Тема. Биосинтез белка в клетке.
Цель урока: сформировать знания о механизмах реализации наследственной информации в клетке.
Задачи:
Образовательные:
закрепить знания учащихся о свойствах генетического кода, его свойствах, принципе комплементарности:
выяснить особенности транскрипции и трансляции;
раскрыть механизмы матричного синтеза полипептидной цепи на рибосоме.
Развивающие:
закрепить умения учащихся пользоваться таблицей «Генетический код», умение переводить информацию из одной формы в другую;
формировать у учащихся умения по выполнению тестов в форме ЕГЭ.
Воспитательные:
продолжить формирование коммуникативно-конструктивных форм общения;
мотивировать учащихся на усвоение темы с помощью индивидуального обучения с само- и взаимопроверкой.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация на тему «Биосинтез белка».
Тип урока: комбинированный.
На уроке используются элементы здоровьесберегающей технологии (смена деятельности учащих-ся, чтобы избежать утомления, проводится физкультминутка), элементы технологии проблемного обучения (создаются проблемные ситуации в ходе урока)
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока.
Организационный момент
Актуализация опорных знаний (учитель совместно с учащимися определяет объект изучения).
Какова роль ядра?
Какие органоиды участвуют в передаче наследственных признаков?
Какие нуклеиновые кислоты известны?
Виды РНК в клетке и их роль в биосинтезе белка?
Что такое белки? Какие функции выполняют белки?
Изучение нового материала.
В клетках непрерывно идут процессы обмена веществ – процессы ассимиляции (синтеза) и диссоциации (распада). Одним из важнейших процессов синтеза в клетке – процесс биосинтеза белков. В каждой клетке синтезируются несколько тысяч различных белковых молекул. Белки недолговечны, время их существования ограничено, после чего они разрушаются. Следовательно, существует процесс восстановления белков, биосинтез.
Процесс биосинтеза белка включает в себя реакции, которые встречаются только в живой клетке – это реакции матричного синтеза.
Вопрос классу: Что такое матрица? (Версии школьников – запись на доске).
(Учитель предлагает вспомнить игры детей в песочнице, формы для изготовления печенья.)
Что является матрицей в данном фрагменте? (Формочки)
В каких видах деятельности человека используется матрица? (Копирование текста на ксероксе, отливка деталей и монет в форме).
Что же такое матричный синтез в клетке?
Предположите: какая из известных вам молекул может быть матрицей? (версии учащихся, работа с презентацией).
Определение: Матричный синтез (от лат. mater — основа, мать) — способ воспроизводства молекул ДНК и синтеза молекул РНК, при котором одна нить ДНК служит матрицей (образцом) для построения дочерней молекулы (запись в тетради).
Процесс биосинтеза белка включает в себя два основных этапа: транскрипция и трансляция:
БИОСИНТЕЗ БЕЛКА
ТРАНСКРИПЦИЯ ТРАНСЛЯЦИЯ
Транскрипция – первый этап биосинтеза белка.
Учащимся предлагается заполнить таблицу, используя материал учебника § 25:
Вопрос | Варианты ответов |
Что означает слово «транскрипция»? | Транскрипция (от лат. transcription) – переписывание |
Где происходит транскрипция? | В ядре клетки |
Кто осуществляет транскрипцию? | Фермент транскриптаза |
Что является матрицей в этом процессе? | Молекула ДНК |
Для чего копировать информацию, ведь она уже содержится в молекуле ДНК? | Синтез белка происходит в цитоплазме, а молекула ДНК слишком большая и не может пройти через ядерные поры в цитоплазму, а отдельная копия ее участка – иРНК – может поступить в цитоплазму |
Таким образом, транскрипция – это процесс синтеза молекулы иРНК на участке молекулы ДНК.
Транскрипция - первый этап биосинтеза белка. Этот этап проходит в ядре клетки. По одной из нитей ДНК происходит строительство иРНК (или матричной, мРНК) по принципу комплемен-тарности. Копируется только часть ДНК, содержащая информацию о нужном белке. Для транскрип-ции необходим особый фермент – РНК-полимераза. Двигаясь по цепи ДНК вдоль необходимого гена, РНК-полимераза подбирает по принципу комплементарности нуклеотиды и соединяет их в цепочку в виде молекулы иРНК. В конце гена или группы генов фермент встречает сигнал (также в виде определенной последовательности нуклеотидов), означающий конец переписывания. Готовая иРНК отходит от ДНК и направляется к месту синтеза белка.
Выполняем задание на карточке (учащиеся получают карточки-схемы в начале урока).
Предлагаю вам провести осуществить транскрипцию и выступить в роли фермента транскриптаза.
Используя принцип комплементарности, составляем молекулу иРНК по представленной на схеме молекуле ДНК. Один из учащихся выполняет задание у доски.
После транскрипции молекула ДНК, имеющая большие размеры и массу, остается в ядре, а молекула иРНК поступает в цитоплазму через ядерные поры.
После выполнения задания закрепляем новый материал.
Учитель. Давайте проведём параллели, рассмотрим слайд-шоу «Биосинтез белка» (электронная версия учебника «Биология. 10-11 класс», стр. 64).
Представьте себе, что мы затеяли строительство дома. Проект нашего дома находится в читальном зале библиотеки, общий план громоздкий, его невозможно вынести из библиотеки, нам это ни к чему. Строителю необходима только копия проекта нашего дома. Выносим копию из библиотеки и едем на строительный участок. Итак определим:
ЧТО ЕСТЬ ЧТО?
Читальный зал библиотеки – это… | | Молекула иРНК |
Общий план застройки города – это… | Клеточное ядро |
Небольшая копия проекта нашего дома – это… | Молекула ДНК |
Двери библиотеки – это… | Ядерная пора, через которую происходит транспорт молекулы иРНК |
(Физкультминутка)
Трансляция – второй этап биосинтеза белка. Вы встречались с этим словом на уроках английского языка. Что оно означает? (перевод)
Учитель. Образно говоря, трансляция – это перевод информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот.
Что же при этом происходит в клетке? Трансляция представляет собой процесс построения белковой молекулы из аминокислот. Данный процесс протекает в цитоплазме клетки, в нем участвуют рибосомы, ферменты, иРНК и тРНК. Трансляция идет с использованием энергии АТФ.
Задание для работы с учебником.
Прочитайте в учебнике статью «Транспортные РНК» (стр. 63), рассмотрите рисунок 2.13, ответьте на вопросы:
Почему данный вид РНК называют транспортной?
Сколько аминокислот может переносить каждая тРНК?
Как тРНК определяет «свою» аминокислоту?
Определите, используя таблицу «Генетический код», какую аминокислоту переносит тРНК с антикодоном ЦГА? (Один ученик работает у доски).
Антикодон ЦГА
Кодон ГЦУ
Аминокислота Аланин
Данная молекула тРНК будет транспортировать аминокислоту аланин.
В цитоплазме происходит завершающий процесс синтеза белка – трансляция. Это перевод последовательности нуклеотидов молекулы иРНК в последовательность аминокислот молекулы белка. Важную роль здесь играют тРНК. Каждая тРНК присоединяет определённую аминокислоту и транспортирует её к месту сборки полипептида в рибосоме. В молекуле тРНК есть два активных участка: триплет-антикодон на одном конце и акцепторный конец на другом. Антикодон считывает информацию с иРНК, акцепторный конец является посадочной площадкой для аминокислоты. Синтез полипептидной цепи белковой молекулы начинается с активации аминокислот, которую осуществляют специальные ферменты. Каждой аминокислоте соответствует как минимум один фермент. Фермент обеспечивает присоединение аминокислоты к акцепторному участку тРНК с затратой энергии АТФ.
Функционирование рибосомной системы начинается со взаимодействия иРНК с субъединицей рибосомы, к которой присоединяется инициаторная тРНК, всегда метиониновая (АУГ). Рибосомы имеют функциональный центр, в котором помещаются два триплета (ФЦР). Весь рибосомный комплекс начинает перемещаться вдоль иРНК. К ФЦР поступает вторая тРНК, чей антикодон комп-лементарен кодону иРНК, находящемуся в данном участке ФЦР. Между метионином и аминокислотой образуется пептидная связь, после чего метиониновая тРНК отсоединяется, а растущую цепь белка присоединяет вторая тРНК. После образования пептидной связи иРНК перемешается на один триплет ФЦР. Одновременно с этим рибосома целиком передвигается в направлении следующего кодона иРНК, а метиониновая тРНК выталкивается в цитоплазму. В освободившийся участок приходит новая тРНК, связанная аминокислотой, которая шифруется очередным кодоном иРНК. Снова происходит образование пептидной связи, и белковая молекула удлиняется еще на одно звено. Трансляция идет до тех пор, пока в ФЦР не попадет стоп-кодон, являющийся «знаком препинания» между генами. На этом рост полипептидной цепи завершается.
Для увеличения эффективности функционирования иРНК часто соединяется не с одной, а с несколь-кими рибосомами. Такой комплекс называется полисомой, на котором протекает одновременный синтез нескольких полипептидных цепей.
Предлагаю ребятам продолжить работу с карточкой-схемой. Учащиеся переписывают последо-вательность нуклеотидов на молекулу иРНК, которая находится в цитоплазме. «Сажаем» рибосо-му на первые два триплета и рисуем молекулу тРНК с антикодоном, соответствующим первому кодону иРНК. Необходимо напомнить учащимся, что рибосома имеет функциональный центр, в котором одновременно может находиться только два триплета. По таблице генетического кода находим аминокислоту и рисуем на схеме. Затем рисуем вторую молекулу тРНК – находим вторую аминокислоту. Передвигая рибосому на один триплет, прикрепляем следующую тРНК.
Для определения аминокислоты к доске приглашаю следующего ученика. Сменяя друг друга, ребята определяют состав фрагмента белка и закрепляют навыки работы с таблицей «Генетический код».
В конце иРНК стоит триплет УАГ, напротив этого кодона стоит прочерк, - это «стоп-кодон». Он означает, что синтез белка окончен.
Карточку-схему учащиеся вкладывают в свою тетрадь. Для закрепления материала рассматри-ваем 3D модель «Трансляция» (электронный учебник, стр. 64).
Рефлексия
В начале урока учащиеся получили карточки с вопросами и смайликами.
Встречались ли вы в своей повседневной жизни с кодированием информации? (Штрих-коды на товарах, кодирование пищевых добавок - Е100, Е305)
Сегодня на уроке я узнал…
Меня поразило…
Мне пригодится в дальнейшем…
Отметьте смайлик, который соответствует вашим знаниям, полученным сегодня на уроке:
| | |
Понял всё! | Понял, но не всё. | Материал не понял. |
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание.
Учить § 26, повторить § 25.
Используя в качестве примера карточку-схему, составить аналогичную задачу и решить ее.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 4