаний о причинах, итогах и значении гуситского движения в Чехии, на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; уважение к истории других народов; систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Оборудование: учебник, дополнительные источники, рабочая тетрадь.
Порядок проведения работы:
Повторить теоретический материал.
Выполнить практические задания.
Составить отчет о выполнении практической работы.
Задание № 1:
- Используя теоретический материал, знания, полученные на уроке, данные учебника, вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.
Гуситские войны.
Важным событием позднего Средневековья стали_________________. Их центром была________________, которая входила в состав _________________ империи, являясь одной из ее наиболее развитых частей. Свое название войны получили по имени ________________, выступившего с идеей преобразования католической церкви. В своих проповедях, читаемых на чешском языке, _________________обвинял церковь в чрезмерном богатстве и во вмешательстве в дела светской власти. Выступал он и против немецкого засилья в Чехии. В _________________г. Гус был сожжен по решению церковного собора в Констанце.
Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии. Быстро росло число сторонников его учения. ________________становились горожане, крестьяне, рыцари, часть крупных феодалов. В _________ г. началась война _____________ и ______________, В ходе войны гуситы раскололись на два лагеря. _______________ требовали лишения церкви его имущества и подчинения духовенства светской власти. Радикальные гуситы — ______________(их центр находился на горе Табор) пытались создать справедливое общество на основе божественных заповедей. Войско таборитов во главе с ________________научилось побеждать рыцарскую конницу. В _________ г. Папа Римский объявил___________________поход против ________________. Крестоносцев возглавил сам император. Этот поход, равно как и все последующие, провалился. ___________ сами перешли в наступление. Позже противники гуситов смогли использовать в своих интересах противоречия между ____________ и _____________.Объединенные силы_____________и ___________ в _________ г. разбили таборитов в битве у _____________.
В ходе ________________ войн немецкое влияние в Чехии ослабло. К концу _________ в. Чехия была единственной европейской страной, где мирно уживались ___________ и _______________. Это обеспечивало быстрое развитие страны.
Задание № 2:
- Используя теоретический материал, знания, полученные на уроке, данные учебника, заполните сравнительные таблицы:
Таблица 1. «Гуситское движение в Чехии»
Какие слои населения участвовали в этом движении? | Чем они были недовольны? | К чему стремились? |
Крестьяне | | |
Рыцари (мелкие и средние феодалы) | | |
Горожане (купцы и ремесленники) | | |
Таблица 2. «Гуситы»
| Табориты | Умеренные |
Состав | | |
Против каких видов гнета выступали? | | |
Какие цели перед собой ставили? | | |
Задание № 3:
- Прочитайте отрывки из высказываний и проповедей Яна Гуса и ответьте на вопросы к данному тексту.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ
Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…
ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА
Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…
ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА
Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…
ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)
Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.
ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ
…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:
«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»
…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.
Вопросы:
- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?
- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?
- Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?
- Что произошло на соборе с Яном Гусом?
- Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?