СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока физики по теме "Сила трения". 7 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в виде технологической карты с указанием действий учителя и ученика.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики по теме "Сила трения". 7 класс.»

Технологическая карта конструирования урока
в системно - деятельностном подходе

Ореховой Светланы Анатольевны

Учителя, МОУ СОШ №88 г.Ярославля


Предмет, класс, УМК

Физика, 7 класс, Перышкин А.В.

Тема урока,

урока по теме

Сила трения

Урок №21

Цель урока

Выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни;

какова природа силы трения;

убедиться в факте пользы и вреда силы трения.

Планируемые результаты обучения

Предметные: ученик научится

  • измерять силу трения скольжения, силу трения качения,

  • экспериментальными методами исследовать зависимость силы трения скольжения от силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления).

Получит возможность научиться

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды),

  • приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов.

Метапредметные:

  • проводить исследование зависимости с использованием прямых измерений;

  • фиксировать результаты полученных зависимостей в виде таблицы,

  • делать вывод по результатам исследования.

Личностные:

  • самостоятельность в приобретение новых знаний и умений,

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Вид используемых на уроке средств обучения и оборудование

Компьютер, мультимедиапроектор.

Лабораторное оборудование: динамометры, бруски, трибометры, наборы грузов



http://www.samovarim.ru/forum/viewtopic.php?f=106&t=705

http://www.drive2.ru/users/shans

Этап 1. Организационный. Самоопределение к деятельности

Задачи

Мотивировать учащихся на деятельность по изучению новой темы

Длительность этапа

1-2 мин

Методы и приемы работы

Работа по двум сюжетам картин: ребенок скатывается с горы, автомобиль тормозит


Деятельность уча­щихся

Отвечают устно на вопрос: «Найдите общее в изображенных ситуациях»

Деятельность преподавателя

Выслушивает ответы и акцентирует внимание на инерции и остановке объектов.

Формируемые УУД

П: Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций,

К: Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Задачи

Подготовить учащихся к открытию нового знания

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Решение проблемной ситуации: 1. Вам нужно прокатиться на санках с горы как можно дальше, что вы предпримете? 2. От чего зависит длина тормозного пути транспортного средства? (Класс делим на две группы по числу ситуаций).

Деятельность уча­щихся

Обсуждают в парах, озвучивают свои предложения, дополняют друг друга, чтобы не повторяться.

Деятельность преподавателя

Регулирует последовательность ответов учащихся.

Формируемые УУД

К: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Этап 3. Постановка учебной задачи

Задачи

Сформулировать цель занятия

Длительность этапа

4-5 минут

Методы и приемы работы

Письменная самостоятельная работа и работа у доски

Деятельность уча­щихся

Фронтально в тетрадях и 2 ученика на доске изображают все силы, действующие на тела (останавливающиеся санки, тормозящий автомобиль). Выясняют, какая сила останавливает каждое из этих тел. Формулируют цель и тему урока.

Деятельность преподавателя

Как Вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?

Контролирует правильность выполнения заданий на доске.

Формируемые УУД

П: Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Р: Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Этап 4. Открытие нового знания

Задачи

Выяснить причины возникновения трения, познакомиться с разными видами трения, указать способы увеличения и уменьшения сил трения

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Просмотр и обсуждение ролика

Деятельность уча­щихся

Знакомятся с причинами возникновения сил трения (анимация)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e74188-0a01-022a-0130-c8e9de9b14a2/%5BEST5_05-34%5D_%5BMV_02%5D.swf – причины трения

По просмотренному ролику объясняют причины возникновения сил трения, способы уменьшения и увеличения силы трения.


Деятельность преподавателя

Демонстрирует анимационный ролик

(Приложение 1)


Формируемые УУД

П: Устанавливать причинно-логические связи

Этап 5. Первичное закрепление

Задачи

Выяснить степень усвоения материала

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Устная беседа по теме стихотворения.

(Приложение 4)

Деятельность уча­щихся

По прочитанному стихотворению рассуждают о роли сил трения в природе, быту и технике.

Деятельность преподавателя

Читает стихотворение.

Корректирует ответы учащихся.

Формируемые УУД

Р: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Этап 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Задачи

Выяснить степень усвоения материала урока

Длительность этапа

4-5 мин

Методы и приемы работы

Решение тестовых заданий

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b0453-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Деятельность уча­щихся

Выполняют задания теста

(Приложение 2)

Деятельность преподавателя

Регулирует скорость выполнения теста


Формируемые УУД

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Этап 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Задачи

Использование изученного материала для выполнения лабораторных опытов

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

Групповой эксперимент

(Приложение 3)

Деятельность уча­щихся

  1. Выполняют экспериментальные задания в группах (4 группы)

  2. Каждая группа презентует результат своей работы.

Деятельность преподавателя

Контролирует деятельность учащихся, устанавливает очередность выступлений, корректирует выводы по результатам исследований

Формируемые УУД

П: умение структурировать знания; построение речевых высказываний; анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация

Этап 8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Задачи

Самооценка учениками собственной учебной деятельности

Длительность этапа

7-8 мин

Методы и приемы работы

АМО

Деятельность уча­щихся

Прикрепляют стикеры к картинкам на доске, соответствующим своему состоянию.

Сегодня мне особенно удалось:

  • Разобраться в теории

  • Осуществить эксперимент

  • Выступить с сообщением

  • Быть хорошим слушателем

  • Свой вариант

Деятельность преподавателя

Подводит итог урока

Формируемые УУД

Л: самооценка на основе критерия успешности

Итоговый контроль, подведение итогов

Домашнее задание в 2 уровнях



Приложение 1


(Анимация)



Приложение 2







Приложение 3



Задание №1. Измерение силы трения покоя.

Цель – измерить силу трения покоя.

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов, динамометр, линейка, трибометр.

Ход работы.

1.На доску трибометра положить деревянный брусок с грузом массой 100 г. За крючок бруска прикрепить динамометр.

2.Держа динамометр горизонтально, постепенно увеличить силу тяги.

3.По результатам наблюдений сделать вывод.

Контрольный вопрос: Почему до тех пор, пока сила тяги мала, брусок остается в покое?


Задание №2. Измерение силы трения скольжения.

Цель – измерить силу трения скольжения.

Оборудование: деревянная доска, набор грузов, деревянный брусок, динамометр.

Ход работы.

1.Положить брусок на деревянную доску. За крючок динамометра прикрепить брусок и равномерно тянуть его по деревянной доске, держа динамометр параллельно поверхности доски. Измерить силу.

2.Положить на брусок груз и, по аналогии с предыдущим опытом, измерить силу.

3.Сделать вывод о зависимости силы трения скольжения от силы, прижимающей тело к поверхности.


Задание №3. Исследование зависимости силы трения скольжения от свойств соприкасающихся поверхностей.

Цель – измерить силу трения скольжения при движении бруска по различным поверхностям.

Оборудование: брусок, набор грузов, динамометр, деревянная доска, песок.

Ход работы.

1.Положить брусок с грузом на деревянную доску, прикрепить брусок к крючку динамометра. Держа динамометр горизонтально, измерить силу трения скольжения бруска при его равномерном движении по поверхности доски.

2.Посыпать доску песком и провести аналогичный эксперимент.

3.Сделать вывод о зависимости силы трения скольжения от поверхностей соприкосновения тел.


Задание №4. Измерение силы трения качения.

Цель – измерить силу трения качения.

Оборудование: карандаш, брусок, динамометр.

Ход работы.

1.Прикрепить брусок к динамометру и, держа динамометр горизонтально, измерить силу трения скольжения при равномерном движении бруска по поверхности стола.

2.Положить брусок на деревянный карандаш. Аналогично предыдущему эксперименту, измерить силу трения качения.

3.Сравнить силы трения скольжения и качения. Сделать вывод.


Приложение 4


Износились шины у моей машины,

Механизм заело, стерлись сапоги-

Злые силы трения этому способствуют,

Злые силы трения, коварные враги.

Я вертелся ночью - не упал с кровати,

Перед светофором успел затормозить,

И с высокой горки съехал я на лыжах-

удалось мне плавно и легко скользить

Это силы трения, покоя и скольжения,

Это силы трения сберегли меня.

Кто ж они такие - добрые ли, злые?

Кто они такие - враги или друзья?


Что такое, что такое

Сила трения покоя?

Если ты стоишь спокойно,

Вертикально на земле

Сила трения покоя,

Очевидно, на нуле.

За веревку тянут двое,

Ты стоишь пока, и вот

Сила трения покоя,

Потихонечку растет.

Вот достигла сила тренья,

m на N произведения

И под действием всех сил

Ты по полу заскользил.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!