Урок алгебры в 8 «Б» классе на тему: «Отработка навыков решения квадратных уравнений».
авторы УМК: Ю. Н. Макарычев и др.
Учитель Медведева Виктория Валентиновна, учитель математики, МБОУ СОШ 5,
г. Белореченска
Тема урока: «Отработка навыков решения квадратных уравнений».
Цели урока:
Образовательные: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия контроля (самоконтроля, взаимоконтроля) усвоения знаний и умений.
развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, развивать коммуникативные навыки и волевые качества личности через работу в парах и группах.
воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели.
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день дорогие друзья, гости! Я рада приветствовать Вас на нашем уроке , и прошу всех вас улыбнуться друг другу, а ребят прошу, мысленно пожелать успехов и себе и товарищам. Садитесь.
Сегодняшний урок мы проведем с использованием рейтинговой системы контроля знаний. У вас имеются оценочные листы, в которых вы выставляете баллы, полученные за каждый этап урока. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Для подготовки и проведения урока были сформированы 4 группы, в которых вы и будете работать. Кроме того у вас на столах у каждого есть лист самооценки, часть которого была заполнена вами дома. Попрошу назвать некоторые пункты из тех, которые вы хотели бы узнать лучше. Значит, этого мы должны добиваться в ходе нашего сегодняшнего урока.
Разминка.
Предлагаю начать урок со следующего задания: каждой группе решить анаграммы (в словах изменен порядок букв). Какие слова зашифрованы? СЛАЙД
-
Какая тема объединяет данные слова? ( Квадратные уравнения) СЛАЙД
- Да, сегодня мы с вами повторим тему «Квадратные уравнения».
-Какие цели мы поставим к уроку? (вспомним и обобщим все те знания, которые мы получили на предыдущих уроках).
- Ребята, скажите, что должен уметь делать каждый из вас на сегодняшнем уроке? (уметь правильно, быстро и рационально решать квадратные уравнения). Великий, немецкий ученый А. Эйнштейн говорил о себе : СЛАЙД
Квадратные уравнения – тема очень важная в курсе математики, она является первой ступенькой в изучении более сложного материала.
Вам дан ключ к решению квадратных уравнений, и если вы научились им пользоваться, вы сможете решить любое квадратное уравнение. А сегодня вы покажете, насколько готовы пользоваться этим ключом.
На доске уравнение:
- Назовите вид данного уравнения. Назовите его коэффициенты.
О каком событии говорят коэффициенты уравнения? (Дата проведения урока)
Итак, откройте тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа, тема урока: «Квадратные уравнения»
Доклады групп.
Слово первой группе с сообщением по теме: «Определение квадратного уравнения, их виды и способы решения полных квадратных уравнений».
Слово второй группе с сообщением по теме: «Неполные квадратные уравнения, их виды и способы решения неполных квадратных уравнений».
Слово третьей группе с сообщением по теме: «Решение задач с помощью квадратных уравнений».
Подведение итогов:
- Что услышали от наших докладчиков?
Практическая часть конференции.
Найди значение параметра в уравнении :(2m-5)x2+(4m+8)x+36=0 СЛАЙД
При каких значениях параметра m данное уравнение:
А) является приведенным квадратным уравнением / m=3
В) является неполным квадратным уравнением /m=-2
С) не является квадратным уравнением /m=2,5 .
Все группы работают по теоретической базе в форме кроссворда /получится ответ на вопрос: В каком древнем городе ещё около 2000 лет до н.э первыми научились решать квадратные уравнения? Вавилон./ СЛАЙД
1.Как называется уравнение вида ах2 +bх+с=0?
2.Название выражения b2- 4ас?
3.Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D 0?
4.Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D=0?
5.Чему равен корень уравнения ах2= 0?
6.Как называется квадратное уравнение, где коэффициенты b или с равны нулю?
7.Как называется квадратное уравнение, в котором первый коэффициент а =1?
СЛАЙД Тест. Определение количества корней полного квадратного уравнения
3х2-8х+5=0 36х2-12х+1=0 3х2-3х+4=0
Д=0
Д0
Д
2 корня
1 корень
Нет корней
СЛАЙД Найди «лишнее»
Каждой группе из предложенных уравнений выбрать «лишнее», объяснить, почему оно является «лишним».
3х2+5х-8=0
0,3х2-х+7=0
Х2-25=0
(х-2)(х+3)=0
х2-3х+4=0
3х2+5х-8=0
х2+х-8=0
7х+ х2-8=0
4х2-5х+2=0
–х2+5х-8=0
3,5х2+х+1=0
х2+2х+8=0
3х2-х=0
х2-81=0
х2-10х+25=0
2х2 =0
Ответы
1-я группа уравнений
«лишнее» уравнение х2-25=0, так как является неполным квадратным уравнением
2-я группа уравнений
«лишнее» уравнение 3х2+5х-8 =0, так как является полным, не приведенным квадратным уравнением
3-я группа уравнений
«лишнее» уравнение х2+2х+8=0 – приведенное квадратное уравнение
4-я группа уравнений
«лишнее» уравнение х2-10х+25=0 – полное квадратное уравнение.
Решение задачи.
-Прочтите условие задачи.
-Давайте ответим на вопросы к задаче (ответы в слайде).
Подведение итогов урока.
Сюрприз: закладка памятка «Азбука квадратных уравнений»
- Какие знания и умения удалось улучшить?
-Оценка за урок будет складываться из вашей самооценки и оценки учителя, после проверки выполненных заданий.
Домашнее задание: Слайд
карточка, подготовиться к самостоятельной работе
Карточка (домашнее задание)
1. Решите уравнение: а) х2–16х+63=0; б) 2х2+7х– 9=0; в)3х2=15х; г)100х2–16=0; д)(х–2)2=3х–8.
2. Найдите длину прямоугольника, если его периметр равен 28 см, а площадь равна 45 см2.
3. Найдите катеты прямоугольного треугольника, если один из них на 3 см больше другого, а гипотенуза равна 15 см.
,где х1 и х2 – корни данного уравнения
4