Тема урока: Гидросфера и ее составные части
Класс: 6
План урока
I этап Организационный момент (1 мин.)
II этап Мотивация учебных знаний (4 мин.)
Электронная книга - «Тайна природы»
Изучая природу, человек не перестает удивляться: сколько необычного, уникального, интересного… А сколько еще загадок таит она в себе! Найти ответы на свои вопросы можно, заглянув в книгу «Тайны природы». Давайте, перелистаем ее страницы.
Стр1
Тайна 1 – гидросфера (водная оболочка) -
Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.
Стр 2
«Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит и волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему окружающему» - писал Аксаков С.А.
Прекрасно, невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.
Это великий художник – вода... Никто не останется безразличным, видя эту красоту. Во все века она привлекала к себе внимание.
Стр. 3
Многие ученые, писатели восхищались этим удивительным веществом. Владимир Иванович Вернадский в свое время утверждал…
Платон говорил..
Восхищался водой и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери…
Вода вдохновляла на творчество гениального художника Леонардо да Винчи…
Стр. 4
За уникальные и аномальные свойства вода занимает достойное место в книге рекордов Гиннеса…
Стр.5
Чтобы приблизиться к разгадке тайны воды на Земле сегодня мы начнем свой путь «От простого к сложному, от малого к великому»
Стр. 6
А для этого сделаем несколько шагов:
Стр 7
И так, ребята, в путь!
(Эмоциональный настрой учащихся)
Помните, что только ваше хорошее настроение, усердие, настойчивость, заинтересованность на уроке помогут нам достичь цели.
Сообщение темы урока
Слайд 2
Тема сегодняшнего урока «Гидросфера и ее составные части».
Слайд 3
Наша планета имеет несколько оболочек. Одна из которых – водная, гидросфера. Свое название она получила от двух греческих слов: (от греч. «гидор» - вода и «сфера» - шар) – водная оболочка, в которую входят все воды Земли, расположенные на поверхности и в толще земной коры, в твердом, жидком и газообразном состоянии.
III этап Актуализация знаний и умений учащихся (7 мин.)
Слайд 4
Ребята, вы уже много знаете об окружающих нас веществах, в том числе и о воде. Давайте вспомним, в каких агрегатных состояниях встречается вода в природе? Вода на Земле образовала различные водные объекты, с помощью воды происходят разнообразные явления. Хорошо ли вы их знаете? (загадки) Слайды 5-10
Молодцы, ребята, умеете логически мыслить!
Слайд 11
Каждое вещество обладает определенными свойствами. Хорошо ли вы знаете какими свойствами обладает вода? В этом вам поможет план.
IV этап Изучение нового материала (25 мин.)
Сдайд 12
А.Е. Ферсман говорил, что вода « …самый важный минерал на Земле!» До конца 18 века ученые не знали Химического состава воды, считали ее простым веществом и лишь в конце 18 века французские ученые Лавуазье и ЛАППАСУ удалось синтезировать её химическим путем из водорода и кислорода. (Появляется молекула воды)
Слайд 13
У вас на столе лежат шарики из пластилина, представьте себе, что атомы. И сейчас мы с вами создадим молекулу воды. Молекула вода состоит из трех атомов и двух химических элементов. Два одинаковых атома составляют один химический элемент - водород и другого химического элемента – кислорода. Атомы отличаются друг от друга своим весом. Размещаются атомы в виде треугольника. Желтый шарик – атом кислорода, голубой – водород.
Молекулу воды можно сравнить с маленьким магнитиком. Кислород несет отрицательный заряд, атомы водорода – положительный.
Слайд 14
Больше всего воды в природе встречается в жидком состоянии. Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах. Пресная - в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами. Молекулы воды в жидком состоянии очень крепко связаны между собой. Поэтому жидкая вода обладает теплопроводностью и электропроводностью - она медленно нагревается и медленно остывает. Вода аккумулирует тепло на Земле.
Под влиянием температуры молекулы воды по-разному могут соединяться.
Слайд 15
Испарение - процесс перехода из жидкого состояния в газообразное. Этот процесс происходит при любой положительной температуре. Но активно он происходит при высокой температуре, при 100° вода закипает. Это довольно высокая температура по сравнению с температурой закипания других веществ. Это объясняется прочными связями между молекулами воды. И чтобы их разорвать, нужна высокая температура.
Слайд 16
Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде облаков. Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.
Слайд 17
При снижении температуры происходит конденсация - процесс перехода из газообразного состояния в жидкое. Результатом этого процесса является образование тумана, росы, инея, облаков.
Слайд 18
Вода твердая образуется в процессе перехода из жидкого состояния
в твердое. Этот процесс происходит при температуре 0°С и ниже. И снова мы наблюдаем загадку воды. Все вещества при охлаждении сжимаются, а вода при температуре +4°и ниже начинает расширяться. Ответ заключается в ее молекуле.
Слайд 19
Атомы в молекуле льда образовали новую модель. Между атомами образовалось пространство, которое делает лег легким и увеличивает в объеме. Поэтому лед будет плавать по жидкой воде и спасать в водоемах живые организмы от переохлаждения.
Слайд 20
Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках. Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Покровные ледники покрывают территорию острова или материка практически полностью.
Слайд 21
Таким образом, ребята¸ мы сделали первый шаг к разгадке тайны воды. Переход воды из одного состояния в другое объясняется строением молекул воды.
Физ-пауза
Каждый из вас получил атом. Кому-то достался кислород, кому-то водород. Образуйте молекулу воды и представьте ее. На это у вас есть 1 минута.
Слайд 22
А сейчас мы рассмотрим, как размещается вода на планете. Посмотрите на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится 1/4 ее площади, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать планету Вода! Давайте рассмотрим, из чего же состоит гидросфера.
Слайд 23
В состав гидросферы входят: мировой океан, воды суши и воды атмосферы.
Слайд 24
Как вы видели на диаграмме, самую большую часть гидросферы составляет Мировой океан.
Слайд 25
К водам Мирового океана относятся океаны, их на планете 4, моря, проливы и заливы.
Слайд 26
Воды суши подразделяются на поверхностные и подземные. Поверхностные воды включают в себя: реки, озера, болота, ледники, искусственные водоемы и каналы.
Подземные воды включают: подземные воды, многолетнюю мерзлоту.
Слайд 27
Вода в атмосфере занимает совсем незначительную часть. Она находится в виде водяного пара, облаков, осадков.
Слайд 28
Ребята, мы познакомились с основными частями гидросферы и приблизились еще на один шаг к разгадке. Вода на Земле образует водную оболочку (гидросфера) и состоит из и воды Мирового океана, вод суши и вод атмосферы.
Слайд 29
Вода - это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.
Слайд 30 – текст Капли.
Ребята, проследим за Капелькой и узнаем о движении воды на планете.
Слайд 31
Рассмотрим малый круговорот воды. Под действием энергии солнца начинается процесс испарения и газообразная вода поднимается в атмосферу. В атмосфере при снижении температуры происходит конденсация и образуются облака, которые превращаются в тучи. Восходящие потоки воздуха не могут удержать тяжелые капли воды и они в виде осадков выпадают в океан. Наша капля проделала небольшой путь. Она побывала только в атмосфере и снова возвратилась в океан.
Но чаще капли воды проделывают более сложный и длительный путь.
Слайд 32
Сейчас мы рассмотрим большой круговорот. В результате испарения и конденсации образовались облака, которые потоком ветра перемещаются над сушей. И вода из облаков в виде осадков выпадает на сушу. Вода наполняет реки, озера, покрывает льдом и снегом горы, проникает глубоко в землю, образует подземные воды. Вода постоянно находится в движении. Из ледников, родников, рек вода обязательно попадет в океан.
Эта вода проделала большой и длительный путь. Отдельные капельки воды находились в пути тысячи лет.
Слайд 33
Круговорот в природе имеет очень большое значение.
Круговорот – непрерывная система: все части гидросферы обновляются –
- Подземные воды - тысячи лет
- Мировой океан - за 2,5-3 тыс. лет
- Проточные озера – за несколько лет
- Река за 12-14 дней
Происходит перенос влаги на сушу и обратный сток ее с суши в океан.
Происходит перенос тепла
Происходит обмен минеральными веществами
Мировой круговорот воды связывает части гидросферы, литосферы, атмосферы и живые организмы
Слайд 34
А теперь, ребята, представьте себе, что вода перестала двигаться Как изменится природа Земли? Не будут выпадать осадки, значит исчезнет живительная влага для растений и растения погибнут. Вслед за ними погибнут животные и все живое на планете.
V этап Закрепление изученного материала (5 мин.)
Форма проведения – тестовые задания (12 тестов)
Слайд 35
А теперь, ребята, я предлагаю вам проверить свои знания. Которые ви получили на уроке и выполнить тестовые задания. У каждого из вас есть бланк тестов. Выберите правильный ответ и отметьте его. Приступайте к работе, у вас есть 4 минуты. (выполнение тестовых заданий учащимися)
А сейчас мы выполним взаимопроверку. Обменяйтесь бланками тестов. И сверим правильные ответы.
Слайд 36
Если ваш ответ правильный, поставьте 1 балл. Подсчитайте количество баллов и верните работу. У кого…
IV этап Итог урока (3 мин.)
Слайд 37
Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.
Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.
Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.
Возьмите свои бумажные модели атома и превратите их в смайлики своего настроения после работы на уроке. (выполняют работу)
Закрепите свои смайлики на «капле воды».
Слайд 38
Спасибо вам за совместную работу.
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание.