Методическая разработка урока
(формирование естественнонаучной грамотности с использованием коллективных форм деятельности)
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
(биология, 6 класс)
Учитель биологии высшей
квалификационной категории
Алтухова Татьяна Александровна
МКОУ Большевистская СОШ
село Сарапулка Мошковский район.
Предмет: Биология
Класс: 6
Тема: Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней
Цель: познакомиться со строением корнем и его функциями.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить знакомить учащихся с органами растений.
2. Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представления о многофункциональности этого органа.
3. Показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы
разнообразны по форме.
Развивающие:
1. Развить у учащихся навыки распознавать на учебных объектах типы корневых систем.
Воспитательные:
1. Показать значимость корневой системы для растения.
2. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, любовь к природе.
Личностные
1. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы
Познавательные:
1. Сформировать интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, делать выводы)
Метапредметные:
1. Овладение навыками смыслового чтения, умение анализировать, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения.
2. Формировать у детей умение пользоваться знаниями, полученными на других уроках, связывать в единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
I. Организационный этап (2 минуты)
Приветствие учащихся, настрой на урок.
II. Фронтальный опрос (5 минут)
1) Какие особенности лежат в основе деления растений на классы Двудольные и Однодольные? (по количеству семядолей в зародыше семени)
2) Каково строение семени фасоли? (кожура + зародыш = корешок, стебелек и почечка, 2 семядоли)
3) Где в семени фасоли находится запас питательных веществ?
4) Что такое эндосперм? (особая запасающая ткань; обеспечивает питательными веществами);
5) Какое строение имеет зерновка пшеницы? (околоплодник срастается с кожурой, зародыш - корешок, стебелек, 1 семядоля, почечка)
III. Изучение нового материала (20 минут)
Тема нашего урока засекречена в ребусе, давайте попробуем разгадать
(КОРЕНЬ)
Давайте сформируем тему урока (ответы детей).
Сегодня мы свами изучим строение корня, его функции. Узнаем о типах корней и видоизменение корня.
Записываем тему урока: Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
Что же такое корень?
Корень – это осевой вегетативный орган растений, который развивается из зародышевого корешка. (Запись в тетрадь)
Строение корня
(зарисовывают в тетрадь и подписывают основные части)
Совокупность всех корней растения образует корневую систему.
Корневая система – это совокупность всех корней растений.
В состав корневых систем входят главный, боковые и придаточные корни.
Они идут вглубь и вширь.
Например, корни яблони разрастаются в стороны на 10-12 метров, а у верблюжьей колючки - на 20 м в глубину.
У растений выделяют:
1. Стержневую корневую систему - хорошо развит главный корень, характерен для двудольных растений (фасоль, морковь, одуванчик, береза).
2. Мочковатую корневую систему - образована придаточными и боковыми корнями. Главный корень - плохо развит или отсутствует (отмирает рано). Такая система у Однодольных растений (рожь, пшеница, ячмень, тюльпан, чеснок).
Чтобы научиться различать типы корневых систем, выполним лабораторную работу.
Лабораторная работа
«Стержневая и мочковатая корневые системы».
Цель: Научиться определять корневые системы на гербарных образцах.
Оборудование: гербарий растений.
Ход работы:
Выдается детям на рабочие столы по 5 гербарных образцов.
Заполняется таблица «Характеристика корневой системы растения»:
Таблица. Характеристика корневой системы растения
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения |
| | |
Мы научились определять корневые системы, но какая же функция корня.
Давайте узнаем об одной из главных функциях корня, прочитав сказку Л.Жарикова «Дуб и ветер».
«Стоял дуб на высокой горе и никому не поклонялся. И вот однажды прилетел к нему ветер и спрашивает:
- Боишься меня?
- Нет!
- Ну, тогда держись!
И стал ветер дуть изо всех сил. Налетел с одной стороны, с другой стороны, старался нагнуть к земле.
А дуб стоит и смеется каждым своим листком… так и устоял.
Злится ветер.
- Послушай, дуб, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твоя сила?
- Могу сказать, - отвечает дуб.
- Моя сила в том, что я в землю родную врос, корнями за землю - матушку держусь.
А родная земля раны залечивает, каждому из нас силу дает!»
Вопрос: о какой функции корня идет речь?
Ответ детей: Закрепляет растение в почве и удерживает его
Одну функцию мы с вами назвали давайте составим схему и попробуем найти используя учебник оставшиеся функции корня.
IV. Закрепление материала
Задание 1: Какие дополнительные условия необходимы для правильного развития корней? (Укажите не менее двух условий).
Александр, будучи членом биологического кружка, поставил опыт с растением традескация. Для этого он взял два срезанных побега растения и поместил их в стеклянные прозрачные банки с водой. При этом в одну из банок он налил немного растительного масла. Примерно через неделю в банке без масла на той части побега, которая находилась в воде, стали образовываться придаточные корни.
Ответ:
1) наличие воды;
2) наличие растворённого в воде воздуха/кислорода;
3) наличие питательных веществ, образующихся в листе на свету;
4) наличие минеральных солей.
Источник: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=925
Задание 2: Оказалось, что ёлку можно вырастить и другим способом: из «веточки», то есть с помощью черенкования. Однако для этой цели подходят не всякие веточки. Родители с детьми решили провести эксперимент. В начале мая родители с детьми пошли в лес, чтобы выбрать «веточки» ёлки для укоренения. Саша нашёл высокую красивую взрослую ёлку и попросил родителей сорвать с неё веточку. Лена нашла маленькую молодую ёлочку и сорвала веточку с неё. Дома веточки обработали специальным веществом, ускоряющим корнеобразование, а затем посадили в одинаковые горшочки с почвой и поместили их в одинаковые условия. Саша и Лена тщательно ухаживали за своими веточками, поливали по мере необходимости и спрыскивали их водой. Через месяц участники эксперимента увидели результат (см. рисунки).
Задание 3: Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
КОРЕНЬ
Корни укрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течение всей жизни. Через корни растение получает из почвы воду и _______(А). Корневую систему с хорошо развитым главным корнем называют _______(Б). Кончик любого корня покрыт, как напёрстком, _______(В).
Список слов (словосочетание):
1) органические вещества 2) минеральные вещества
3) корневой чехлик
4) верхушечная почка
5) стержневая
6) мочковатая
Источник: https://bio6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=3664
V. Рефлексия
Продолжите фразу:
1. На уроке я узнал…
2. Меня удивило…
3. Мне было интересно…
4. На уроке мне не понравилось…
5. Я хотел бы узнать…
VI. Домашнее задание
Прочитать параграф, выучить определения и строение корней.
Ответить письменно на вопросы:
1. Зарисуйте видоизменение корней и приведите пример растений
2. Что называют корнеплодами и у каких растений они образуются?
3. Какие видоизмененные корни называют опорными?
Литература:
1. Институт стратегии развития образования, банк заданий (Электронный ресурс): http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Электронный ресурс): https://fipi.ru/
3. Образовательный портал для подготовки в ВПР (Электронный ресурс): https://bio6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=3664