| ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского» |
Методическая разработка учебного занятия
учебной дисциплины
география
по специальности: _08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий исооружений
(код, наименование специальности/профессии)
Курс 1 Семестр 1
Разработчик:
Мальшакова Валентина Васильевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского»
Брянск
2019
Технологическая карта учебного занятия
Учебная дисциплина:___география
Тема: Общая характеристика хозяйства Зарубежной Европы.
Вид занятия (тип урока): ____изучение нового материала
Форма проведения: групповая работа
Цели учебного занятия:
Образовательная:
-Показать типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, структуру и основные промышленные районы региона.
Развивающая:
-Развивать мировоззренческую идею « Европа - общий дом» всех европейцев, где география и история тесно связали между собой судьбу десятков стран и народов.
-Продолжить формирование географических умений: анализировать карты, статистические -материалы, составлять схемы.
-Продолжать формирование общеучебных умений: анализировать текст, сравнивать и обобщать, слушать, рецензировать, составлять краткие характеристики.
Воспитательная:
- Воспитание способностей работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- Воспитание профессиональной, информационной культуры.
Место проведения: _____кабинет ОБЖ, географии, №305_
Группа: _____9с-11
Оснащение: ___ Учебник: В.П.Максаковский, География _ 10, Атласы, Политическая карта мира, раздаточный материал.
Информационные средства обучения: ______Компьютер_____________
Обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:___ осуществлять поиск и анализ информации, нобходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития__________________
Хронокарта занятия:
ЭТАП 1 (5мин)
Организационный момент
-приветствие
-демонстрация готовности к занятию
-запись отсутствующих
-Реализация позитивного настроя на урок
ЭТАП 2 (15 мин)
Проверка Д.З.
ЭТАП 3 (60мин)
Сообщение новых знаний
Деятельность студентов
1. Самостоятельно изучают новый материал, составляют опорный
конспект. Работа в группах.
Деятельность преподавателя
1. Показываю и комментирую слайды презентации.
2.Нацеливаю обучающихся на самостоятельную работу:
– ознакомиться с новым материалом;
– составить опорный конспект
3.Формулирую задания, провожу дискуссионную беседу .
ЭТАП 4 (10мин)
Подведение итогов занятия
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Проверка Д.З.
В рабочей тетради обучающиеся письменно отвечают на вопросы:
-В населении З. Европы преобладают народы языковой семьи...
-Крупнейший мегалополис материковой части Европы...
-Господствующая религия в З. Европе...
-Средняя плотность населения… чел. на 1 км. кв.
-Средний уровень урбанизации
-Для стран З. Европы характерны… темпы роста населения.
-Особенности демографической ситуации в странах З. Европы: (выбрать правильное утверждение)
-Растущая доля молодёжи в населении.
-Снижающий коэффициент смертности населения.
-Низкие показатели естественного прироста, а в некоторых странах убыль населения.
-Наибольшая доля пожилых людей.
-Преобладание мужского населения над женским населением..
3. Изучение нового материала. Работа в группах.
Вводное слово учителя: 3apyбежная Европа как целостный регион занимает лидирующее место в мировом хозяйстве по размерам промышленного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.
Зарубежная Европа на карте мира
Её хозяйственному развитию способствуют следующие факторы:
выгодное экономико-географическое положение (в первую очередь речь идёт о приморском положении большинства государств);
обеспеченность высококвалифицированными кадрами рабочей силы;
высокий уровень транспортного обеспечения;
развитие интеграционных процессов между странами региона.
Мы сегодня должны выявить типичные черты хозяйства стран Зарубежной Европы, структуру и основные районы промышленности региона.
Работать вы будете самостоятельно в группах. Для выполнения работы учащиеся делятся на группы и получают задание и инструкцию по работе.
В общей структуре европейской экономики преобладают промышленность и сфера услуг.
Инструкция по работе для 1 группы
Цель работы: выявить отрасли «авангардной тройки» З. Европы, крупнейшие районы этих отраслей.
Задание:
-Какие отрасли относятся к «авангардной тройке»? Что называется отраслью международной специализации?
-Дайте краткую характеристику отраслям «авангардной тройки» Зарубежной Европы в виде таблицы. Выделите следующее:
название отрасли;
на что ориентируется отрасль;
крупнейшие районы и узлы данной отрасли
-Заполните таблицу, сделайте вывод об общих и отличительных особенностях отраслей и их роли для всего региона.
-Проверьте себя.
-Сделайте общий вывод; в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
-Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Доп. материал:
В промышленности лидируют машиностроение (особенно – автомобильное), химическая промышленность, топливно-энергетическое хозяйство и металлургическая промышленность. Нельзя не сказать, что зарубежная Европа – крупнейший мировой финансовый центр.
Машиностроение является основной отраслью промышленности стран зарубежной Европы, которая является eгo родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 eгo экспорта. Развитие отрасли ориентируется на высококвалифицированные трудовые ресурсы, научную базу и развитую транспортную сеть. Более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные. Лидируют в машиностроении: ФРГ, Франция, Великобритания, Нидерланды.
Основной отраслью машиностроения является автомобилестроение (особенно выпуск легковых автомобилей). Самые известные производители автомобилей – Германия («Фольксваген», «БМВ», «Опель»), Франция («Рено», «Ситроен», «Пежо»), Италия («Фиат», «Альфа-Ромео», Феррари»), Швеция («Вольво»).
Грузовые автомобили производятся на заводах Чехии, Болгарии, Румынии. Автобусы выпускаются в Швеции, Венгрии. Важной отраслью современного машиностроения является авиастроение. Оно развито в Великобритании, Франции. Производством морских судов славятся ФРГ, Швеция, Финляндия, Польша.
Производство морских судов
Химическая промышленность в Европе занимает второе место после машиностроения. Отрасль развивается на базе как собственного, так и импортного сырья: угля, нефти, газа. Поэтому предприятия размещены как в районах добычи сырья, так и на побережье.
Химия органического синтеза и полимеров, нефтехимия развиты во Франции, ФРГ, Италии, Нидерландах, Бельгии, Великобритании.
Производства органического синтеза и полимеров
Минеральные удобрения производят на заводах Франции, ФРГ. Традиционной для Европы стала фармацевтическая промышленность. Всемирную известность приобрели фармацевтические фирмы Швеции, Швейцарии, ФРГ, Болгарии.
Топливно-энергетический комплекс. На собственном сырье развивается угольная промышленность Германии, Франции, Великобритании, Польши. Свои месторождения нефти и газа на шельфе Северного моря разрабатывают Великобритания и Норвегия. Однако большинство стран Европы импортируют энергоресурсы из района Персидского залива, Африки и России.
Западная Европа – район развитой атомной энергетики. АЭС работают во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Швеции, Словакии. Страны Скандинавии большую долю электроэнергии получают за счёт ГЭС. В последнее время строятся преимущественно более экологически чистые источники энергии. Так, в Италии и Исландии используется геотермальная энергия. ПЭС используются во Франции и Норвегии. Дания, Нидерланды и ФРГ собираются заложить искусственный остров в Северном море для выработки ветровой энергии.
Европейская металлургия сформировалась ещё в конце XVIII века, как базовая отрасль промышленного переворота, обеспечивающая сырьём машиностроение.
Чёрная металлургия получила развитие в странах, традиционно располагающих металлургическим сырьём. Это ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и другие. В последние годы в этой отрасли наблюдается сдвиг к портам. Во второй половине ХХ века такие страны как Италия, Нидерланды, ФРГ, Франция переориентировали своё производство на более дешёвое импортное сырье.
Важнейшие отрасли цветной металлургии — алюминиевая и медная промышленность. Алюминий производят на базе собственных бокситов во Франции, Италии, Венгрии, Румынии, Греции. А на базе дешевой электроэнергии развивается производство алюминия в Норвегии, Швейцарии, Австрии и Германии. Производство меди сосредоточено в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Сербии.
Страны-лидеры по производству меди
Инструкция по работе для 2 группы
Цель работы: выявить уровень развития лёгкой, лесной промышленности, крупнейшие районы и узлы этих отраслей.
Задание:
-Что называется отраслью международной специализации?
-Дайте краткую характеристику лёгкой, лесной промышленности Зарубежной Европы. Выделите следующее:
на что ориентируется отрасль
название отрасли;
крупнейшие районы и узлы данной отрасли в странах Зарубежной Европы.
-Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей и их роли для всего региона.
-Поверьте себя.
-Сделайте общий вывод, в выводе укажите уровень развития данных отраслей.
-Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Доп. материал:
Лесная промышленность, ориентирующаяся прежде вceгo на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный «лесной цех» региона.
Лёгкая и пищевая промышленность представлены практически во всех странах Европы, хотя с заметными различиями в специализации. Безусловным законодателем мировой моды является Франция. Италия выделяется производством шерстяных тканей и обуви (первое место в мире по производству на душу населения). Для некоторых стран Европы пищевая промышленность является не только традиционной, но и отраслью специализации в географическом разделении труда. Виноделием славятся Франция, Венгрия, Испания, Болгария. Швейцарский шоколад считается самым лучшим в мире. Нидерланды, Франция, Швейцария и Италия – известные производители сыров, а Исландия, страны Балтии – рыбных консервов.
Инструкция по работе для 3 группы
Цель работы: выявить уровень развития сельского хозяйства Зарубежной Европы, крупнейшие районы.
Задание:
-Что такое «товарное и потребительское сельское хозяйство»?
Дайте краткую характеристику сельскому хозяйству:
три основных типа сельского хозяйства:
Специализация североевропейского, среднеевропейского, южноевропейского типов сельского хозяйства;
крупнейшие сельскохозяйственные районы.
Заполните таблицу, сделайте вывод об уровне развития отраслей сельского хозяйства и их роли для всего региона.
Проверьте себя.
Сделайте общий вывод, укажите уровень развития отраслей сельского хозяйства.
Выберите выступающего, который представит результаты вашей работы и заключительные выводы.
Доп. материал:
Агроклиматические условия Европы на большинстве территорий благоприятны для развития сельского хозяйства. В структуре отрасли наблюдается зависимость от уровня экономического развития. У развитых стран лидирует животноводство, у более отсталых стран – растениеводство. После Второй мировой войны произошли изменения в системе землепользования и землевладения. На смену мелкотоварным универсальным крестьянским хозяйствам пришли крупные высокопродуктивные специализированные хозяйства, входящие в систему агробизнеса.
Под воздействием природных и исторических условий в регионе сложились три основных типа сельского хозяйства: североевропейский, среднеевропейский, южноевропейский.
Североевропейский тип распространён на территории Великобритании и Скандинавском полуострове. Здесь разводят крупный рогатый скот молочного направления и выращивают кормовые культуры. На побережье развито рыболовство.
Страны среднеевропейского типа (Франция, ФРГ, Швейцария) выращивают КРС мясного и мясомолочного направления, развивают свиноводство, овцеводство и птицеводство. Значительная, а иногда и преобладающая часть пахотных земель занята кормовыми культурами.
Для южноевропейского типа характерно значительное преобладание растениеводства. Хотя главное место в посевах занимают зерновые культуры, международная специализация Южной Европы определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, орехов, табака, эфиромасличных культур. Побережье Средиземного моря – главный «сад Европы».
Инструкция по работе для 4 группы
Цель работы: выявить уровень развития транспорта, науки, финансов, отдыха и туризма З. Европы.
Выделить крупнейшие районы этих отраслей.
Задание:
-Вспомните различия в транспортной системе.
-Проанализируйте карту:
сделайте вывод об обеспеченности транспортной сетью З. Европы, подтвердите статистическими данными;
-Определите роль науки и финансов, крупнейшие финансовые центры;
-Почему З. Европа является главным районам международного туризма?
-Сделайте вывод о развитии этих отраслей. Заполните таблицу
-Проверьте себя.
-Обсудите вывод, выберите выступающего, который представит результаты работы и сделает выводы.
Доп. материал:
Транспортная система этого региона развита хорошо. По обеспеченности территории транспортными путями занимает первое место в мире. Сравнительно небольшие расстояния стимулировали развитие автомобильного транспорта, который теперь играет главную роль в перевозках не только пассажиров, но и грузов. Сеть железных дорог в большинстве стран сокращается.
Главные широтные трансевропейские магистрали проходят следующим образом: Брест – Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва, Лондон - Париж – Вена – Будапешт – Белград – София – Стамбул.
Большое значение для региона имеет речной транспорт. Оно поднялось после ввода в эксплуатацию водного пути Рейн – Майн – Дунай.
Порт на Рейне Дуйсбург (Германия) – самый крупный по грузообороту речной порт мира. Европа находится на перекрёстке мировых морских транспортных путей. Это способствует развитию в регионе морского транспорта. Роттердам (Нидерланды) занимает первое место по грузообороту среди морских портов Европы.
Роттердам
Грузооборот Роттердамского порта составляет около 300 млн. тонн в год. Другими крупными морскими портами являются Марсель, Лондон, Гамбург, Антверпен, Генуя.
Крупнейшие аэропорты зарубежной Европы – Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне.
Западная Европа – хороший пример того, как даже крупные естественные преграды перестают быть непреодолимым препятствием для транспортных связей. Многочисленные железные, автомобильные дороги и трубопроводы пересекают Альпы. Паромные переправы связывают берега Балтийского, Северного, Средиземного морей. Автодорожные мосты перекинуты через Босфор, через Большой Бельт и Эресунн. Завершён "проект века" – сооружение железнодорожного тоннеля через пролив Ла-Манш.
Тоннель через пролив Ла-Манш
Наука и финансы: технопарки, технополисы и банковские центры.
Зарубежная Европа является одним из главных центров развития науки. В регионе возникло много научно-исследовательских парков, технополисов. Самые крупные из них находятся в окрестностях Кембриджа (Великобритания), Мюнхена (Германия). На юге Франции, в районе Ниццы, формируется так называемая "Долина высокой технологии".
В зарубежной Европе находятся 60 из 200 крупнейших мировых банков. Эталоном страны-банкира давно уже стала Швейцария: в сейфах её банков лежит половина всех ценных бумаг мира. В последнее время в страну-банкира превратился и Люксембург. Но все же крупнейшим финансовым центром был и остаётся Лондон.
Зарубежная Европа была и остаётся главным районом международного туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма также неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия.
Инструкция по работе для 5 группы
Цель работы: определить уровень развития стран Зарубежной Европы и региона в целом.
Выявить страны, определяющие мощь региона.
Задание:
-Вспомните, по каким показателям определяется уровень экономического развития стран.
Определите:
-уровень развития отдельных стран Зарубежной Европы;
уровень развития З. Европы в целом. Сравните показатели и сделайте вывод
-Сравните карты атласа и рисунок учебника, выявите страны, которые определяют экономическую мощь Зарубежной Европы.
-Проверьте себя.
Докажите, что в отличие от четырёх главных стран, имеющих широкую специализацию, другие страны З. Европы специализируются на отдельных отраслях, и страны В. Европы занимают особое место.
-Обсудите ответ.
Выберите выступающего ученика, который представит результаты работы и заключительные выводы.
Доп. материал:
Экономическую мощь региона в первую очередь определяют четыре страны, входящие в «большую семёрку» – ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. Но соотношение сил между ними за последние десятилетия менялись. Роль лидера давно перешла к ФРГ, экономика которой развивается более динамично.
Из остальных стран зарубежной Европы наибольший экономический вес имеют Испания, Нидерланды, Швейцария, Бельгия и Швеция. Их экономика специализируется, прежде всего, на отдельных отраслях, завоевавших, как правило, европейское или мировое признание.
В последние годы Греция, Испания, Португалия и Италия столкнулись с большими трудностями: их ВВП фактически не растёт, а безработица достигает 15–20 %.
4. Закрепление, подведение итогов, рефлексия.
В результате работы вы выявили типичные черты хозяйства развитых стран Зарубежной Европы, учились анализировать картографические и статистические материалы, составлять схемы и таблицы, давать краткую характеристику отраслям. Вы работали в малых группах, учились делать совместные выводы, принимать общие решения. Вы повторили необходимые понятия и термины и выполняли задания по изучению нового материала. В ходе практической работы вы делали закрепление нового материала - заполняли таблицы, формулировали выводы.
Обучающиеся, слушая ответы одногруппников, делали записи в тетради, оформляли таблицы и схемы.
В итоге, мы пришли к общему выводу, что четвёртка стран: ФРГ, Великобритания, Франция, Италия имеет самый высокий уровень развития, многоотраслевую структуру хозяйства, сформировавшую территориальную структуру и активно участвуют в интеграционных процессах. Каждый Обучающийся оценивает свою деятельность на уроке, свою активность в работе в группе, анализирует, что у него получилось, а в чём были затруднения.
5. Задание на дом.
Проанализируйте записи, сделанные на уроке; Учебник: стр.183- 192.