СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка учебного занятия по теме "Особенности экономических систем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка посвящена теме "Экономические системы". Обучающиеся познакомятся с понятием "Экономическая система, определят основные типы экономических систем и выделят их характерные признаки, определят влияние типа экономической системы на уровень жизни простого человека. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка учебного занятия по теме "Особенности экономических систем"»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Особенности экономических систем».

Тема учебного занятия: Особенности экономических систем.

Класс: 8 класс.

Цель: сформировать представление о сущности и типах экономических систем.

Задачи:

- раскрыть сущность понятия «Экономическая система»

- познакомится с типами экономических систем

- выделить характерные черты различных экономических систем.

Предметные результаты: в результате изучения темы урока у обучающихся должно сформироваться представление о понятии «Экономическая система», представление о типах экономических систем и их основных признаках.

Метапредметные результаты: в ходе урока обучающиеся отработают умения планировать свою деятельность, навыки работы в микрогруппе, навыков самостоятельной работы с источниками информации, умение выделять главное, определять признаки предметов рассматриваемых объектов, самостоятельно формулировать выводы.

Основные этапы урока.

Этап учебного занятия

Описание этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствие. Проверка готовности класса. Создание положительного настроя на работу.

Подготовка и настрой на работу.

Актуализация

Ребята, на прошлом занятии мы с Вами выяснили, что такое экономика и какую роль она играет в жизни общества. Вы сделали вывод о том, что экономика является базовой сферой жизни общества, главная цель которой удовлетворить потребности как отдельного человека, так и всего общества. Все люди, во все эпохи, независимо от своего желания являются участниками экономической жизни. Перед Вами два теста (Приложение 1), в которых даются два описания экономической жизни двух разных людей. Познакомимся с ними.

Знакомимся с текстами.

1)Какие особенности экономической жизни отображены в этих текстах?

2)Как вы думаете, чем обусловлены такие различия в экономике СССР и США?

3)Какой вывод мы можем сделать?


Таким образом, мы с вами сделали вывод о том, что существуют различные экономические системы.

Работа с текстом. Фронтальная работа с классом.

Проводят сравнительный анализ содержащейся в тексте информации. (отработка навыка понимания текста, сравнения социальной информации и ее интерпретации)

Делают выводы о наличие различных экономических систем.

Целеполагание

Сформулируем тему урока.

Какова цель нашего учебного занятия?

Какие шаги необходимо предпринять для достижения поставленной цели.

Как вы думаете, зачем вам в вашей повседневной жизни необходимо иметь представление о функционировании экономической системы? Влияет ли тип экономической системы на жизнь человека?


Формулируют и записывают тему урока.

Устно ставят цель и определяют задачи. (Отработка умения планировать свою деятельность)

Обсуждение практической значимости и актуальности темы урока. (формирование умения сопоставлять материал урока с повседневной практикой)

Изучение нового материала

В начале разберемся, что же такое «экономическая система» с точки зрения науки.
Выскажите ваше предположение.
Сверим ваши версии с определением данного термина в словаре учебника.


Запишите термин в тетрадь и выделите в нем родовое и видовое понятие.



В науке выделяют 4 типа экономических систем: традиционную, рыночную, административно-командную и смешанную.


Познакомимся с ними подробнее. Для этого разделимся на микрогруппы по 3 человека.

Каждая группа получает комплект материалов для работы. (Приложение 2)

Знакомимся с инструкцией.


В ходе работы в микро группах идет заполнение рабочего листа.

Теперь сверим итог вашей работы с эталоном (эталон выводится на проекторе на экран)



Отлично, вы справились с работой в группах. Дали характеристику трем типам экономических систем.

Но, в реальной жизни сейчас практически не встретить «чистый рынок» или «чистую командную систему». Более эффективны является сочетание черт этих систем. В современно мире господствует смешанная экономическая система.


Мы рассмотрели с Вами основные типы экономических систем. Давайте теперь ответим на вопрос: зачем человеку в его повседневной жизни нужны представления о том, как функционирует экономическая система? Будет ли зависеть Ваш уровень жизни от того, при каком типе системы Вы будете жить?

Высказывают предположения. (умение формулировать предположения, высказывать свою точку зрения на основе уже имеющихся данных)
Записывают термин, выделяя видовое и родовое составляющие термина. (умение видеть сущность изучаемого социального объекта, фиксировать его признаки)



Изучение инструкции по работе в микрогруппе.

Выполнение задания по работе в микрогруппе (умение работы с учебным текстом, поиск и отбор необходимой информации, умение представлять материал в устной форме, умение оценивать работу в соответствии с заданными критериями), заполнение рабочего листа.

Самопроверка рабочего листа по эталону, корректировка в случае обнаружения ошибок.











Формулируют ответ на проблемную задачу урока.

Закрепление нового материала

Возвратимся к тестам, с которых начали работу. Определите, при каких экономических системах жили герои данных воспоминаний? Аргументируйте свою позицию.

Закрепление полученных знаний, отработка навыка аргументации своей точки зрения.

Итоги и Рефлексия

Подведем итоги:

Что мы узнали сегодня на уроке?

Насколько эти знания полезны в повседневной жизни?


Рефлексия проводится в форме одноминутного эссе.

(важна ли была для вас тема урока, все ли было понятно, есть ли вопросы)

Пишут одноминутное эссе.









Приложение 1.

Текст1. «В 1965 году я был простым советским рабочим на металлургическом комбинате. Моя зарплата составляла порядка 110 рублей. Ее мне хватало на все необходимое, и даже оставалось, чтобы откладывать на сберкнижку. В магазинах в нашем поселке были только самые простые продукты первой необходимости. Выбор их был не велик. Часто полки магазинов были пусты. Поэтому на большие праздники приходилось ехать в Москву и закупать там деликатесы: колбасу, мандарины и прочие. Но такое было не часто, как правило перед Новым годом. Одежда и обувь тоже не отличались разнообразием. Поэтому часто приходилось шить самим. Чтобы купить автомобиль или мотоцикл – приходилось долго числится в очереди, так как количество их было ограничено. Иногда в очереди на машину можно было простоять несколько лет. Руководство страны составляло четкий план что именно и в каком количестве нужно производить. Одним словом – дефицит товаров.»

Текст 2. « Я работаю на заводе в Детройте. Моя заработная плата меня часто не устраивает, так как вокруг меня множество магазинов с самыми разнообразными товарами, начиная от продуктов питания, заканчивая бытовой техников и автомобилями. На любой вкус и цвет. Какое колоссальное разнообразие товаров, так же хочется все их приобрести! Но, значительная часть моего дохода уходит на оплату жилья и покупку продуктов, обучение моих детей. Очень многие вещи можно приобрести в кредит. Производители и продавцы все время стараются конкурировать друг с другом за покупателей. В нашей стране доступно все, если, конечно, у тебя есть деньги.»















































Приложение 2.

Инструкция к работе.

  1. Распределите между участниками группы темы для работы:

1)традиционная ЭС; 2)Рыночная ЭС 3)командная ЭС

  1. Работая с пунктом учебника «Типы экономических систем» (стр.155) заполните соответствующую вышей теме графу в таблице на рабочем листе. (Время на выполнение задания 5 минут)

  2. Сверьте правильность заполнения рабочего листа с эталоном, который будем выдан группе по истечении отведенного на подготовку времени.

  3. Представьте результаты вашей работы своей группе, рассказав о выбранной вами экономической системе, на основе вашего рассказа ваши коллеги по группе должны заполнить соответствующую графу в рабочем листе. Проверьте правильность заполнения пропусков в рабочем листе.

  4. Оцените работу каждого участника группы, занеся соответствующую отметку в лист оценки работы группы.

Рабочий лист.

Традиционная ЭС

Рыночная ЭС

Командная ЭС

//Традиционная экономика – экономическая система, в которой __________ и __________определяют практику использования ограниченных ресурсов.

Характерные черты:

- использовании ___________труда;

- ___________________технологии;

- _________________хозяйстве;

- _________________ обмене;

- экономические вопросы решаются на основе ________и __________;

- _____________собственность на ресурсы;

- удовлетворение минимальных ___________;

Примеры:





//Рыночная экономика – способ организации хозяйственной жизни, основанный на многообразии _______________, ______________, ________________, свободном ____________________.

Характерные черты:

- _________________ за лучшие условия и результаты деятельности;

- решение экономических вопросов является результатом взаимодействия ____________ и _______________;

- факторы производства и его результаты находятся в собственности ________________;

- использование _______________ технологий.

Примеры:

//Командная экономика – это экономическая система, в которой основные экономические решения принимаются _____________, выступающим организатором хозяйственной жизни общества.

Характерные черты:

- __________________собственность на средства производства;

- ______________ планирование;

- _________________ материальных благ;

- снижение _____________ труда;

- __________ уровень удовлетворения потребностей людей;

Пример:



Лист оценки группы:

ФИО участника

Заполнение рабочего листа

Устное представление результатов

Помощь по заполнению рабочего листа другими участниками группы

Итоговая оценка
















5 – отлично, нет замечаний, выполнено верно

4- есть недочеты или одна ошибка

3- две или три ошибки

2 – задание не выполнено.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!