Звонкова Светлана Альбертовна
Учитель географии Государственного специального учебно-воспитательного общеобразовательного учреждения для обучающихся с девиантным поведением Губернаторская специальная общеобразовательная школа
e-mail: [email protected]
Тема«Особенности растениеводства России».
Класс 9.
Форма проведения- урок изучения нового материала.
Цель:
Создание условий для формирования у обучающихся знаний отраслевой структуры растениеводства.
Задачи:
1. Познакомить со структурой отрасли.
2. Развивать навык работы с экономическими картами, статистическими материалами.
3. Формировать способность устанавливать соответствие между природными условиями и специализацией земледелия.
Технические средства обучения: интерактивная доска; проектор.
Ход урока.
1. Актуализация. На прошлом уроке вы начали изучать АПК. Давайте вспомним, какова роль этого комплекса в хозяйстве страны? Какова структура АПК? ( Слайд 1. схема АПК). Основу АПК составляет сельское хозяйство. Оно состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство. (Слайд 2)
Учитель: Чем сельское хозяйство отличается от промышленного производства?
Ответ: зависимость сельского хозяйства от природных условий.
Вопрос: Каких именно?
Ответ: Климатические условия (увлажненность территории, количества тепла) и тип почвы. То есть земельные ресурсы. (Слайд 3)
2. Изучение нового материала.
Растениеводство или земледелие делится на отдельные направления по виду с/х культур. Знакомство с видами по схеме (слайд 5). Зерновое хозяйство – основа экономики АПК, обеспечивает население продуктами питания, а животноводство – ценными кормами. Из 132 млн. гектаров пахотных земель в России около половины – 55 млн. гектаров – заняты зерновыми и зернобобовыми культурами.
3. Постановка проблемы.
Мы, городские жители, являемся потребителями продовольственных товаров. Сегодня нам предстоит исполнить роль экспертов и установить, действительно ли с/х культуры, поступающие в магазин, выращены в районе, который указывают производители. Вам розданы карточки с аннотацией производителя (Приложение).
Используя текст учебника (&4), карты атласа (стр. 8, 24 ), определите:
1. Какие природные условия требуются для выращивания данной культуры.
2. Какие условия характерны для названного района.
3. Действительно ли указанная с/х культура могла быть выращена в названном районе.
4. В каких районах России выращивают данную культуру.
Заполните таблицу.
Виды с/х культур | Условия, наиболее благоприятные для выращивания | Природно-географические районы выращивания | Субъекты РФ, где производят культуру |
1.Пшеница озимая | Плохо переносит кислые почвы, мощный снежный покров, температуры холодного периода не ниже -200С | степной зоны, в Центрально-Черноземном районе, Поволжье (правый берег Волги), на Северном Кавказе | |
2. Пшеница яровая | Требовательна к теплу, почвенному плодородию, а в начальные периоды роста и к влаге | Заволжские степи, Южный Урал, юг Западной Сибири. | |
3.Рожь (озимая) | не требовательна к почвам и теплу, переносит заморозки | Юг лесной зоны, подзолистые почвы европ.части России | |
4.Рис | Теплолюбивая, длительный вегетационный период, влаголюбивая | Юг Дальнего Востока, дельта р. Волга, пойма р. Кубань | Краснодарский край, Приморский край, Астраханская обл. |
5.Кукуруза (на зерно) | Теплолюбивая, плодородные почвы, длит.вегет.период, засухоустойчива | Южная часть степной зоны | Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область |
6.Соя | светолюбивая и требовательная к теплу, влаголюбивая | юг Дальнего Востока | Приморский край |
7.Сахарная свекла | Тепло- и влаголюбивая, черноземные почвы | Западные и центральные районы лесостепной и отчасти степной зон Центральное Черноземье, Северный Кавказ | Белгородская, Воронежская, Тамбовская обл. |
8.Подсолнечник Экспорт! | Теплолюбивая, требовательна к плодородию почв | Степная и лесостепная зона | Краснодарский кр., Алтайский кр., Новосибирская обл, Саратовская, Самарская обл. |
9.Лен-долгунец трудоемкость!! | требует равномерного увлажнения, невысокие температуры (3—5°), а оптимальная температура основных фаз развития составляет 15—18°С | Лесная зона | Алтайский крае, Новосибирская обл. Респ. Удмуртия |
Вывод: земледелие носит четко выраженный зональный характер. Работа с картами «Зерновые культуры», «Технические культуры».
5. Подведение итогов.
Для проверки знаний можно использовать тест.
Тест.
1. К техническим культурам относится: а) пшеница; б) ячмень; в) сахарная свекла; г) картофель
2. Посевы риса размещаются: а) на Кубани; б) в Нечерноземье; в) на Южном Урале; г) в Забайкалье
3. Пшеницу, подсолнечник, овощи выращивают: а) на Урале; б) в Поволжье; в) в Нечерноземье; г) в Западной Сибири
4. Бахчевые культуры, томаты, горчицу выращивают: а) на Кавказе; б) на Южном Урале; в) в Центральной России; г) в Поволжье
5. Основная часть зерновых культур выращивается в зоне: а) тайги; б) широколиственных лесов; в) степей; г) смешанных лесов
6. К трудоемким культурам относятся: а) лен, сахарная свекла; б) пшеница, рожь; в) кукуруза, овес; г) гречиха, просо
7. Пшеницу, кукурузу, виноград выращивают: а) в Прикаспии; б) в Приазовье; в) на Северном Кавказе; г) в Черноземье.
Ответы: 1-в; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-в
Методическая литература:
Алексеев, Низовцев, Сиротин: География России. Хозяйство и географические районы. Учебник. 9 класс. Дрофа.
География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А. И. Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы". Дрофа.
Елена Жижина: Универсальные поурочные разработки по географии. 9 класс. К учебным комплектам А.И. Алексеева и др. Издательство ВАКО.
География. 9 класс. Атлас. Дрофа.
Интернет-ресурсы:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/
http://www.farmbook.info/search/?category_id=3
http://biagroferm.ru/archives/29
Самоанализ.
Урок второй в теме «Агропромышленный комплекс России». Для достижения поставленной цели организована деятельность обучающихся по решению поставленной проблемы. Для поиска необходимой информации учителем подготовлено большое количество статистических данных(Сайт Федеральной службы государственной статистики) и дополнительных сведений об особенностях сельскохозяйственных растений. Подведение промежуточных итогов во время работы на уроке позволяли всем обучающимся получить оценку своей работы, провести самопроверку полученных выводов.