СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока дисциплины ДУК.02.01 Основы обществознания Профессии 43.01.09 Повар, кондитер по теме «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока дисциплины ДУК.02.01 Основы обществознания Профессии 43.01.09 Повар, кондитер по теме «Правоохранительные органы Российской Федерации»»

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Первомайский техникум промышленности строительных материалов»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДУК.02.01 Основы обществознания


тема «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Профессия 43.01.09 Повар, кондитер





Разработала: Ситдикова А.Ф.,

Преподаватель





2023

Рассмотрено

на заседании ПЦК П

протокол №__ от «__» ___________2023 г.

ПЦК _____________ М.В. Анохова










Согласовано

Методист _________Н.Л. Печникова

«__» ___________2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ



Стр.

Введение

4

Технологическая карта занятия

5

Конспект

10

Используемая литература

18

Приложения

19

ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине ДУК.02.01 Основы обществознания по теме «Правоохранительные органы РФ» по профессии 43.01.19 Повар, кондитер.

Данная тема очень важна в процессе обучения.

Цели занятия соответствуют теме и содержанию занятия, предполагают обеспечение условий для развития и саморазвития обучающихся. Перед занятием поставлена цель, диагностируемая и достижимая в рамках учебного занятия. Выбранные методы и формы обучения способствуют достижению целей занятия.

Выбранная тема способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных программой дисциплины.

Этапы учебного занятия определены типом учебного занятия – комбинированный урок. Комбинированный (смешанный) урок – вид урока, в структуре которого представлены этап сообщения и закрепления, повторения и практического. применения учебного материала. Комбинированный (смешанный) урок – это урок, на котором решаются несколько дидактических задач. Этот тип урока является преобладающим, так как его структура позволяет реализовать различные виды деятельности: актуализировать знания, проверить их, изучить новое и закрепить. На данном уроке применяются группы методов и средств с использованием коммуникативных (объяснение, рассуждение), объяснительно - иллюстративных, игровых, поисково-исследовательских методов, с решением практических задач и проблемных ситуаций.

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Этапы комбинированного урока:

-Организация обучающихся к занятиям

-Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу

-Работа по осмыслению и усвоению нового материала

-Работа по формированию умений и навыков применения знаний на практике

-Подведение итогов урока

-Домашнее задание

Объяснение учебного материала спроектировано четко, доступно, конкретно, с учетом опыта обучающихся, сопровождается показом презентации и демонстрацией видео.

Методические приемы соответствуют теме учебного занятия, возрастным особенностям студентов.

Занятие построено на применении современных средств обучения и контроля, их обучающая и развивающая функции четко выражены.

Одним из важнейших этапов урока является рефлексия, которая способствует контролировать группу преподавателем, в ходе урока определять, что было понято, а что доработать. Рефлексия помогает обучающемуся не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других.

Используемые дидактические средства (презентация и раздаточный материал) целесообразны, соответствуют методическим приемам и теме учебного занятия.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Преподаватель Ситдикова А.Ф.


Учебная дисциплина

ДУК.01.02 Основы обществознания

Дата урока


№ группы, профессия/специальность обучающихся

ПК-2

43.01.09 Повар, кондитер

Раздел/тема Программы

Право

Тема урока

Правоохранительные органы Российской Федерации

Цели урока

Обучающая: формирование знаний о правоохранительных органах РФ

Развивающая: формирование умений осуществлять поиск, анализ и использование информации

Воспитательная: формирование умений эффективно работать в группе

Тип урока

Комбинированный урок

Технологии, методы, приёмы обучения

Технология: групповая

Методы обучения

  • словесные (контрольные вопросы, беседа, информационно-сообщающий монолог);

  • наглядные (показ презентации);

  • практические (выполнение заданий).

Методические приёмы:

  • стимулирующая беседа;

  • лекция, сопровождаемая демонстрацией презентации.

Формы организации деятельности обучающихся

Групповая

Основные понятия, термины

Правоохранительные органы, полиция, прокуратура, Роспотребнадзор, Федеральная таможенная служба, ФСБ

Оснащение урока

Учебное оборудование: автоматизированное рабочее место преподавателя

Демонстрационное оборудование: экран, проектор

Средства ИКТ:

  • Презентация

Дидактический материал:

  • Задания (приложение А, Б, В)

  • Бланки ответа команд (приложение Г)

  • Эталон ответов (приложение Д)

Планируемые результаты

Общие компетенции

ОК.02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Уметь: осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации

ОК.04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Уметь: эффективно работать в команде

ОК.06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения

Уметь: проявлять осознанное поведение гражданина и патриота

Профессиональные компетенции

ХОД УРОКА

Элементы внешней структуры урока

Элементы внутренней (дидактической) структуры урока

Задачи этапа урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Подготовительный этап

1.1. Организационный момент

Подготовка группы к уроку

Приветствует обучающихся.

Организует отчет старосты о присутствующих и причине отсутствующих. Организация внимания и готовности к открытому уроку (устранение отвлекающих факторов). Озвучивает правила работы на уроке. Предупреждает, что работа в группе будет проводиться индивидуально и в командах.

Приветствуют преподавателя.

Готовятся к занятию.

Воспринимают информацию.

Готовятся к восприятию темы занятия.

1.2. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся

Знания:

Стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, задает вопросы, используя материалы изучаемой темы с помощью презентации. Задает вопросы предыдущих занятий.

Установление правильности и полноты ответов обучающихся. Организация контроля умений и знаний студентов и их коррекция.

Перед введением в тему совместно с группой обобщает конституционные права граждан, подведя к проблемной ситуации «Если нарушили ваши права, к кому обращаться за помощью?»

Устно отвечают на вопросы преподавателя. Самоосмысление учебного материала.


1.3. Целевая установка

Понимание будущей деятельности

Умение формулировать цели урока

Знакомит с темой урока: «Правоохранительные органы Российской Федерации».

В процессе беседы подводит обучающихся к самостоятельной постановке целей урока методом «работа над понятием» (на презентации выделено слово «правоохранительные органы»)

Воспринимают информацию.

Записывают тему урока.

Предлагают варианты целей урока: объясняют, что означает понятие «правоохранительные органы» означает «охранять право», а значит цель урока – познакомиться с разными видами правоохранительных органов РФ

2. Основной этап

2.1. Формирование новых знаний

Знание:

Понятие о правоохранительных органах

Функции правоохранительных органов

Виды правоохранительных органов РФ и их компетенция

Знакомит с планом урока:

  1. Понятие о правоохранительных органах

  2. Назначение правоохранительных органов.

  3. Виды правоохранительных органов и их компетенция

Мотивирует обучающихся к восприятию и осмыслению практической значимости изучаемой темы. Задает вопросы

Выделяет и отмечает обучающихся, дающих правильные ответы.

Воспринимают информацию




Выдвигают предположения


2.2.Углубление усвоенных знаний

Знание:

Понятие о правоохранительных органах

Функции правоохранительных органов

Виды правоохранительных органов РФ и их компетенция

Объясняет теоретический материал урока по плану урока, беседует с обучающимися по общеизвестным понятиям, приводя реальные примеры из жизни.

Отмечает обучающихся, дающих правильные ответы

Воспринимают информацию

Отвечают на вопросы.

Определяют и восполняют пробелы в знаниях.

2.3 Систематизация усвоенных знаний

Умения: анализ и интерпретация информации; работа в команде

Делит группу на команды попарно, по партам (10 чел. – 5 парт – 5 команд). Задает командам задание: решить ситуативную задачу или тест, в которых предполагается проанализировать компетенции правоохранительных органов РФ.

Приводит пример.

Ограничивает время выполнения задания – 10 минут.

Организует защиту работы обучающихся.

Организует выбор самых лучших ответов команд, отлично справившихся с заданием.

Подводит итог о важности понимания компетенции правоохранительных органов РФ.

Воспринимают информацию.


Работают в группах. Выполняют задание по выбору.

Защищают свое мнение.


2.4. Закрепление материала

Закрепление знаний

Задает проблемный вопрос: «Если нарушили ваши права, к кому обращаться за помощью?»

Выделяет и отмечает обучающихся, дающих правильные ответы.

Отвечают на вопросы.

2.5. Выдача домашнего задания


Объясняет домашнее задание:

По запросу «Правительство РФ» на сайте http://government.ru/activities/

В разделе «Министерства и ведомства.

Министры» найти и провести анализ компетенций правоохранительных органов, которые не были рассмотрены на уроке (Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Росгвардия). У каждого из них есть свой сайт.

Воспринимают информацию, заносят задание в тетрадь.

Осмысливают способ выполнения домашнего задания.

3. Заключительный этап

3.1. Подведение итогов урока

Умение анализировать собственную деятельность

Подводит итоги урока:

Анализ работы каждого обучающегося (10 чел.). Выставляет оценки по принципу активности и большего количества правильных ответов. Сообщить оценку качества работы. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе и рекомендации по их устранению.



Принимают к сведению оценки за урок.

Самоанализ выполненной работы.

Самокоррекция..

3.2 Рефлексия

Умение проводить анализ собственной деятельности

Проводит рефлексию содержания материала, предлагая приём «Что, если…?»

Приём предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если бы не было правоохранительных органов в нашей стране?» или «Что, если бы был всего один правоохранительный орган в РФ?»

Задает вопрос о том, достигнуты ли цели урока

По-новому, с другой стороны смотрят на проблему, выдвигают свои предположения, свои гипотезы развития событий, гипотетически мыслят.






Делают вывод, достигли ли они цели урока


Преподаватель Ситдикова А.Ф.


КОНСПЕКТ


1 слайд

Приветствует обучающихся.

Организует отчет старосты о присутствующих и причине отсутствующих.

Предупреждает, что проводится открытый урок.

Озвучивает правила работы на уроке. Урок будет проводиться по типу комбинированного, поэтому преподаватель предупреждает, что работа в группе будет проводиться индивидуально и в команде.

За активную работу на уроке я буду отмечать вас в своем журнале, в конце занятия мы подсчитаем количество правильных ответов и подведем итоги. Не нужно выкрикивать с места, необходимо поднять руку и только после отвечать. Если нарушите порядок, хотя и правильно дадите ответ, он не засчитается.


2 слайд (Актуализация знаний)


Стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, задает вопросы, используя материалы изучаемой темы с помощью презентации. Задает вопросы предыдущих занятий.

Каждый правильный ответ преподаватель отмечает у себя в журнале.


3 слайд

1. Гражданство – это…

–  устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая их взаимные права и обязанности. 


4 слайд

2. Перечислите основания приобретения гражданства

1)гражданство по рождению (филиация)

2) натурализация — это прием в гражданство РФ иностранца или лица без гражданства по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства.

3) восстановление в гражданстве — это способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам

4) оптация (выбор гражданства) — способ приобретения и прекращения гражданства при изменении государственной принадлежности территории.

5) другие основания: усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.


  1. слайд

3.Конституционные обязанности – это…

- выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

  1. слайд

4.Назовите конституционные обязанности граждан в РФ

- соблюдать Конституцию и законы РФ

- уплачивать законно установленные налоги и сборы

- защищать Отечество и нести военную службу

- заботиться о сохранении культурных и исторических памятников

- сохранять природу и окружающую среду

- родители должны заботиться о несовершеннолетних детях, а совершеннолетние дети — о нетрудоспособных родителях

- получить основное общее образование

  1. слайд

5. Конституционные права – это

- Конституционное положение (статус) - задаваемое конституционными нормами положение человека и гражданина в обществе и государстве.

8 слайд

6. Назовите основные конституционные права граждан РФ

- гражданские (личные);

- политические;

- социальные;

- экономические;

- культурные.

9 слайд

7. Но! Бывает такое, что кто-то нарушает ваши конституционные права. Вы сможете сами себя защитить, не обращаясь ни к кому за помощью?

После предложения обучающимися различных вариантов (дать отпор, самому себе оказать медицинскую помощь и т. д.):

Правильно, иногда вы можете себя защитить самостоятельно.

10 слайд

8. Часто бывает так, что самостоятельно вы свои права защитить не можете. Возникает проблема: «Если нарушили ваши права, к кому обращаться за помощью?»

После предложений обучающимися различных вариантов:

Правильно, к правоохранительным органам. Значит, темой урока сегодня будет?


11 слайд

9. Все верно, тема урока «Правоохранительные органы Российской Федерации»

В процессе беседы подводит обучающихся к самостоятельной постановке целей урока.

Как думаете, чему мы должны сегодня научиться?


После предположений включает 12 слайд

Правоохранительные органы – что означает это понятие?

Обучающая цель: формирование знаний о функциях, видах и компетенции правоохранительных органов РФ.


13 слайд

Итак, сегодня мы разберемся, что такое правоохранительные органы, каково их назначение и рассмотрим виды правоохранительных органов и их компетенции.


14 слайд


Правоохранительные органы – это обособленная группа государственных органов, осуществляющая деятельность по защите прав и свобод человека, охране правопорядка и законности в обществе и государстве.


15 слайд

Следовательно, функции правоохранительных органов… (какие?):

- Конституционный контроль

- Прокурорский надзор

- Осуществление правосудия

- Расследование правонарушений

- Обеспечение безопасности

- Исполнение судебных решений

- Оперативно-розыскная деятельность

- Охрана общественного порядка

- Оказание юридической помощи

- Профилактическая деятельность по предупреждению преступности и её профилактики


16 слайд

Исходя из определения и функций, определяем виды правоохранительных органов… (какие?):

- Органы выявления и расследования преступлений

- Органы юридической помощи

- Органы обеспечения правопорядка и безопасности

17 слайд

Рассмотрим некоторые из них.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также иные функции.

Полномочия прокуратуры РФ определяются Конституцией РФ, федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

18 слайд

Другие направления деятельности прокуроров…(какие?):

- координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,

- участие в рассмотрении дел судами,

- принимают участие в правотворческой деятельности,

- участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления,

- рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

19 слайд

Итак:

Прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и другие функции.

Например, ваша семья стоит на очереди на жилье, так как вы проживаете в ветхоаварийном доме. В это время был построен новый дом, предназначенный для переселения жильцов аварийных домов и вашей семьи. Неожиданно городская администрация вне очереди выделила жилье человеку, не имеющему на это право, а вашу семью передвинула в следующую очередь. Куда обращаться? В прокуратуру!


20 слайд

Полиция России - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В 1917 - 2011 годах называлась милицией. Федеральным закон «О полиции» определена ее компетенция.


21 слайд

В компетенцию полиции входит… (что?)

- защита жизни, здоровья, прав и свободы человека, гражданина Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;

- противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности;

- обеспечение общественной безопасности.

22 слайд

Итак:

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Например, если в отношении любого гражданина была совершена кража, нанесены телесные повреждения, его похитили, вымогали деньги и т.п., следует обращаться в полицию.

23 слайд

Федеральная таможенная служба (ФТС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль). Деятельность службы определяется «Положением о Федеральной таможенной службе»

24 слайд

Таможенные органы… (какие функции осуществляют?):

- проводят таможенный контроль;

- взимают таможенные пошлины, налоги;

- обеспечивают соблюдение запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров;

- защищают права на объекты интеллектуальной собственности;

- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление и пресечение административных правонарушений и преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов и др.

25 слайд

Итак:

Федеральная таможенная служба осуществляет функции по контролю и надзору в области таможенного дела.

Например, недобросовестный поставщик импортной продукции решил ввезти на территорию РФ некачественные продукты и товары или без соответствующих на это документов, таможенная служба стоит на страже безопасности нашего здоровья и не допускает провоз таких товаров через границу.

26 слайд

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Является основным правопреемником КГБ СССР. Осуществляет деятельность в соответствии с федеральным законом «О федеральной службе безопасности».


27 слайд

В пределах своих полномочий осуществляет государственное управление в области обеспечения безопасности РФ, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность РФ.

28 слайд

Итак:

ФСБ России обеспечивает безопасность граждан в борьбе с терроризмом, защищает наши границы совместно с пограничными войсками.

Например, если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, следует обращаться в ФСБ России по телефонам: +7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22.


29 слайд

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) осуществляет функции по:

- выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей,

- разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов,

- организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

30 слайд


Итак:

Роспотребнадзор России обеспечивает защиту прав потребителя, соблюдение на производстве санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

Например, Роспотребнадзор осуществляет проверки учреждений общественного питания, различных кафе, бистро, столовой нашего техникума, чтобы обеспечить качественное и безопасное питание клиентов.

31 слайд

Мы рассмотрели несколько правоохранительных органов РФ. Почему они важны для вас? Промежуточные выводы.

Ваши права нарушены. Вы не в состоянии самостоятельно защитить свои права, вам необходима помощь. Зная компетенцию правоохранительных органов, вы знаете, к кому конкретно обращаться за помощью.

32 слайд

Решение задач по раздаточным карточкам для команд. Показать пример и решение.

На выполнение задания - 10 минут.

Для рационального использования времени рекомендую каждой паре делегировать каждому участнику команды по 1-му вопросу.

После выполнения задания команда защитит свое мнение, обосновав свой выбор.

Выберем лучшую команду из предложенных вами ответов, участникам которой будет добавлен дополнительный балл к оценке.


33 слайд

Главный вывод. который следует понять. При нарушении конституционных прав не нужно теряться, пытаться самостоятельно, причем незаконным способом, решать свои проблемы. Для этого существуют правоохранительные органы. В зависимости от проблемной ситуации следует обращаться в соответствующие правоохранительные органы согласно их компетенции

34 слайд

Итак, мы поняли, что правоохранительные органы обязаны нас защитить в случае нарушения конституционных прав, эти обязанности возложены на них федеральными законами государства.

35 слайд

Объясняет домашнее задание

36 слайд

Подводит итоги урока: отмечает по списку работу каждого обучающегося..

Отмечает работу команды-победителя в решении задач.

Выставляет оценки по принципу большего количества правильных ответов и активности на уроке.


35 слайд

Проводит рефлексию содержания материала, предлагая решение вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если бы не было правоохранительных органов в нашей стране?» или «Что, если бы был всего один правоохранительный орган в РФ?».

















ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Интернет-ресурсы

http://government.ru/ministries/

http://fsb.gov.ru/

http://mvd.gov.ru/

https://rospotrebnadzor.ru/

http://customs.gov.ru/

https://epp.genproc.gov.ru/

Приложение А


Бланки заданий командам


Команда № 1

Прокуратура РФ

Задание


Раскройте на трех примерах деятельность Прокуратуры РФ по защите прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие формы деятельности и иллюстрирующие их примеры.



Команда № 2

Полиция РФ

Задание Команда № 2


Раскройте на трех примерах деятельность полиции в РФ по защите прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие формы деятельности и иллюстрирующие их примеры.




Команда № 3

ФТС РФ

Задание


Раскройте на трех примерах деятельность Федеральной таможенной службы РФ по защите прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие формы деятельности и иллюстрирующие их примеры.


Команда № 4

ФСБ РФ

Задание


Раскройте на трех примерах деятельность Федеральной службы безопасности РФ по защите прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие формы деятельности и иллюстрирующие их примеры.


Команда № 5

Роспотребнадзор

Задание


Раскройте на трех примерах деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по защите прав граждан. Сначала укажите способ защиты, затем конкретный пример. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). В ответе могут быть приведены следующие формы деятельности и иллюстрирующие их примеры.


Приложение Б

Эталоны ответов.


Команда № 1

1)  надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и т. д. Реальный пример: Прокуратура провела проверку целевого использования бюджетных средств главой Катав – Ивановска, который выписывал себе премии на общую сумму 250 тысяч рублей, а бюджете средств на это не предусмотрено;

2)  надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Пример: Прокуратура провела проверку в отношении законности действий дознавателя после жалобы обвиняемого Петрова в применении к нему мер физического характера;

3)  надзор за исполнением Конституции РФ. Реальный пример: ранее в РФ были должности Президента Чечни, Республики Башкортостан. В соответствии с Конституцией в РФ предусмотрена только должность Президента России. Поэтому по представлению Прокуратуры Конституционный Суд РФ вынес решение привести нормативные акты в соответствие с Конституцией. Сейчас в Чечне, Башкирии руководители субъектов РФ называются Главами республик.

Команда № 2

1) защита жизни, здоровья, прав и свободы человека, гражданина Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Пример: юноша дружит с девушкой и очень ревнует ее. В один из вечеров он пригласил ее к себе в гости, а затем насильно удерживал ее, не отпуская домой, мотивируя это тем, что девушка пойдет гулять с другим. Девушка смогла позвонить в полицию, полицейские прибыли на место и освободили ее.

2) противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности; Пример: в парке грабитель выхватил у студента телефон во время телефонного разговора и убежал. Ограбленный им человек жалуется в полицию, полиция находит грабителя;

3) обеспечение общественной безопасности. Пример: в г. Еманжелинске Челябинской области состоится Масленица, во время празднования культурно – массового мероприятия полиция будет обеспечивать безопасность проведения праздника.


Команда № 3

1) таможенный контроль. Пример: гражданин Иванов возвращался из Турции в Россию на самолете и вез багаж. В аэропорту таможенники стали осуществлять досмотр его багажа, так как таможенный контроль помогает проверить товары и вещи, которые проходят через границу, а также доказательства законности его приобретения.

2) обеспечение соблюдения запретов и ограничений в отношении ввозимых и вывозимых товаров. Реальный пример: Таможенники Челябинской области пресекли попытку ввезти из Казахстана в Россию партию 17 тонн насвая, а также партии безакцизных сигарет, таможенная служба осуществляет обнаружение товаров, ввоз которых запрещен на законодательном уровне.

3) проверка соблюдения положений, которые связаны с незаконным перемещением через границу. Пример: гражданин Сидоров находится под домашним арестом, расписался в подписке о невыезде, а сам хочет покинуть страну и выехать за границу; таможенная служба способствует выявлению незаконных перемещений граждан.


Команда № 4

1) обеспечение безопасности, борьба с терроризмом. Пример: группа фанатиков-террористов хочет взорвать бомбу на стадионе, чтобы запугать людей и заставить их бояться их. ФСБ вычисляет этих террористов и предотвращает террористический акт. На этом примере раскрыта цель правоохранительных органов - обеспечение безопасности общества.

2) обеспечение информационной безопасности РФ. Пример: группа хакеров выкладывает в Сети Интернет фейки о Вооруженных Силах РФ. ФСБ РФ вычисляет их и предотвращает ложное распространение информации, дискредитирующей ВС РФ.

3) защиты и охраны государственной границы РФ, охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов. Пример: с территории другого государства в страну прилетел беспилотный летательный аппарат. ФСБ выясняет личности организаторов полета, цель перемещения беспилотника, чтобы предотвратить противоправные действия в отношении охраны границ РФ.

Команда № 5

1) разработка и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов. Пример: в РФ действуют разработанные и утвержденные Санитарные правила и нормы (СанПиНы), которые обязаны соблюдать все учреждения общественного питания, а также магазины, больницы, школы и др. для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2) организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Пример: в столовую летнего пришкольного лагеря явились сотрудники Роспотребнадзора для осуществления комплексной проверки и выявления нарушений, что обусловлено заботой о безопасности воспитанников, находящихся в летнем пришкольном лагере.

3) разрешения спорных ситуаций, возникающих в сфере гражданских взаимоотношений. Пример: гражданин Иванов купил некачественный товар, хотел вернуть его и получить обратно деньги, а продавец отказывается. Гражданин обращается с жалобой в Роспотребнадзор с претензией. Роспотребнадзор – важная инстанция в борьбе за права гражданина в потребительской сфере.


13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!