Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по теме "Особенности экономических систем"»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Особенности экономических систем».
Тема учебного занятия: Особенности экономических систем.
Класс: 8 класс.
Цель: сформировать представление о сущности и типах экономических систем.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «Экономическая система»
- познакомится с типами экономических систем
- выделить характерные черты различных экономических систем.
Предметные результаты: в результате изучения темы урока у обучающихся должно сформироваться представление о понятии «Экономическая система», представление о типах экономических систем и их основных признаках.
Метапредметные результаты: в ходе урока обучающиеся отработают умения планировать свою деятельность, навыки работы в микрогруппе, навыков самостоятельной работы с источниками информации, умение выделять главное, определять признаки предметов рассматриваемых объектов, самостоятельно формулировать выводы.
Основные этапы урока.
Этап учебного занятия | Описание этапа урока |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Приветствие. Проверка готовности класса. Создание положительного настроя на работу. | Подготовка и настрой на работу. |
Актуализация | Ребята, на прошлом занятии мы с Вами выяснили, что такое экономика и какую роль она играет в жизни общества. Вы сделали вывод о том, что экономика является базовой сферой жизни общества, главная цель которой удовлетворить потребности как отдельного человека, так и всего общества. Все люди, во все эпохи, независимо от своего желания являются участниками экономической жизни. Перед Вами два теста (Приложение 1), в которых даются два описания экономической жизни двух разных людей. Познакомимся с ними. Знакомимся с текстами. 1)Какие особенности экономической жизни отображены в этих текстах? 2)Как вы думаете, чем обусловлены такие различия в экономике СССР и США? 3)Какой вывод мы можем сделать? Таким образом, мы с вами сделали вывод о том, что существуют различные экономические системы. | Работа с текстом. Фронтальная работа с классом. Проводят сравнительный анализ содержащейся в тексте информации. (отработка навыка понимания текста, сравнения социальной информации и ее интерпретации) Делают выводы о наличие различных экономических систем. |
Целеполагание | Сформулируем тему урока. Какова цель нашего учебного занятия? Какие шаги необходимо предпринять для достижения поставленной цели. Как вы думаете, зачем вам в вашей повседневной жизни необходимо иметь представление о функционировании экономической системы? Влияет ли тип экономической системы на жизнь человека? | Формулируют и записывают тему урока. Устно ставят цель и определяют задачи. (Отработка умения планировать свою деятельность) Обсуждение практической значимости и актуальности темы урока. (формирование умения сопоставлять материал урока с повседневной практикой) |
Изучение нового материала | В начале разберемся, что же такое «экономическая система» с точки зрения науки. Выскажите ваше предположение. Сверим ваши версии с определением данного термина в словаре учебника. Запишите термин в тетрадь и выделите в нем родовое и видовое понятие. В науке выделяют 4 типа экономических систем: традиционную, рыночную, административно-командную и смешанную. Познакомимся с ними подробнее. Для этого разделимся на микрогруппы по 3 человека. Каждая группа получает комплект материалов для работы. (Приложение 2) Знакомимся с инструкцией. В ходе работы в микро группах идет заполнение рабочего листа. Теперь сверим итог вашей работы с эталоном (эталон выводится на проекторе на экран) Отлично, вы справились с работой в группах. Дали характеристику трем типам экономических систем. Но, в реальной жизни сейчас практически не встретить «чистый рынок» или «чистую командную систему». Более эффективны является сочетание черт этих систем. В современно мире господствует смешанная экономическая система. Мы рассмотрели с Вами основные типы экономических систем. Давайте теперь ответим на вопрос: зачем человеку в его повседневной жизни нужны представления о том, как функционирует экономическая система? Будет ли зависеть Ваш уровень жизни от того, при каком типе системы Вы будете жить? | Высказывают предположения. (умение формулировать предположения, высказывать свою точку зрения на основе уже имеющихся данных) Записывают термин, выделяя видовое и родовое составляющие термина. (умение видеть сущность изучаемого социального объекта, фиксировать его признаки) Изучение инструкции по работе в микрогруппе. Выполнение задания по работе в микрогруппе (умение работы с учебным текстом, поиск и отбор необходимой информации, умение представлять материал в устной форме, умение оценивать работу в соответствии с заданными критериями), заполнение рабочего листа. Самопроверка рабочего листа по эталону, корректировка в случае обнаружения ошибок. Формулируют ответ на проблемную задачу урока. |
Закрепление нового материала | Возвратимся к тестам, с которых начали работу. Определите, при каких экономических системах жили герои данных воспоминаний? Аргументируйте свою позицию. | Закрепление полученных знаний, отработка навыка аргументации своей точки зрения. |
Итоги и Рефлексия | Подведем итоги: Что мы узнали сегодня на уроке? Насколько эти знания полезны в повседневной жизни? Рефлексия проводится в форме одноминутного эссе. (важна ли была для вас тема урока, все ли было понятно, есть ли вопросы) | Пишут одноминутное эссе. |
Приложение 1.
Текст1. «В 1965 году я был простым советским рабочим на металлургическом комбинате. Моя зарплата составляла порядка 110 рублей. Ее мне хватало на все необходимое, и даже оставалось, чтобы откладывать на сберкнижку. В магазинах в нашем поселке были только самые простые продукты первой необходимости. Выбор их был не велик. Часто полки магазинов были пусты. Поэтому на большие праздники приходилось ехать в Москву и закупать там деликатесы: колбасу, мандарины и прочие. Но такое было не часто, как правило перед Новым годом. Одежда и обувь тоже не отличались разнообразием. Поэтому часто приходилось шить самим. Чтобы купить автомобиль или мотоцикл – приходилось долго числится в очереди, так как количество их было ограничено. Иногда в очереди на машину можно было простоять несколько лет. Руководство страны составляло четкий план что именно и в каком количестве нужно производить. Одним словом – дефицит товаров.»
Текст 2. « Я работаю на заводе в Детройте. Моя заработная плата меня часто не устраивает, так как вокруг меня множество магазинов с самыми разнообразными товарами, начиная от продуктов питания, заканчивая бытовой техников и автомобилями. На любой вкус и цвет. Какое колоссальное разнообразие товаров, так же хочется все их приобрести! Но, значительная часть моего дохода уходит на оплату жилья и покупку продуктов, обучение моих детей. Очень многие вещи можно приобрести в кредит. Производители и продавцы все время стараются конкурировать друг с другом за покупателей. В нашей стране доступно все, если, конечно, у тебя есть деньги.»
Приложение 2.
Инструкция к работе.
Распределите между участниками группы темы для работы:
1)традиционная ЭС; 2)Рыночная ЭС 3)командная ЭС
Работая с пунктом учебника «Типы экономических систем» (стр.155) заполните соответствующую вышей теме графу в таблице на рабочем листе. (Время на выполнение задания 5 минут)
Сверьте правильность заполнения рабочего листа с эталоном, который будем выдан группе по истечении отведенного на подготовку времени.
Представьте результаты вашей работы своей группе, рассказав о выбранной вами экономической системе, на основе вашего рассказа ваши коллеги по группе должны заполнить соответствующую графу в рабочем листе. Проверьте правильность заполнения пропусков в рабочем листе.
Оцените работу каждого участника группы, занеся соответствующую отметку в лист оценки работы группы.
Рабочий лист.
Традиционная ЭС | Рыночная ЭС | Командная ЭС |
//Традиционная экономика – экономическая система, в которой __________ и __________определяют практику использования ограниченных ресурсов. Характерные черты: - использовании ___________труда; - ___________________технологии; - _________________хозяйстве; - _________________ обмене; - экономические вопросы решаются на основе ________и __________; - _____________собственность на ресурсы; - удовлетворение минимальных ___________; Примеры: | //Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии _______________, ______________, ________________, свободном ____________________. Характерные черты: - _________________ за лучшие условия и результаты деятельности; - решение экономических вопросов является результатом взаимодействия ____________ и _______________; - факторы производства и его результаты находятся в собственности ________________; - использование _______________ технологий. Примеры: | //Командная экономика – это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются _____________, выступающим организатором хозяйственной жизни общества. Характерные черты: - __________________собственность на средства производства; - ______________ планирование; - _________________ материальных благ; - снижение _____________ труда; - __________ уровень удовлетворения потребностей людей; Пример: |
Лист оценки группы:
ФИО участника | Заполнение рабочего листа | Устное представление результатов | Помощь по заполнению рабочего листа другими участниками группы | Итоговая оценка |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
5 – отлично, нет замечаний, выполнено верно
4- есть недочеты или одна ошибка
3- две или три ошибки
2 – задание не выполнено.