СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «упражнения, как эффективный метод формирования основных исполнительских приёмов начинающего пианиста»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «упражнения, как эффективный метод формирования основных исполнительских приёмов начинающего пианиста»»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«УПРАЖНЕНИЯ, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ПРИЁМОВ

НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА»

Автор: Педагог дополнительного образования МБУ ДО «СМШ» Галактионова М.А.


Данная методическая разработка выполнена на основе личного практического опыта работы педагога по классу фортепиано Галактионовой М.А., в которой рассматриваются упражнения как один из наиболее эффективных методов формирования игрового аппарата и базовых исполнительских приемов начинающего пианиста.





Пояснительная записка.

Целью настоящей методической разработки является подбор и описание упражнений, направленных на формирование основных исполнительских умений и навыков, приемов звукоизвлечения на начальном этапе обучения в классе фортепиано, а также с целью повышения интереса учащихся к обучению и облегчения процесса овладения исполнительскими приемами.

Актуальность данной методической работы заключается в том, что упражнения подобраны и изложены с учетом возрастных особенностей восприятия детей 6-7- лет.

Методическая разработка может быть полезна для начинающих педагогов ДШИ, музыкальных студий, студентов музыкальных колледжей.



Содержание:
  1. Введение 3

  2. Посадка за инструментом… 4

  3. Гимнастика 7

  4. Упражнения на постановку рук… 8

  5. Упражнения на развитие пальцев 8

  6. Упражнения за инструментом… 9

  7. Заключение… 16

  8. Список литературы 17


Введение.

Первые два года обучения пианистов являются особым периодом их школьной жизни, где создаётся своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству и имеющему большое воспитательное значение, и закладываются основы для будущего общего музыкального развития детей.

Г. Нейгауз отмечал: "Учитель игры на любом инструменте... должен быть прежде всего учителем музыки, т.е. её разъяснителем и толкователем. Особенно это необходимо на низших ступенях развития учащихся: тут уже совершенно неизбежен комплексный метод преподавания, т.е. учитель должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио... и игры на фортепиано".

Главным положением в комплексе начального этапа обучения является соединение общего музыкального воспитания с исполнительским обучением.

Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребёнком грамоты. Именно в этот период, на первых занятиях, педагог знакомит ученика с инструментом (его механическим устройством, принципом звукообразования и звукоизвлечения), происходит первое знакомство с понятием "культура звука" (закладываются основы звукоизвлечения, прививается умение не стучать по клавишам, а извлекать красивый, певучий звук). Первые занятия, в большей степени, представляют для ученика слушание различной музыки, в ходе которого ребёнок знакомится с основными жанрами музыки - песней, танцем, маршем, учится различать характер музыки, получает представление о том, что музыка отображает окружающий мир благодаря своим особенным средствам выразительности. Таким образом, происходит знакомство с понятиями лад, мелодия, аккомпанемент, гармония, ритм, динамика, темп и др., а также с такими понятиями, как звуковысотность, регистры, одноголосие-многоголосие и др.

Обучающиеся должны знать, что исполнение художественного произведения, пусть и самого небольшого и легкого, является передачей смысловой сущности во всей полноте художественных образов, выявлением музыкальными средствами человеческих мыслей, чувств и переживаний. В музыке это можно сделать с помощью выразительных средств звучания, и это звучание нужно найти. Способами и средствами являются: с одной стороны яркость и точность музыкальных представлений, с другой стороны – система исполнительских умений и навыков.



Художественное исполнение требует:


  1. Правильной, удобной посадки, постановки рук;


  1. Правильного звукоизвлечения с помощью правильной организации движения рук от плеча до кончиков пальцев;


  1. Собранности руки и готовности к взятию того или иного звука, координации обеих рук;


  1. Правильного переноса рук по клавиатуре;


  1. Экономичность и пластичности движений руки и независимости пальцев;


  1. Точного соблюдения приёмов звуковедения (легато, стаккато, портаменто, а также различных штрихов, лиг и т.п.).


  1. Выполнения правильной аппликатуры;


  1. Правильного чёткого ритма.


Все указанные умения и навыки должны служить достижению художественного исполнения, основой которого является характер и окраска звучания со всеми тонкостями и многообразием. Рассмотрим некоторые из этих вопросов, имеющих связь с первоначальными приёмами игры на фортепиано.


Посадка за инструментом.

Решающее значение для освоения всех навыков игры на фортепиано, имеет правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех движений рук обучающегося и сохранять необходимую свободу во время исполнения. Садиться нужно обязательно против середины клавиатуры (примерно до-ре первой октавы). Ориентироваться можно по расположению педалей.


Сидеть нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком близкая к клавиатуре посадка будет стеснять движения рук. Нельзя сидеть слишком далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в вытянутом состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук. Посадка должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом будут

слегка отодвинуты от корпуса.



Хорошо помогает обеспечить правильность посадки по высоте, стул с изменяющейся регулируемой высотой. При отсутствии такого стула нужно применять подкладки для сидения. Сидеть нужно на половине стула, чтобы корпус мог свободно наклоняться вперёд, назад, вправо и влево. Это создаёт благоприятное условие для использования в игре всей клавиатуры. Важно следить за тем, чтобы ученик не сидел на кончике стула, так как это мешает его необходимой устойчивости и опоры (опоры при игре на фортепиано в основном в стуле и в ногах). Поэтому очень маленьким детям, обучающимся игре на фортепиано, необходимо под ноги ставить скамейку-подставку.


Постановка рук

Огромный диапазон возможностей звучания фортепиано, разнообразия динамических и агогических оттенков исполнения, различных технических приёмов, требуют от рук определённой эластичности, обеспечения координации всех частей руки. Движения руки должны быть просты и экономичны, они должны содействовать наиболее выразительному исполнению.


Такими являются основные правила постановки руки:

  1. Рука должна быть лишена всякой скованности, свободна от плеча до кончиков пальцев. В то же время недопустимы расхлябанность и вялость. Образно говоря, рука не должна быть «палкой», но и не должна быть

«тряпкой». На клавиатуру нужно ставить всю руку от плеча, держа её кругло, так, чтобы локоть был слегка отведён от корпуса и был на одном уровне с клавиатурой или чуть выше.

  1. При соприкосновении с клавишами пальцы должны быть слегка округлыми, но не скрюченными. Подушечка пальца соприкасается с поверхностью клавиши и хорошо её чувствует. При этом не следует ни отпускать, ни поднимать лучезапястный сустав. Рука должна быть в естественном положении

– это можно показать ученику, предложив ему посмотреть на руки, спокойно лежащие на коленях; в этом положении руки всегда в кисти принимают правильное положение.

  1. Пальцы должны лежать на поверхности клавиш, располагаясь достаточно близко друг к другу, но не «склеиваться». При этом 2,3,4 пальцы стоят на одной линии, ближе к чёрным клавишам, 5-й палец ставится ближе к краю клавиши. А 1-й палец соприкасается с клавишей боковой поверхностью.

  2. Перенос руки с клавиши на клавишу на любое расстояние должен быть свободным, осуществляться одним движением, целенаправленно и экономично.



  1. Первые приёмы игры на фортепиано состоят из наиболее простых и ясных движений. Лучше начинать игру с приёма нон легато, тренируя последовательно каждый из пальцев: 3-2-4. Первый и пятый палец можно ставить одновременно, в интервале квинты, между 1-м и 5-м пальцем три белых клавиши. При этом нужно добиваться, чтобы ученик не «бросал» руку, а всегда аккуратно «ставил» её на клавиши и отпускал клавиши до дна.

  2. При переходе приёма легато (не слишком задерживаясь на изучении нон легато) необходимо добиваться мягкого, без толчков «переступания» с пальца на палец, связного певучего звука.

  3. Приём стаккато следует осваивать по возможности позже: слишком ранняя игра стаккато вызовет напряжённость и зажатость руки.

  4. Координация слухового восприятия и звукоизвлечения, необходима уже на раннем этапе обучения маленького пианиста. Для этого всегда во время урока нужно обращаться к музыкальному слуху начинающих, воспитывать умение представить звучание и стремиться получить желаемый результат.

  5. При игре пальцы должны быть активными, необходим небольшой размах пальца перед опусканием его на клавишу, не допуская большой, резкий подъём, который будет вызывать ненужную фиксацию руки.


Один из главных принципов, который я использую в своей работе с начинающими пианистами, заключается в том, что ребёнку должно быть интересно и легко то, чем он занимается. Специфика обучения детей младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. Наиболее важным из них является преобладание образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к одушевлению всего видимого и слышимого. Учитывая тот факт, что основной вид детской деятельности - игра, я стараюсь на начальном этапе обучения придерживаться игровых методов, которые во многом облегчают ребёнку освоение игры на инструменте, что в свою очередь, добавляет интереса к занятиям музыкой и создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу. Используемые мною методы включают беседы с учеником о прослушанном произведении, прочтение (или придумывание) музыкальных сказок, сюжетов, сочинение (часто совместно с ребенком) подтекстовок к разучиваемым мелодиям, пьесам, использование упражнений как звуко-речевой игры, освоение ритмических рисунков в игровой форме и др. Урок, как правило, проходит в форме диалога, что способствует развитию музыкально-образного мышления, поддерживает интерес ребёнка к занятиям.



Известно, что мастерство не возможно без владения определенными техническими приемами игры на инструменте. Путь к технически качественному исполнению на фортепиано труден тем, что начинается с раннего детства – здесь не обойтись без регулярных продолжительных упражнений, главной целью которых является дифференцированное владение частями пианистического аппарата, поэтому переоценить важность и значимость упражнений очень сложно.

Часто слово «упражнение» не вызывает энтузиазма у детей, ассоциируется с чем-то скучным, неинтересным. Я стараюсь превратить работу над упражнениями в игру. Рука (кисть) сравнивается с «парашютиком», купол которого прилетает на клавишу. Параллельно ребёнку объясняется устройство всего сложного механизма игрового аппарата, который включает лопатку, плечо, предплечье, запястье, кисть, ладонь, пальцы, фаланги пальцев, подушечки пальцев.

Главной задачей «донотного» периода является накопление музыкальных впечатлений и некоторого практического опыта игры на инструменте. В этот период, по точному определению А.Д. Артоболевской, начинается «лепка рук». Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, почувствовать свободные, естественные движения, ненапряженное состояние рук и всего организма. Большую помощь в этом может оказать специальная гимнастика для различных групп мышц. Она помогает устранить зажатость, которая довольно часто возникает у детей, начинающих заниматься фортепиано.


Гимнастика

Вначале даются несколько упражнений, помогающих ребенку

«почувствовать» свои руки, их вес, пластичность и свободу. Все движения, которые должен выполнить ученик во время гимнастики, описаны в стихах, прилагаемые к упражнениям.

«Буратино». Упражнение на раскрепощение мышц шеи, плечевого пояса, рук. Ребенок стоит, подняв руки вверх, руки его напряжены, ведь в настоящий момент он - деревянный человечек. Затем начинается освобождение «по частям». Сначала расслабляются пальцы, потом руки до кисти, потом до локтя, и, наконец, вся рука падает вниз, свободная и тяжелая.

«Лебедь». Мышцы спины, груди, плечевого пояса играют важную роль в работе пианиста. Они укрепляют и уравновешивают плечевой сустав, удерживают руку на нужном уровне, направляют ее. Упражнение способствует выработке правильной осанки, развивает пластику руки в движении.



«Волшебный круг», «Радуга». Эти упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до кончика пальца. Рисуем в воздухе закругленные линии - радугу, горы, волшебный круг - поочередно разными пальцами, ощущая палец, как продолжение руки.

«Художник». Используется также метод рисования в воздухе. Кисть совершает мелкие вращательные движения, которые освобождают ее и делают более гибкой.

Упражнения на постановку руки.

«Зонтик». Правую руку “повесить" на второй палец левой руки. Пальцы правой руки свободные, как будто по ним стекает вода. Рука поддерживается не только мышцами спины, но мышцами плеча. Такая поддержка регулирует вес руки, придает ей упругость и легкость.

«Паучки пошли в поход». Расскажите, как паучок несет тяжелый рюкзак и, пройдя пятью лапками (все пальцы подряд), осторожно отдает второму паучку. Так они и ходят, передавая, друг другу «тяжесть». Ребенок переносит

«тяжесть» из пальца в палец, из руки в руку.

«Лифт» (вертикальное). Ребенок поочередно поднимает и опускает руки. Сравните с движениями двух лифтов в доме. Усложняйте упражнение в следующем порядке: руки опускаются на расслабленные кулачки, затем на все пальцы, на 1 и 5 пальцы, и наконец, на каждый палец отдельно.

Упражнения на развитие пальцев.

«Киска». Упражнение развивает чувствительность кончиков пальцев. Правильно выполняя его, ребенок поймет, что такое освобождение руки. Рука спокойно лежит на крышке стола, слегка опираясь на подушечки полусогнутых пальцев. Рука свободная и мягкая, как лапка спящего котенка. Но вот киска проснулась, потянулась, выставила свои острые коготки. Пальцы с усилием скользят по крышке стола, принимая веерообразное горизонтальное положение. Все мышцы руки напряжены. Затем пальцы принимают первоначальное положение, рука вновь освобождается.

«Игра в гости». Упражнение - игра, состоит из двух частей. Большой палец-хозяин, все остальные - гости, приглашенные на праздник. В первой части упражнения изображается приход гостей. Гости здороваются с хозяином: все пальцы по очереди плотно соприкасаются с первым подушечками, как бы целуются. Вторая часть упражнения - уход гостей. Гости прощаются с хозяином - кланяются. Каждый палец по отдельности надо согнуть так, чтобы достать кончиком до тыльной стороны ладони. Это



упражнение развивает чувствительность подушечек пальцев, а также независимость и самостоятельность пальцев.

«Крокодильчики». Упражнение в занимательной форме знакомит ребенка с цифровым обозначением каждого пальца / 1,2,3,4,5 /. Рука спокойно лежит на твердой поверхности. Каждый палец изображает крокодильчика, который зевает, разморившись на солнышке. Пальцы, длинные и прямые, по очереди поднимаются вверх как можно выше (крокодильчики зевают). Поднимается каждый раз только один палец, все остальные плотно прижаты к столу. Упражнение можно делать двумя руками вместе, поднимая параллельные пальцы, или, для развития координации, разные. Например: 2 палец на правой и левой руках, 3 палец на левой руке и

5 палец на правой и так далее. «Приказы» пальцам может отдавать как учитель, так и сам ученик. Это упражнение можно использовать и как упражнение на внимание.

«Марширующие гномы». Пальцы «шагают», как гномы шагают ножками. Работают 2 и 3 пальцы, 2 и 4, 3 и 1,-2 и 1, 2 и 5, 3 и 5, 1 и 5, 4 и 3. Расскажите историю о забавных гномах, которые шагают ножками, сидя на стульчиках. Предложите ребенку тоже так попробовать. Обратите внимание на движения его тела: ноги шагают, колени согнуты, а сидит он спокойно, не подпрыгивая. Теперь ученику понятно, что кисть остается в спокойном состоянии, а двигаются только согнутые пальцы.

«Машинка» (выполняется горизонтально).

I вариант. Ребенок водит маленькую игрушечную машинку то влево, то вправо (передний ход, задний ход). Следите, чтобы впереди шел кистевой сустав и вел за собой пальцы, держащие игрушку.

II вариант. Разделите стол на две части (дорога для левой руки, дорога для правой). До линии машинку следует вести левой рукой, затем плавно перехватить правой и вести по второй половине стола, выполнить движения и т.п.


Упражнения за инструментом.

«Радуга-дуга». Дуговое движение над клавиатурой с последующим погружением в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Играть отдельно правой рукой вверх, левой - вниз, 3 пальцем, на белых и черных клавишах. Руки переносятся широким дуговым движением, спокойно и плавно.






«Пчелка и шмель». Дуговые отрезки более короткие, в октаву. Звук извлекается 3 пальцем. Перед ребенком должен возникнуть образ пчелки, которая легко перелетает с цветка на цветок (с клавиши на клавишу), а шмель- тяжелый и пушистый. Нежные цветы гнутся под его тяжестью. Звуки берутся глубоко, с ощущением " дна" клавиши.







«Листопад». Упражнение на извлечение одного звука разными пальцами. Движения рук плавные, напоминающие полет осенних листьев. Упражнение выполняется медленно, без суеты, сначала одной рукой, потом другой. В момент звукоизвлечения ребенок должен почувствовать, как вес руки передается от спины к кончику пальца и через него – клавише.

Задача упражнений нон легато и легато-воспитание игрового ощущения опоры на клавиатуру, контакта с клавиатурой, стремления с самого начала добиться певучести и наполненности звучания.






«Наша Таня». Исполнять 2-3 пальцами (затем всеми парами пальцев), как бы переступая, мягко погружаясь «до дна» клавиши. Поднимать отыгравший палец также следует мягко, не спеша. Кисть и запястье должны быть гибкими, дающими возможность хорошо ощущать перенос опоры с одного пальца на другой.





«Уронили мишку». Четырехпальцевые последования от левой руки к правой и наоборот, воспитывают слуховое внимание, необходимое при передаче голосоведения от одной руки к другой.



«Кот». Четырезвучное последование, исполняется двумя вариантами аппликатуры-сначала со 2-го, затем с 1-го. Правая рука играет вверх, левая- вниз. Следующий этап - игра от одного звука в противоположном движени





«Как по снегу». Пятипальцевое последование. Попутно ученик осваивает объединяющие движения, при которых кисть слегка отводится к 5 пальцу.




«Щенок». Упражнение исполняется всеми парами пальцев, в разных вариантах. Развивает независимость всех пальцев, особенно 3-4 и 4-5 пальцы.






«Кот-обормот». Сочетание мелодического движения по звукам трезвучия с поступенным нисходящим. Подготовка к игре аккордов, арпеджио.






Упражнения для 1 пальца.

Для правильной работы 1-го пальца, для его подвижности и самостоятельности полезно делать упражнения вне клавиатуры:

  1. круговые движения пальца вокруг своей оси в одну сторону, затем в другую;

  2. движение пальцем по горизонтали и по вертикали;

  3. соединять поочередно 2 палец левой руки и 1 палей правой руки и, перебрасывая через них вверх, соединить 1 палец левой руки и 2 палец павой руки (позднее перебрасывать пальцы вниз). Движение повторять многократно, сначала не спеша, постепенно ускоряя темп упражнения.

Упражнения для 1 пальца на инструменте:




Упражнения на стаккато.

«Кузнечик». Упражнение имитирует прыжок кузнечика, способствует выработке кистевого стаккато. Исполнять всеми парами пальцев, начиная с 2-1.




«Кап-кап». В этом пятипальцевом последовании сочетаются кистевое стаккато с легким пальцевым.




«Кто стучится?». В упражнении сочетаются пальцевое стаккато с полетным кистевым движением.





«Ёжик». Упражнение представляет собой репетиции по ступеням гаммы, развивает независимость, подвижность пальцев при свободном запястье. Исполняется двумя вариантами аппликатуры - 1-2-3-4, и 2-3-4-5. По мере прикосновения каждого пальца кисть плавно сдвигается в сторону (правая- вправо, левая –влево).








Заключение.

Современная русская педагогика рассматривает упражнения как важное и эффективное средство для технического воспитания и развития ученика. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее концентрированном виде формировать и развивать начинающих пианистов, работать над основными фактурными формулами, над самым ядром пианистических трудностей, что способствует рационализации и оптимизации процесса обучения.

Радость – единственная жизненная энергия, которая везде и всегда работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего, она нужна в детской педагогике. Можно весело и радостно учить детей труднейшим вещам. Считая при этом количество «выработанной» в процессе обучения радости главным педагогическим успехом.



Список литературы:



    1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано/А.Д.Алексеев. – М.,

1988.

    1. Артобалевская А.Д. первая встреча с музыкой. Учеб. Пособие. М.:

«Советский композитор», 1990 г.

    1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию –Л.: Советский композитор, 1973.

    2. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.

– М.: Классика – ХХI, 2002.

    1. Дельнова В.В. «Развитие фортепианной техники в младших классах музыкальной школы», М., 1972.

    2. Крюкова В.В. «Музыкальная педагогика».Феникс, Ростов-на-Дону, 2002.

    3. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», М., Музыка, 1987.

    4. Смирнова Т.Н. «Allegro, фортепиано, интенсивный курс. Методические рекомендации», изд-во ЦСДК, М., 1999.

    5. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста», М., Советский композитор, 1989.

    6. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано»/Г.М.Цыпин. - М., 1988.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!