СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Урок здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит разработку урока здоровья в начальной школе и методическую записку к нему.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Урок здоровья"»

Методическая разработка «Урок здоровья»


Возрастная категория

Для учащихся 7-10 лет

Название урока

«Мы и наше здоровье»

ФИО автора

Кузьмина Елена Леонидовна


Полное название организации

МБОУ Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа №6»


Методическая записка

  1. Целесообразность и оригинальность разработки

В основе представленной разработки лежат технологии здоровьесбережения, технология личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Урок направлен на формирование основ физического и психологического здоровья младших школьников. Подача готовой информации учителем на уроке не производится. Особое место отводится рефлексии: на основе добытой информации, применения приёма Синквейна, разграничения области знания и незнания, («Светофор Здоровья»), при подведении итогов урока (составление памятки «Будьте всегда здоровы!»).

  1. Новое качество учебного процесса, которое может быть обеспечено данной разработкой

Ориентация разработки на новые результаты обучения в образовательном процессе (компетенции, общеучебные умения и т.д.), отражение изменения характера взаимодействия учителя и ученика - педагогика сотрудничества (представление учащимися самостоятельно добытых знаний при работе с веб-квестом, представление применяемых самими учащимися методов оздоровления организма, ориентация на индивидуализацию пути освоения материала). Отражение в разработке процесса формирования новых видов учебной деятельности (поиск, отбор, организация информации и др.), ориентация на поисковую деятельность, умение учащихся работать с большими блоками информации, ориентация на индивидуальную, групповую, дифференцированную работу учащихся. Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся.

III. Мультимедийное сопровождение и применение ИКТ

Авторский медиапродукт: презентация PowerPoint «Мы и наше здоровье» с включением детских презентаций применяется на всех этапах работы, коллективный веб-квест «Путешествие в Страну здоровья» http://sites.google.com/site/putesestvievstranuzdorova/

является долгосрочным Интернет-продуктом, привлекается с целью активизации деятельности учащихся по укрепления собственного здоровья, блог класса используется для отражения результатов проведения урока.

IV.Оборудование
•С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка»
• Раздаточный материал: памятки, карточки для обратной связи

Заготовка для оформления стенной газеты, дипломы, оценочный лист
• компьютер с программой PowerPoint, экран, мультимедийный проектор.

Цели урока:

Предметные: обобщение и систематизация знаний учащихся о правилах здорового образа жизни; формирование убеждения о пользе здорового образа жизни;

Метапредметные: развитие стремлений учащихся к творческому самовыражению, умение обобщать, анализировать, делать выводы; воспитание желания быть здоровым, сильным, сохранения здоровье на долгие годы; воспитание уважительного отношения к мнению одноклассников, умение сотрудничать.

Этап урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

I. Организационный, распаковка темы

2 мин.

Создание эмоционального настроя, концентрация внимания детей

Коммуникативные

беседа

фронтальная

Авторская презентация PowerPoint


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок!








-Как вы думаете, кто это мог быть?










Оно сейчас здоровается и с вами.

Почему мы при встрече здороваемся?



И я говорю вам «Здравствуйте!», т.е. желаю вам здоровья! Наш урок сегодня посвящён здоровью.


Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют гостей.

-Утром ранним кто-то странный,

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

(предположения детей)

-Это солнце заглянуло,

Будто лучик протянуло

Тонкий лучик золотой

И как с первым лучшим другом поздоровалось со мной.





-Желаем друг другу здоровья.
















Слайд №1


Слайд №2


Этап урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

II. Целеполагание

5 мин.

Пробудить познавательный интерес, помочь самим определить направление учебной деятельности

Умение выявлять проблему, формулировать цель, делать выводы

Наглядный, проблемно-поисковый,

фронтальная

видеофильм


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

-О здоровье рассуждал известный вам герой мультфильма «Смешарики» ёжик. Давайте посмотрим.


Какой же проблемой был озабочен ёжик?



К сожалению, действительно, люди чаще всего начинают думать о здоровье тогда, когда у них что-нибудь заболит.

Верите ли вы, что мы сегодня познакомим ёжика с основами здорового образа жизни? А для этого ответим на вопросы: Что такое здоровье? Как сохранить здоровье? Какой вы выбрали девиз ещё на первых уроках раздела «Мы и наше здоровье?»

К концу урока мы должны составить письмо для ёжика «Как сохранить своё здоровье». Урок мы проведём в форме КВН. Прежде, чем начать наш КВН разберёмся, что же такое здоровье?





(просмотр фрагмента до слов «Меня пугает неизвестность»)

Ёжик был озабочен проблемой собственного здоровья. Здоров ли он?


















Дети произносят девиз ЗОЖ










видеофильм «Смешарики»

















Слайд №2 (девиз появляется по щелчку)






Этап урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

III. Работа по теме урока

15 мин.

Актуализация знаний и обобщение изученного материала по разделу «Мы и наше здоровье»

Знание понятий «Здоровье», «Болезнь», знание основных вопросов из раздела «Мы и наше здоровье»

Практический (работа со словарём), интерактивный (работа в группах), познавательно-рефлексивный («Светофор здоровья», «Домашнее задание»)

Групповая

Презентация

PowerPoint







Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

1.Уточнение понятий «здоровье» и «болезнь»

Что такое здоровье? Как вы это понимаете?

А вы согласны с тем, что человек, у которого ничего не болит, но у него плохая память – это здоровый человек?

Или ещё пример: пьяный человек, у него тоже ничего не болит, но можно его считать здоровым? Тогда уточните. Что же такое «Здоровье»?

Посмотрим, какое определение этому понятию даёт Ожегов в толковом словаре.

Тогда, что же такое «болезнь», только ли боль?





(Ответы)

















(Ответы)






(Читают вслух)




Слайд №3










Толковый словарь С.И.Ожегова с. 227

(по щелчку определение на слайде)



Толковый словарь С.И.Ожегова с.55( по щелчку определение на слайде)


2. Представление команд.

А теперь, зная, что такое здоровье, попробуем разобраться, как же его сохранить. Каждая из трёх команд проявит свои знания в этом вопросе и представит свои способы сохранения здоровья. (Представление жюри). Максимальная оценка первого конкурса «Представление» 3 балла.








Учащиеся представляют название команды, девиз:

«Неболейки»: Неболейки знают, братцы,

Как полезно закаляться. Кончим кашлять и чихать_

Станем душ мы

принимать. Мы веб-квест вместе пройдём и здоровье сбережём

«Крепыши»: Мы- почти уже спортсмены.

Каждый день свой непременно

Начинаем с физзарядки, не играем с дрёмой в прятки.

«Весельчаки»: Никогда не унываем, стрессы прочь мы прогоняем. Синквейны вместе сочиняем, настроенье поднимаем.


Слайд№4















3. Конкурс «Светофор здоровья» (вопросы задаются поочерёдно для каждой команды, за каждый аргументированный ответ - 1 балл)

1. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)
2. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
4. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
5. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
6. Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)







Ребята отвечают с помощью сигнальных карточек (зелёный цвет –да, красный – нет)














(Обсуждение вариантов ответов вместе с учащимися)

Слайд №5

4. Конкурс «Домашнее задание»

Чтобы правильно заботиться о своём здоровье, нужно хорошо знать, как устроен наш организм. Вот сейчас и посмотрим, как вы знаете свой организм, проверим тем самым д/з, ( за правильно выполненное задание 3 балла)


1 команда - №1(а)

2 команда - №1(б)

3 команда - №2

Тетрадь «Проверь себя» 1 часть с. 39,


слайд №6



5. конкурс «Всезнайки»

Как вы понимаете пословицу «В здоровом теле – здоровый дух»?

Какие же правила нужно соблюдать, чтобы быть здоровым? У вас на столах лежат памятки для ваших команд: «Как нужно правильно питаться», «Что нужно делать, чтобы сохранить осанку», «Как нужно беречь зрение». В этих памятках среди правильных рекомендаций спрятались и неправильные. Вам нужно быть очень внимательными, чтобы найти правильные рекомендации и исправить неправильные. На эту работу вам даётся 5 минут. Оценивается работа по трёхбалльной системе.

















Учащиеся редактируют памятки и сдают в жюри.

Дидактический материал – памятки


Слайд №7


Этап урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

V. Физминутка для глаз


2 мин.

Отдых глаз

Умение работать с веб-квестом

Интерактивный поисковый

фронтальная

электронная физминутка


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Пока жюри оценивает работу, мы проведём зарядку для глаз. Какую вы предлагаете физминутку из своей коллекции веб-квеста?

Ребята предлагают выбранную электронную физминутку.

Электронная физминутка http://www.proshkolu.ru/club/lit/file2/96591


Этап урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

VI. Продолжение работы по теме урока

13мин

Выявить степень активности детей по укреплению собственного здоровья, познакомить с приёмами и методами укрепления здоровья.делить основные факторы

Применение методов укрепления собственного здоровья учащимися, знания правил процедуры закаливания, приёмов быстрого снятия стресса.

Интерактивный (Синквейн), поисковый, исследовательский при работе с веб-квестом

Индивидуальная работа, работа в группах

Презентация

PowerPoint


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

6. «Конкурс капитанов»

Кто отвечает за всех вас? Пришла пора сразиться им.

Вопросы задаю по очереди. Если капитан затрудняется, то помогает команда. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. В какое время суток нужно делать зарядку?

  2. Когда человек дышит, какой газ попадает к нему в организм, а какой выходит?

  3. Закалённый человек, какой это человек?

  4. Каких невидимок мы удаляем с кожи, когда моемся?

  5. Закончи: «Солнце, воздух и вода – …»

И сейчас мы в этом убедимся.













Отвечают капитаны

Слайд №8


7. Конкурс «Исследования и советы бывалых» (по результатам работы с веб-квестом)

Наш организм находится в постоянной связи с внешней средой. На него обрушиваются резкие изменения температуры воздуха. Его влажность, скорость ветра – это может привести к заболеваниям. При помощи специальных мероприятий можно повысить устойчивость организма к заболеваниям.

Какими процедурами это достигается?

Ребята из команды «Неболейки» занимаются закаливанием своего организма, они изучили правила закаливания при работе с веб-квестом и приготовили рекомендации для вас и для ёжика.




















Ребята представляют свои способы закаливания организма, знакомят с правилами закаливания.
















Детская презентация (слайд№9)



Детская презентация (слайд №10)


А теперь попрошу вас всех встать. Пожалуйста, сделайте прыжок вперёд, назад. Подравняйте носочки. Прошу вас ладонями достать пол. Выпрямитесь. Сцепите руки за спиной и присядьте несколько раз. Молодцы, садитесь на места!

Как можно назвать то, что мы сейчас делали?

Активный образ жизни способствует укреплению здоровья или нет? Группа «Крепыши» познакомит нас с тем, как они ведут активный образ жизни и дадут свои советы.














Физическая нагрузка, зарядка, активный образ жизни.



Ребята представляют собственные рекомендации по активному образу жизни.

Детская презентация (слайд № 11)



Детская презентация (слайд №12)


Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем - это уже стресс. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее. У ёжика скорее всего тоже стресс, т.к. его мучает неизвестность. Наши «Весельчаки» исследовали эту проблему и умеют бороться со стрессами, у них всегда хорошее настроение.

Сегодня ребята по итогам работы с веб-квестом познакомят вас с приёмами быстрого снятия стресса, и, если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.

8.Конкурс «Сочинялки».

Предлагаю каждой группе составить Синквейн для существительных «здоровье», «движение», «настроение».



















Ребята знакомят с приёмами быстрого снятия стресса и напряжения. Предлагают упражнения.






Ребята составляют синквейны.








Детская презентация (слайд №13)



Этап урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

VIII. Рефлексия и подведение итогов

7мин.

Обобщить полученные знания

Коммуникативные, умение делать выводы.

Познавательно-рефлексивный,

практический

Фронтальная

Презентация

PowerPoint


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР

Наш КВН подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, я хочу предложить вам игру, которая называется «Письмо».

Возьмите лист бумаги того цвета, который соответствует вашему эмоциональному состоянию и напишите коротенькое письмо для ёжика, для своих друзей. Написать письмо вам помогут вопросы на слайде.










Ребята наклеивают письма лист ватмана, получается стенгазета «Будьте всегда здоровы!». Пусть все читают и заботятся о своём здоровье.

Слайд №14


Стенная газета «Будьте всегда здоровы!»


Ну а теперь пришло время выслушать наше жюри и узнать итоги.



Слайд №15




Этап урока

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

ЦОР

VIII. Домашнее задание

1мин.

Ориентировать учащихся на успешность при самостоятельном выборе задания

Саморефлексия

Познавательно-рефлексивный,

практический

дифференцированная

Презентация

PowerPoint


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ЦОР

По итогам сегодняшнего урока предлагаю выбрать приемлемую для себя форму выполнения д\з

-оформить сообщение на блоге нашего класса.

- расположить опросник в гаджете блога

- написать заметку о проведённом уроке в классную газету «Здоровячок»

- оформить своё солнышко здоровья для личного портфолио


Ребята выбирают для себя задание и записывают его в дневник.

Слайд №16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!