МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЕТ-ЛЕНИНСКАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД»
Учитель- Попович О.Н.
- закрепить знание о климатообразующих факторах; сформировать знания учащихся об особенностях климата Африки;
- формировать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;
- прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учащихся.
- формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-формирование познавательного интереса к изучению материков.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствует класс, определяет готовность рабочего места | - приветствуют учителя |
Опрос д/з | Какая существует взаимосвязь между строением земной коры и залеганием полезных ископаемых? | - отвечают на вопрос учителя |
Подготовка к работе на основном этапе | - ЭВМ - ? - ТВМ - ? - УВМ - ? - АВМ - ? - Нам известно, что в тропиках господствуют ТВМ (жаркие и сухие). Факт: в тропическом поясе Южного полушария на одой и той же широте на западном побережье Африки выпадает 100 мм/год, а на восточном – 1000 мм/год. Объясните, почему это происходит? | - ответы учащихся - проблемный вопрос - предположение темы урока |
Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи | - выяснить, что на востоке материка способствует выпадению большого количества осадков; - выяснить, что на западе материка «блокирует» образование облаков и выпадение осадков. | - ответы учащихся, беседа |
Разработка проекта выхода из затруднения | - Как мы его будем изучать климат Африки? Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. - Чтобы решить проблему исследования, что необходимо? (новые знания) - Где вы будете добывать эти знания? (рассказ учителя, интернет ресурсы, видеосюжет, учебник) - Какую информацию вы будете искать? (о климатических факторах; климатических поясах; типах воздушных масс) | - ответы учащихся, - беседа |
Целеполагание и мотивация | - Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели - вспомнить климатообразующие факторы - вспомнить климатические пояса, выяснить в каких из них лежит Африка - вспомнить характеристику воздушных масс и выяснить, какие из них характерны для Африки – справиться с заданиями ВПР и ГИА в 9 классе | - выводят цели урока; - слушают учителя |
Изучение нового материала и первичное закрепление | 1. Климатообразующие факторы (угол падения солнечных лучей, циркуляция воздушных масс, характер подстилающей поверхности: на суше – горы, на море – течения) 2. В каких климатических поясах лежит Африка? (экваториальный, 2 субэкваториальные северного и южного полушарий, 2 тропических, 2 субтропических) 3. Типы климата Африки (экваториальный (жаркий и влажный), субэкваториальный (жаркий, летом - влажный, зимой – сухой), тропический (жаркий и сухой) и субтропический (тёплый, летом – сухой, зимой - влажный) ФИЗМИНУТКА | - ответы учащихся - работа с тематической картой - работа с видеосюжетом - ответы учащихся |
Применение знаний и умений Практическая работа № 9 | - Нам известно, что в тропиках господствуют ТВМ (жаркие и сухие). Факт: в тропическом поясе Южного полушария на одной и той же широте на западном побережье Африки выпадает 100 мм/год, а на восточном – 1000 мм/год. Объясните, почему это происходит? Задание 1. Используя карты атласа стр. 25, определите тип климата по климатическим диаграммам городов Конакри, Бейра, Дебунджа. Результаты сравнения климатических диаграмм оформить в виде таблицы: Название городов | Тип климата | Воздушные массы | Температура ,в 0С | Амплитуда, в 0С | Годовое количество осадков, в мм | зима | лето | зима | лето | Конакри | | | | | | | | Дебунджа | | | | | | | | Бейра | | | | | | | | | - отвечают на вопросы учителя |
Контроль и самооценка знаний и способов действия | - Докажите, что Африка – самый жаркий материк - Почему в тропических поясах преобладает сухой пустынный климат? - В каких поясах времена года зависят от наличия или отсутствия осадков? (в переходных) | |
Подведение итогов занятия, Д/З | § 25 (стр. 96-98) читать; работать с картой атласа; отвечать на вопросы 5, 7 (стр. 99) | Запись д/з в дневник |
Стадия рефлексии | «Сегодня на уроке я узнал …» «Сегодня на уроке я повторил …» «Сегодня на уроке было интересно …» «Сегодня на уроке было трудно…» | |