СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Древний Египет" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Древний Египет" (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Древний Египет" (5 класс)»

Методическая разработка обобщающего урока по главе

«Древний Восток. Египет и Передняя Азия».

Тема урока: Путешествие по странам Древнего Востока.

Цели: - повторить и закрепить у учащихся знание исторических фактов, 

            имён, понятий;

          - оценить вклад, сделанный народами Древнего Востока в развитие

           хозяйства и культуры всего мира;

          - продолжить формирование умения работать с картой, развивать  

           устную монологическую речь, умение анализировать и обобщать

           данные, сопоставлять факты, составлять рассказ;

         - способствовать повышению интереса, уважения к истории у учащихся.

Оборудование: карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия»;

                     карты-схемы у каждого ученика; папирусы; кроссворды;

                   текст с пропущенными буквами;

                    иллюстрации; «чёрный ящик», календарь, Библия;

                    сигнальные карточки для учащихся, творческие работы учащихся

Тип урока: повторительно-обобщающий (урок-путешествие).

План «путешествия»:

1.     Вступительное слово учителя (тема, цели, мотивация)

2.     Египет: а) работа с картой;

                  б) основные понятия;

                  в) пирамиды – одно из чудес света;

                  г) календарь – «чёрный ящик»;

                  д) «реставрация» папируса;

                  е) боги Египта.

3. Финикия – заглянем в музей:

                 а) стекло;

                 б) пурпурная краска;

                 в) древнейший алфавит.

4. Лидия: а) легенда о царе Мидасе;

                б) появление монет.

5. Палестина: а) разгадать кроссворд;

                       б) Библия – «чёрный ящик».

6. Двуречье: а) письмо фараону;

                     б) игра «светофорчики»;

                     в) законы царя Хаммурапи;

                     г) сады Семирамиды – одно из чудес света.

Важнейшие достижения, открытия записываются в карты-схемы учеников.

7. Вывод: значение достижений стран Древнего Востока.

8. Итог урока. Анализ работы класса.

 

 

 

Ход урока.

 Мы изучили большой раздел истории Древнего мира – «Древний Восток. Египет и Передняя Азия». Сегодня наша задача – вспомнить страны Древнего Востока, правителей, богов, достижения жителей этих стран.

Урок наш сегодня пройдёт необычно, мы совершим путешествие из Египта в Двуречье. Тема урока так и звучит «Путешествие из Египта в Двуречье». Как и в любом путешествии, нам потребуется путеводитель. У каждого из вас на столе есть карта-схема, где вы будете отмечать свой путь, а справа – место, где вы запишите все открытия, изобретения жителей стран Древнего Востока.

 Начинаем наше путешествие.

Первая страна, где мы побываем – Египет.

1. Известно, что без знания карты трудно ориентироваться на местности, особенно если ты отправляешься в далёкое путешествие. Проверим, как вы знаете карту. Представим, что нас встречает Древнеегипетский гид, который расскажет нам о природных, географических условиях своей страны. (Вызывается один ученик для работы с картой).

2. Чтобы не показаться древним египтянам неучами, повторим основные понятия из истории Египта. (Выборочно 6-7 учеников тянут листок и дают определение).

Например: иероглифы, шадуф, налог, жрецы, папирус, фараон.

3. Попадая в новое место, мы стремимся увидеть достопримечательности. Как вы думаете, какова главная достопримечательность Египта?

 ПИРАМИДЫ (ученики записывают на своём рабочем листе)

Доп. вопросы: Для чего строились пирамиды? Почему их возводили только на западном берегу Нила?

4. У меня в руках папирус, на котором записан рассказ о следующей стране нашего путешествия. Но вот беда, папирус местами почернел от времени, краску размыло водой. Нужно восстановить текст, вставив пропущенные слова. (Один ученик восстанавливает текст о Финикии с пропущенными словами).

5. Чтобы назвать ещё одно достижение древних египтян, нам предстоит разгадать загадку «чёрного ящика»:

- изобретение египетских астрономов;

- встречается нам ежедневно;

- благодаря нему мы знаем, когда будут каникулы, и какие учебники нужно утром положить в портфель.

 КАЛЕНДАРЬ (ученики записывают на своём рабочем листе).

Доп. вопросы: Какой календарь создали египтяне? Сколько месяцев в году, дней в неделе было в этом календаре?

6. Каких египетских богов вы помните? Работа с иллюстрациями детей.

Проверка задания по восстановлению текста о Финикии.

Отправляемся в Финикию, к восточному побережью Средиземного моря. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).

7. Представим, что мы оказались в Финикийском музее. Давайте посмотрим, что за вещи здесь представлены. Что за странные экспонаты – стекло, красная ткань? Что тут необычного? Почему эти вещи хранятся в музее?

СТЕКЛО

ПУРПУРНАЯ КРАСКА (записи в рабочем листе)

Учащиеся рассказывают об изобретении стекла и появлении пурпурной краски.

8. Более 3 тысяч лет назад ученики в Египте тратили на овладение письмом и чтением долгие годы, а в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва начав учиться, могли записать и прочитать несложный текст. Почему?

АЛФАВИТ (записи в рабочем листе)

Ученик рассказывает об особенностях финикийского алфавита.

Хорошая страна Финикия, но задерживаться долго нам некогда, нужно следовать дальше. Как мы вспомнили (в расшифрованном тексте), финикийцы были прекрасными мореплавателями, поэтому им ничего не стоило доплыть до побережья полуострова Малая Азия, где расположилось государство Лидия. Отправимся и мы с ними. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).

 Лидия – небольшое государство, а в её реках находили золотой песок. Вспомните легенду, откуда взялось золото в лидийских реках. Учащийся рассказывает легенду о царе Мидасе.

Куда лидийцы добавляли золотой песок, что они изобрели, чтобы облегчить торговлю?

МОНЕТА (записи в рабочем листе)

Путешествуем дальше. Отправляемся в древнюю Землю обетованную – Палестину. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).

10. Вспомнить историю Палестины нам поможет отгадывание кроссворда.

Кроссворд изготавливается на ватмане и прикрепляется на доску. Один ученик работает у доски, остальным раздаются кроссворды на парту.

1)     Город, разрушенный звуком труб;

2)     Бог Яхве дал Моисею скрижали, на которых были записаны 10 правил (как назывались эти правила)

3)     Название Древнееврейского царства

4)     Первый царь Древнееврейского государства

5)     Человек, 40 лет водивший евреев по пустыне

6)     Герой древнееврейских мифов, сила которого была в волосах

7)     Возлюбленная Самсона, предавшая его

8)     Царь Израиля, победивший Голиафа

9)     Царь Израильского царства, о мудрости которого ходили легенды

11. Ещё одна загадка «чёрного ящика»

- предания еврейских племён, передаваемые из поколения в поколение

- в переводе с греческого означает «книга»

- священная книга христиан

БИБЛИЯ (записи в рабочем листе)

Доп. вопросы: Из каких частей состоит Библия? Какие предания из Библии вы знаете?

 

Конечный пункт нашего путешествия – Двуречье, туда мы с вами и отправимся. Стрелками обозначаем путь следования (учитель на карте, ученики – на листах).

12. Но цари Двуречья не любят незваных гостей, нужно предупредить о своём прибытии. Письмо написано, осталось его подписать.

На листе А3 записи как на конверте. Учащийся должен подписать, куда, кому и от кого письмо. (Например, Двуречье, город Вавилон, царю Хаммурапи)

13. А мы тем временем немного поиграем, вспомнив одновременно историю Двуречья. Игра – «светофорчики»: правильно – зелёный, неверно – красный.

1) Двуречье располагается между реками Тигр и Евфрат

2) крупнейшие города Двуречья – Ниневия и Сузы

3) храмы в Двуречье называются зиккураты

4) в Двуречье, как и в Египте писали иероглифами

5) главные боги Двуречья – Осирис, Исида, сет

6) самого известного царя Вавилона звали Хаммурапи

Проверяем выполнение задания «письмо».

14. Теперь мы можем заглянуть в гости к царю Хаммурапи. Посмотрите, на центральной площади возвышается чёрный каменный столб, весь исписанный какими – то знаками. Что это за столб, что на нём написано?

ЗАКОНЫ (записи в рабочем листе)

Давайте вспомним некоторые из законов Хаммурапи. А помогут нам в этом местные жители (2 ученика обыгрывают какой-либо из законов).

Доп. вопрос: Какие ещё законы Хаммурапи вы помните?

15. В Вавилонском царстве тоже было создано одно из чудес света. Назовите его?

ВИСЯЧИЕ САДЫ (записи в рабочем листе)

Заканчивается наше путешествие. Нам пора прощаться со странами Древнего Востока. Какие из достижений стран Древнего Востока сохранили своё значение и в наши дни?

Вывод.

Итог урока. Выставление оценок.
















Урок-мультимедиа по истории Древнего Мира в 6-м классе на тему: "Древний Египет. Культура и искусство"

Горячкина Елена Анатольевна, учитель истории и географии

Статья отнесена к разделу: Преподавание истории

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

образовательная: познакомиться с культурой и религией Древнего Египта, рассмотреть основные божества и сферу их влияния, познакомиться с основными видами религиозных сооружений, познакомиться с устройством пирамиды.

развивающая: развивать любознательность, самостоятельность мышления, умение переводить текстовую информацию в опору-кластер.

воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры.

Оборудование: ММК, карта Египта, тестовое задание.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Объяснение нового материала.

  3. Закрепление материала. Составление опорной схемы.

  4. Первичный контроль.

  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент: приветствие, целеполагание, пропедевтическая беседа.

По ходу урока даются ссылки на слайды Презентации.

(Слайды 1, 2)

Слово учителя: Народы Древнего Египта создали оригинальную, интересную и богатую культуру, многие ценности которой вошли в мировую сокровищницу. Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим экскурсию по Древнему Египту и более подробно остановимся на литературе и искусстве древних египтян. На каждом этапе путешествия нас будут встречать эксперты.

2. Объяснение нового материала.

Слово учителя. Первая наша остановка — библиотека. Предоставим слово нашему хранителю древних папирусов.

Слово эксперта — хранителя древних папирусов. Египетская литература восходит своими корнями к IV тыс. до н.э. Именно в этот период были созданы древнейшие произведения. За три тысячи лет египтяне создали богатую художественную литературу, разработали такие жанры, как сказки, мифы, песни и пословицы. Широко была развита и устная литература. В ней отражались жизнь народа, мирный труд, героические подвиги храбрых воинов. В литературе Египта есть произведения о путешествиях, полных опасностей и неожиданных приключений. Вместе с тем было много легенд религиозного направления. Это свидетельствует о стремлении древних египтян объяснить с точки религиозной идеологии те или иные явления природы и жизни человека.

Вопрос. Какие виды произведений были присущи древнеегипетской литературе?

Слово эксперта по религии.

(Слайд 3)

Египетские боги телом были похожи на людей, но голова принадлежала животному. Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару: бога ШуТефнут.   Шу — бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут — женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут.

Геб — это бог Земли, Нут — богиня Неба. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары — Осирис и Исида, Сетх и Нефтида.

Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона. Осирис — бог растительности. Он справедливо правил своим народом, заботился о его культуре. Он много странствовал, а во время его отсутствия страной правила его жена Исида. Его брат Сетх завидовал Осирису и решил убить своего брата. Он обманом заманил Осириса в сундук и, забив его гвоздями, выбросил в море. После Сетх разбросал куски тела Осириса по всему Египту. Исида нашла все эти куски и похоронила своего мужа. Вскоре она родила сына Осириса — Хора, который начал войну против убийцы отца Сетха и победил его.

Осирис стал символом умирающей и воскресающей природы. Исида — великая богиня-мать, символ материнства, супружеской верности. Сетх — это бог зла. Когда на плодородные земли у реки Нил налетал сухой, песчаный ветер из пустыни, то считалось, что это злобствует Сетх. Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра.

Он являлся богом солнца, богом света. Каждый день он подымался по небу на свой лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. Он всегда побеждал и каждое утро вновь подымался на небесный свод. Он боролся с силами хаоса. Символом его неизменного возрождения являлся знак анх — это крест, у которого вместо верхней палочки находится круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия. Сын Осириса — бог Хор (или Гор) — также входил в состав главных египетских богов.

Его олицетворением являлся божественный орел. Он борется с убийцей отца — Сетхом, а также является спутником Ра. Иногда его символом был солнечный диск. Хор считался родоначальником всех египетских фараонов. В имени почти каждого фараона присутствовало имя Хора. Его женой и женским воплощением была богиня Хатхор, которая была богиней любви, веселья, пляски и музыки. Греки отождествляли ее с Афродитой. Богом потустороннего мира считался бог Анубис.

Он изображался обычно в виде человека с головой шакала. К нему обращались родственники умершего с просьбой о покровительстве в потустороннем мире. Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему. Амон считался божественным отцом египетских фараонов. Его называют великой живой душой, которая стоит над всеми богами. Как воздух и ветер, душа невидима. Амон считался также духом оживляющим. Кроме того Амон был защитником угнетенных и обездоленных. Его женой и женским воплощением души была богиня Амаунет. Бог Себек, который изображался часто в образе крокодила, был также в пантеоне египетских богов одним из главных божеств.

К Себеку обращались с молитвами об излечении болезней, о помощи в трудных жизненных положениях. Считалось также, что Себек заботится об участи умершего в потустороннем мире. Иногда Себек считался спутником Ра, а иногда его противником. Его женой и женским воплощением являлась богиня Себекет, которая изображалась в облике женщины с головой льва.

Но все эти боги — это только малая часть египетского пантеона. Кроме вышеперечисленных богов существовали местные божества, а также домашние боги, что-то вроде славянских домовых, леших, водяных. Это такие божества, как Аха, Хит, Патэки, Бес. Часто они изображались в виде карликов, кривых, бородатых человечков, которые защищают дом, и проживающих в нем людей и животных от зла, болезней, опасных животных.

Вопрос: Перечислите, пожалуйста, древнеегипетских богов.

Слово учителя:

(Слайд 4)

В системе искусств ведущую роль приобретает архитектура, тесно связанная с заупокойным культом и религиозными верованиями египтян. Следующая наша остановка — египетские архитектурные памятники, и я передаю слово ведущему специалисту в египетской архитектуре.

Слово эксперта по архитектуре: египтяне думали, если они не будут жить по законам божьим, то боги могут разгневаться и весь народ обречь на несчастья. Поэтому люди делали им подношения – жертвоприношения, поклонялись им и всячески стремились их задобрить. В крупнейших городах Древнего Египта — Фивах, Гелиополе и Мемфисе — были построены величественные храмы.

(Слайд 5)

У самого входа стояли остроконечные обелиски, их острые концы были украшены золотом, серебром, в которых ослепительно отражались солнечные лучи. В залах находились скульптуры, их количество доходило до 200 штук. В основном в храмах проводились различные религиозные праздники.

Вопрос: В каких городах были возведены храмы, кому они возводились?

Слово эксперта по архитектуре: основным видом культовой архитектуры Древнего Египта является мастаба — прямоугольная наземная гробница в виде усечённой пирамиды с погребальными помещениями, расположенными глубоко под землёй.  

В период Древнего царства возникает новый архитектурный тип — пирамида. Первая пирамида была построена в Саккаре зодчим Имхотепом для фараона Джосера.

(Слайд 6)

Это была ступенчатая пирамида, она состояла из шести уменьшающихся кверху мастаб. В отличие от традиционной мастабы, пирамида Джосера сложена из тесаного камня — белых известняковых блоков. Пирамида Джосера — первое гигантское архитектурное сооружение Древнего Египта, в ее основании лежит прямоугольник размером 140 на 118 метров, высота пирамиды достигает около 60 метров. Пирамида была центром единого комплекса заупокойных сооружений, включавшего ряд более скромных гробниц, молелен, святилищ, заупокойный храм и другие ритуальные строения. Весь этот погребальный ансамбль по периметру был обнесен двухкилометровой стеной. Внутри пирамиды находится погребальная камера, в которой некогда хранился саркофаг фараона, а также другие помещения, соединенные коридором, имеющим форму лабиринта. Погребальный ансамбль фараона Джосера положил начало строительству грандиозного некрополя в Саккаре. На протяжении III, IV, V, и VI династий египетские фараоны строили там свои пирамиды, а их приближенные — знать и высшие должностные лица — возводили величественные мастабы. Что касается архитектурного типа пирамиды, то в дальнейшем ее форма совершенствовалась; стены пирамиды выравнивались, приобретая геометрическую ясность и чистоту. Во времена IV династии фараонами Хеопсом и Микерином были возведены крупнейшие пирамиды Древнего Египта. Пирамиды были построены в Гизе, на западном берегу Нила. Основание пирамид имеет форму квадрата, а грани образуют равнобедренные треугольники. Когда-то пирамиды были облицованы гладко отполированными плитами белого известняка. Самая грандиозная пирамида из трех — пирамида Хеопса; древние греки считали ее первым из семи чудес света.

(Слайд 7)

Пирамида построена в XXVII в. до н.э. племянником фараона Хемиуном. Сторона основания пирамиды равняется 230 метрам, высота — 147 метрам. Сложена она из блоков золотистого известняка весом от двух с половиной до тридцати тонн, которые удерживаются на месте силой собственной тяжести. Необъяснима даже в наше время та невероятная точность, с которой каменные блоки обрабатывались и ставились один на другой. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра. На северной стороне пирамиды неприметный вход ведет в тесный, а затем более просторный коридор. Пройдя по ним, можно попасть в маленькую, тщательно скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру с гранитным, давно опустошенным саркофагом фараона. По вентиляционной системе в камеру поступал сухой воздух пустыни, который способствовал сохранению мумии. Пирамида фараона являлась главным элементом целого ряда построек, образующих единый погребальный ансамбль.
Частью этого ансамбля является статуя Большого сфинкса — гигантского льва с человеческим лицом.

(Слайд 8)

Эта символическая статуя фараона Хефрена построена вблизи его пирамиды. Длина статуи достигает 57 метров, высота — 20 метров. В основной своей части статуя высечена в известняковой скале, поэтому туловище сфинкса оказывается включенным в ландшафт пустыни. Лицо сфинкса украшено клафтом — царским головным платком — и церемониальной бородой (Большой сфинкс). Гигантская статуя смотрит строго на восток, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли фараона Хефрена. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли — выполняет роль стражника, отгоняющего злых духов от усыпальниц египетских царей. Большого сфинкса неоднократно засыпали пески, и его приходилось откапывать. В начале XIX в., во время наполеоновских войн, лицо сфинкса было обезображено французскими солдатами. Именно тогда сфинкс лишился своего носа, величина которого достигала роста среднего человека. Арабы называли сфинкса “Отцом Ужаса”.

Вопрос. Для чего возводились пирамиды, назовите самые крупные из них?

III. Закрепление

1. Какие виды литературных произведений были в Древнем Египте?

2. Кто включен в древнеегипетский пантеон богов?

3. В каких городах возводились храмы, кому они возводились?

4. Для чего возводились пирамиды, назовите самые крупные из них?

5. Кого называли “Отцом Ужаса”? Расскажите о сфинксе подробнее.

IV. Первичный контроль

Тестовое задание

1. Перечислите основные виды литературных жанров Древнего Египта.

2. Приведите соответствия:

  • Геб

  • Осирис

  • Сехт

  • Анубис

  • Ра

  • Хор

  • бог зла

  • бог потустороннего мира

  • бог света

  • родоначальник фараонов

  • бог растительности

  • бог земли

3. Как называется первая гробница фараона?

А. Пирамида;

В. Мастаба;

С. Саркофаг.

4. Сфинкс охранял

А. Гробницы фараонов

В. Дворцы фараонов

С. Границы государства

5. Кем было обезображено лицо сфинкса?

А. Арабами

В. Французами

С. Египтянами

V. Домашнее задание: выучить конспект урока, прочитать материал параграфа.

























Урок - игра по истории Древнего мира «По страницам прошлого»


19.05.2009, 11:32:43

Тип урока: командная игра.

Форма проведения: путешествие команд по станциям.

Задачи урока:

  • развитие у школьников интереса к истории;

  • обогащение знаний по предмету;

  • создание условий для проявления творческих возможностей учащихся;

  • развитие умений работать в группах;

  • развитие культуры выступления, слушания.

Оформление:

  1. Плакаты на стенах, доске «История – учительница жизни», «Существует только один бог – знания и только один дьявол – невежество» (Сократ).

  2. Командные столы, столы для жюри, скамейки для зрителей.

Оборудование: плакаты по теме «Древний мир»,  карточки команд.

Этапы урока:

  1. Приветствие команд.

  2. Разминка.

  3. Исторические загадки.

  4. Крылатые фразы.

  5. Конкурс капитанов.

  6. Узнай ответ.

  7. Подведение итогов урока.

 Ход урока

Условия: В игре принимают участие учащиеся 5 класса. До начала игры школьники знакомятся с правилами игры, ее этапами, избирают участников. Играют 2 команды по 6 – 7 человек в каждой, учащиеся выбирают название для своих команд, девиз, капитанов.
Ведущий назначает жюри игры (4 человека).
В игре принимают участие и зрители.

Приветствие команд.

Каждая команда встает, называет название, свой девиз.

Разминка.

Команды соревнуются в том, кто быстрее и правильнее ответит на 17 вопросов в отведенные 2 минуты. Жюри следят за  временем, считают количество правильных ответов. За правильный ответ – 1 балл.

1 команда

2 команда

  1. Столица Месопотамии (Вавилон).

  2. Рассказ о богах (Миф).

  3. Рабы в Спарте (Илоты).

  4. Отец Александра Македонского (Филипп II).

  5. Пленник, человек без прав и свобод (Раб).

  6. Столетие (Век).

  7. Первый человек, согласно Библии (Адам).

  8. Рабы, которые сражались на потеху римлян (Гладиаторы).

  9. Поселение, основанное в чужих краях, далеко от родины (Колония).

  10. «Просветвленный» (Будда).

  11. Переселенцы в Риме из других областей  (Плебеи).

  12. Царь древнегреческих богов (Зевс).

  13. Титул царя Древнего Египта (Фараон).

  14. Частицы полусгнивших растений (Ил).

  15. Автор самых первых законов (Хаммурапи).

  16. Сын Дедала (Икар).

  17. Должностное лицо из плебеев (Трибун).

 

  1. Власть народа в Древней Греции (Демократия).

  2. Приспособление для разрушения крепостных стен (Таран).

  3. Материал для письма, изготовленный из кожи (Пергамент).

  4. Книга в виде трубочки в Египте (Свиток).

  5. Сплав меди и олова (Бронза).

  6. Город Троя по-гречески (Илион).

  7. Гробница древнеегипетских царей (Пирамида).

  8. Строительный материал в двуречье (Глина).

  9. Человек, который служил Богам (Жрец).

  10. Здание, предназначенное для гладиаторских игр (Амфитеатр).

  11. Торжественный въезд победителя в Рим (Триумф).

  12. Забальзамированное тело умершего, обмотанное бинтами (Мумия).

  13. Река в Индии (Ганг).

  14. Город в Греции, разрушенный римлянами (Коринф).

  15. Жилище бога (Храм).

  16. Богиня семейного очага у римлян (Веста).

  17. Охранник царя в Риме (Ликтор).

Исторические загадки.

Каждая команда отгадывает по очереди исторические загадки. За правильный ответ – 1 балл. Начинает проигравшая команда.

1. Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми… (Фараон).

2. Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида).

3. Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил. (Хаммурапи)

4. Спешат все афиняне спозаранку
Занять места получше,
Чтоб ничего не пропустить,
Что будут все актеры делать
В честь бога Диониса,
И толпу развеселить.
Поспеши быстрее ты назвать
Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)

5. Одиссей Посейдона разгневал,
Его сына вином напоил,
В своей пещере усыпил.
Кол на огне он раскалил
И глаз с друзьями ему выбил.
Скажи же ты, как сына звали,
Как великана величали?  (Циклоп Полифем).

6. Судьба его закинула надолго, далеко,
От сына и жены прекрасной.
Домой он торопился все быстрей,
Царь Аттики, прекрасный… (Одиссей)

7. Как называли власть такую,
Когда народ на должность избирал,
А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал? (Демократия)

8. У спартанцев речь такую
Называли краткую и меткую
Называли все, конечно… (Лаконичною)
Жюри подводят итоги в карточках команд.

Крылатые фразы.

Каждая команда вытягивает карточку с крылатой фразой, объясняет ее происхождение, а также современное толкование. За правильный ответ – 2 балла. Если команда не дает ответа, то его могут дать зрители – болельщики.  Начинает проигравшая команда.
Варианты крылатых фраз:

  1. «Разделяй и влавствуй»

  2. «Ганнибалова клятва»

  3. «Перейти Рубикон»

  4. «И ты, Брут»

  5. «Яблоко раздора»

  6. «Страдания Прометея»

После проведения конкурса, продолжение аналогичного задания – 2 уровень:
Нужно завершить ситуацию крылатой фразой:

  1. Провожая сына – спартанца на войну, мать подавала ему доспехи со словами… («Иль со щитом, иль на щите»).

  2. Фетида, узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбе избежать не удалось. Юноша все равно погибает от судьбы Париса. С тех пор уязвимое место называют… («Ахиллесовой пятой»).

  3. Это помогло Тесею выбраться из лабиринта, символ надежды… («Нить Ариадны»).

  4. Хитрость, которую применили греки для захвата Трои… (Троянский конь).

Конкурс капитанов.

Капитаны по минимальному количеству характеристик должны определить о ком идет речь. С каждой новой характеристикой уменьшается возможность заработать для команды наибольшее количество баллов. Начинает проигравшая команда.

Характеристика для капитана 1 команды.

  1. Он должен был погибнуть, будучи новорожденным (5 баллов)

  2. Его воспитала дочь фараона (4 балла)

  3. Он вывел свой народ из Египта (3 балла)

  4. Встречался на горе Синай с Богом Яхве (2 балла)

  5. Он получил скрижали с заповедями (1 балл)

                                                                                  Ответ: Моисей

Характеристика для капитана 2 команды.

  1. Афинский государственный деятель (5 баллов)

  2. Провел реформы, известный поэт Афин (4 балла)

  3. Дал больше прав Народному собранию (3 балла)

  4. Вернул на родину многих проданных на чужбину граждан Афин (2 балла)

  5. Отменил долговое рабство (1балл)

                                                                                         Ответ: Солон

Узнай ответ.

Командам раздаются жетоны с номерами 1, 2, 3. Ведущий задает вопрос и 3 варианта ответа. Команды должны поднять жетон с правильным, по их мнению, вариантом ответа. Засчитывается правильный ответ той команды, которая подняла жетон первой.
За правильный ответ – 1 балл.
Жюри следит за быстротой ответов.
Выбери правильный ответ:

  1. Автором поэмы «Иллиада» считается…
    а) Геродот  б) Гомер  в) Эсхил

  1. Название «Иллиада» произошло от второго названия города…
    а) Коринф  б) Микены  в) Троя

  1. В поэме «Иллиада» повествуется о ссоре Ахиллеса и …
    а)Менелая  б)Агамемнона  в)Терсита     

  1. Лучшим воином у греков был…
    а) Гектор  б) Ахиллес  в) Пирсит

  1. Отцом Гектора был…
    а) Приам  б) Аякс  в) Ахиллес

  1. В поединке с Гектором победу одержал…
    а) Ахиллес  б) Парис  в)Патрокл

  1. Главным героем поэмы «Одиссея» был…
    а) Ахиллес  б) Патрокл  в) Одиссей

  1. Он был царем…
    а) Македонии  б) Трои  в) Итаки

  1. Его женой была верная…
    а) Андромала  б) Навсикая  в) Пенелопа

  1. В конце поэмы главный герой выигрывает состязание по…
    а) борьбе  б) гимнастике  в) стрельбе из лука

Жюри следит за быстротой ответов.

Подведение итогов урока.

Команда, набравшая наибольшее количество баллов в игре, объявляется победителем.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!