СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии для 8 класса по теме : Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа (№4) по выявлению взаимосвязи строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии для 8 класса по теме : Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа (№4) по выявлению взаимосвязи строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых.»

География 8 класс

Урок № 16

Тема урока: Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа (№4) по выявлению взаимосвязи строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых

Цель урока: познакомить обучающихся с размещением полезных ископаемых России в зависимости от тектонического строения, видами минеральных ресурсов по агрегатному состоянию и промышленному использованию, способами добычи полезных ископаемых и проблемами их рационального использования.

Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта России, схема «Образование и залегание полезных ископаемых», компьютер, проектор, презентация.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностные: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей и многообразия хозяйственной минеральных ресурсов и их использования.

Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.

Предметные: уметь анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические), обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования.

Тип урока: урок комбинированный (практическая работа).

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Форма организации: индивидуальная.

Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.



Ход урока:

  1. Актуализация знаний, постановка цели урока

Учитель знакомит обучающихся с целеполаганием деятельности. Информирует об этапах урочной деятельности

  1. Проверка домашнего задания

(Учитель проверяет выполнение домашнего задания, разбирает с учениками вопросы, вызвавшие затруднения.)

  1. Изучение нового материала

(Первичное изучение нового материала организуется учителем на основе выполнения практической работы.)

Используя текст учебника (с. 46-47) и карты атласа (с. 10-11, 12-13) выполните практическую работу:

«Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых»

Цель: выявить зависимость размещения полезных ископаемых от особенностей строения земной коры.

Оборудование и материалы: атлас, учебник, ручка.

Задачи: выявить закономерности в размещении полезных ископаемых на территории, используя учебник и атлас. На основе анализа закономерностей размещения полезных ископаемых определить условия скопления жидких горючих ресурсов. По особенностям тектонического строения территорий составить простейший прогноз наличия в недрах групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением.

Ход работы:

Представьте, что вы являетесь сотрудником одной из ведущих горно-геологических компаний, проводящих геологические работы по поискам и разведке новых месторождений полезных ископаемых. Крупная нефтедобывающая компания обратилась в вашу компанию с заказом на разработку программы по геологическому изучению территорий РФ и оценку перспективности их освоения. Вам предложили стать участником данной программы на этапе научного прогноза.

Цель программы: произвести прогнозные геологические исследования на предмет наличия на конкретной территории горючих (топливных) ресурсов.

Задачи программы:

  1. На основе анализа различных источников информации оценить местности на возможность наличия месторождений нефти.

  2. Оценить условия хозяйственного освоения территории с точки зрения особенностей рельефа.

  • Вспомните классификацию минеральных ресурсов и укажите их виды в соответствии с промышленным использованием (у., с.47).

________________________________________________________



  • Перечислите горючие минеральные ресурсы и укажите их агрегатное состояние (у., с. 47)

________________________________________________________________________________________________________________



  • Используя учебник, перечислите в верной последовательности этапы геологических работ по поискам, разведке и оценке новых месторождений полезных ископаемых.









  • Укажите, в чем заключается сущность этапа научного прогноза.

__________________________________________________________________________________________________________________________



  • Вспомните основные закономерности в размещении полезных ископаемых разного происхождения.

  • Используя текст учебника (с. 46), укажите главных факторы, от которых зависит размещение полезных ископаемых магматического происхождения и осадочного происхождения.

__________________________________________________________________________________________________________________________

  • Укажите, к каким по происхождению полезным ископаемым относят горючие минеральные ресурсы. Назовите главную закономерность их размещения.

_____________________________________________________________

  • Используя карты атласа, подтвердите закономерности размещения полезных ископаемых конкретными примерами. Заполните таблицу.

Таблица

Размещение полезных ископаемых



Тектонические структуры

Рельеф

Полезные ископаемые и их происхождение

Фундамент древней Восточно-Европейской платформы



Чехол молодых платформ



Области герцинской складчатости Урала и Алтая



Области мезозойской складчатости юга Дальнего Востока





  • Оцените представленные на рисунке территории на возможность нахождения здесь горючих минеральных ресурсов.

  • По геологическому профилю спрогнозируйте наличие или отсутствие на территориях 1 и 2 горючих полезных ископаемых.

Геологический профиль





Территория 1

Территория 2

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  • Обоснуйте свой ответ, построив схему. Отразите в ней логическую цепь рассуждений о возможности нахождения горючих полезных ископаемых на выбранной вами территории.



  • Составьте заключение о целесообразности проведения дальнейших геологических исследований и разведке горючих полезных ископаемых на выбранной вами территории и об условиях освоения месторождений в случае их обнаружения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физкультминутка

Учащиеся встают из-за парт.

Учитель называет металлические и неметаллические полезные ископаемые по промышленному использованию.

Металлические (хромовые руды, медные руды, алюминиевые руды, оловянные руды, марганцевые руды, медные руды) – учащиеся приседают, неметаллические (известняк, гипс, алмазы, уголь, фосфориты, слюды) – поднимают руки и становятся на цыпочки.



  1. Первичное закрепление

  • Выполните тест:

  • Выберите верное утверждение о закономерностях размещения полезных ископаемых.

  1. Полезные ископаемые магматического происхождения приурочены к областям складчатости, и их добывают только в горах.

  2. Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены к осадочным чехлам платформ, межгорным впадинам, и их добывают как на равнинах, так и в предгорных и межгорных прогибах.

  3. Полезные ископаемые магматического происхождения приурочены к участкам выхода кристаллического фундамента древних платформ на поверхность, и их добывают только на равнинах.

  4. Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены к осадочным чехлам платформ, и их добывают только на равнинах.

  • Верны ли следующие утверждения о способах добычи полезных ископаемых?

А. Жидкие полезные ископаемые извлекают преимущественно подземным способом в шахтах.

Б. Твердые полезные ископаемые добывают преимущественно открытым способом в карьерах.

1. верно только А

2. верно только Б

3. оба верны

4. оба неверны

  • Используя данные блокнота в учебнике (с. 33), рассчитайте примерные запасы нефти, угля и золота в России.

Примечание. Нефти было добыто 517 млн т, угля – 354 млн т (2012 год), золота – 235 т (2009 год)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рефлексия

  • Подумай, что важного ты узнал на уроке?

  • Какие новые понятия ты использовал на уроке?

  • Показался ли тебе материал урока сложным?

  • Правильно ли ты отвечал на вопросы?

  • Задания выполнял сам или с помощью товарищей, учителя?

  • Чему ты научился на уроке?

  • Поставь себе оценку за урок.

  1. Домашнее задание

  1. Изучить параграф 13 учебника

  2. Устно ответить на вопросы в конце параграфа

  3. Выполнить письменно задания в рубрике «Мои географические исследования»

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Савельевой Л.Е.

3. Мишняева Е.Ю., Ольховая Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

4. Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.

5. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8–9 классы.

6. География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс.

7. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

8. География. Россия: природа, население, хозяйство. Стенин А. И. Поурочные методические рекомендации. 8класс



Интернет – ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).

2. http://www.georus.by.ru/russia/map.shtml.htm Сайт по географии России.

3. http://spheres.ru – сайт интернет-поддержки проекта «Сферы»








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!