СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии "Многообразие стран современного мира". 1 курс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить с разнообразием стран мира и их классификацией; совершенствовать навыки работы с контурными и тематическими картами.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии "Многообразие стран современного мира". 1 курс»

Методическая разработка урока географии "Многообразие стран современного мира". 1 курс

  • Пархоменко Лариса Ивановна , учитель географии

Разделы: География

Класс: 1 курс

Ключевые слова: географиястраны современного мира

Цели урока: познакомить с разнообразием стран мира и их классификацией; совершенствовать навыки работы с контурными и тематическими картами.

Формируемые УУД:

  • предметные: научиться объяснять значение понятия суверенное государство; называть и показывать на карте развитые и развивающиеся страны мира; классифицировать страны по уровню экономического развития, географическому положению, численности населения, размерам территории;

  • метапредметные: работать с различными источниками информации; систематизировать полученную информацию; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; определять цель работы и ставить задачи под руководством учителя; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и парной работы; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • личностные: формирование познавательного интереса к изучению географии, ответственного отношения к учению; развитие потребности и готовности к самообразованию.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии:  здоровьесбережения, проблемного обучения, развития навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель обращает внимание на дисциплину, настраивает группу на работу.



2. Актуализация опорных знаний

Задания уч.с.11, рубрика «Вспомните»

3. Целеполагание, совместное планирование деятельности

- Поставьте цель урока, определите круг задач, которые необходимо решить на уроке.

4. Мотивация

Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира — процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества.



5. Изучение нового материала

Слово учителя: Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная политическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран современного мира.

Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами — столицы стран.)

Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира — процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

1-й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.

2-й этап — средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшими в ту пору государствами — Испанией и Португалией.

3-й этап — новый (XVI-XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.

4-й этап — новейший — формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а также с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.

5-й этап — современный. После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во-вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ. Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов. На право их владением претендуют два государства или более.

Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то в 2013г их стало 196. Сейчас в мире 230-240 стран и территорий.

Задание: Прочитайте текст на с. 12. Какие государства считаются суверенными? (Суверенные государства или политически независимые государства.) Остальные государства — колонии, несамоуправляющиеся территории.

Страны мира группируют по разным признакам: по площади (страны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).

Задание:  Выполните задание № 1 в блоке самостоятельных решений (уч.с.25). Работа в парах.

На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:

1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.

2. 10 стран с численностью населения более 100 млн. человек.

3. 5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.

4. 10 сухопутных стран.

По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:

1. Крупнейшие государства:  1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США; 5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.

Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн.

2. Страны с численностью населения более 100 млн. человек:

1) Китай — 1300 млн. человек;

2) Индия — 1010 млн. человек;

3) США — 280 млн. человек;

4) Индонезия - 215 млн. человек;

5) Бразилия — 170 млн. человек;

6) Пакистан — 160 млн. человек;

7) Россия — 146 млн. человек;

8) Нигерия - 135 млн. человек;

9) Бангладеш - 127 млн. человек;

10) Япония — 126 млн. человек.

3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба и др.

Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея и др.

Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туамоту и др.

4. Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.

Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? (Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу населения.

По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.

Какой показатель применяет ООН для определения уровня социально-экономического развития страны? Прочитайте текст (зеленый фон) на с. 13.

Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧР более 0,8).

Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Суринамом и Бразилией.)

К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.

Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «большой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали независимость только после второй мировой войны.

Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» настолько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.

1. Ключевые страны — Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «третьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти три страны производят столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов ( пример с. 12 в учебнике).

2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)

3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это — Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».

4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-Западной Азии — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые другие страны.

5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.

6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).

Задание: Найдите эти страны на политической карте.

  • Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.

  • Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.

  • Латинская Америка: Гаити.

Задание: Прочитайте текст на с. 16, п. 5 «Страны с переходной экономикой».

Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают — Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)

6. Закрепление

Выводы по теме.

7. Домашнее задание

  1. Тема № 1, § 1 с.12-17.

  2. Географическая номенклатура.

  3. Составить кроссворд «Страны мира».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!