СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Урок в музее". Бойцами были на войне, учителями были в школе. (Памяти учителей - фронтовиков посвящается)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке раскрывается проблема: какой вклад внесён в Великую Победу учителей-фронтовиков над немецко – фашистскими захватчиками? Являются ли сведения о ветеранах – педагогах, личные качества каждого, их трудовые дела примером в воспитании подрастающего поколения?

Дети смогут ответить на эти вопросы, получить представление о подвигах педагогов во время Великой Отечественной войны, ознакомившись с материалами музейного урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Урок в музее". Бойцами были на войне, учителями были в школе. (Памяти учителей - фронтовиков посвящается)»

Бойцами были на войне, учителями были в школе.

(Памяти учителей - фронтовиков посвящается)

Яковенко Е. В.,

учитель истории

и обществознания,

руководитель творческого

объединения «Юные музееведы»,

специалист высшей категории

ГОУ ЛНР «Роскошнянский УВК ССШ – ДС

Лутугинского района»,

для 10-11 классов.

АННОТАЦИЯ

В методической разработке раскрывается проблема: какой вклад внесён в Великую Победу учителей-фронтовиков над немецко – фашистскими захватчиками? Являются ли сведения о ветеранах – педагогах, личные качества каждого, их трудовые дела примером в воспитании подрастающего поколения?

Дети смогут ответить на эти вопросы, получить представление о подвигах педагогов во время Великой Отечественной войны, ознакомившись с материалами музейного урока.

Актуальность темы обусловлена стремлением сохранить имеющийся материал из истории учительства. Рассказать о людях, которые прошли Великую Отечественную войну и до конца жизни посвятили себя детям. Ведь в условиях современного общества всё более актуальными становятся задачи воспитания патриотизма, чувства ответственности за судьбу родного края.

Особенности содержания: в ходе музейного урока учителем демонстрируется видеоролик «Учителя-герои», подготовленный на кануне, о роли советского учителя во время Великой Отечественной войны, заслушиваются сообщения учащихся о значимом вкладе советских педагогов в Великую Победу. Учащиеся выступают с защитой мини-творческих проектов. Афиши художественных фильмов; реклама книг. Школьники читают стихотворения об учителях-фронтовиках, исполняют песню.

Демонстрируется уникальный материал членами поискового отряда «Поиск»: презентация, созданная на основе исследовательской работы «Учителя - фронтовики». В презентационном материале демонстрируются архивные документы и воспоминания.

Цель методической разработки: сформировать представление учащихся о значимости педагогов Советского Союза на фронте и в тылу в период Великой Отечественной войны, раскрыть их вклад в Великую Победу; примером личных качеств педагогов, их трудовых дел воспитывать чувство патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи:

- выяснить, какой вклад в Великую Отечественную войну был внесён педагогами Советского союза и учителями-фронтовиками нашего села;

- способствовать развитию интереса у подрастающего поколения к изучению истории Отечества через практическое участие в работе школьного музея.

Целевая аудитория: 10-11 классы.

Форма проведения музейного урока: конференция.

Педагогические технологии: проектная, технология ИКТ, технология КТД.

Методические рекомендации по подготовке и проведению музейного урока:

обучающиеся получают опережающее задание: подготовить творческие мини-проекты «Книги и фильмы о педагоге-фронтовике».

Оборудование: проектор, компьютер.

План методической разработки:

I. Организационный момент.

II. Мотивация.

  • Вступительное слово учителя.

  • Работа с эпиграфом.

III. Основная часть. Работа над темой урока.

  • Рассказ учителя.

  • Чтение учителем стихотворения.

  • Выступление учащихся группы «Историки».

  • Выступление «Архивариуса».

  • Выступление «Краеведа».

  • Выступление «Искусствоведов»:

  1. Реклама художественных произведений о деятельности учителей в годы Великой Отечественной войны.

2. Афиша к художественным фильмам, демонстрирующих судьбу учителя во время войны.

  1. Выступление учащихся с песней «Фронтовик – учитель».

  • Выступление членов школьного поискового отряда «Поиск».

IV. Рефлексия.

  • Создание учащимися коллажа.

  • Чтение на фоне тихой музыки стихотворения.

V. Подведение итогов.

  • Заключительное слово учителя.

  • Чтение учителем стихотворения.

  • Минута молчания в честь памяти учителей – фронтовиков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся.

II.Мотивация.

Учитель: в этом году мы будем отмечать 77 - ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Школа в военное время не только учила, но и помогала не упасть духом, сохранить веру в жизнь. Учителя героически трудились и на фронте, и в тылу. Вместе со своими учениками они прошли через тяжелые годы Великой Отечественной войны и стали образцами достойного поведения для будущего поколения.

Работа с эпиграфом.

В стихотворении Елены Киселевой «Сорок тополей» есть такие строки:

Четыре года в сапогах солдатских!

Дошел учитель до чужих границ.

Мечтал обнять своих ребят по-братски,

Увидеть вновь улыбки милых лиц...

Как вы понимаете строки стихотворения?

Значима ли роль учителя в годы Великой Отечественной войны?

Что известно вам о деятельности учителей во время войны?

III.Основная часть. Работа над темой урока.

  • Рассказ учителя о ходе событий Великой Отечественной войны на Лутугинщине и о значимости советского учителя в военный период.

1) Лутугино в годы Великой Отечественной войны.

Длительное время Лутугинский район находился в прифронтовой полосе. Линия фронта находилась всего в 15 километрах от границ района. Подступы к Ворошиловградской области в районе реки Миус почти восемь месяцев обороняли воины 383-й и 395-й шахтерских стрелковых дивизий 18 армии Южного фронта. Из Лутугино в ряды этих дивизий вступило почти 500 лутугинских шахтеров. В условиях военных действий тысячи жителей района возводили оборонительные сооружения, строили доты и дзоты.

Лутугинский район был захвачен фашистскими войсками 17 июля 1942 года.

За долгие месяцы оккупации захватчики практически полностью разрушили Лутугинский чугунолитейный завод, взорвали и затопили все шахты. Были разрушены жилые дома, школы, лечебные учреждения и клубы. Фашистскими войсками было уничтожено более 350 жителей района, на принудительные работы в Германию было отправлено 2500 человек, в основном молодежь.

2). Значимость советского учителя в военный период.

Советские учителя в Отечественной войне осознавали серьезность поставленных перед ними задач, отдавая все свои силы делу воспитания и обучения детей. Учителя рассматривали свой педагогический труд как часть всенародной борьбы против немецко-фашистских захватчиков. «Никаких скидок на военную обстановку!» - таков был лозунг учителя во время войны.

На плечи учителя с первых же дней войны легла ответственность не только за обучение и воспитание детей, но и за сохранение их жизни и здоровья. Они вывозили детей из прифронтовой полосы, обеспечивая охрану их жизни и здоровья в пути, устраивали жизнь и быт детей в тылу, заботились об организации их учения и отдыха.

Учителя были инициаторами движения за спасение осиротевших детей. Тысячи учителей приняли участие в оказании помощи семьям воинов Советской Армии. Возглавили они и местные группы самозащиты. Важное место принадлежало учителю в деле организации помощи фронту, мобилизации средств, необходимых для ведения войны. Учителя вносили в фонд обороны свои личные сбережения, отдавали в этот фонд все трудодни, заработанные ими в колхозах во время летних отпусков, помогали лучше организовать сбор средств среди населения, разъясняли населению, куда и на что идут взносы в фонд обороны.

Чтение стихотворения «Учитель и война».

Июнь шумел грозой весёлой,

Кружился в вальсе до утра,

Прощалась молодость со школой

Какая славная пора!


Но вальс умолк на полуслове:

Война нависла над страной,

Ребята прямо с выпускного

Мобилизованы войной.


Их выпуск - «огненный» по праву…

Дрожала, вздыбившись, земля.

Под пули шли не ради славы

Ученики, учителя…


Войны жестокая наука,

Бедой наполненные дни.

Войны уроки - смерть и муку

Сполна усвоили они.

Не все вернулись в сорок пятом

В боях их много полегло,

Но знали, верили ребята,

Что ждёт учителя село.


И вот в защитных гимнастёрках

Они пришли к ученикам:

Вчера был танк «тридцатьчетвёрка»,

Сегодня -школьный шум и гам.


Под танки шли не за награды,

Хлебнули горечи сполна,

Чтоб не стояли больше рядом

Слова «учитель» и «война».


Их подвиг памяти достоин!

И в этот славный юбилей

Пускай идёт победным строем

Бессмертный полк учителей!


  • Выступление учащихся группы «Историки» с сообщениями о подвигах советских учителей в годы Великой Отечественной войны.

Учащийся № 1.

К январю 1942 года в Севастополе работало 9 школ, размещенных в глубоких штольнях. Около 300 севастопольских учителей работало под землей. Многие из них жили там же с учащимися. Так, школа №32 была создана в Инкермане на глубине 40 м. Расписание уроков было прикреплено к скале, голосистый школьный звонок звал учащихся на занятия. В подземелье под глухой аккомпанемент звучали стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского. Старшеклассники в цехах подземного комбината помогали рабочим ремонтировать и изготавливать оружие, ухаживали за раненными бойцами. Руководителем и создателем этой удивительной школы был молодой учитель К.И. Ленько. Когда бои шли уже на окраинах Севастополя, в его подземной школе состоялся выпуск учащихся.

Учащийся № 2.

Царегородский Алексей Андреевич родился 3 марта 1918 года в селе Глинка ныне Калачаевского района Воронежской области в семье крестьянина. Окончил педагогическое училище. Работал заведующим Подгоренской начальной школы в Калачаевском районе. В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище штурманов. Участник ВОВ с 1941 года. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, Донском, Центральном и 1-м Белорусском фронтах. Штурман эскадрильи 96-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии командир Алексей Царегородский к маю 1945 совершил 176 боевых вылетов на разведку и бомбардировку укреплений, аэродромов и войск противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии капитану Алексею Андреевичу Царегородскому присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После войны жил в селе Забродненское Калачаевского района и работал директором Ильинской школы.

Учащийся № 3.

Бахвалов Валентин Николаевич - родился 16 октября 1913 года в деревне Гуляево Вологодской области. В 1925 окончил начальную школу, работал в колхозе, закончил школу ФЗУ. С 1933 по 1936 гг. трудился инструктором по труду, преподавателем черчения и физкультуры в Порозовской школе крестьянской молодежи. В армию Валентин Бахвал был призван в 1939 году, рядовым сапёром он участвовал в финской компании, а потом учился в военно- инженерном училище. Участвовал в разгроме немцев под Москвой, форсировании Днепра, освобождении Чернигова, Пинска, Бреста, Латвии, Литвы и Польши. Исключительную личную храбрость и умелое руководство бойцами проявил во время Висло-Одерской операции в апреле 1945 года. 9-й отдельный саперский батальон, которым командовал Валентин, входил в состав 12-й гвардейской стрелковой дивизии и получил задание обеспечить переправу ее через Одер севернее города Кюстрина. За обеспечение переправы своей части в столь сложных условиях и проявленное при этом мужество В.Н. Бахвалову было присвоено звание Героя Советского Союза. Войну отважный воин-педагог закончил на Эльбе, а затем остался в армии, служил на командных должностях в инженерных войсках. Помимо этого, за годы войны был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 -ой и 2-ой степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги».

Учащийся № 4.

Герой Советского Союза учитель-женщина - Татьяна Николаевна Барамзина. Родилась в городе Глазове (Удмуртская Республика). Окончила 7 классов школы и Глазовское педагогическое училище, где вступила в Комсомол, научилась стрелять из винтовки. После окончания училища работала в школах сёл Омутнице, Качкашуре, Парзях. В 1940 году Татьяна поступила в Пермский педагогический институт на географический факультет. После начала войны пошла на фронт, но получила отказ. Продолжив учебу, стала работать в детском саду для эвакуированных, училась на курсах медсестер, сдавала кровь. В 1943 году она все-таки была зачислена в Центральную школу снайперов, после окончания, которой в апреле 1944 года была направлена в 3-й Белорусский фронт. В боях она уничтожила из снайперской винтовки 16 фашистов, но вскоре у нее стало падать зрение. Татьяна переучилась на телефонистку. В боях у деревни Малое Морозово под сильным огнем противника 22 и 23 июня 1944 г. она 14 раз исправляла прерванную телефонную связь. А уже 5 июля 1944 года Татьяна в составе 3-го стрелкового батальона 252-го стрелкового полка была направлена в тыл противника для выполнения боевого задания. Но на марше возле деревни Пекалино батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою Татьяна оказывала помощь раненым, а потом стала прикрывать их отход в лес. Татьяна Барамзина отстреливалась до последнего патрона, уничтожив несколько вражеских солдат. Попала в плен, и после долгих пыток была расстреляна из противотанкового ружья.

24 марта 1945 года ей посмертно присвоили Героя Советского Союза. Ее именем названа спортивная детско-юношеская школа № 53 г.Пермь в Ижевске. Навечно Татьяна занесена в списки учащихся средней школы №2 города Глазов. На здании Пермского педагогического института в память о ней установлена мемориальная доска. Именем Татьяны названы улицы в Москве, Глазове, Ижевске, Перми, Подольске.

  • Выступление «Архивариуса» со статистическими данными о государственной проблеме обеспечения школ педагогическими кадрами в годы войны.

Участие учителей-мужчин, а также часть учителей-женщин в боевых действия на фронтах Великой Отечественной войны создало государственную проблему обеспечения школ педагогическими кадрами. Призыв в армию, уход части учителей в партизаны, массовая эвакуация, переход на другую работу привели к резкому сокращению учителей.

Несмотря на все меры - эта проблема до конца войны так и не была решена. При этом следует учитывать, что выбывшие учителя часто заменялись малоквалифицированными и слабо подготовленными работниками.

Наибольшие потери в педагогических кадрах понесли республики страны, подвергнувшиеся фашистской оккупации. На территориях, захваченных врагом до войны имелось 526,5 тыс. учителей, а после освобождения осталось всего 249,2 тыс., что составляло 47% по отношению к довоенному.

Общее представление об абсолютном сокращении количественного состава учительских кадров страны за годы Великой Отечественной войны дают следующие данные: накануне войны во всех общеобразовательных школах всех наркоматов и ведомств СССР насчитывалось 1 215 967 педагогов. На начало первого послевоенного 1945/46 учебного года их число сократилось до 1 042 813 человек. В итоге получилось, что за годы войны СССР потерял 14% состава учителей. Наиболее существенные потери учительских кадров были в РСФСР, УССР, в БССР, Казахстане и Азербайджане. Директорами школ работали лица без должной квалификации и образования. Были и такие средние школы, где не оставалось ни одного учителя с высшим образованием. Из-за отсутствия учителей не преподавалась физика, математика, иностранный язык, поэтому не проводились экзамены на аттестацию зрелости.

Советские органы принимали большие усилия для возвращения учителей, работавших не по специальности.

  • Выступление «Краеведа» о возобновлении работы Ворошиловградского государственного педагогического института после освобождения от оккупации немецко-фашистских захватчиков.

Начало Великой Отечественной войны кардинально изменило не только расписание занятий и жизнь ВГПИ имени Т.Г. Шевченко, но и судьбы многих его преподавателей и студентов. Многие студенты и некоторые преподаватели вуза были мобилизованы в Красную Армию, ушли в ополчение. В июле 1941 года из студентов вуза был сформирован комсомольский истребительный батальон. 15 июля 1942 года, в связи с наступлением немцев, институт был эвакуирован в г. Энгельс Саратовской области. Уже в феврале 1943 года, сразу после освобождения Ворошиловграда, вуз был реэвакуирован. Занятия, начавшиеся 1 марта, проходили в небольшом помещении по улице Т.Г. Шевченко в связи с тем, что основной корпус пострадал во время оккупации.

Вследствие обострения ситуации на фронте и возможного контрнаступления немцев в июне 1943 года вуз снова эвакуировался – на этот раз в село Владимировка Сталинградской области, где он был объединён со Старобельским учительским институтом. С тех пор учебный процесс не прекращался ни на минуту, поскольку страна нуждалась в квалифицированных педагогах, немало которых полегло на фронтах Великой Отечественной войны. В августе 1943 года ВГПИ имени Т.Г. Шевченко вернулся в Ворошиловград, где сразу возобновил свою работу.

  • Выступление «Искусствоведов».

  1. Реклама художественных произведений о деятельности учителей в годы Великой Отечественной войны.

Галина Ивановна Северина «Легенда об учителе».

Повесть о школе 1930-х годов, о старшеклассниках, о любви, о молодой семье. В центре повести - учитель, мужественный, благородный человек, оказавший огромное влияние на своих учеников и жизнью своей подтвердивший высоту своих нравственных принципов. Прообразом его был учитель физики московской школы №127 Северин Яков Евгеньевич, ушедший в первые дни Великой Отечественной войны на фронт вместе со своими учениками. В книге его имя звучит как Сербин Андрей Михайлович. Галина Ивановна, написавшая книгу о муже, в книге представлена как Наташа – своенравная девчонка, которая поначалу так невзлюбила нового учителя.

Андрей Михайлович стал легендой уже в самом начале своей педагогической деятельности. Он был строгим учителем, требовал дисциплины от всех учеников, но при этом интересно объяснял материал и единственный из учителей всегда вставал, когда в кабинет заходила женщина. Наташа не могла не влюбиться в него! Договорились они пожениться после окончания школы, а пока все держать в секрете.

После окончания школы они поженились, но вскоре война разлучила их навсегда. У Сербина было слабое сердце, по болезни он был комиссован, но не мог остаться в стороне, когда провожал на фронт своих учеников. «Вчерашние десятиклассники отправлялись на фронт. А я стоял, как поп с кадилом, и их благословлял». Андрей Михайлович записался добровольцем в ополчение и погиб в бою под Ржевом, оставив по себе легенду как о настоящем учителе и человеке.

Мария Павловна Прилежаева. «Юность Маши Строговой».

Мария Павловна Прилежаева – известная советская писательница, чьи книги были очень популярны в свое время. Мария Павловна родилась 22 июня 1903 года в Ярославле. Годы ее детства и юности пришлись на время становления советской власти, что, несомненно, наложило отпечаток на ее дальнейшую жизнь и творчество. Окончив гимназию 2-й ступени, Мария стала работать сельской учительницей. К педагогической деятельности она относилась как к личному вкладу в коммунистическое воспитание молодежи, поэтому герои ее книг всегда поступают так, как должны – по сердцу, по совести, по идейным соображениям.

Повесть «Юность Маши Строговой» была издана в 1948 году. Маша – идеальная героиня, «спортсменка, комсомолка и красавица». Судьба молодой учительницы, чьи первые годы трудовой жизни пришлись на время Великой Отечественной войны, вызывает искренний отклик у читателей. Повесть начинается осенью 1941 года, когда бомбят Москву. В ту пору Маша была студенткой третьего курса литературного отделения пединститута. Она эвакуируется в Среднюю Азию, там продолжает учебу. На фронт уходит ее однокурсник Митя Агапов. Оба любят друг друга, но пока еще не готовы объясниться в своих чувствах. В феврале 1943 года Маша возвращается в Москву, а уже 1 сентября 1944 года приступает к преподавательской работе.

Сам образ Маши Строговой стал собирательным образом идеальной советской учительницы. Страна в военные годы остро нуждалась в своих героях, как на фронте, так и в тылу. Одними из таких героев были учителя.

Ксения Ползикова-Рубец «Они учились в Ленинграде».


Учительница Ксения Владимировна Ползикова-Рубец (1889-1949) – одна из самых известных педагогов блокадного Ленинграда. Она была экскурсоводом и учителем истории, работала в эвакогоспитале № 2010. Автор книг «Дневник учителя блокадной школы» и «Они учились в Ленинграде». События, рассказанные в ее книгах, подлинные, но большинство имен учеников и педагогов изменено. В основу книг легли дневниковые записи, которые Ксения Владимировна вела с начала войны.

Учебный процесс во время блокады изменился. Дети были физически истощены, у многих уже не было сил делать домашние уроки, вот как пишет в книге Ксения Владимировна: «Готовлюсь по-новому. Нет ничего лишнего, скупой ясный рассказ. Детям трудно готовить уроки дома, значит надо помочь выучить их в классе. Не ведём никаких записей в тетрадях: это тяжело. Но рассказывать надо. Ох, как это надо!».

Ксения Владимировна регулярно сдавала кровь и делилась с учениками своим донорским пайком: «Вызвали в Институт переливания крови. Великая радость: донорам выдали на 10 дней дополнительного питания. 200 гр. белого хлеба в день, масла 250, сахару 200, конфет 300, мяса 400, 5 яиц и 150 гр. рыбы».

Януш Корчак. «Право ребенка на уважение; Как любить ребенка».

Когда фашисты оккупировали Польшу, Я. Корчак вместе с детьми оказался в концлагере Треблинка. Перед ним был выбор – спасти свою жизнь, но не жизнь детей. Немецкое командование хотело проявить публичную милость к известному литератору и педагогу, однако Корчак категорически отказался. «Предать детей и пустить их умирать одних, – сказал учитель, – это значило бы как-то уступить злодейству». Вместе со своими воспитанниками он принял смерть в газовой камере. Педагогический и человеческий подвиг Януша Корчака навсегда останется в нашей памяти как образец верности, мужества и чистой любви к детям.

Альберт Анатольевич Лиханов. «Крёсна».

Альберт Анатольевич Лиханов родился в 1935 году, и детство его прошло во время Великой Отечественной войны. Повесть «Крёсна» рассказывает о детях, которые пошли в школу в трудное и скудное военное время. Их пожилая учительница, крестная очень многих своих бывших учеников, оберегает как может своих маленьких питомцев, скрашивает их существование, отдает им тепло своего сердца. Этот урок доброты они запоминают на всю оставшуюся жизнь. Учительница словно становится крестной всему классу.

Повесть написана живо и поучительно. Образ учителя в ней – один из самых добрых и человечных в русской литературе. Альберт Лиханов в детстве и сам познакомился с такой учительницей. В книге есть посвящение: «Незабвенной учительнице моей Аполлинарии Николаевне Тепляшиной посвящаю». В книге учительницу зовут Анной Николаевной, но для ребят она просто «крёсна». 60 лет она проработала в школе и стала любимой учительницей для многих учеников.

2. Афиша к художественным фильмам, демонстрирующих судьбу учителя во время войны.

Художественный фильм

«Я – учитель»

Художественный фильм

«Переводчик»



Страна - Россия

Жанры - Драма, Военный

Режиссер - Сергей Мокрицкий

Продолжительность - 1 час 28 минут

Дата выхода - 18 апреля 2016

Год производства -2013 (1 сезон)

Страна -Россия

Жанр -военный, драма

Режиссер -Андрей Прошкин

Возраст - 16+

Продолжительность - 50 мин.

Картина рассказывает о судьбе сельского учителя, который пытается выживать на оккупированной немцами территории. Жить в непростых военных условиях ему давала вера в свой долг - учить детей. Но в одночасье череда событий в корне меняет жизнь учителя, возвращая в реальный мир. В мир, где идёт война, где враг демонстрирует своё истинное лицо, и где невозможно бездействовать, оставаясь тихим учителем, надо бороться за свою семью, любовь, Родину, свои идеалы и принципы. Перед ним встает непростой духовный и нравственный выбор - либо выживать и приспосабливаться, либо не предавать самого себя и своих близких...

Картина рассказывает о судьбе учителя химии и физики городской средней школы. Здание школы переходит в распоряжение фашистского штаба СД. Начальник штаба, штурмбаннфюрер Мартин Ляйтнер, наводит справки об учителе. Ему уже известно, что семья Андрея Старикова — «из бывших»: его отец был инспектором народных училищ в дореволюционной России. Сам Андрей в своё время получил хорошее образование и знание немецкого языка. Поэтому Ляйтнер предлагает ему работать переводчиком при штабе оккупационных властей нацистской Германии. Однажды учитель не выдерживает и совершает поступок всей своей жизни.


3.Выступление учащихся с песней «Фронтовик – учитель».

Ссылка: https://power.gybka.com/song/49456923/Nikolaj_Orlov_-_Frontovik_-_uchitel/

Текст песни.

I куплет

Вот сменяется время,

Журналы с тетрадями,

И на школьном дворе

Вновь растаял каток.

В стены нашего класса,

Сверкая наградами,

Сегодня пришёл

Ветеран – педагог!

Припев.

Здравствуйте, учитель,

Фронтовик – учитель!

Расскажите нам про ту войну.

Вот и майский лучик

Озарил Ваш китель,

Приглашая к школьному окну.

II куплет

Разом стихли девчонки

И ребята проказники,

Поймав на себе задумчивый взгляд

Шёл урок на кануне

Великого праздника

В честь наших живых

И погибших солдат.


Припев.

Здравствуйте, учитель,

Фронтовик – учитель!

Расскажите нам про ту войну

Вот и майский лучик

Озарил Ваш китель,

Приглашая к школьному окну.

III куплет

Нам казалось, что где – то

Земля грохотала!

В далёких раскатах

Пылал небосвод.

И свой трудный экзамен

Отчизна сдавала,

Взывая к Победе

Наш великий народ!

Припев.

Здравствуйте, учитель,

Фронтовик – учитель!

Расскажите нам про ту войну

Вот и майский лучик 2р.

Озарил Ваш китель, 2 раза

Приглашая к школьному окну.

Поздравляя с праздником страну!



  • Выступление членов школьного поискового отряда «Поиск» с проектом «Памяти учителей - фронтовиков посвящается».

Изучая материалы школьного архива, мы узнали, что в послевоенное время в школе работали учителя-фронтовики. Их с теплотой и нежностью вспоминают все, кто работал и жил с ними рядом, кто учился у них.

Участники поискового отряда «Поиск», используя собранные материалы и документы, подготовили электронную презентацию.

Фамилии учителей-ветеранов были вписаны в школьную летопись музейной комнаты. Экспозиция «Учителя-фронтовики школы» размещена на стенде.

Лагута Павел Максимович по званию - младший сержант.

С 1943 года принимал участие в войне. Первый бой принял в районе Северского Донца. Пребывая в запасном стрелковом полку был направлен на Орловско-Курскую дугу, довелось побывать и под знаменитой Прохоровкой. Пединститут закончил в 1956 г. Преподавал физическое воспитание и историю с 1955 г. по 01.09.1988г. Весь педагогический стаж – 37 лет, в РСШ – 25 лет. Похоронен в селе Николаевка. Награда героя - Медаль «За отвагу» - 29.01.1945 г. В наградном листе есть описание подвига.

Иваненко Куприян Андреевич по званию - гвардии лейтенант.

Принимал участие в ВОВ с 12-1941 г. по 6-1946г. Преподавал военную и физическую подготовку с 1949 г. Умер 1993г. Место захоронения- с. Роскошное. Награда героя - Орден Отечественной войны I степени. В наградном листе есть описание подвига.

Харламов Илья Алексеевич по званию - старшина, сержант.

Закончил Ворошиловградский педагогический институт. В 1946 г. стал директором Петровской 7 – летней школы участник ВОВ, офицер, учитель русского языка и литературы. Строгий, но с великой любовью к детям, справедливый и добросовестный. Он организовал учителей в единый сплочённый коллектив. Повысил требования к учительскому труду. Проводил работу по ликвидации безграмотности на селе. Награды героя: два Ордена Красной Звезды, две Медали «За боевые заслуги». В наградных листах есть описание подвигов.

Лисицын Илья Васильевич – по званию - гвардии старший сержант.

Закончил Ворошиловградский педагогический институт. Учитель математики и физики с 1937 – 1980гг. Награда героя - Орден Красной Звезды. В наградном листе есть описание подвига.

Хомутов Семён Алексеевич.

В 1949 г. в Петровскую 7 –летнюю школу пришёл работать молодой учитель математики, участник Великой Отечественной войны. Но проработать пришлось не долго, так как специального образования у него не было, и после 4 лет работы Семён Алексеевич пошёл работать на завод. Награда героя - Орден Отечественной войны II степени. 06.06.1985г. Описания подвига не найдено.

Наш исследовательский проект - дань памяти и признательности людям самой мирной и человечной профессии – учителям, нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны.

Все наши учителя-фронтовики, не жалея своих сил, давали знания ученикам, своим примером воспитывали подрастающее поколение.

IV. Рефлексия.

Создание учащимися коллажа: «Педагоги - фронтовики с.Роскошное в годы Великой Отечественной войны» (звучит песня «Журавли» М. Бернеса).

(Материал для создания коллажа).

Лагута Павел Максимович

Учитель истории и физического воспитания, младший сержант.


Иваненко Куприян Андреевич

Учитель военной и физической подготовки, гвардии лейтенант.




Медаль «За отвагу», 29.01.1945 г.

Наградил II Украинский фронт

(16 оп ПС НКВД)




Орден Отечественной войны

I степени

Наградил 17 гв. ск (160 ап, 17 гв. ск)

Харламов Илья Алексеевич

Учитель русского языка и литературы,старшина, сержант.


Орден Красной Звезды

Наградил 269 сд (1018 сп, 269 сд).

Лисицын Илья Васильевич

Учитель математики и физики, гвардии старший сержант.

Орден Красной Звезды

Наградил 32 отд. гв. мехбр (5 гв. омсбр, 32 отд. гв. мехбр). III Украинского фронта.


Хомутов Семён Алексеевич

Учитель математики

Орден Отечественной войны

II степени

Награждён 06.06.1985 г.

Педагогический коллектив Петровской семилетки 1949-1950 уч.год.

(с.Роскошное).

Педагогический коллектив Петровской семилетки 1949-1950 уч.год.

(с.Роскошное).


(Чтец на фоне тихой музыки читает стихотворение).

Учитель, славный человек,

Ведь только он так сможет

Учить детей свой длинный век,

Найти себя поможет.

Учил учитель нас всегда

Добру, любви и ласке.

И с нами шел через года

От первой самой сказки.

Но сказки кончились…

Война явилась грозно.

И много знаем мы о том,

Как было им непросто.

В тылу учили и в войну.

В сердцах детей крепили

Любовь, отвагу, доброту –

Родителями были.

Война… Звучит сурово слово.

Учились трудно, бедно:

Ни ручек, ни тетрадок,

Писали между строк.

Старались без помарок –

Была учеба впрок.

И страшно очень было

Тогда в сороковых:

Война тогда побила

Детей и их родных.

Но школа безмятежно

Сердцам всем помогла.

Так ласково и нежно

Мир детский сберегла

И нам сейчас не стоит

Тех забывать людей,

Которые душою

Любили всех детей.


V. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя.

С первых же дней войны в рядах Советской армии были учителя. С начала войны большинство учителей-мужчин были призваны в армию. И советский педагог полностью оправдал свое мужество, стойкость, несгибаемую волю.

Подчеркивая особую роль учителя-воина, Маршал Советского Союза А.М. Василевский говорил: «Он и на фронте, в окопах оставался верным своей профессии: личным примером учил, как надо воевать». Об этом говорят и факты: за боевую доблесть и отвагу, мужество и героизм 86 тысяч воинов-педагогов были награждены орденами и медалями. Более трехсот из них получили звание Героя Советского Союза.

Учитель стал воином, защитником своей страны. Они стали пехотинцами, моряками, лётчиками, миномётчиками, связными, артиллеристами. Многие зарекомендовали себя в качестве политработников, военных корреспондентов, редактора газеты, военных переводчиков, разведчика. Женщины - учителя становились медсёстрами, радистками, телеграфистками, зенитчицами. Вряд ли найдется в истории Великой Отечественной войны такое сражение, в котором активными участниками не были бы учителя. Многочисленные документы и воспоминания фронтовиков свидетельствуют о том, что учителя показывали в боях примеры отваги, мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки.

Мы с уверенностью можем сказать, что личные качества каждого ветерана - педагога, их трудовые дела стали примером в воспитании подрастающего поколения.

Стихотворение «Наш учитель».

Наш учитель

Он осилил всю тяжесть

Солдатских дорог,

Воевал по-геройски гордо.

Он учителем был,

Но на первый урок

Опоздал на четыре года.

Он от первых боев

До победной весны

Пол-Земли прошагал с автоматом.

Он учителем стал

Накануне войны,

А к ребятам пришёл в сорок пятом.

Минута молчания в честь памяти учителей – фронтовиков.

Список использованных источников информации:

1. Брудный Д. Л. Учитель: Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы. – М.: Политиздат, 1991. – 350 с.

2. Луганщина в годы Великой Отечественной войны. Сборник материалов и документов. -Донецк: Донбасс, 1969. – 736 с.

3. Мультиурок. https://multiurok.ru/files/proekt-dlia-shkolnoi-muzeinoi-komnaty-letopis-shko.html

4. Освобождение Луганска от фашистских захватчиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://moypolk.com.ua/31-osvobozhdenie-luganska-ot-fashistskih-zahvatchikov.html

5. Трокаев А.А. Твоих героев имена. - Донецк: Донбасс, 1988. - 784 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!