СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Урок - исследование "Поверхностное натяжение, смачивание".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

За две недели до проведения урока ребята получают домашнее задание: провести в домашних условиях опыты по  поверхностному натяжению (из предложенных учителем или найденным в Интернете)и постараться объяснить их. На уроке проводятся опыты в группах, что позволяет лучше усвоить  теоретический материал

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Урок - исследование "Поверхностное натяжение, смачивание".»

" Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию." - М.Монтень.

КИТ 2013.

СМОТРИ

СЛУШАЙ

ФИЗИКУ

Только в физике соль !

ИЗУЧАЙ

КИТ 2013. Чуфенёва Н.И.

 03/28/2023  а  Урок – исследование  «Поверхностное натяжение и смачивание». . .  КИТ 2010.

03/28/2023

а

Урок – исследование

«Поверхностное натяжение и смачивание».

.

.

КИТ 2010.

Объяснение свойств жидкостей  с позиций МКТ. Малосжимаемы:   Сохраняют свой объём:   Обладают текучестью:  молекулы расположены так же близко, как в твёрдом теле. силы притяжения молекул достаточно велики. молекулы легко перемещаются по всему объему жидкости, ЗА 1 СЕКУНДУ МОЛЕКУЛА перескочит с места на место СТО МИЛЛИОНОВ РАЗ!

Объяснение свойств жидкостей с позиций МКТ.

  • Малосжимаемы:

Сохраняют свой объём:

Обладают текучестью:

молекулы расположены так же близко, как в твёрдом теле.

силы притяжения молекул достаточно велики.

молекулы легко перемещаются по всему объему жидкости, ЗА 1 СЕКУНДУ МОЛЕКУЛА перескочит с места на место СТО МИЛЛИОНОВ РАЗ!

 Вода! Ты непросто необходима для жизни –  ты и есть сама жизнь!  Антуан де Сент-Экзюпери

Вода! Ты непросто необходима для жизни –

ты и есть сама жизнь!

Антуан де Сент-Экзюпери

Опережающее домашнее задание. При подготовке к уроку провести домашние эксперименты. 1.Наполнить стакан до краёв водой и аккуратно опускать в него иголки, чтобы вода не выливалась. Наблюдать за изменением формы поверхности воды. Сфотографировать . Посчитать максимальное количество иголок, поместившихся в стакане с непролитой водой. 2. Попросить маму разбить куриное яйцо и отделить желток от белка. Поместить желток в стакан с солёной водой. Наблюдать, какую форму он принимает. Сфотографировать. Аккуратно слить воду и поместить желток на блюдце. Сфотографировать. Сделать вывод из наблюдений.

Опережающее домашнее задание.

При подготовке к уроку провести домашние эксперименты.

1.Наполнить стакан до краёв водой и аккуратно опускать в него иголки, чтобы вода не выливалась.

Наблюдать за изменением формы поверхности воды. Сфотографировать . Посчитать максимальное количество иголок, поместившихся в стакане с непролитой водой.

2. Попросить маму разбить куриное яйцо и отделить желток от белка. Поместить желток в стакан с солёной водой. Наблюдать, какую форму он принимает. Сфотографировать. Аккуратно слить воду и поместить желток на блюдце. Сфотографировать.

Сделать вывод из наблюдений.

Опережающее домашнее задание.  При подготовке к уроку провести домашние эксперименты 3.Налить в тарелку воды и аккуратно положить на её поверхность скрепку. Не получается? Вспомните жука – водомерку. Должно получиться! Сфотографировать  То же проделать с горячей водой. Сделать вывод. 4. Понаблюдать за каплями воды из крана: какой они формы? Вспомните форму ртути из разбитого термометра (специально не разбивать!) Сфотографировать  !  5.Составьте отчёт о проделанной работе. Подумайте, что объединяет наблюдаемые вами явления. Напишите о ваших размышлениях и помните, что всё на свете – физика!

Опережающее домашнее задание.

При подготовке к уроку провести домашние эксперименты

3.Налить в тарелку воды и аккуратно положить на её поверхность скрепку. Не получается? Вспомните жука – водомерку. Должно получиться! Сфотографировать

То же проделать с горячей водой. Сделать вывод.

4. Понаблюдать за каплями воды из крана: какой они формы?

Вспомните форму ртути из разбитого термометра (специально не разбивать!) Сфотографировать !

5.Составьте отчёт о проделанной работе.

Подумайте, что объединяет наблюдаемые вами явления. Напишите о ваших размышлениях и помните,

что всё на свете – физика!

Исследователи.

Исследователи.

Исследование Особого  состояния молекул поверхностного слоя жидкости . жми сюда!. жми сюда !. жми сюда!. . жми сюда жми сюда!. жми сюда!. жми сюда!.

Исследование Особого состояния молекул поверхностного слоя жидкости .

жми сюда!.

жми сюда !.

жми сюда!.

.

жми сюда

жми сюда!.

жми сюда!.

жми сюда!.

Ульянов Кирилл, Морозов Виталий, М - 10 В полный до краёв стакан воды поместилось 214 булавок!

Ульянов Кирилл, Морозов Виталий, М - 10

В полный до краёв стакан воды поместилось 214 булавок!

Опыты с желтком М – 13. Соларёва Ольга. Желток в воде круглый, а на тарелке почти плоский!

Опыты с желтком М – 13. Соларёва Ольга.

Желток в воде круглый, а на тарелке почти плоский!

М – 11 . Антонов Дима. Опыты с иголкой: не тонет!

М – 11 . Антонов Дима. Опыты с иголкой: не тонет!

Объяснение явление поверхностного натяжения Нижележащие молекулы «утягивают» молекулу с поверхности вниз . Поэтому жидкость стремится сократить свою поверхность!

Объяснение явление поверхностного натяжения

Нижележащие молекулы «утягивают» молекулу с поверхности вниз . Поэтому жидкость стремится сократить свою поверхность!

Объяснение явление поверхностного натяжения Расстояние между «поверхностными» молекулами меньше, чем внутри жидкости.

Объяснение явление поверхностного натяжения

Расстояние между «поверхностными» молекулами меньше, чем внутри жидкости.

Исследование формы капли.

Исследование формы капли.

Как образуется капля?

Как образуется капля?

Как образуется капля?

Как образуется капля?

Как образуется капля?

Как образуется капля?

Условие отрыва капли.

Условие отрыва капли.

Как образуется капля? Неужели круглая? Фото Анечки,  гр ЭП -10. Рождению каждой крупной капли сопутствует рождение еще одной маленькой капельки! Ее объем приблизительно в 1000 раз меньше объема первой капли, и мы ее часто не замечаем.

Как образуется капля? Неужели круглая? Фото Анечки,

гр ЭП -10.

Рождению каждой крупной капли сопутствует рождение еще одной маленькой капельки! Ее объем приблизительно в 1000 раз меньше объема первой капли, и мы ее часто не замечаем.

Почему растут сосульки? Почему растут сосульки?  Судьба маленькой капли, родившейся на сосульке, оказывается очень неожиданной. Возникнув, она не летит вслед за падающей большой, а, наоборот, начинает двигаться вверх, по направлению к сосульке. Иногда это движение оканчивается тем, что малая капля достигает сосульки и как бы поглощается ею, , немного переместившись вверх, поэтому сосулька растёт.

Почему растут сосульки?

Почему растут сосульки?

Судьба маленькой капли, родившейся на сосульке, оказывается очень неожиданной. Возникнув, она не летит вслед за падающей большой, а, наоборот, начинает двигаться вверх, по направлению к сосульке. Иногда это движение оканчивается тем, что малая капля достигает сосульки и как бы поглощается ею, , немного переместившись вверх, поэтому сосулька растёт.

Исследование направления силы поверхностного натяжения.

Исследование направления силы поверхностного натяжения.

Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения от примесей .

Исследование зависимости

коэффициента поверхностного натяжения от примесей .

ПАВы уменьшают поверхностное натяжение.

ПАВы уменьшают поверхностное натяжение.

Явления на границе жидкости с твердым телом. Смачивание -явление, возникающее при соприкосновении жидкости с твердым телом. Проявляется в искривлении поверхности жидкости .

Явления на границе жидкости с твердым телом.

Смачивание -явление, возникающее при соприкосновении жидкости с твердым телом. Проявляется в искривлении поверхности жидкости .

смачивание Смачивающая жидкость (вогнутый мениск)

смачивание

Смачивающая жидкость (вогнутый мениск)

несмачивание Несмачивающая жидкость (выпуклый мениск)

несмачивание

Несмачивающая жидкость (выпуклый мениск)

Птицы и нефть . Нефть смачивает птичьи перья, что ведет к гибели птиц. Вот почему нефть, разлитая по поверхности морских и речных вод, так вредна для фауны.

Птицы и нефть .

Нефть смачивает птичьи перья, что ведет к гибели птиц. Вот почему нефть, разлитая по поверхности морских и речных вод, так вредна для фауны.

Как пьёт кошка

Как пьёт кошка

Капиллярность Явление подъема или опускания жидкости в узких трубках, пустотах-капиллярах .

Капиллярность

Явление подъема или опускания жидкости в узких трубках, пустотах-капиллярах .

Исследование зависимости высоты поднятия жидкости в капиллярах от радиуса капилляров.

Исследование зависимости высоты поднятия жидкости в капиллярах от радиуса капилляров.

Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения от температуры … и считаем!

Исследование зависимости коэффициента поверхностного натяжения от температуры

и считаем!

Исследование зависимости поверхностного натяжения от температуры. Опыты со скрепкой в холодной и горячей воде: тонет, не тонет…

Исследование зависимости поверхностного натяжения от температуры.

Опыты со скрепкой в холодной и горячей воде: тонет, не тонет…

Высота поднятия горячей воды меньше, чем холодной. Фото Костина Виктора М-12

Высота поднятия горячей воды меньше, чем холодной.

Фото Костина Виктора М-12

Подведение итогов исследования  . Поверхностное натяжение – результат   взаимодействия молекул !  Благодаря поверхностному натяжению,  жидкость стремится принять форму   шара , имеющую минимальную площадь поверхности при данном объеме. на смачиваемых поверхностях капли жидкости обычно растекаются, а на несмачиваемых - принимают форму сплюснутых шаров. существуют капиллярные явления, с их помощью в клетки человека, животных и растений доставляется кислород и питательные вещества. ПАВы и  нагревание уменьшают поверхностное натяжение жидкости. существует капельный метод обнаружения коэффициента  поверхностного натяжения жидкости.

Подведение итогов исследования

. Поверхностное натяжение – результат

взаимодействия молекул !

Благодаря поверхностному натяжению,

  • жидкость стремится принять форму

шара , имеющую минимальную площадь поверхности при данном объеме.

  • на смачиваемых поверхностях капли жидкости обычно

растекаются, а на несмачиваемых - принимают форму сплюснутых шаров.

  • существуют капиллярные явления, с их помощью в клетки человека,

животных и растений доставляется кислород и питательные вещества.

  • ПАВы и нагревание

уменьшают поверхностное натяжение жидкости.

  • существует капельный метод обнаружения коэффициента поверхностного натяжения жидкости.
домашнее задание. Дмитриева В.Ф. Физика. Раздел 1. Глава 4. §4.3-4.4 Написать конспект «ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ» к следующему уроку .  Сделать авторскую презентация к уроку.  Подготовиться к лабораторной работе  «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды.».

домашнее задание.

  • Дмитриева В.Ф. Физика. Раздел 1. Глава 4. §4.3-4.4
  • Написать конспект «ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ» к следующему уроку .

  • Сделать авторскую презентация к уроку.

  • Подготовиться к лабораторной работе
  • «Определение коэффициента поверхностного натяжения воды.».
Рефлексия!

Рефлексия!

Формирование компетенций ОК 2 . Организовывали свою деятельность, выбирали методы и способы выполнения задач, оценивали их эффективность и качество. ОК 3 . Принимали решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несли за них ответственность.   ОК 4 . Осуществляли поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач,  и личностного развития.  ОК 5 . Использовали ИКТ в деятельности. ОК 6 . Работали в коллективе и в команде, эффективно общались с членами команды.   ОК 7 . Брали на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий. ОК 8.   Занимались самообразованием. ОК 9 . Ориентировались в условиях частой смены технологий деятельности.

Формирование компетенций

ОК 2 . Организовывали свою деятельность, выбирали методы и способы выполнения задач, оценивали их эффективность и качество.

ОК 3 . Принимали решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несли за них ответственность.

ОК 4 . Осуществляли поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач,

и личностного развития.

ОК 5 . Использовали ИКТ в деятельности.

ОК 6 . Работали в коллективе и в команде, эффективно общались с членами команды.

ОК 7 . Брали на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

ОК 8.   Занимались самообразованием.

ОК 9 . Ориентировались в условиях частой смены технологий деятельности.

Спасибо за внимание!!!   Желаю всем здоровья и творческих успехов !

Спасибо за внимание!!!

Желаю всем здоровья и творческих успехов !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!