Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 3
Тутаевского муниципального района Ярославской области
Конспект урока по музыке и движению для детей с интеллектуальными нарушениями (с умеренной умственной отсталостью)
Тема: «Весна идёт и все ей рады!»
Составила
учитель-дефектолог
МОУ СШ № 3 :
Наборщикова Е.В.
2021 - 2022 уч. год
Класс: индивидуальное занятие для обучающейся 6 класса с интеллектуальными нарушениями (умеренная умственная отсталость)
Тема урока: «Весна идёт и все ей рады!»
Цель урока: развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование представлений о признаках весны необходимых для самореализации и жизни в обществе; практических представлений разнообразных видах музыкальной деятельности, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка.
Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.
Элементарные представления о течении времени.
Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально – танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.
Формирование базовых учебных действий:
Формирование учебного поведения.
Формирование умения выполнять задание.
Тип урока: повторение ,закрепления знаний.
Методы и приемы: упражнения, беседа, иллюстрации, практический метод,игра на муз.инструментах.
Оборудование: муз. инструменты: бубен, колокольчик, ложки, орешки; презентация, компьютер ,пластилин.
Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Подснежник» , муз. и сл. М. Картушиной «Здравствуйте ,ладошки»; укр.нар песня «Стукалка» ;муз. А. Теличеевой «Марш и бег»; муз. Л. Хизматуллиной «Весенняя плясовая»; муз. сказка «Пришла весна» Е.Железнова; муз.сопровождение презентации.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Конспект урока.
I.Организационный момент Настрой обучающейся на урок.
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось.
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать.
--- Здравствуй ,Кристина! Давай начнём наше занятие с небольшой музыкальной разминки .
Коммуникативная подвижная игра «Здравствуйте ладошки»
муз. и сл. М.Картушиной
II. Актуализация знаний.
- Любишь ли ты ходить в гости? Я тоже люблю. И сегодня я приглашаю тебя в гости в весне! Но вот беда – я забыла к ней дорогу!
Посмотри на слайд внимательно – помоги найти дорогу к весне?
-- Где же здесь весна?
-- А как ты это поняла?
СЛАЙД № 2 (ВРЕМЕНАМИ ГОДА)
- А сколько месяцев у весны?
- Назови весенние месяцы СЛАЙД № 3 ( ВЕСЕННИМИ МЕСЯЦАМИ)
III Новый материал
Сегодня на занятии мы будем говорить о весне - прекрасном времени года. О её признаках , о том, как природа просыпается вокруг нас . Мы потанцуем, поиграем, порисуем встречая весну .
Музыкальное СЛАЙД-ШОУ про ВЕСНУ ( 30 сек).
1.Самомассаж СЛАЙД № 4 Солнышко
Весной ярко светит солнце и греет землю! Смотри! К нам в гости пришёл солнечный зайчик и заглянул к нам в глаза.
Закрой их. Вот он побежал дальше: по лицу, погладьте его: на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Погладьте голову, руки, ноги, ловите его. Погладь солнечного зайчика и подружись с ним.
2 . Рассматривание слайдов с признаками весны.
Первый признак - От яркого солнца начинает таять - что? (снег) - Верно!
СЛАЙД № 5
И появляются первые проталины и лужи . Проталины - это голая земля
Бегут ручейки . СЛАЙД № 6
А с крыш капают сосульки. Как капают сосульки ? Покажи - …кап-кап-кап. Это называется капель .Сосульки плачут, им жалко .что кончилась зима .
3 . Музыкально-ритмические движения (укр.нар.песня «Стукалка»)
--Вот и мы с тобой сейчас сыграем и послушаем музыку ручейка и капели : как журчит ручей и звенит капель!
Исполнение украинской народной песни «Стукалка» на шумовых инструментах (ложки) и с применением природных материалов ( грецкие орешки)
-Молодец! Хорошо получилось!
4.Дыхательная гимнастика.
Второй признак - Весной от солнечного тепла на деревьях начинают набухают почки. СЛАЙД № 7
Потом появляются нежные зелёные листочки.
А ещё появляются первые весенние цветы. Их ещё называют первоцветы. Самые любимые – это подснежники. СЛАЙД № 8
Подул ветерок и донес до нас их нежный аромат. Давай их понюхаем.
Дыхательная гимнастика . «Нюхаем цветочки».
--- Представим ,что наши ладошки – цветы. Поднесём их к носу. Вдыхаем глубоко носом. На выдохе говорим – «Ах!». Посмотри как я делаю. А теперь вместе.
- Молодец !
Пальчиковая гимнастика.
Третий признак - Ещё весной с юга прилетают птицы. Большими стаями они возвращаются в свои родные края.
Первыми прилетают грачи .СЛАЙД № 9
За ними прилетают скворцы, жаворонки ,гуси, утки, ласточки ,кукушки. Лес наполняется весенними песнями. Давайте сейчас полетаем, как птички.
Пальчиковая гимнастика .
Птички прилетели. - машем ручками
Травку пощипали – тянем каждый пальчик руки
Зёрнышки все съели - стучим указ. пальчиком по ладошке
В небо улетели – машем ручками
Птичка-птичка - разжимаем и сжимаем кулачки (по-очерёдно)
Вот тебе водичка - гладим пальчиками одной руки по ладошке другой
Вот тебе крошки - стучим пальцами по ладошке
На моей ладошке -машем рукой
-Умница! Хорошо получилось! Будем повторять – ещё лучше получится!
Музыкально-ритмические движения с шумовыми инструментами (бубном и ложками) муз. А. Теличеевой «Марш и бег» .Звукоподражание.
Четвёртый признак . Дикие животные просыпаются в лесу: медведь, ёжик, барсук СЛАЙД № 10
Зайцы меняют свои шубки с белых на серые.
Давай и мы сейчас сыграем на бубне и на ложках и представим ,что это в лесу идёт медведь и прыгают по веткам шустрые белки. На громкую музыку идёт медведь , а на быструю – прыгают белки!
4)Музыкально-ритмические с шумовыми инструментами (бубном и ложками) движения под музыку Тиличеевой «Марш и бег».
Молодец! Хорошо получилось!
Танцевальные движения .Музыка Л. Хизматуллиной «Весенняя плясовая» .
СЛАЙД № 11
Весне радуются и люди! Очень любят весну дети. Потому что можно тепло, солнышко ласково греет. Можно покататься на велосипеде и на роликах. Можно наблюдать ,как постепенно природа оживает, меняется!
--А ты хочешь танцевать? Мы с тобой станцуем танец «Весенняя плясовая».
Музыкально-ритмические движения .Музыка Л.Хизматуллиной
«Весенняя плясовая».
IV . Закрепление материала. Музыкальная сказка «Весна» муз.Е.Железновой.
Игра на шумовых музыкальных инструментах . СЛАЙД № 12
А сейчас мы с тобой расскажем сказку ,но не простую ,а музыкальную.
Рассказать нам её помогут шумовые музыкальные инструменты.
Как ты думаешь про что будет сказка ? … Верно. Сказка эта будет про весну!
Ты готова? Тогда начинаем.
Фонограмма Муз. сказки « Пришла весна» Е.Железновой
Обучающаяся слушает сказку и с помощью педагога играет на детских музыкальных инструментах.
-Катюшу разбудили яркие солнечные лучи. (звоним в колокольчик)
Ура, обрадовалась Катя! Можно идти гулять! (стучим в дер.ложки)
Катя вышла во двор и залезла на горку. (стучим палочкой по металлофону)
Она скатилась с горки, (проводим палочкой по металлофону)
И упала. (ударяем ладошкой по бубну )
Катя увидела дождевого червяка. Червяк выползал из земли. (проводим по ручке у деревянной ложки)
Катя встала на ноги и отряхнула юбочку. («стираем» полиетилен. пакет)
Катя увидела большую бабочку и побежала за ней. (стучим в дерев.ложки)
Бабочка села на желтые цветы, похожие на маленькие солнышки (ударяем в бубен)
«Мама очень любит цветочки!», - сказала Катюша и собрала целый букет. (звоним в колокольчик)
Мама обрадовалась весенним цветам и поставила их в вазу! (играем в дер.ложки)
- Умница! Замечательно получилось!
V. Подведение итогов занятия.
Занятие наше подходит к концу. И я хочу загадать тебе загадку
- Как ты думаешь, о каком времени года идет речь?
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко тепло ласкает.
--Правильно – весна!
Мы сегодня с тобой говорили о весне, о признаках весны , танцевали, играли - разбудили солнышко. СЛАЙД № 13
И давай сейчас сделаем солнышко с помощью пластилина !
Лучики его с белыми пятнышками , а мы сделаем лучи его яркими, горячими!
Пластилинография «Солнышко»».
Педагог предлагает обучающейся украсить солнышки шариками пластилина. К большому солнышку прижать большие шарики пластилина, к среднему солнышку прижать средние шарики пластилина, к маленькому солнышку прижать маленькие шарики пластилина.
-Молодец!
VI Рефлексия.
Похлопай в ладошки, и я пойму, что тебе понравилось это занятие.
( хлопает в ладоши).