СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока физики на тему «Плавание тел (7 класс).

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Плавание тел" в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока физики на тему «Плавание тел (7 класс).»

Методическая разработка урока физики на тему «Плавание тел (7 класс).


Учитель: Еферов Юрий Вячеславович, учитель физики МБОУ «Аккиреевская СОШ» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан.


Тема, тип, цели и учебно-методическое обеспечение урока.

Тема: Плавание тел.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель и задачи урока.

Когнитивная цель урока: к окончанию урока учащиеся должны владеть содержанием темы.

  • знать условия плавания тел.

  • использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.

  • активизировать сознательную деятельность учащихся.

  • уметь применять полученные знания при решении качественных и количественных задач.

Задачи личностного развития школьников:

  • создание условий для самостоятельного получения знаний.

  • создание условий для взаимообучения.

  • содействие формирования у школьников личностной позиции в определении характера и результата своей познавательной деятельности.

  • содействие развитию умений слушать друг друга

  • содействие умению анализировать результаты своей деятельности.

Элементы осваиваемых компетенций на уроке:

1 )Ценностно-смысловые(умение ставить цели своей познавательной деятельности, способность видеть и понимать окружающий мир, умение принимать решения)

2)Учебно- познавательные(креативность мышления, умения добывать знания из реальности, умение анализировать получаемые результаты, умение действовать в нестандартных ситуациях, владение измерительными навыками).

3)Коммуникативные(навыки работы в группе, владение различными социальными ролями, умение задавать вопросы ,умение вести дискуссию)

4)Информационные( умение искать и отбирать учебный материал из различных источников информации , умение вести дискуссии и диалог, умение активно вести рассуждения в вопросно-ответных ситуациях и др.)

Учебно- методическое обеспечение урока:(мультимедийный проектор, компьютер, компьютерная презентация, учебный модуль OMS «Изучение условий плавания тел» Опорная схема





Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно методическое обеспечение

1.Ориентировочно-мотивационный этап (9 мин)

1.1 Организационное начало урока.

1.2 Мотивация учебной деятельности.

1мин

Создает условия для активного включения учащихся в работу.

Настраиваются на урок.

Беседа.

Просмотр фотографий в виде слайд- шоу посвященных данной теме

Психологическая готовность учащихся на работу.

Компьютерная презентация, видеопроектор.

1.3 Актуализация опорных знаний.

3 мин

Создает условия для повторения учениками опорных знаний.

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания у доски.

Репродуктивный, диалоговые вопросно- ответные ситуации

Актуализированные знания об опорных понятиях: Архимедова сила, Зависимость архимедовой силы от плотности жидкости, объема твердого тела. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела.

Упражнения на доске. Дидактический лист №1.

1.4 Постановка проблемы

Организация «погружения» учащихся в их незнание.

3 мин

Создает условия, обеспечивающие образовательную напряженность на уроке. Показывает демонстрацию и видеофрагмент.

Наблюдают эксперимент. Смотрят видеофрагмент, высказывают предположения.

Просмотр видеозадачи «Картезианский водолаз».Создание ситуации образовательного незнания.

Обнаружение учениками своей некомпетентности в новой теме.

Стаканы с водой, тела разной плотности. Диск «Видеозадачник по физике» Авторы: А.И.Фишман, А.И. Скворцов, Р.В.Даминов

1.5. Самоопределение учащихся на деятельность. Целеполагание

2 мин

Формулирует тему урока и его задачи

Создает условия для самоопределения школьников на целенаправленную деятельность. Выбор видов деятельности на уроке. Формирование рабочих групп

Записывают тему урока.

Определяют совместно с учителем цели деятельности, выбирают для себя из перечня возможных наиболее приемлемый вид деятельности на уроке.


Эвристический.


Запись темы на доске


2. Операционно-познавательный этап.

2.1. Целенаправленная познавательная деятельность учащихся по освоению элементов новой темы.


12 мин

Организует работу 4 групп

Экспериментаторы.

Теоретики.

Практики.


Обсуждают и выполняют задания в командах. Создают следующую продукцию:

1 теоретики(интересные факты связанные с плаванием тел, конструируют качественные задачи)

Экспериментаторы(выполнение экспериментов)

Практики( изобретательство)

Эвристический, работа в группах. работа с учебной литературой и электронным учебником. Выполнение эксперимента.

Осознанное включение учащихся в в деятельность по самостоятельному добыванию знаний.

Карточки с заданиями, лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.

2.2.Образовательные ситуации обсуждения полученной учащимися продукции. Взаимообучение

15 мин

Организует взаимообучающую коммуникацию между командами, задает вопросы, уточняет и комментирует ответы учащихся, выделяет со школьниками главное

Выступают с отчетами о проделанной работе.

высказывают свою точку зрения, слушают и дополняют ответы друг друга, задают вопросы одноклассникам, выполняют качественные задачи по новой теме,

выделяют совместно с учителем главное, делают выводы, заполняют опорную схему на доске.

Обсуждение результатов работы. Дискуссия.

Решение качественных задач.

Знание причин, от которых зависит ответ на вопрос:

Когда тело тонет?

Когда всплывает?

Когда находится в безразличном состоянии.

Опорная схема на доске.

3.Контрольно-коррекционный этап.

3.1.Самоконтроль учащихся, связанный с новым учебным материалом


3 мин

Создание условий для самоконтроля, самооценки усвоенных на уроке знаний, умений и навыков учащихся.


Выполняют итоговый тест, который соответствует познавательной цели данного урока, сверяют свои ответы с эталоном, фронтально обсуждают ошибки и их причины.


Тестовая диагностика, методы самооценки

Обнаружение учениками своей компетентности или некомпетентности.

Тестовые задания

3.2.Коррекция возможных ошибок учащихся

2 мин

Обеспечение корректировки усвоенного учащимися нового материала


Исправляют и обсуждают с учителем ошибки, уточняют неверно выполненные задания теста.


Бесседа

Ликвидация пробелов в знаниях, умениях.

Компьютерные слайды с готовыми ответами, результатами.

4. Этап определения и формулировки домашнего задания.


2 мин

Создает условия для самоопределения учащихся на выполнение домашнего задания. Предлагает варианты домашнего задания. Инструктирует о его содержании и объеме.


Самоопределяются в выборе домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник.


Инвариантная и вариативная части домашнего задания, методы самоопределения школьников.

Самостоятельный выбор о осмысление учащимися характера и содержания домашнего задания


5. Рефлексивный этап.


2 мин

Обеспечивает рефлексивный анализ деятельности учащихся. Записывает в свой «дневник» домашнее задание, предложенное учащимися по учебному материалу, изученному на уроке.

Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют полученные результаты, самоосознают возникшие трудности на уроке и способы их преодоления. Предлагают вопросы «вглубь» по новой теме для осмысления учителю в качестве домашнего задания.

Фронтальная работа, методы самоопределения школьников, эмоционально ценностный рефлексивный прием. Домашнее задание учителю.

Осмысливают результаты своей работы на уроке, оценивают себя как субъекта деятельности.

Сигнальные карточки, наглядно- образная информация на слайдах презентации.

Ход урока

1. Ориентировочно- мотивационный этап урока.

1.1 Организационное начало урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! У вас хорошее настроение! Видимо на это влияет отличная погода за окном. Светит яркое солнышко, тает снег, бегут ручьи. А где то дети пускают бумажные кораблики. Интересно, а они ведь не тонут в воде…

    1. 1.2 Мотивация учебной деятельности.

Учитель:Ребята, а давайте посмотрим фотографии.(Просмотр фотографий в виде слайд-шоу.

Какое физическое явление вы наблюдали на фотографиях?

Ученики: Плавание различных тел.

1.3 Актуализация опорных знаний.

Учитель:Ребята, а как вы справились с домашним заданьем? Все ли у Вас получилось? Давайте посмотрим. Ребята слушайте вопросы и отвечайте на них.


Идет фронтальная беседа с классом.


Учитель: Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Ученики: Архимедова сила.

Учитель: Куда направлена эта сила?

Ученики: Вертикально вверх.

Учитель: От чего зависит Архимедова сила?

Ученики: Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.

Учитель: Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?

Ученики: можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.

Учитель: В какой воде и почему легче плавать: морской или речной? Почему?

Ученики: В морской. Там больше плотность. Чем больше плотность жидкости, тем больше выталкивающая сила

Учитель: Первоклассник и десятиклассник нырнули в воду. Кого вода выталкивает сильнее? Почему?

Ученики: Десятиклассника. У него больше объем. Чем больше объем, тем больше выталкивающая сила.

Учитель: Почему камень в воде легче поднимать, чем в воздухе?

Ученики: В воде действует выталкивающая сила.

Работа у доски. Одни выходят к доске и выполняют задание, другие находят их ошибки.

1) Запись формулы Архимедовой силы.

2) Изобразить направление Архимедовой силы.

3) Запись формулы силы тяжести.

4) Изобразить направление силы тяжести.

5) Найти равнодействующую сил.

1.4 Постановка проблемы. Организация «погружения» учащихся в их незнание.

Учитель: Давайте проведем опыт.(В стакан с водой отпускаем тела различной плотности). Что вы наблюдаете?

Ученики: Одни тела, тонут в воде, а другие нет.

Учитель: Посмотрим еще видеофрагмент.(Видеозадача «Картезианский водолаз» или лучше продемонстрировать самому с пластиковой бутылкой и пипеткой).

Объясните поведение пипетки. Почему одни тела тонут в воде а другие всплывают? Вам трудно ответить на этот вопрос?. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?
Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.

1.5. Самоопределение учащихся на деятельность. Целеполагание

Учитель: Запишите тему нашего сегодняшнего урока: «Плавание тел». Мы должны с вами выяснить, когда тела тонут, когда всплывают или плавают внутри жидкости.

  1. Операционно-познавательный этап.

2.1. Целенаправленная познавательная деятельность учащихся по освоению элементов

новой темы.


Учитель: Работать нам предстоит в командах. Сегодня у нас будут теоретики, аналитики, практики и экспериментаторы. Каждой команде предстоит выполнить разные задания. Теоретики будут составлять качественные задачи, знакомиться с материалами из Интернета и др.

Экспериментаторы выяснят опытным путем условия плавания тел. Аналитикам предстоит работа в виртуальной лаборатории. А практикам предстоит изобретать и придумывать.

Ребята! А чем каждый из вас хочет заниматься сегодня на уроке? Кто неправильно определился в своем выборе, можете пересесть на другое место.

Учитель: У каждой команды на столах имеются конверты с заданиями. Откройте их, внимательно прочитайте условие и приступайте к заданию. Назначаю капитанов групп.

У теоретиков капитаном будет…

У экспериментаторов капитаном будет…

У практиков капитаном будет…

У аналитиков капитаном будет…

Ученики в командах приступают к выполнению заданий.

2.2.Образовательные ситуации обсуждения полученной учащимися продукции. Взаимообучение

Учитель: Время, отведенное на выполнение заданий вышло.

Первыми скажут свое слово экспериментаторы. Они занимались главным на сегодняшний день вопросом: почему плавает или тонет тело.

Учитель открывает листок на опорной схеме.

Представители из экспериментаторов делают свое сообщение и главные выводы своей работы .

Следующими выступают теоретики.

Теоретики читают сформулированные задачи и предлагают их решить остальным учащимся. Учитель вносит коррективы.

Учитель открывает очередной листок на опорной схеме

Слово аналитикам. Аналитики выступают с рассказом о работе с виртуальной лабораторией. Делают выводы. Учитель открывает листок на опорной схеме.

Слово практикам. Практики демонстрируют свою модель подводной лодки и способ

плавания пластилина. Учитель открывает последний листок на опорной схеме.

Учитель: А теперь обобщим наши выводы. Еще раз сформулируем условия плавания тел.

Учитель предлагает поставить знаки «больше», «меньше» или «равно» между величинами на опорной схеме

А) тонет

Б) всплывает

В) плавает внутри жидкости

а также

А) тонет

Б) всплывает

В) плавает внутри жидкости

Учитель: Спасибо ребята. Вы помогли раскрыть тайну, которую хранят сотни затонувших кораблей. Вы можете ответить на вопрос « как рыбки меняют глубину своего погружения»? Как объяснить поведение картезианского водолаза?

Ученики:(предлагают свои версии). Средняя плотность живых организмов, населяющих водную среду, близка к плотности окружающей их воды. Это и делает возможным их плавание под водой. Большую роль в передвижении рыб играет плавательный пузырь. Меняя объём этого пузыря, рыба способна как увеличивать, так и уменьшать действующую на неё выталкивающую силу.

Поведение картезианского водолаза зависит от равнодействующей двух сил: Архимедовой силы и силы тяжести. При надавливании на бутылку увеличивается давление внутри бутылки. Это давление передается на пипетку. Объем пипетки уменьшается. Уменьшается и выталкивающая сила. Пипетка погружается. Уменьшаем давление- пипетка всплывает.


3.Контрольно-коррекционный этап.

Учитель: а сейчас каждому из вас предлагается возможность проверить себя. Для этого вам предлагается небольшой тест.

Ученики выполняют тестовое задание. После окончания происходит проверка и выявление ошибок. Ответы на экране видеопроектора.

4.Этап определения и формулировки домашнего задания.

В качестве домашнего задания предлагается каждому прочитать §50 учебника, ответить на вопросы, выполнить одно из творческих заданий на выбор.

5. Рефлексивный этап.

Вопросы к классу:

5.1. Какие чувства и ощущения возникали у меня в ходе работы?

5.2 . Каков мой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?

5.3 . Какие трудности встретились и как я их преодолевал (собираюсь преодолевать)?

5.4 . Сформулируйте пожелания: а) себе, б) друзьям, в) учителю



В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали,

каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили,

насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке каждый из вас, и понравилось

ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались.

Вы видите рисунок, на котором изображен сосуд с водой. При выходе из кабинета нарисуйте в нем, пожалуйста, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

Спасибо за урок, до свиданья!













































Приложения

Дидактические материалы к уроку.

Задания для теоретиков.

  1. Придумайте свои задачи используя ключевые слова.

а) Стакан с водой + железо + полиэтилен.

б) будет плавать + тонет + керосин

в) плавательный пузырь + рыбы

2) Придумайте ребус для выражения «Плавали- знаем»

Задания для практиков.

1) В вашем распоряжении стеклянная банка с водой, сырое яйцо, пакетик с поваренной солью. Имея эти принадлежности, смоделируйте поведение подводной лодки.

а) лодка на дне.

б) лодка на поверхности воды.

в) лодка в толще воды.

2) Придумайте способ, как можно заставить плавать кусок пластилина.


Задания для аналитиков.

  1. Откройте на компьютере учебный модуль OMS «Изучение условий плавания тел». Проведите компьютерный эксперимент в следующем порядке.

    1. Измерьте на весах вес пробирки.

    2. Погрузите пробирку в стакан с водой. Наблюдайте поведение пробирки.

    3. Поместите дробинку в пробирку. Наблюдайте поведение пробирки.

    4. Помещайте дробинки в пробирку до тех пор, пока пробирка не утонет.

    5. Сравните вес пробирки и выталкивающую силу в каждом отдельном случае.

Сделайте вывод

2) Две одинаковые пробирки с песком опущены в сосуды с жидкостями различной плотности. Можно ли опытным путем определить, плотность какой жидкости больше?



Задания для экспериментаторов.


1) Исследуйте, какие тела, и в каких жидкостях тонут, какие плавают. Данные занесите в таблицу. Сделайте выводы

Оборудование: набор твердых тел, различные жидкости.


Таблица

Жидкости

Плотность

жидкости

Твердое тело

Плотность

твердого тела

Поведение






  1. Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть










Задания для 1 группы.

Оборудование: 2 банки с водой, пакетик соли, твердое тело(плотность 1020 кг/м³), ареометр(прибор для определения плотности жидкости).


Задание1.

  1. Измерьте с помощью ареометра плотность воды и результат занесите в таблицу.

  2. Погрузите в него твердое тело. Наблюдайте за его поведением.

  3. Во вторую банку насыпьте 6-7 ложек поваренной соли

  4. Измерьте с помощью ареометра плотность соленой воды и результат занесите в таблицу.

  5. Погрузите в него твердое тело. Наблюдайте за его поведением.

  6. Сравнивая данные таблицы, сделайте выводы.


Жидкости

Плотность

жидкости

Твердое тело

Плотность

твердого тела

Поведение

Вода чистая





Вода соленая






Задание 2


Поставьте знаки , = между величинами:

-тело тонет

- тело всплывает

-тело плавает внутри жидкости


Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



















Задания для 2 группы.

Оборудование: Компьютер, учебный модуль OMS “Изучение условий плавания тел”

Задание1.

Откройте на компьютере учебный модуль OMS «Изучение условий плавания тел». Проведите компьютерный эксперимент в следующем порядке.

    1. Измерьте на весах вес пробирки.

    2. Погрузите пробирку в стакан с водой. Наблюдайте поведение пробирки.

    3. Поместите дробинку в пробирку. Наблюдайте поведение пробирки.

    4. Помещайте дробинки в пробирку до тех пор, пока пробирка не утонет.

    5. Сравните вес пробирки и выталкивающую силу в каждом отдельном случае.

Сделайте выводы.

Задание 2.

Поставьте знаки , = между величинами:

-тело тонет

- тело всплывает

-тело плавает внутри жидкости

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






























Задания для 3 группы.

Оборудование: отливной сосуд, стакан, динамометр, твердое тело.

Задание 1.

  1. Взвесьте с помощью динамометра вес пустого стаканчика.

  2. Взвесьте с помощью динамометра вес твердого тела

  3. Налейте в воду в отливной сосуд до уровня боковой трубки.

  4. Поставьте под боковой трубкой стаканчик.

  5. Опустите в отливной сосуд твердое тело.

  6. Взвесьте с помощью динамометра вес стаканчика с водой.

  7. Вычитая из общего веса вес пустого стаканчика определите вес воды.

  8. Сравните вес вытесненной воды с весом твердого тела.

  9. Сделайте вывод.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.


Используя приборы (стакан с водой, груз, динамометр) измерить силу Архимеда, действующую на тело.



























Задания для 4 группы.

Задание 1.

В вашем распоряжении стеклянная банка с водой, сырое яйцо, пакетик с поваренной солью. Имея эти принадлежности, смоделируйте поведение подводной лодки.

а) лодка на дне.

б) лодка на поверхности воды.

в) лодка в толще воды.


Задание 2.


Придумайте способ, как можно заставить плавать кусок пластилина.











































Творческие задания для домашней работы учащихся.

  1. Почему фольга в форме кораблика плавает на поверхности воды, а плотно свёрнутая – тонет?

  2. 2) Подумайте, почему корабли, сделанные из железа, плотность которого гораздо больше плотности даже солёной воды, не тонут в море?

  3. Тетя Люба, масса которой 95 кг, каталась на катере по реке Оке и, любуясь прекрасными видами, от восхищения выпала за борт. Капитан не пожалел свой любимый пробковый спасательный круг объемом 0,15 м3 и метко кинул его тете Любе. Пойдет ли схватившая­ся за круг тетя Люба на дно вместе с кругом? (Плотность пробки 240 кг/м3.)

  4. Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могло ли это быть правдой?






































Дидактический лист №1

1) Изобразите направление силы тяжести, действующей на тело.












  1. И зобразите направление Архимедовой силы, действующей на тело.














  1. Н айдите равнодействующую сил.























Тесты

I. 1. Пробирка с грузом плавает на поверхности жидкости. Изменится ли глубина её погружения, если из пробирки вынуть груз и подвесить его к пробирке снаружи?

а) изменится б) нет

I. 2. На весах, находящихся под стеклянным колпаком, из-под которого выкачан воздух, уравновешены шары разного диаметра. Нарушится ли равновесие, если под колпак впустить воздух?

а) да

б) нет

I. 3. Плавают два бруска одинакового размера - один деревянный (1), а другой пробковый (2).

На какой из них можно положить больший груз, не утопив брусок?

а) на 1

б) на 2

I. 4. Тело помещено полностью в стакан с водой, если в стакан долить воды, изменится ли выталкивающая сила?

а) нет

б) да

II. 1. Изменится ли архимедова сила, если брусок, находящийся в жидкости горизонтально, перевести в вертикальное положение?

а) да

б) нет

II. 2. В один из сосудов, в которые опущены одинаковые тела, налита вода, в другой – масло. Можно ли по показаниям динамометров определите, в каком сосуде налита вода.

а) да

б) нет

II. 3. Одинаковые ли выталкивающие силы будут действовать на тело в жидкости при погружении его на разную глубину?

а) да

б) нет

II. 4. Нарушится ли равновесие весов, если одну гирю опустить в воду, а другую в керосин?

а) нет

б) нарушится

III. 1. В сосуде плавают одинакового размера деревянный и пробковый бруски. Какой из них больше выступает из жидкости?

а) пробковый

б) деревянный

III. 2. Подвешенные к коромыслу весов одинаковые шары погрузили в жидкость, один в масло, другой в воду. Нарушится ли равновесие весов?

а) да

б) нет

III. 3. Одинакового объема тела стеклянное (1) и стальное (2) опущены в воду. Одинаковые ли выталкивающие силы действуют на них?

а) нет

б) да

III. 4. Груз подвешен к динамометру. Изменится ли показание динамометра при погружении груза в жидкость?

а) да

б) нет

IV. 1. Первый стальной шар в два раза больше, чем второй. На какой из опущенных в воду стальных шаров действует наибольшая архимедова сила?

а) 1

б) 2

IV. 2. Две одинаковые пробирки с песком опущены в сосуды с жидкостями различной плотности. Можно ли опытным путем определить плотность какой жидкости больше?

а) нет

б) да

IV. 3. В какую из этих жидкостей пробирка – поплавок погрузится

глубже?

а) в воду

б) в масло

IV. 4. Нарушится ли равновесие весов, если бруски равного объема опустить в воду?

а) да

б) нет



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!