СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме "Растениеводство России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 9 классе по теме "Растениеводство России"»

Звонкова Светлана Альбертовна

Учитель географии Государственного специального учебно-воспитательного общеобразовательного учреждения для обучающихся с девиантным поведением Губернаторская специальная общеобразовательная школа

e-mail: [email protected]



Тема«Особенности растениеводства России».

Класс 9.

Форма проведения- урок изучения нового материала.

Цель:

Создание условий для формирования у обучающихся знаний отраслевой структуры растениеводства.

Задачи:

1. Познакомить со структурой отрасли.

2. Развивать навык работы с экономическими картами, статистическими материалами.

3. Формировать способность устанавливать соответствие между природными условиями и специализацией земледелия.

Технические средства обучения: интерактивная доска; проектор.

Ход урока.

1. Актуализация. На прошлом уроке вы начали изучать АПК. Давайте вспомним, какова роль этого комплекса в хозяйстве страны? Какова структура АПК? ( Слайд 1. схема АПК). Основу АПК составляет сельское хозяйство. Оно состоит из двух отраслей: растениеводство и животноводство. (Слайд 2)

Учитель: Чем сельское хозяйство отличается от промышленного производства?

Ответ: зависимость сельского хозяйства от природных условий.

Вопрос: Каких именно?

Ответ: Климатические условия (увлажненность территории, количества тепла) и тип почвы. То есть земельные ресурсы. (Слайд 3)

2. Изучение нового материала.

Растениеводство или земледелие делится на отдельные направления по виду с/х культур. Знакомство с видами по схеме (слайд 5). Зерновое хозяйство – основа экономики АПК, обеспечивает население продуктами питания, а животноводство – ценными кормами. Из 132 млн. гектаров пахотных земель в России около половины – 55 млн. гектаров – заняты зерновыми и зернобобовыми культурами.

3. Постановка проблемы.

Мы, городские жители, являемся потребителями продовольственных товаров. Сегодня нам предстоит исполнить роль экспертов и установить, действительно ли с/х культуры, поступающие в магазин, выращены в районе, который указывают производители. Вам розданы карточки с аннотацией производителя (Приложение).

Используя текст учебника (&4), карты атласа (стр. 8, 24 ), определите:

1. Какие природные условия требуются для выращивания данной культуры.

2. Какие условия характерны для названного района.

3. Действительно ли указанная с/х культура могла быть выращена в названном районе.

4. В каких районах России выращивают данную культуру.

Заполните таблицу.

Виды

с/х культур

Условия, наиболее благоприятные для выращивания

Природно-географические районы выращивания

Субъекты РФ, где производят культуру

1.Пшеница озимая

Плохо переносит кислые почвы, мощный снежный покров, температуры холодного периода не ниже -200С

степной зоны, в Центрально-Черноземном районе, Поволжье (правый берег Волги), на Северном Кавказе


2. Пшеница яровая

Требовательна к теплу, почвенному плодородию, а в начальные периоды роста и к влаге

Заволжские степи, Южный Урал, юг Западной Сибири.


3.Рожь (озимая)

не требовательна к почвам и теплу, переносит заморозки

Юг лесной зоны, подзолистые почвы европ.части России


4.Рис

Теплолюбивая, длительный вегетационный период, влаголюбивая

Юг Дальнего Востока, дельта р. Волга, пойма р. Кубань

Краснодарский край, Приморский край, Астраханская обл.

5.Кукуруза (на зерно)

Теплолюбивая, плодородные почвы, длит.вегет.период, засухоустойчива

Южная часть степной зоны

Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область

6.Соя

светолюбивая и требовательная к теплу, влаголюбивая

юг Дальнего Востока

Приморский край

7.Сахарная свекла

Тепло- и влаголюбивая, черноземные почвы

Западные и центральные районы лесостепной и отчасти степной зон Центральное Черноземье, Северный Кавказ

Белгородская, Воронежская, Тамбовская обл.

8.Подсолнечник Экспорт!

Теплолюбивая, требователь­на к плодородию почв

Степная и лесостепная зона

Краснодарский кр., Алтайский кр., Новосибирская обл, Саратовская, Самарская обл.

9.Лен-долгунец трудоемкость!!

требует равномерного увлажнения, невысокие температуры (3—5°), а оптимальная температура основных фаз развития составляет 15—18°С

Лесная зона

Алтайский крае, Новосибирская обл.

Респ. Удмуртия



Вывод: земледелие носит четко выраженный зональный характер. Работа с картами «Зерновые культуры», «Технические культуры».

5. Подведение итогов.

Для проверки знаний можно использовать тест.

Тест.

1. К техническим культурам относится: а) пшеница; б) ячмень; в) сахарная свекла; г) картофель

2. Посевы риса размещаются: а) на Кубани; б) в Нечерноземье; в) на Южном Урале; г) в Забайкалье

3. Пшеницу, подсолнечник, овощи выращивают: а) на Урале; б) в Поволжье; в) в Нечерноземье; г) в Западной Сибири

4. Бахчевые культуры, томаты, горчицу выращивают: а) на Кавказе; б) на Южном Урале; в) в Центральной России; г) в Поволжье

5. Основная часть зерновых культур выращивается в зоне: а) тайги; б) широколиственных лесов; в) степей; г) смешанных лесов

6. К трудоемким культурам относятся: а) лен, сахарная свекла; б) пшеница, рожь; в) кукуруза, овес; г) гречиха, просо

7. Пшеницу, кукурузу, виноград выращивают: а) в Прикаспии; б) в Приазовье; в) на Северном Кавказе; г) в Черноземье.

Ответы: 1-в; 2-а; 3-б; 4-г; 5-в; 6-а; 7-в





Методическая литература:

Алексеев, Низовцев, Сиротин: География России. Хозяйство и географические районы. Учебник. 9 класс. Дрофа.

География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику под редакцией А. И. Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы". Дрофа.

Елена Жижина: Универсальные поурочные разработки по географии. 9 класс. К учебным комплектам А.И. Алексеева и др. Издательство ВАКО.

География. 9 класс. Атлас. Дрофа.

Интернет-ресурсы:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/economy/

http://www.farmbook.info/search/?category_id=3

http://biagroferm.ru/archives/29



Самоанализ.

Урок второй в теме «Агропромышленный комплекс России». Для достижения поставленной цели организована деятельность обучающихся по решению поставленной проблемы. Для поиска необходимой информации учителем подготовлено большое количество статистических данных(Сайт Федеральной службы государственной статистики) и дополнительных сведений об особенностях сельскохозяйственных растений. Подведение промежуточных итогов во время работы на уроке позволяли всем обучающимся получить оценку своей работы, провести самопроверку полученных выводов.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!