СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Гидросфера и ее составные части"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с составом и строением гидросферы, с малым и большим круговоротом воды в природе.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Гидросфера и ее составные части"»

Тема урока: Гидросфера и ее составные части

Класс: 6


План урока

I этап Организационный момент (1 мин.)

II этап Мотивация учебных знаний (4 мин.)

Электронная книга - «Тайна природы»

Изучая природу, человек не перестает удивляться: сколько необычного, уникального, интересного… А сколько еще загадок таит она в себе! Найти ответы на свои вопросы можно, заглянув в книгу «Тайны природы». Давайте, перелистаем ее страницы.

Стр1

Тайна 1 – гидросфера (водная оболочка) -


Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его.

И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?

Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.


Стр 2

«Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит и волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему окружающему» - писал Аксаков С.А.

Прекрасно, невоспроизводимо многообразие красок солнечного заката, его золотых и багряных переливов; торжественны и нежны краски небосвода при восходе солнца. Это обычная и всегда необыкновенная симфония цвета обязана рассеиванию и поглощению солнечного спектра водяными парами в атмосфере.
Это великий художник – вода... Никто не останется безразличным, видя эту красоту. Во все века она привлекала к себе внимание.

Стр. 3

Многие ученые, писатели восхищались этим удивительным веществом. Владимир Иванович Вернадский в свое время утверждал…

Платон говорил..

Восхищался водой и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери…

Вода вдохновляла на творчество гениального художника Леонардо да Винчи…

Стр. 4

За уникальные и аномальные свойства вода занимает достойное место в книге рекордов Гиннеса…

Стр.5

Чтобы приблизиться к разгадке тайны воды на Земле сегодня мы начнем свой путь «От простого к сложному, от малого к великому»

Стр. 6

А для этого сделаем несколько шагов:

  • рассмотрим молекулу воды

  • узнаем место воды на планете

  • докажем, что вода – это жизнь

Стр 7

И так, ребята, в путь!

(Эмоциональный настрой учащихся)

Помните, что только ваше хорошее настроение, усердие, настойчивость, заинтересованность на уроке помогут нам достичь цели.

Сообщение темы урока

Слайд 2

Тема сегодняшнего урока «Гидросфера и ее составные части».

Слайд 3

Наша планета имеет несколько оболочек. Одна из которых – водная, гидросфера. Свое название она получила от двух греческих слов: (от греч. «гидор» - вода и «сфера» - шар) – водная оболочка, в которую входят все воды Земли, расположенные на поверхности и в толще земной коры, в твердом, жидком и газообразном состоянии.

III этап Актуализация знаний и умений учащихся (7 мин.)

Слайд 4

Ребята, вы уже много знаете об окружающих нас веществах, в том числе и о воде. Давайте вспомним, в каких агрегатных состояниях встречается вода в природе? Вода на Земле образовала различные водные объекты, с помощью воды происходят разнообразные явления. Хорошо ли вы их знаете? (загадки) Слайды 5-10

Молодцы, ребята, умеете логически мыслить!

Слайд 11

Каждое вещество обладает определенными свойствами. Хорошо ли вы знаете какими свойствами обладает вода? В этом вам поможет план.


IV этап Изучение нового материала (25 мин.)


Сдайд 12

А.Е. Ферсман говорил, что вода « …самый важный минерал на Земле!» До конца 18 века ученые не знали Химического состава воды, считали ее простым веществом и лишь в конце 18 века французские ученые Лавуазье и ЛАППАСУ удалось синтезировать её химическим путем из водорода и кислорода. (Появляется молекула воды)

Слайд 13

У вас на столе лежат шарики из пластилина, представьте себе, что атомы. И сейчас мы с вами создадим молекулу воды. Молекула вода состоит из трех атомов и двух химических элементов. Два одинаковых атома составляют один химический элемент - водород и другого химического элемента – кислорода. Атомы отличаются друг от друга своим весом. Размещаются атомы в виде треугольника. Желтый шарик – атом кислорода, голубой – водород.

Молекулу воды можно сравнить с маленьким магнитиком. Кислород несет отрицательный заряд, атомы водорода – положительный.

Слайд 14

Больше всего воды в природе встречается в жидком состоянии. Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах. Пресная - в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах. Подземные воды могут быть как пресными, так и солеными. В таком случае последние называются минеральными водами. Молекулы воды в жидком состоянии очень крепко связаны между собой. Поэтому жидкая вода обладает теплопроводностью и электропроводностью - она медленно нагревается и медленно остывает. Вода аккумулирует тепло на Земле.

Под влиянием температуры молекулы воды по-разному могут соединяться.

Слайд 15

Испарение - процесс перехода из жидкого состояния в газообразное. Этот процесс происходит при любой положительной температуре. Но активно он происходит при высокой температуре, при 100° вода закипает. Это довольно высокая температура по сравнению с температурой закипания других веществ. Это объясняется прочными связями между молекулами воды. И чтобы их разорвать, нужна высокая температура.

Слайд 16

Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде облаков. Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.

Слайд 17

При снижении температуры происходит конденсация - процесс перехода из газообразного состояния в жидкое. Результатом этого процесса является образование тумана, росы, инея, облаков.

Слайд 18

Вода твердая образуется в процессе перехода из жидкого состояния

в твердое. Этот процесс происходит при температуре 0°С и ниже. И снова мы наблюдаем загадку воды. Все вещества при охлаждении сжимаются, а вода при температуре +4°и ниже начинает расширяться. Ответ заключается в ее молекуле.

Слайд 19

Атомы в молекуле льда образовали новую модель. Между атомами образовалось пространство, которое делает лег легким и увеличивает в объеме. Поэтому лед будет плавать по жидкой воде и спасать в водоемах живые организмы от переохлаждения.

Слайд 20

Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Лед на Земле находится в ледниках. Ледники могут быть горными и покровными. Горные ледники находятся на наиболее высоких горных вершинах, где из-за низких температур в течение всего года выпавший снег не успевает таять. Покровные ледники покрывают территорию острова или материка практически полностью.

Слайд 21

Таким образом, ребята¸ мы сделали первый шаг к разгадке тайны воды. Переход воды из одного состояния в другое объясняется строением молекул воды.

Физ-пауза

Каждый из вас получил атом. Кому-то достался кислород, кому-то водород. Образуйте молекулу воды и представьте ее. На это у вас есть 1 минута.

Слайд 22

А сейчас мы рассмотрим, как размещается вода на планете. Посмотрите на глобус. Наша планета названа Землей по явному недоразумению: на сушу приходится 1/4 ее площади, а все остальное – вода! Правильно было бы назвать планету Вода! Давайте рассмотрим, из чего же состоит гидросфера.

Слайд 23

В состав гидросферы входят: мировой океан, воды суши и воды атмосферы.

Слайд 24

Как вы видели на диаграмме, самую большую часть гидросферы составляет Мировой океан.

Слайд 25

К водам Мирового океана относятся океаны, их на планете 4, моря, проливы и заливы.

Слайд 26

Воды суши подразделяются на поверхностные и подземные. Поверхностные воды включают в себя: реки, озера, болота, ледники, искусственные водоемы и каналы.

Подземные воды включают: подземные воды, многолетнюю мерзлоту.

Слайд 27

Вода в атмосфере занимает совсем незначительную часть. Она находится в виде водяного пара, облаков, осадков.

Слайд 28

Ребята, мы познакомились с основными частями гидросферы и приблизились еще на один шаг к разгадке. Вода на Земле образует водную оболочку (гидросфера) и состоит из и воды Мирового океана, вод суши и вод атмосферы.

Слайд 29

Вода - это главное таинство, главное чудо Планеты,
Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.

Слайд 30 – текст Капли.

Ребята, проследим за Капелькой и узнаем о движении воды на планете.

Слайд 31

Рассмотрим малый круговорот воды. Под действием энергии солнца начинается процесс испарения и газообразная вода поднимается в атмосферу. В атмосфере при снижении температуры происходит конденсация и образуются облака, которые превращаются в тучи. Восходящие потоки воздуха не могут удержать тяжелые капли воды и они в виде осадков выпадают в океан. Наша капля проделала небольшой путь. Она побывала только в атмосфере и снова возвратилась в океан.

Но чаще капли воды проделывают более сложный и длительный путь.

Слайд 32

Сейчас мы рассмотрим большой круговорот. В результате испарения и конденсации образовались облака, которые потоком ветра перемещаются над сушей. И вода из облаков в виде осадков выпадает на сушу. Вода наполняет реки, озера, покрывает льдом и снегом горы, проникает глубоко в землю, образует подземные воды. Вода постоянно находится в движении. Из ледников, родников, рек вода обязательно попадет в океан.

Эта вода проделала большой и длительный путь. Отдельные капельки воды находились в пути тысячи лет.

Слайд 33

Круговорот в природе имеет очень большое значение.

Круговорот – непрерывная система: все части гидросферы обновляются –

- Подземные воды - тысячи лет

- Мировой океан - за 2,5-3 тыс. лет

- Проточные озера – за несколько лет

- Река за 12-14 дней

Происходит перенос влаги на сушу и обратный сток ее с суши в океан.

Происходит перенос тепла

Происходит обмен минеральными веществами

Мировой круговорот воды связывает части гидросферы, литосферы, атмосферы и живые организмы

Слайд 34

А теперь, ребята, представьте себе, что вода перестала двигаться Как изменится природа Земли? Не будут выпадать осадки, значит исчезнет живительная влага для растений и растения погибнут. Вслед за ними погибнут животные и все живое на планете.


V этап Закрепление изученного материала (5 мин.)

Форма проведения – тестовые задания (12 тестов)

Слайд 35

А теперь, ребята, я предлагаю вам проверить свои знания. Которые ви получили на уроке и выполнить тестовые задания. У каждого из вас есть бланк тестов. Выберите правильный ответ и отметьте его. Приступайте к работе, у вас есть 4 минуты. (выполнение тестовых заданий учащимися)

А сейчас мы выполним взаимопроверку. Обменяйтесь бланками тестов. И сверим правильные ответы.

Слайд 36

Если ваш ответ правильный, поставьте 1 балл. Подсчитайте количество баллов и верните работу. У кого…

IV этап Итог урока (3 мин.)

Слайд 37


Без воды на Планете не мыслимо что-то живое
И вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,
И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,
Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.

Океаны и реки, озёра и вечные льдины,
Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –
Это только вода, это Жизни самой сердцевина,
Это плазма Планеты, а может Галактики всей.

Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,
Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,
И в бездонном пространстве планета Земля голубая
Будет так же сиять, как и тысячелетья назад.

Возьмите свои бумажные модели атома и превратите их в смайлики своего настроения после работы на уроке. (выполняют работу)

Закрепите свои смайлики на «капле воды».

Слайд 38

Спасибо вам за совместную работу.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!