СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории по теме: "Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока по истории по теме: "Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. В разработку входит практическая работа по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории по теме: "Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия"»

Предмет: История Курс: 1

Урок № 26 Дата проведения____________________

Тема урока: Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний, умений, навыков обучающихся

Вид урока: Практическая работа

Цель урока: способствовать формированию знаний о причинах, итогах и значении гуситского движения в Чехии, на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; уважение к истории других народов; систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов.


В результате изучения темы учащиеся должны знать характерные черты и особенности гуситского движения в Чехии; понимать исторические понятия: «патриотизм»;  уметь анализировать информацию, работать с историческими источниками.


Методы обучения: частично-поисковый.

Оборудование: учебник, исторические источники, рабочая тетрадь.

Время проведения:  1 урок (45 минут)

План урока

  1. Организационный этап - 5 мин.

  2. Выполнение практической работы - 33 мин.

  3. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.

  4. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап- 5 мин


Приветствие и вступительное слово преподавателя.

Актуализации субъективного опыта обучающихся (ответы на вопросы).

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Обучающиеся выдают ответы о своем восприятии, о цели урока


  1. Выполнение практической работы – 33 минуты

Инструктирование обучающихся по выполнению практической работы

№ 12 – 2 минуты.

Практическая работа содержит название, оборудование, план выполнения и основные направления работы

Обучающиеся изучают исторические источники, выполняют практическую работу

  1. Подведение итогов. Рефлексия - 5 минуты


Подведение предварительных итогов по выполнению заданий практической работы. Выяснение, какие затруднения возникли при выполнении практической работы. Пояснения преподавателя и предварительная оценка результатов практической работы

Обучающиеся делают предварительные выводы по выполнению заданий практической работы

  1. Выдача домашнего задания – 2 минуты

§ 20 (Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник)

Обучающиеся записывают д/з


Практическая работа № 12

Тема: «Политический и культурный подъём в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия».

Цель практической работы: способствовать формированию знаний о причинах, итогах и значении гуситского движения в Чехии, на примере чешских героев воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине; уважение к истории других народов; систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Оборудование: учебник, дополнительные источники, рабочая тетрадь.

Порядок проведения работы:

  1. Повторить теоретический материал.

  2. Выполнить практические задания.

  3. Составить отчет о выполнении практической работы.

Задание № 1:

- Используя теоретический материал, знания, полученные на уроке, данные учебника, вставьте в приведенном тексте пропущенные исторические термины и понятия.

Гуситские войны.

Важным событием позднего Средневековья стали_________________. Их центром была________________, которая входила в состав _________________ империи, являясь одной из ее наи­более развитых частей. Свое название войны получили по имени ________________, выступившего с идеей преобразования католической церкви. В своих проповедях, читаемых на чешском языке, _________________обвинял церковь в чрезмерном богатстве и во вмешательстве в дела светской власти. Выступал он и против немецкого засилья в Чехии. В _________________г. Гус был сожжен по решению церковного собора в Констанце.

Казнь Гуса вызвала бурю негодования в Чехии. Быстро росло число сторонников его учения. ________________становились горожане, крестьяне, рыцари, часть крупных феодалов. В _________ г. началась война _____________ и ______________, В ходе войны гуситы раскололись на два лагеря. _______________ требовали лишения церкви его имущества и подчинения духовенства светской власти. Радикальные гуситы — ______________(их центр находился на горе Табор) пытались создать справедливое общество на основе божественных заповедей. Вой­ско таборитов во главе с ________________научилось побеждать ры­царскую конницу. В _________ г. Папа Римский объявил___________________по­ход против ________________. Крестоносцев возглавил сам император. Этот поход, равно как и все последующие, провалился. ___________ сами перешли в наступление. Позже противники гуситов смогли использовать в своих интересах противоречия между ____________ и _____________.Объединенные силы_____________и ___________ в _________ г. разбили таборитов в битве у _____________.

В ходе ________________ войн немецкое влияние в Чехии ослабло. К концу _________ в. Чехия была единственной европейской страной, где мирно уживались ___________ и _______________. Это обеспечива­ло быстрое развитие страны.


Задание № 2:

- Используя теоретический материал, знания, полученные на уроке, данные учебника, заполните сравнительные таблицы:

Таблица 1. «Гуситское движение в Чехии»



Какие слои населения участвовали в этом движении?

Чем они были недовольны?

К чему стремились?

Крестьяне



Рыцари (мелкие и средние феодалы)



Горожане (купцы и ремесленники)





Таблица 2. «Гуситы»


Табориты

Умеренные

Состав



Против каких видов гнета выступали?



Какие цели перед собой ставили?



Задание № 3:

- Прочитайте отрывки из высказываний и проповедей Яна Гуса и ответьте на вопросы к данному тексту.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЯНА ГУСА О ЧЕШСКОМ НАРОДЕ

Я говорил и говорю, что чехи в королевстве Чешском по закону… и по требованию природы должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, - чтобы чех умел управлять своими поданными…

ИЗ ПРОПОВЕДИ ЯНА ГУСА

Клир не учит, а портит народ своим развратом, связанным с богатством. Так надо отнять у него богатство! Преемники Христа должны быть бедны, как апостолы. А они, наоборот, только о том и думают, как бы еще увеличить свои богатства, для чего рассылают продавцов индульгенций и хищных монахов, которые… устраивают никому неизвестные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ…

ОХРАННАЯ ГРАМОТА ИМПЕРАТОРА СИГИЗМУНДА

Мы, Сигизмунд… король римлян (и т.д.), принимаем достопочтенного магистра Гуса, бакалавра богословия и магистра искусств, под наше и Священной империи покровительство и защиту; поэтому предписываем всем, чтоб ему было дозволено проехать в Констанц, оставаться там и свободно возвратиться, причем для охраны его и сопровождающих его лиц должно давать проводников…

ПРОТЕСТ ЧЕХОВ ПРОТИВ ЗАТОЧЕНИЯ ЯНА ГУСА (февраль 1415 г.)

Князья и вельможи, богатые и бедные удивляются дерзости папы, заточившего без причины человека невинного и праведного, который поехал на Констанцский собор, чтоб оправдаться в клевете, возведенной на него и на весь чешский народ.

ЯН ГУС НА КОНСТАНЦСКОМ СОБОРЕ

…Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:

«Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или же проповеданного. Но я отметаю от себя все то, что лживо высказали и представили против меня все эти свидетели. Присяга – их – основа всего зла; все высказанное ими не имеет и тени правды – знает бог!»

…Все были столь разгорячены, что ломали столы и бросали обломками их. Во время этого шума государь удалился. Мог бы удалиться и Гус, если бы захотел. Он, однако, возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Они распорядились ударить в набат и сторожить городские ворота, чтобы он не мог убежать из города. Однако, войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

Вопросы:

- Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами?

- Что в деятельности церкви не нравился Яну Гусу?

- Что обещал император Сигизмунд Яну Гусу?

- Что произошло на соборе с Яном Гусом?

- Какие черты характера проявил Ян Гус на Констанцском соборе?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!