СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока (формирование естественнонаучной грамотности с использованием коллективных форм деятельности)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.

2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать в единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока (формирование естественнонаучной грамотности с использованием коллективных форм деятельности)»

Методическая разработка урока

(формирование естественнонаучной грамотности с использованием коллективных форм деятельности)

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

(биология, 6 класс)


Учитель биологии высшей

квалификационной категории

Алтухова Татьяна Александровна

МКОУ Большевистская СОШ

село Сарапулка Мошковский район.


Предмет: Биология

Класс: 6

Тема: Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней

Цель: познакомиться со строением корнем и его функциями.

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжить знакомить учащихся с органами растений.

2. Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представления о многофункциональности этого органа.

3. Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы

разнообразны по форме.

Развивающие:

1. Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

1. Показать значимость корневой системы для растения.

2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.

Личностные

1. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы

Познавательные:

1. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)

Метапредметные:

1. Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.

2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать в единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

I. Организационный этап (2 минуты)


Приветствие учащихся, настрой на урок.


II. Фронтальный опрос (5 минут)

1) Какие особенности лежат в основе деления растений на классы Двудольные и Однодольные? (по количеству семядолей в зародыше семени)

2) Каково строение семени фасоли? (кожура + зародыш = корешок, стебелек и почечка, 2 семядоли)

3) Где в семени фасоли находится запас питательных веществ?

4) Что такое эндосперм? (особая запасающая ткань; обеспечивает питательными веществами);

5) Какое строение имеет зерновка пшеницы? (околоплодник срастается с кожурой, зародыш - корешок, стебелек, 1 семядоля, почечка)

III. Изучение нового материала (20 минут)


Тема нашего урока засекречена в ребусе, давайте попробуем разгадать


(КОРЕНЬ)

Давайте сформируем тему урока (ответы детей).

Сегодня мы свами изучим строение корня, его функции. Узнаем о типах корней и видоизменение корня.

Записываем тему урока: Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Что же такое корень?

Корень – это осевой вегетативный орган растений, который развивается из зародышевого корешка. (Запись в тетрадь)

Строение корня


(зарисовывают в тетрадь и подписывают основные части)

Совокупность всех корней растения образует корневую систему.

Корневая система – это совокупность всех корней растений.

В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.

Они идут вглубь и вширь.

Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.

У растений выделяют:

1. Стержневую корневую систему - хорошо развит главный корень, характерен для двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).

2. Мочковатую корневую систему - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано). Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).

Чтобы научиться различать типы корневых систем, выполним лабораторную работу.

Лабораторная работа

«Стержневая и мочковатая корневые системы».

Цель: Научиться определять корневые системы на гербарных образцах.

Оборудование: гербарий растений.

Ход работы:

Выдается детям на рабочие столы по 5 гербарных образцов.

Заполняется таблица «Характеристика корневой системы растения»:


Таблица. Характеристика корневой системы растения


Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения







Мы научились определять корневые системы, но какая же функция корня.

Давайте узнаем об одной из главных функциях корня, прочитав сказку Л.Жарикова «Дуб и ветер».

«Стоял дуб на высокой горе и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:

- Боишься меня?

- Нет!

- Ну, тогда держись!

И стал ветер дуть изо всех сил. Налетел с одной стороны, с другой стороны, старался нагнуть к земле.

А дуб стоит и смеется каждым своим листком… так и устоял.

Злится ветер.

- Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твоя сила?

- Могу сказать, - отвечает дуб.

- Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю - матушку держусь.

А родная земля раны залечивает, каждому из нас силу дает!»

Вопрос: о какой функции корня идет речь?

Ответ детей: Закрепляет растение в почве и удерживает его

Одну функцию мы с вами назвали давайте составим схему и попробуем найти используя учебник оставшиеся функции корня.


IV. Закрепление материала

Задание 1: Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).

Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традескация. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.

Ответ:

1) наличие воды;

2) наличие растворённого в воде воздуха/кислорода;

3) наличие питательных веществ, образующихся в листе на свету;

4) наличие минеральных солей.

Источник: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=925

Задание 2: Оказалось, что ёлку можно вырастить и другим способом: из «веточки», то есть с помощью черенкования. Однако для этой цели подходят не всякие веточки. Родители с детьми решили провести эксперимент. В начале мая родители с детьми пошли в лес, чтобы выбрать «веточки» ёлки для укоренения. Саша нашёл высокую красивую взрослую ёлку и попросил родителей сорвать с неё веточку. Лена нашла маленькую молодую ёлочку и сорвала веточку с неё. Дома веточки обработали специальным веществом, ускоряющим корнеобразование, а затем посадили в одинаковые горшочки с почвой и поместили их в одинаковые условия. Саша и Лена тщательно ухаживали за своими веточками, поливали по мере необходимости и спрыскивали их водой. Через месяц участники эксперимента увидели результат (см. рисунки).

Задание 3: Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.

КОРЕНЬ

Корни укрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через корни растение получает из почвы воду и _______(А). Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют _______(Б). Кончик любого корня покрыт, как напёрстком, _______(В).

Список слов (словосочетание):

1) органические вещества 2) минеральные вещества

3) корневой чехлик

4) верхушечная почка

5) стержневая

6) мочковатая

Источник: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=3664

V. Рефлексия

Продолжите фразу:

1. На уроке я узнал…

2. Меня удивило…

3. Мне было интересно…

4. На уроке мне не понравилось…

5. Я хотел бы узнать…


VI. Домашнее задание

Прочитать параграф, выучить определения и строение корней.

Ответить письменно на вопросы:

1. Зарисуйте видоизменение корней и приведите пример растений

2. Что называют корнеплодами и у каких растений они образуются?

3. Какие видоизмененные корни называют опорными?


Литература:

1. Институт стратегии развития образования, банк заданий (Электронный ресурс): http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Электронный ресурс): https://fipi.ru/

3. Образовательный портал для подготовки в ВПР (Электронный ресурс): https://bio6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=3664


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!