СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по предмету "География" по теме: "География нгаселения и хозяйства Зарубежной Азии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Данное занятие  по предмету «География» разработано с учетом требований программы и согласно календарно-тематическому плану дисциплины для специальности 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

 По содержанию – это урок, раскрывающий содержание темы и сообщения новых знаний.  Это комбинированный урок,  предусматривающий решение нескольких дидактических задач, в процессе которого студенты получают новые знания и имеют возможность практического их применения. Т.к. на занятии нам предстоит изучить довольно большой объем материала, то целесообразнее использовать такой вид комбинированного урока, как  поэлементный урок, состоящего из нескольких блоков – частей. Характерной особенностью данного вида комбинированного урока является, повторение схемы традиционного урока несколько раз по числу элементов урока. Тема урока интересна и актуальна тем, что во все времена Азия – как  колыбель древних цивилизаций,  манила и привлекала своей загадочностью и таинственностью, т.к. развитие азиатских цивилизаций  происходило обособленно от Европейского мира.  Не могут не заинтересовать студентов вопросы истории и современного развития региона.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по предмету "География" по теме: "География нгаселения и хозяйства Зарубежной Азии"»

Департамент образования и науки брянской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Региональный железнодорожный техникум»




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ РЖТ

________ В.Н. Алещенко




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ

«ГЕОГРАФИЯ»

ПО ТЕМЕ:

«География населения и хозяйства Зарубежной Азии»


для студентов I курса

специальности

23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»


Составлена

Преподавателем А.А. Зезюля

Утверждены на заседании Ц/К

Протокол № ____ от ________2018

Председатель Ц/К

______________В.Г. Шляхто

Рецензент _____________________

СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора

___________Н.Г. Кондрашина

Методист

_________ Л.А. Павлюченко




Брянск 2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данное занятие по предмету «География» разработано с учетом требований программы и согласно календарно-тематическому плану дисциплины для специальности 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

По содержанию – это урок, раскрывающий содержание темы и сообщения новых знаний. Это комбинированный урок, предусматривающий решение нескольких дидактических задач, в процессе которого студенты получают новые знания и имеют возможность практического их применения. Т.к. на занятии нам предстоит изучить довольно большой объем материала, то целесообразнее использовать такой вид комбинированного урока, как поэлементный урок, состоящего из нескольких блоков – частей. Характерной особенностью данного вида комбинированного урока является, повторение схемы традиционного урока несколько раз по числу элементов урока. В данном случае тема состоит из трех выраженных элементов, следовательно, цикл этапов традиционного урока должен повториться трижды.

Традиционный урок состоит из 5 этапов: организационный, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, контроль. В поэлементном уроке мы организационный момент и контроль проводим однократно, проверка домашнего задания производится после организационного момента и в каждом элементе при изучении нового материала предусмотрено выступление учащихся по отдельным вопросам блока. Основные этапы поэлементного урока – изучение нового материала и закрепление, которые проводятся трижды – блочно.

Тема урока интересна и актуальна тем, что во все времена Азия – как колыбель древних цивилизаций, манила и привлекала своей загадочностью и таинственностью, т.к. развитие азиатских цивилизаций происходило обособленно от Европейского мира. Не могут не заинтересовать студентов вопросы истории и современного развития региона. Почему Древние цивилизации Востока, первоначально развивавшиеся быстрее и более высокоорганизованно, чем Европейские, затем приостановили свое развитие и отстали? Почему в настоящий момент они снова набирают былую мощь? Что прогнозируют предсказатели эпохи? Тайны древности и современности? Причины воинственности и конфликтности стран азиатского мира?

Очень ярко прослеживаются межпредметные связи с историей, политологией, культурологией, экономикой.

Для реализации дидактических целей и задач образовательного процесса на уроке используются различные методы и средства обучения, выбор которых обусловлен требованиями Государственного стандарта Среднего Профессионального Образования.





ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ВИД УРОКА: комбинированный поэлементный

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная и групповая

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Образовательные: изучить новый материал – усвоение и закрепление ведущих идей темы об основных чертах экономико-географического положения, проблемах использования территории, природных и сырьевых ресурсах, проблемах населения

  • Развивающие: расширение кругозора, развитие мышления и сообразительности, развитие и дальнейшее совершенствование умения составлять экономико-географическую характеристику страны, используя различные источники географической информации.

  • Воспитательные: формирование умений работать в группе и индивидуально, формирование ответственности, формирование географического мышления и интереса к данной дисциплине


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • По источнику знаний:

наглядный, (демонстрация иллюстраций, пособий, карт),

словесные (беседа, рассказ),

практические (определение особенностей объектов, выполнение заданий).

  • По способу мыслительной деятельности –

объяснительно- иллюстративный


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

    1. Словесные- живое и печатное

  • Карточки дидактические, эпиграф на доске, учебники, карточки с заданиями и вопросами на закрепление материала «Ромашка»,тесты

  1. Образно-наглядные:

  • Политическая карта мира, физическая карта мира, атласы, контурные карты, таблицы, флаги, фото и иллюстрации национальных костюмов

3. Деятельные (игровые элементы)

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент ……………………………………………….3 мин

2. Проверка ЗУН по домашнему заданию………………………………..10 мин

3. Изучение нового материала. Япония…………………………………... 20мин

4. Закрепление…………………………...………………………………….. 3 мин

5. Изучение нового материала. Китай………………..……………………10мин

6. Закрепление……………….………………………………………………3 мин

7. Изучение нового материала. Индия ………………….………………..15 мин

8. Закрепление………………………….……………………………………3 мин

9. Общий контроль – тест………………………………………………... 10 мин

10.Заключительная часть………………………………………………….3 мин

10.1. Подведение итогов

10.2. Домашнее задание


ЛИТЕРАТУРА К УРОКУ

  1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира в 2-х книгах. М.: Дрофа, 2016

  3. Поурочные разработки по социально-экономической географии мира ч. 2., 2015

  4. Социально-экономическая география зарубежного мира./Под ред. В.В. Вольского. М., 2013

  5. Страны мира. Современный справочник. М.:ООО «Дом Славянской книги», 2007.


ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент. Вступительное слово преподавателя.

2. Проверка домашнего задания

a. фронтальный опрос

b. письменный опрос по карточкам

3. Изучение нового материала по плану:

1) Особенности ЭГП страны

2) Население и демографическая политика

3) Природные ресурсы и их использование.

4) Экономика. Экспорт. Импорт.

5) Заслушивание и обсуждение сообщений

3.1. Япония – страна восходящего солнца

3.2. Закрепление изученного- игра «Ромашка» 1, заполнение таблицы

3.3. Китай-родина самой знаменитой стены

3.4. Закрепление изученного – игра «Ромашка» 2, заполнение таблицы

3.5. Индия – страна, где носят сари

3.6. Закрепление изученного – игра «Ромашка» 3, заполнение таблицы

4. Общий контроль – тест

5. Задание на дом.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЮ:


Урок проводиться с соблюдением всех этапов.

На первом этапе – организационном – преподаватель проверяет отсутствующих, сообщает цели и план урока. Проводится в форме беседы.

Опрос домашнего задания проводится на двух уровнях – письменно по карточкам 6 человек за первыми партами выполняют полученные задания. Остальные отвечают на вопросы, задаваемые преподавателем – фронтально.

Третий этап урока самый сложный в организации и проведении, т.к. он включает 2 подструктуры, тесно взаимосвязанных и повторяющихся трижды. Изучение материала в процессе повествовательного рассказа преподавателя и выступлений учащихся сменяет следующий этап – закрепление, которое проводится в игровой форме и заполнение таблицы сводных данных по каждой стране систематизирует знания студентов и служит ведущим моментов в закреплении материала (студенты в тетрадях заполняют таблицу по сумме знаний, полученных на уроке по каждому вопросу).

Игра «Ромашка» представляет собой: на доске в виде ромашки, каждый лепесток которой, прикреплены пронумерованные карточки с вопросами; студенты должны назвать цифру и ответить на выбранный вопрос. Все ответы оцениваются в конце занятия по сумме ответов на всех этапах.

На этапе – контроль – каждый учащийся получает задание – тест – 2 варианта по 10 вопросов на 10минут, работает индивидуально.

На заключительном этапе выставляются оценки за работу на уроке и получают дифференцированное задание на дом.



































Приложение 1.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.


В этой части света

Проживает полпланеты,

И конечно, здесь, без спора,

Самые большие горы,

Только здесь поверьте мне,

Люди ездят на слоне

(Азия)


Сегодня необычный урок. Мы совершим с вами путешествие в удивительный мир Азии и «побываем» в трех государствах! Почему именно в эти государства? Давайте ответим на этот вопрос в конце занятия.

Но для этого необходимы ваши знания, полученные на предыдущем занятии и при выполнении домашнего задания.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Вопросы для фронтального опроса:

    1. Политическая карта Азии: периоды формирования и максимальные преобразования?

    2. Как классифицируют страны Азии по размерам территории?

    3. Как классифицируют страны Азии по численности населения;

    4. Как классифицируют страны Азии по особенностям географического положения?

    5. Как классифицируют страны Азии по уровню социально-экономического развития?

    6. Дифференцировка стран по формам правления в Азии?

    7. Горячие точки Азии?

    8. Проблемы населения и демографическая политика?


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА ПО ПЛАНУ:


1) Особенности ЭГП страны

2) Население и демографическая политика

3) Природные ресурсы и их использование.

4) Экономика. Экспорт. Импорт.

5) Заслушивание и обсуждение сообщений

6) Закрепление







1. Япония – страна восходящего солнца

ЭПИГРАФ:

На островах в соленых водах

Лежала древняя страна.

От государств, других районов

Так отличалася она.

Цунами берег разрушали,

И ежегодно много раз

Земля внезапно содрогалась,

И люди гибли в тот же час.

Там развивалася культура,

Веками строились дома.

И что рождалось здесь впервые –

Не умирало никогда

Страной восходящего солнца

Назвали соседи ее.

Встает из-за моря здесь солнце,

За горы садится оно.

В этой удивительной стране все наоборот – пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, люди едят палочками, спят на полу, а белый цвет – траурный.

Название и особенности ЭГП страны

Древнее название страны – Ямато означает «путь гор».

Как вы думаете, почему появилось такое название? Япония – древняя страна гор. Японцы покланяются горам как воплощению неведомой божественной силы. Солнце поднимается из-за моря и спускается за горы. Горы сейсмично активны и по сей день, что наводило страх на людей еще в древности. Сами японцы называют свою страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй - «основа». Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как Страны восхо­дящего солнца. Красный солнечный круг на белом фоне на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на госу­дарственном гербе страны также символизируют восходящее солнце.

Япония - страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных (работа с картой) островах - Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и на почти 4 тысячах мелких островов. Это целый островной мир! Столица Японии - Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо. Общая длина улиц Токио составляет 22 тыс. км, что превышает половину длины экватора; в городе 4 млн. домов. Большинство улиц вообще не имеют названий. Таблички с цифрами указывают номер района (а их в городе 23), блока, квартиры

Задание 1 (усложненное)

Пользуясь текстом и рисунками в учебнике, а также картами ат­ласа, дайте сравнительную характеристику ЭГП Японии и Великобри­тании; определите черты сходства и различия.

Экономико-географическое поло­жение Японии.

Япония - древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX века она была как бы «спря­тана» от глаз европейцев. (Работа с атласом) Япония, сравнительно бедная природными ресурсами, очень богата побережьем. По длине береговой линии (30 тыс. км) она значительно превосходит такую большую страну, как США, и сравнима со всей Африкой. ЭГП Японии определяется прежде всего тем, что дуга островов, на которых она рас­положена, протягивается на 3,5 тыс. км. Находится на стыке материка Евразии и Тихого океана и в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Это открывает очень большие возможности для участия страны в меж­дународном географическом разделении труда.

Со времен второй мировой войны Япония не имеет мирного до­говора с Россией. Предъявляет претензии России на острова Куриль­ской гряды: Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомал.

Япония входит в «большую восьмерку», что говорит о ее высо­ком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность от большинства стран за­трудняет процесс интеграции.

Население. Демографическая политика.

Население Японии - 127 млн. человек. Это восьмое место в ми­ре после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакиста­на. Территория - 372 тыс. км 2. Но фактическая плотность выше, по­скольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек (работа с атласом). Япония - конститу­ционная монархия, империя. Это практически единственная империя в мире. До принятия Конституции 1947г. была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и при­писывали ему божественное происхождение. В настоящее время импе­ратор страны - символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров.По государственному устройству Япония - унитарное государ­ство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.

Подавлюющее большинство населения живет в городах – 76 %. В стране более 200 больших городов, 12 из них города-миллионеры. Характерен в отличие от других стран Азии – первый тив воспроизводства. Япония вышла на 1 место в мире по показателю продолжительности жизни: в начале 90-х – 79 лет, для мужчин – 76, для женщин -82 года. В настоящее время чуть выше.

Естественный прирост населения снизился в 4 раза, что связано с проводимой политикой государства и с желанием японцев повысить уровень жизни.Занятия по основам планиро­вания семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются бо­лее поздние браки по договоренности родителей или с использованием услуг специальных фирм, которые закладывают в компьютеры сведе­ния о возрасте, образовании, годовом доходе, увлечениях и т.д. буду­щих женихов и невест и помогают им «подобрать» друг друга. Национальный состав населения Японии исключительно одно­родный. Это типичная однонациональная страна, где японцы состав­ляют более 99 % населения (работа с картой). Японский язык очень специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Две основные религии - синтоизм и буддизм. Обычно верующие исповедуют обе религии, которые делят между собой сферы влияния (Какие?) (Работа с учебником)

Почему японцы живут долго? (Обсуждение в классе)

1. Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употреб­ляется много морепродуктов. Рыбу и всевозможные другие продукты моря - осьминогов, кальмаров, моллюсков, крупных креветок - япон­цы охотнее всего едят в сыром, реже в вяленом виде, хотя в японской кухне есть немало способов приготовления вареных, запеченных, жа­ренных на сковороде или углях блюд из этих продуктов.

2. Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще ос­тались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу. Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, парадоксальный народ. Они живописны, театральны, артистичны и в то же время это невозмутимые, примитивные, непрак­тичные, молчаливые люди.

  1. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелатель­ность.

  2. Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен ло­зунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жиз­ненным правилом для каждого японца.

5. Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице,
прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли.
Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с ран­него детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай.

(Краткие сообщения учащихся об этих традициях.)

1-й ученик . У японцев приняты поклоны и улыбки. Подчинен­ный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, колле­ги кланяются друг другу под углом 30°, значит, каждому свой «угол». Еще когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спи­ной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем са­мым первые уроки почитания старших.

2-й ученик. Чаепитие в Японии представляет собой целый об­ряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы - старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый ковш подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол. Один из них насыпает в чашку порошок - растертый в пудру зеленый чай, заливает его кипятком и специальной бамбуковой метелочкой взбивает пену. Обряд происхо­дит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

3-й ученик. Икебана - искусство составления цветов. Мастер, по­мещая цветы в композицию, пропускает их через свою душу и воскрешает в своем произведении. Существуют правила составления икебаны: соот­ношение растений и сосуда; сосуда и подставки; цветов и фона; цветов между собой; формы цветов и формы сосуда; цветовые соотношения в композиции; расположение растений друг к другу. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара -тонкого зрительного восприятия ее едва уловимых свойств.

4-й ученик. Бонсай - миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам не превышающие размеров комнаты. Растут в них карлико­вые деревья, дубы, клены, лиственницы высотой до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существо­вание такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

5-й ученик. Кимоно — национальный костюм японцев. Кимоно но­сят и сегодня, от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия - мужское, женское ли. Все радостные события: рождение ребенка, свадьба, праздники, все скорбные со­бытия заставляют надеть кимоно - парадное или траурное. Кимоно - оде­жда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом жен­ского туалета являются: шпилька для украшения волос, веер, зонтик.

6-й ученик. В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут лю­ди. Дома сделаны из легких деревянных планок. Стены раздвигаются, как дверцы книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планиров­ку жилища. Полы покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы - татами. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палоч­кам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд. тонких палочек. Используют их только один раз, а затем выбрасывают. Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются, что за разнобой. А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бу­мажную птичку - журавлика. Считается, что он принесет людям сча­стье.

Природные ресурсы и их использование.

∫Природа на Японских островах жестока, скупа. Часто случаются землетрясения. Большой вред стране приносят тайфуны. Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значе­ние приобретают другие природные ресурсы. (Работа с атласом) Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет сни­мать по два урожая риса и овощей в год. Леса занимают 2/3 территории страны. Порожистые и короткие реки Японии - источники гидроэнер­гии и воды для орошения полей. Фауна Японского моря богата и раз­нообразна (см. атлас). По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. Как страна стала одним из экономических лидеров совре­менного мира, не имея достаточно природных ресурсов? Чем объясня­ется японское «экономическое чудо»? (Обсуждение)

Экономика. Экспорт. Импорт.

За короткий срок страна сумела проделать огромный путь, про­демонстрировав большие достижения в науке, технике, образовании, промышленности и торговле. Если раньше символами Японии обычно считались священная гора Фудзияма, сакура, гейши, самураи, то отныне ими стали так же самые крупные в западном мире АЭС, металлургические комбинаты, супертанкеры, мосты, туннели, скоростные железные дороги, самые совершенные автомобили «Тойота», «Хонда», «Ниссан». Страна с 70-х годов ограничивает рост энергоемких и металло­емких производств, зависящих от импорта топлива и сырья, и ориенти­руется на новейшие наукоемкие отрасли. Япония, лидер в области электроники, робототехники, биотехнологии, приступила к использо­ванию нетрадиционных источников энергии. По доле расходов на нау­ку Япония занимает среди развитых стран мира первое место, а по числу научных работников превосходит ФРГ, Великобританию и Францию, вместе взятые (анализ схемы и таблицы). Япония — высокоразвитая аргарно-индустриальная страна. Развита металлургия, машиностроение, деревообрабатывающая, легкая, химическая промышленность. Налажено производство промышленного радиоэлектронного оборудования, бытовых электронных приборов, роботов, гибких производственных систем. Выплавка стали. Производство пластмасс. Синтетических волокон, цемента, легковых и грузовых автомобилей, суд Распространенны ремесла. Переработка нефти. Выращивают рис. Разводят крупный рогатый скот, птицу, свиней. Шелководство. Лов рыбы, морепродуктов.

Экспорт: готовая продукция электронной промышленности и комплектующие, автомобили, продукция химической про тленности, научное оборудование, оптика, продукция переработки железа и стали.

Импорт: минеральное топливо, железная руда, бокситы, медная руда, коксующийся уголь, продукция химической промышленности, сельскохозяйственные животные, продовольствие, лес, текстиль.

Основные торговые партнеры: США, Китай, Южная Корея, Индонезия, Австрия, Тайвань, Сянган, Германия.

Денежная единица — йена.

Достопримечательности: музеи, Буддийские храмы, христианские церкви, Императорские гробницы, парки, старинные храмы и святыни.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Заполнить таблицу:

Название государств

Форма правления

Площадь,

природный потенциал

Население, демография страны

Религии, этнический состав

Промыш

ленность

Сельское хоз-во

ВВП

МГРТ, экспорт, импорт













2. Китай-родина самой знаменитой стены

Географическое положение

Государство расположено в Центральной и Восточной Азии. Граничит: на севере с Россией и Монголией, на юге — с Лаосом, Вьетнамом, на юго-западе — с Мьянмой, Бутаном, Непалом, Индией, на северо-западе — с Пакистаном, Афганистаном, Таджикистаном, Кыргыстаном, Казахстаном. Восточную часть омывают воды Восточно-Китайского моря, а юго-восток — Тихого океана. Площадь территории составляет 9 597 000 км2

Природные условия

В ландшафте страны преобладают горы. Горные цепи направлены с за­пада на восток и разделяют страну на несколько климатических зон. На юго-западе расположены Гималаи с величайшей вершиной мира Джомо­лунгмой (Эверест), севернее — Тибет, высокогорное плато (4000 — 5000 м над уровнем моря). Восточная часть страны включает северную тайгу. На юге простирается зона субтропических и тропических лесов. Самые крупные реки Китая: Хуанхэ (Желтая река), Янцзы или Чан(Длинная река), Си (Западная река). Недра страны содержат запасы нефти, угля, железной руды, вольфрама, ртути, сурьмы, марганца, олова, ванадия, молибдена, цинка, урана, алюминия, свинца.

Население

Млн. чел. Численность составляет – 1273 млн. чел. - 1 е место в мире. Средняя плотность – 132,6 чел. На 1 км кв. Этнический состав: китайцы (хань) -93 %, монголы, тибетцы, уйгуры, чжуаны, мяо, маньджурцы, корейцы, казахи, киргизы и др. Государственный язык – китайский. Другие языки: кантонский, ву, местные диалекты.

Религия. Конфуцианство, даосизм, буддизм, ислам, католицизм (2 течения — приверженцы Патриотической церкви и верной Риму), протестантизм, по­читание предков.

Политическое устройство

Китай — член ООН, МВФ. Государственный строй — республика. Гла­ва государства — председатель КНР. Глава правительства — председатель Государственного Совета КНР. Китай делится на: 23 провинции, 5 автоном­ных районов, 3 муниципалитета. Столица Китая — Пекин (7200 тыс. чел.)-Крупные города: Шанхай (9000 тыс. чел.), Тяньцзинь (6200 тыс. чел), Сян-ган (Гонконг) (5500 тыс. чел.), Шеньян (5000 тыс. чел.), Ухань (4000 тыс. чел.), Гуанчжоу (4000 тыс. чел.), Чунцин (3200 тыс. чел.), Нанкин (3000 тыс. чел.), Циндао (2000 тыс. чел.), Харбин (1800 тыс. чел.). Всего в Китае более 40 городов с населением свыше 1 млн. чел. каждый. Главные порты: Ша хай, Тяньцзинь, Гонконг (Сянган), Гуанчжоу, Циндао.

Экономика. Экспорт. Импорт.

Китай — аграрно-индустриальная страна. Выплавляется сталь, цветные металлы. Производятся минеральные удобрения, цемент. Многоотраслевое машиностроение. Текстильная промышленность. Развито кустарное про­изводство. Традиционные ремесла: художественные изделия из шелка, эма­ли, кости, лака, вышивка, фарфоро-фаянсовые изделия. Разводят крупный рогатый скот, овец, свиней. Добывают морепродукты. Разводят рыбу. Выра­щивают различные овощи, виноград, рис, пшеницу, табак, арахис, чай, джут, сою, сахарный тростник, сахарную свеклу, хлопок. Ведется сбор ле­карственных трав и дикорастущих плодов. Производится заготовка древе­сины. Развито плодоводство.

Экспорт: продукция тяжелого машинострое­ния, транспортное оборудование, основные промышленные и различные потребительские товары, хлопковое волокно, шелк-сырец, рыбопродукты, хлебные злаки, консервы, чай.

Импорт: продукция тяжелого машиностро­ения и химической промышленности, транспортное оборудование, стале­прокат, удобрения, основные промышленные товары.

Основные торговые партнеры: Япония, Тайвань, США, Россия.

Денежная единица — юань


Задание 2.

Пользуясь текстом и рисунками в учебнике, а также картами ат­ласа, определите черты сходства и различия ЭГП, его роль в развитии Китая и стран Зарубежной Европы.

Заслушивание сообщений о традициях, быте и культуре Китая.

Сообщение на тему «Пекин – столица Китая». Обсуждение в группе.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Заполнить таблицу:

Название государств

Форма правления

Площадь,

природный потенциал

Население, демография страны

Религии, этнический состав

Промыш

ленность

Сельское хоз-во

ВВП

МГРТ, экспорт, импорт











3. Индия – страна, где носят сари

Официальное название - Республика Индия.

Географическое положение

Страна расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. Грани­чит на северо-западе с Пакистаном. Гималаи отделяют Индию на севере от Китая, Бутана, на северо-востоке от Непала, на востоке от Бангладеш. Го­сударство омывают воды Индийского океана на юге, Аравийского моря — на западе, Бенгальского залива — на востоке. Площадь Индии составляет 3269000 км2. С севера на юг Индия простирается на 3214 км, с востока на запад- на 2933 км. Сухопутная граница Индии составляет 15 200 км, мор­ская - 6083 км (с учетом береговой линии Никобарских и Лаккадийских островов —7516 км).

Природные условия

Индия делится на три природных района: Гималаи, Индо-Гангскую низменность и Деканское плоскогорье. Гималаи представляют собой трех­ступенчатую цепь гор на севере страны. Предгорья — нижняя ступень (от 500 до 1200 м) — Сиваликские горы. Между Малыми Гималаями, второй ступенью (3000 — 4000 м) и пиками (свыше 6000 м) и Большими (Высоки­ми) Гималаями, третьей ступенью с массивом Нангапарбат (8126 м) нахо­дится Кашмирская долина с красивыми озерами. Западная Бенгалия, Би-ир и Гималаи лежат в сейсмически активной зоне. Самая древняя часть по­луострова Индостан — Индо-Гангская равнина протянулась от Бенгальско­го залива до Аравийского моря.. Крупные реки: Ганг, священная река, с притоком Джамна, верховье Инда, нижнее течение Брахмапутры. Недра страны со­держат запасы: железной и титановой руд, угля, нефти, природного газа, марганца, алмазов, слюды, хромита, известняка, бокситов, золота, цинка.

Пахотные земли занимают 55, 9% территории страны.

Население

Численность населения 1 033 млн. чел. (2001 г.). Средняя плотность — 331 чел. на 1 км2. Этнический состав: народы индоарийского происхожде­ния — 72% населения, дравиды (в основном проживают на юге) — 25%, монголоиды — 3%. Государственный язык: хинди, английский, в некото­рых штатах есть официальные языки коренной национальности.

Религия

Большинство жителей страны (83%) исповедуют индуизм, есть мусуль­мане (сунниты)- 10%, остальные: христиане — 2% , сикхи — 2, 5%, будди­сты, парсы, джайна и др.


Задание 3.

Пользуясь текстом учебника, а также картами ат­ласа, дайте характеристику религиозного мира Индии и роли верований в жизни людей.

Политическое устройство

Индия — член ООН, МВФ, Британского Содружества наций. Государ­ственный строй — федеративная республика. Глава государства — президент, глава правительства — премьер-министр. Индия делится на 25 штат и 7 союзных территорий. Столица государства — Дели (8600 тыс. ч( Крупные города: Бомбей (13000 тыс. чел.), Калькутта (11500 тыс. чел,), Mадрас (6000 тыс. чел.), Хайдарабад (5000 тыс. чел.), Бангалор (4600 тыс). Канпур (4000 тыс. чел.). Кроме того, в стране насчитывается еще десяток го родов с населением свыше 1 млн. жителей каждый. Порты: Бомбей, Калькутта, Мадрас.

Экономика

Индия — аграрно-индустриальная страна. Экономика многоукладная. Развиты такие отрасли промышленности, как пищевкусовая (сахарная, табачная), текстильная (джутовая, хлопчатобумажная), кожевенно-oбувная. Имеются цементные, бумажные, стекольные, нефтеперерабатывающие предприятия. Развивается химическая промышленность, черная и цветная металлургия. В сельском хозяйстве выращивают рис, пшеницу, бобовые, просо, масличные, кофе, чай, сахарный тростник, джут, хлопок, клещевину,. Разводят крупный рогатый скот, коз, овец, свиней, верблюдов, птицу.

Экспорт: железо, сталь, бриллианты, продукция химической промышленности, сложная техника, ковры ручной выделки, кожа, текстиль, одежда, чай, кофе, рыба.

Импорт: продукция тяжелого машиностроения и химической

промышленности, минеральное топливо, смазочные масла, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, транспортное оборудование.

Важные торговые партнеры: страны СНГ, Великобритания, Германия, США.

Денежная единица - индийская рупия.


Заслушивание сообщений о традициях, быте и культуре Индии.

Сообщение на тему «Дели – столица Индии». Обсуждение в группе.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

Заполнить таблицу:

Название государств

Форма правления

Площадь,

природный потенциал

Население, демография страны

Религии, этнический состав

Промыш

ленность

Сельское хоз-во

ВВП

МГРТ, экспорт, импорт









































Приложение 2.

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ Вариант 1.

  1. Большинство стран Зарубежной Азии характеризуется

a. высоким естественным приростом населения

b. преобладанием в экономике обрабатывающей промышленности

с. ограниченностью минерально-сырьевой базы для развития промышленности

d. высоким уровнем развития транспортной системы

  1. Какого материка не существует?

a. Австралия

b. Антарктида

с. Африка

d. Азия

  1. Назовите родину великих географических открытий

a. Европа

b. Азия

с. Африка

d. Америка

  1. Как называется азиатское королевство в труднопроходимой части Восточных Гималаев

a. Этан

b. Метан

с. Бутан

d.Пропан

5. Какая из этих достопримечательностей находится в Индии?

a. Стоунхендж

b. Фудзияма

с. Тадж-Махал

d. Колизей

6. Жители какого государства называют свою страну – «Страной восходящего солнца»

a. Вьетнам

b. Китай

с. Япония

d. Индия

7. В какой стране родилось боевое искусство таэквандо?

a. Северная Корея

b. Южная Корея

с. Китай

d. Вьетнам

8. В какой из стран нет ни одного кинотеатра?

a. Саудовская Аравия

b. Оман

с. Иран

d.Монголия

9. Промышленный коридор роста Индии состоит:

a. Дели-Ранчи-Дургапур-Калькута

b. Дели-Бомбей-Мадрас-Калькута

с. Дели-Роуркела-Бомбей-Кояли

d.Дели-Мадрас-Калькута

10. Траурный цвет Японии:

a. Белый

b. Красный

с. Желтый

d.Черный

ТЕСТ – КОНТРОЛЬ Вариант 2.

1. В Индии большинство жителей исповедуют:

a. мусульманство

b. оккультизм

с. буддизм

d.индуизм

2. Какая страна первая в мире по производству чая?

a. Китай

b. Индия

с. Корея

d. Япония

3. Самая длинная река Азии?

a. Ганг

b. Нил

с. Янцзы

d. Хуанхэ

4. Какая страна является мировым лидером по выращиванию и сбору хлопка?

a. Китай

b. Япония

с. Индонезия

d. Малайзия

5. Какая страна в мире самая населенная?

a. Япония

b. Индия

с. Саудовская Аравия

d. Китай

6. Назовите страну-архипелаг, располагающуюся на 4 крупных островах и почти на 4тыс. мелких островах в Тихом океане:

a. Индонезия

b. Малайзия

с. Филиппины

d.Япония

7. В какой Азиатской стране изобрели компас?

a. Китай

b. Индия

с. Ирак

d. Пакистан

8. В какой стране родилась борьба дзюдо?

a. Корея

b. Япония

с. Монголия

d. Китай

9. И житель Сеула и житель Пьхеньяна – это

a. китаец

b. кореец

с. вьетнамец

d. монгол

10. Самый крупный морской порт Азии?

a. Сингапур

b. Бомбей

с. Манилла

d. Блэр


КЛЮЧ:

Вариант 1.

1.-а 2-d 3-a 4-c 5-c 6-c 7-b 8-a 9-b 10-a

Вариант.2.

1-d 2-b 3-c 4-a 5-d 6-d 7-a 8-b 9-b 10 - a



Домашнее задание:


1. ξ 37-40. Вопросы.

2. Номенклатура по Евразии.

3. Составить сравнительную характеристику - заполнить таблицу по остальным государствам Азии.

4. Подготовить сообщения по теме: «США - ЭГХ», «Вашингтон», «Мировой лидер – прогнозы и перспективы ».

5. На контурной карте «Зарубежная Азия» обозначить границы и столицы государств Азии, страны АТЕС и крупнейшие агломерации.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!