СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка цикла интегрированных уроков истории в 5 классе «Концептная технология как средство интеграции истории на уроках в 5 классе»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка цикла интегрированных уроков

истории в 5 классе «Концептная технология как средство интеграции истории на уроках в 5 классе»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка цикла интегрированных уроков истории в 5 классе «Концептная технология как средство интеграции истории на уроках в 5 классе»»



Методическая разработка цикла интегрированных уроков

истории в 5 классе

«Концептная технология как средство интеграции истории на уроках в 5 классе»



Автор: учитель истории

Асхабов М.А.















Пояснительнаязаписка. Актуальностьметодическойразработки.

Роль школьного образования в формировании целостного мировосприятия обучающихся крайне важна поскольку позволяет заложить основы для установления и понимания системных взаимосвязей. Механизм установления этих связей формируется в процессе развития концептосферы ученика. Необходимое условие для развития концептосферы – сформированность метапредметных результатов, под которыми мы понимаем не только универсальные учебные действия, но и метапредметные знания.

Инновационность,практикоориентированность и содержательная новизна методической разработки.

Инновационность методической разработки заключается в том, что формирование метапредметных понятий идет не в логике предметного обучения, а логике формирования концепта средствами предметных знаний. Содержательная новизна заключается в интегративном подходе в использовании исторической и лингвистической областей знаний с целью формирования концепта. Концептная технология способствовала осуществлению межпредметной интеграции (история и английский язык). В рамках урока изучение одного предмета, понятия или явления происходит с использованием двух областей знаний: исторической и лингвистической,что помогает избежать традиционных уроков истории на английском языке, когда один и тот же материал дублируется на двух языках, а также традиционных уроков английского языка на историческую тему.

Методическая разработка направлена на решение проблемы формированияметапредметных результатов, необходимых для успешной исследовательской деятельности учащихся.

Педагогическиезадачи,решаемыесиспользованиемданнойметодическойразработки:

  1. Формированиецелостнойкартинымираиширокойконцептосферы.

  2. Освоениеипониманиеабстрактныхиметапредметных понятий.

  3. Стимулированиемотивациикпознаниюиизучениюисторииианглийскогоязыка.

  4. Развитиенавыковисследовательскойдеятельности.

Основнойзамыселметодическойразработки.

Концептная технология легла в основу цикла уроков-концептов для 5-х классов, в рамкахкоторых осуществлялась предметная интеграция истории и английского языка.

    1. Урок-концепт№1–«Римвовторомвекенашей эры».

Предметноесодержание,согласнокалендарно-тематическомупланированию:

  1. Английский язык. Тема: «Art and design» (Искусство и проектирование), УМК Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе»).

  2. История.Тема:«ЗолотойвекРимскойимперии»,УМКУколоваВ.И.«История.Древний

мир».

Концепт«Римвовторомвекенашейэры»формируетсячереззнакомствоучениковс

Римом как городом и Римом как государством. Для понимания особенностей Рима как города в уроке рассматривается материал из курса английского языка об архитектуре, архитектурных памятниках на примере храма Пантеон. Учащиеся учатся описывать архитектурные особенности храма на английском языке. Понимание особенностей развития Рима как государства происходит через работу с материалом из курса истории. У учащихся формируется представление о «Золотом веке» Римского государства, о вкладе римской культуры в развитие человеческой цивилизации.

Данный урок прошел апробацию на городском и всероссийском этапах IV Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России - 2013». Результат участия – абсолютный победитель городского и всероссийского этапов.

    1. Урок-концепт№2–«Britishcoins(Британскиемонеты)».

Предметноесодержание,согласнокалендарно-тематическомупланированию:

  1. Английский язык. Тема: «British coins» (Британские монеты), УМК Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе».

  2. История.Тема:«ЗавоеванияРимскойимперии»,УМКУколоваВ.И.«История.Древний

мир».

Концепт«Британскиемонеты»формируетсячереззнакомствоучениковсмонетойкак

средством платежа и монетой как историческим источником. Изучение британской монеты как средства платежа формирует у учащихся представление о валютной системе Великобритании. Ученики получают навыки совершать покупки на английском языке, правильно используя знания о валюте Великобритании. Изучение британской монеты как исторического источника формирует представление учащихся о завоеваниях Римской империи в Древнем мире, в частности о римском периоде в истории Британских островов.

Данный урок прошел апробацию на районном конкурсе педагогических достижений Калининского района. Результат участия – победитель в номинации «Лучший учитель Калининского района - 2017».

    1. Урок-концепт№3–«Древнегреческий философ».

Предметноесодержание,согласнокалендарно-тематическомупланированию:

  1. Английский язык. Тема: «Favourite subjects» (Любимые предметы), УМК Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе».

  2. История.Тема:«Философия,наука,образованиевДревнейГреции»,УМКУколоваВ.И.

«История.Древниймир».

Концепт «Древнегреческий философ» формируется через знакомство учеников с философом как ученым и философом как учителем. «Философ» как ученый знакомит учащихся с возникновением и развитием научных знаний в Древней Греции. Учащиеся знакомятся с происхождением названий наук и школьных предметов на английском языке. «Философ» как учитель знакомит с особенностями системы образования в Древней Греции и вкладе древнегреческих философов в становление и развитие науки и образования.

Данный урок прошел апробацию на городском конкурсе педагогических достижений Санкт-Петербурга. Результат участия – дипломант конкурса в номинации «Учитель года - 2019».

Возможности тиражирования опыта применения разработки для педагогического сообщества.

Концептная технология может стать эффективным инструментом для интеграции различных предметных областей. Данная методическая разработка может послужить примером и стимулом использования концептной технологии не только учителями истории и английского языка, но и учителями других предметов. Особенно актуальна она будет для педагогов, имеющих2 специальности (учитель географии и биологии, учитель информатики и английского языка, учитель физики и английского языка и т.д.), так как позволяет одному человеку проводит интеграцию различных предметных областей знаний. Методическая разработка опубликована в печатных сборниках и в электронном виде в сети интернет.

ДиссеминацияпедагогическогоопытавОУРФ.

Методическая разработка активно используется учителями ГБОУ лицей №179 Калининского района, ГБОУ СОШ № 477 Пушкинского района, МОУ «Лицей №8» города Тихвина Ленинградской области. Концептная технология (как основополагающий элемент методической разработки) при организации интегрированных уроков используется учителями ГБОУлицей№101Выборгскогорайона,ГБОУлицей№179Калининскогорайона,МОУ«Лицей

№8»городаТихвинЛенинградскойобласти.

Урок-концепт№1

Римвовторомвекенашейэры”

Предметноесодержание,согласнокалендарно-тематическомупланированию:

  1. Английский язык. Тема: «Art and design» (Искусство и проектирование), УМК Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе»).

  2. История.Тема:«ЗолотойвекРимскойимперии»,УМКУколоваВ.И.«История.Древний

мир».

Технологическаякартаурока.

Класс

5

Тема

РимвоIIвекенашейэры.

Цельурока

Раскрытиеконцепта«Рим»ипредставленияоролиРимавоIIвекенашей

эрыкакфактаразвитиякультурычеловеческойцивилизации.

Задачиурока

Образовательные:

  1. Сформироватьпредставленияовнешнемобликеи

достопримечательностяхгородаРимавоIIвекенашейэры.

  1. Сформироватьумениеописыватьзнаменитыезданиянаанглийском языке;

2.Выделятьглавныекультурныедостижения римлян.

Развивающие:

  1. Развиватьуменияизвлекать,анализироватьиоцениватьнеобходимую информацию из различных источников.

  2. Развиватьуменияработатьвпарах;уменияиспользоватьновыепонятия.

  3. Развиватьумениястроитьлогическоевысказывание,умениярассуждать и доказывать свою точку зрения; развитие творческих способностей учащихся.

  4. Развиватьязыковуюдогадку.

Воспитательные:

    1. Сформироватьличныйинтерескдостижениямримлян,внесшим огромный вклад в мировую культуру.

    2. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости,радостипознания,радостипреодолениятрудностей.

    3. Датьпочувствовать,увидеть,чторешаяивыполняявсёболеесложные задачи и упражнения, они продвигаются в своёминтеллектуальном и

волевомразвитии.

Тип урока

Урокусвоенияновыхзнаний

Формы

работы на уроке

фронтальная,парная,индивидуальная

Оборудование

  1. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2015.

  2. ВаулинаЮ.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., ЭвансВ. «Английский вфокусе» учебник для 5 классов общеобразовательных школ,- Москва, Просвещение, 2016.

  3. Жетонысизображениемримскихимператоров(Приложение №1)

  1. Заготовкидлязакладок(Приложение№2)

  2. Интерактивныепланшетысдидактическимматериалом(Приложение

№3).

  1. Картадляинтерактивнойэкскурсии(Приложение №4).

  2. МультимедийнаяпрезентацияPrezi«ГородРим воII векенашейэры» (Приложение №5).

  3. МультимедийнаяпрезентацияPowerPoint«Artanddesign»(Приложение


№6)

  1. Текстдлячтения«ThePantheon»(Приложение№7)

  2. АудиофайлсмузыкойДревнегоРима.

  3. Атрибутыурокаассоциативногоряда:термос,термометр,термобелье.

  4. МакетАкведука(материал-пластик).

  5. Атрибутыдляинсценировок:бэйджэкскурсовода,лавровыйвенок.


Списоклитературы:

  1. Ваулина Ю.Е. Книга для учителя к учебнику «Spotlight-5» для 5 класса общеобразовательных школ/Ю.Е. Ваулина.- М: Просвещение, 2015.

  2. История древнего мира в художественно-исторических образах/Под ред. О.В. Волобуева, А.В. Шестакова. – М, 2005.

  3. Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные методические материалы. – М: Планета, 2012.

  4. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. Монография. – СПб.: «Наука», 2009.

  5. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания / под ред. Н.Л. Мишатиной. М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.

  6. Шерстобитова И.А. Концепт в методике преподавания русского языка как иностранного // Российско-китайскоесотрудничество:традиции,современностьиперспективы.2016.


Планурока.
    1. Организационныйэтап.

Задачаэтапа:Созданиеположительногонастроянаурок.


  1. Включение релаксационной музыки и анимации на экране «Мыльные пузыри»(Звуки музыки и анимация на экране привлекают внимание детей естественным путем и создают определенную интригу урока, непроизвольный интерес «А что же будет дальше?»);

  2. Организация рассадки детей (Парты расставлены по периметру – создание условий «круглого стола». Ученики видят лица друг друга, что способствует созданию психологического комфорта. Вместе с тем, при таком расположении парт ученики имеют возможность большей двигательной активности в ходе урока, т.к. можно развернуться на стуле лицом к экрану и учителю, а затем совершить обратное перемещение корпуса – лицом к парте.);

  3. Приветствие,представлениеучителя;

  4. Объяснениепринципарасстановкипар;

  5. Закреплениеправильнойосанкиучащихсянауроке.


    1. Постановкаучебнойзадачи.Созданиеучебноймотивации.

Задачиэтапа:Формулировкатемы,целейизадач урока.Мотивацияучащихсянаактивнуюработу на уроке

  1. Беседа склассом.Цельбеседы– на основе ассоциаций, личного опыта икругозораучащихся определить, какому городу будет посвящен разговор на уроке.

    • Doyouliketravelling?

    • Whatcountrieshaveyouvisited?

    • Whatcountrieswouldyouliketo visit?

    • Учитель предлагает учащимся на основе музыки определить, в какую страну мы отправимся на уроке: Listen to music and guess the country? – Italy.

    • WhatisthecapitalofItaly?(Rome)

    • Whatdoyouknowaboutthiscity?Whatisitfamous for?


  1. Формулировкатемы ицелиурока.

    • Whatis thetopicofour lesson? – Visiting Rome.

    • What are we going to do? – Go sightseeing, learn more about Rome, learn new words, and describe the sights.

    • Учитель предлагает учащимся перевоплотиться в туристов, сам перевоплощается в гида (бейжд гида)


  1. Решениеучебной задачи.

Задачиэтапа:Представлениесодержаниеучебногоматериала.Работасдидактико-методическимматериалом.

  1. Учительпредлагаетотправитьсяк одномуизсамыхзнаменитыхпостроекРима,храмуПантеон. (Приложение №6, слайд 1,2)

  2. Беседас классом:

  • IsthePantheonbeautiful? Doyoulikeit?

  • IsitbiggerthanSaint Isaac's Cathedral?


  1. Учительпредлагаетучащимсяпознакомитьсясназваниямиразличныхматериаловна английском языке.

(Приложение №6, слайд 3). Задание: прослушать, повторить за диктором, повторить за учителем, прочитать и перевести.

-Whatmaterialswereusedforbuildingthe Pantheon?


  1. Учитель предлагает учащимся познакомиться с внутренним убранством Пантеона, а также с названиями частей здания на английском языке. Задание: повторить за учителем, корректируя фонетические ошибки, прочитать и перевести слова (Приложение №6, слайд 4).


  1. Учащимсяпредлагаетсяработастекстом«ThePantheon»(Приложение№7)

  • прослушатьчтениетекстаучителем;

  • прочитатьсамостоятельно;

  • 1человекчитает вслух;

  • учащиесяотвечаютнавопросыпотексту(чтениесизвлечениемконкретной информации)

  1. Организацияпарнойработы.Учащимсяпредлагаетсявыступитьвролиэкскурсоводаи рассказать о Пантеоне:

  • использоватьинформациюизтекстаипланнаслайде(Приложение№6,слайд 5)

  • составитькраткийрассказирассказатьдругдругувпарах.

  • 1-2ученикапредставляютрезультатыработы удоскивроли экскурсовода.

  1. Беседасучащимися:

  • Doyou knowhowoldthePantheon is?

  • Whatdoes its name mean?


  1. Учитель предлагает ответить на эти вопросы, используя знания из истории. Беседа с классом. Цель беседы – на основе ассоциаций, личного опыта и кругозора учащихся определить, какому государству будет посвящен разговор на уроке.

Римомназываютнетолькогород,ноигосударствовДревнеммире.Пантео´н(др.- греч.πάνθειον, отдр.-греч.πάντες— все иθεός— бог)— так называемый«храм всех богов», памятникпериодарасцвета архитектурыДревнегоРима,построенныймежду117и 126 годами н. э.

Учитель проводит параллель между Санкт-Петербургом и Римом: «Санкт-Петербург называют«СевернойВенецией»,«севернойстолицейРоссии»,«культурнойстолицей».Такие

метафорические названия наш город получил за архитектуру и роль в жизни страны. Однако, Санкт-Петербург – довольно молодой город, ему всего 310 лет. В мире есть города, столицы других государств, старше моего городав 100 раз. Я как учитель истории приглашаю васпосетить город, которомупочти 2800 лет. У этого города тоже есть свое метафорическое название – «Вечный город». Это город Рим, основанный в 753 г. до н.э.».


    1. Работа с лентой времени. Совместное формулирование темыурока (Город Рим воII в. н.э.).Учитель предлагает записать тему в рабочие листы (заготовки для закладок).

    2. Объяснениепричинвыбораэтогоисторическогопериода.

Пояснение учителя: «Именно в этот период римская культура достигла наивысшего расцвета, за что историки назвали этот период «золотым веком» в истории Рима».


    1. Объяснениеструктурыурокаилогикиподачиматериала,возможностейсамоорганизации успешной деятельности:

  1. урок-путешествиесостоитизтрехостановок;

  2. учащиесяимеютвозможностьполученияжетоновзаактивнуюработу.

В ходе урока ученики получат возможность собрать коллекцию жетонов с изображением римских императоров из династии Антонинов, так как именно эта династия управляла Римской империей во 2 веке н.э. Приложение №1.

  1. входеурока учащиесябудутсоставлятьопорныйконспектурокаввидезакладки.Приложение

№2.
  1. Всезаданияиинформационныйматериалурокапредставленввидеинтерактивногопланшета (лэббука). Приложение №3.

    1. Формулировка проблемного вопроса: «Почему город Рим называют Вечным городом?». Создание на уроке «точки удивления» для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием.


  1. МестоположениегородаРима.
    1. УчащимсяпредлагаетсяопределитьправильноеместоположениегородаРиманакарте

Италии. Организацияпарной работы с картой.Задание: На основе подсказок необходимо выбрать 1картубезошибокиз4предложенныхиприклеитьвсоответствующуюобластьвзакладке. См. Приложение №3.

    1. Фронтальнаяпроверказадания-1параработает уинтерактивнойдоски.

    2. УчительобращаетвниманиеучениковнагеографическогоположениеРима.


  1. НачалопутешествияпоРиму.Остановка«Римскиетермы».
    1. Внимательное рассмотрениеслайда с изображением великолепного здания, определение его функционального назначения. Вопрос к учащимся: «Как вы думаете, что может располагаться в таком здании? ».

    2. Организацияработы с термином «термы»посредством наглядной демонстрации предметов и обращению к личному опыту учащихся в их использовании: термос, термометр, термобелье. Обращение к этимологическому словарю. Задание – найти значение корня «термо».

    3. Виртуальнаяэкскурсияпоримскимтермам.

Пояснение учителя: «Перед Вами римские общественные бани – термы. Почему они так называются, мы с вами уже знаем. Слово «баня» имеет латинское происхождение и переводится как «купальня»,поэтому для нас с вами баня – это, прежде всего, место, где можно искупаться и помыться. Для римлян, ТЕРМЫ – представляли собой целый спортивно-оздоровительный комплекс. Докажем это совершив виртуальную экскурсию».

Одному из учеников предлагается выступить в роли экскурсовода. (Ученик получает бэйждик экскурсовода, схему термы с подписанными комнатами (на экране схема без названий), проводит экскурсию, при необходимости с помощью учителя).

    1. Фронтальнаябеседаоназначениитерм.

    2. Заполнениеучащимисярабочеголистанаосновеполученнойинформации.

    3. Релаксационнаяпауза.

Предложение учащимся расслабиться и немного отдохнуть: сесть удобнее (руки, ноги не скрещивать, спинуприжать к спинке стула – выровнять, ладони расправить и положить на парту), закрыть глаза и послушать учителя: «Представьте, что после долгой прогулке по пыльным и шумным улицам Рима вы заходите в просторное, прохладное помещение бани, украшенное колоннами и красивыми скульптурами. Как приятно ступать по мозаичному полу, как приятно ощущать прохладу мраморных стен после знойного дня».

    1. Организация индивидуальной творческой работы. Задание – составление рассказа от имени римлянина - посетителя общественных бань «Почему я люблю посещать термы».

    2. Беседа с классом о том, что жизненно необходимо для существования терм и каким образом чистая вода поступала в термы.


  1. Остановка«Акведук».
    1. Организацияработыстермином.Задание–найтизначениетермина «акведук».

    2. Проведениенаглядногоопытадлядемонстрациипринципаработыакведука.

    3. Рассказучителяоримскихакведуках.

    4. Беседасклассомовозможныхиспользуемыхматериалахдлястроительства.

    5. Организациявыполнения задания с элементами исследовательской работы в парах постоянного состава: нахождение и исправление ошибок римскогоархитектора в чертеже акведука.

    6. Заполнениеучащимисярабочеголистанаосновеполученнойинформации.

    7. Пояснение учителя о роли римских императоров в строительстве терм, акведуков и общего благоустройства города.


  1. Остановка«КонныйпамятникМаркуАврелию».
    1. Предложение учителя познакомится с одним из самых выдающихся римских императоров из династии Антонинов, чей великолепный памятник располагается в самом центре Рима. Демонстрация конного памятника Марку Аврелию.

    2. Задание – просмотреть видеофрагмент и найти необходимую информацию о том, кому посвящен памятник.

    3. Изучение изображений Марка Аврелия, формулированиевывода о физическом здоровье римских императоров.

Физ.минутка(Упражнения,которыемогливыполнятьимператорывгимнастическомзале)
    1. ЗнакомствосфилософскимиизречениямиМаркаАврелияпосредствоминсценировки (одному из учеников предлагается выступить в роли Марка Аврелия)

  1. «Начниссамогосебяиисследуй,прежде,самогосебя».

  2. «Терпитвредтот,ктоупорствуетвзаблуждениииневежестве».

  3. «Каждоеделоисполняйкакпоследнеевсвоей жизни».

    1. Задание – формулировка вывода об уровне образования Марка Аврелия и о его деятельности как правителя.

    1. Подведениеитоговодеятельностиримскихимператоровиихроливразвитииипроцветании города Рима.

    2. Заполнениеучащимисярабочеголистанаосновеполученной информации.

  1. Разрешение проблемы.

Задачиэтапа:Систематизацияматериала.Формулировкавыводов.Объяснениедомашнегозадания.

  1. Беседа с классом. Формулировке ответа на проблемный вопрос: Почему город Рим называютВечным городом?


  1. Пояснениеучителя:«Впервыетакоеназваниегородудалдревнеримскийпоэт-АльбийТибулл:

«РомулещенесложилтестеныВечногограда,Гдепоселитьсянесмогвместеснимбратего Рем».


  1. Знакомствоучениковсмнениямиученых-историков,объясняющихметафорическоеназвание–

«Вечныйгород»:

    1. Город–пережившиймногиевека.

    2. Город,неисчезнувший слицаземли,невзираянавойныикатаклизмы.

    3. Город,который подарилкультуречеловекатакиеизобретения, которые живутввеках, и лучше этого современные цивилизации придумать не смогли.


    1. Учащимсяпредлагаетсядоказатьпоследнеесуждениесопоройнаполученныезнанияи изображения на слайде презентации. Проводится параллель между 2 и 21 веками н.э.:

а.термы–спортивно-оздоровительныекомплексы б. акведук – водопровод

в.Бетон–современныйстроительныйматериал

Нельзязабыватьипровечныеценности,которыесталиосновойдляримскойкультурыине утратили свою актуальность и по сей день.

г.вечныеценности:здоровьеиобразование


    1. Завершающийэтапизготовлениязакладки–достиженияримлян.

    2. Объяснениедомашнегозадания -выбратьоднуизтемдляисследования:

      1. Сравнитьсоставсовременногобетонаибетона,использовавшегосядревнимиримлянами.

      2. ГдеикогдабылипостроеныпервыеакведукинатерриторииРоссии?


  1. Рефлексия деятельности.

Задачиэтапа:Самооценкаучащимисясвоейдеятельностинауроке.Самоанализполученныхнауроке знаний. Самоанализ эмоционального состояния учеников после урока.

  1. Игра «Ассоциации» - С какими словами теперь ассоциируется у вас город Рим? (город, государство, культура, достижения)

  2. Обращениевнимания учениковнаконечныйрезультатих работынауроке:созданиенеобычной закладки для учебника истории, которая поможет в любой момент освежить память по материалу данной темы.

  3. Подсчетжетонов.(КомуудалосьсобратьвсюколлекциюимператоровАнтонинов?)

  4. Рефлексия.Продолжитефразы:

а)наурокемнебылоинтересноузнать… б) на уроке мне было трудно…

в)послеурокамнезахотелосьузнатьбольшео… г) дома я расскажу родителям о …

Приложение№1.Жетонысизображениемримскихимператоров.

Приложение№2.Рабочийлистурока:закладкадляучебникаистории.

ГородРимвоIIвекен.э.(100-200гг.)

М естоположениегородаРима.

Вкладримлянвмировуюкультуру:

1 .Термы– это

2. Акведук в переводелатинскогоязыкаозначает


Главнаяфункцияакведука

-


М атериал для строительства -

3 .МаркАврелий–«философна троне»:

«


».

Приложение№3.Интерактивныйпланшетсдидактическимматериалом(3блока).

Блок1.Этимологический словарь

—этословарьобисторииотдельныхслов.

Акведук

лат.“aquaeductus”- водопровод

Термо

др.-греч.“thermos”–жаркий,горячий

МаксФасмер.Этимологическийсловарьрусскогоязыка.Т.I-IV. Перевод с немецкого О.Н.Трубачева, с дополнениями.

Подред.испредисловиемпроф.Б.А.Ларина.-М.,–1987


Блок№2.Работасконтурнойкартой.



Блок3.Задание–составитьрассказотлица римлянина.


Приложение№4.Картадляинтерактивнойэкскурсии.


Приложение№5.МультимедийнаяпрезентацияPrezi«ГородРимвоIIвекенашей эры».

Приложение№6.Мультимедийная презентацияPowerPoint«Artanddesign».



Приложение№7.Текстдля чтения.

ThePantheon

The Pantheon is in Rome, Italy. It is one of Wonders of the Modern World. The temple is made of grey and red marble, bricks and concrete. There is a main dome in the center of building that has got a hole.

There are sixteen pillars in front of the temple. They are made of marble. Inside, there are a lot of marble statues and pillars. Outside, there is a beautiful fountain. The Parthenon is a fantastic building.

Урок-концепт№2

Britishcoins”(Британские монеты)

Предметноесодержание,согласнокалендарно-тематическомупланированию:

  1. Английский язык. Тема: «British coins» (Британские монеты), УМК Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе».

  2. История.Тема:«ЗавоеванияРимскойимперии»,УМКУколоваВ.И.«История.Древний

мир».

Технологическаякартаурока

Название предмета

английскийязык,история

Класс

5

Темаурока

Britishcoins”(Британскиемонеты)

Цельурока

Раскрытиеконцепта«Монета»,представленияовалютнойсистеме

ВеликобританиииримскомпериодевисторииБританских островов.

Задачиурока

Обучающие(английскийязык):

  1. Повторитьсловапотеме«Числительные».

  2. Ввести,тренироватьи учитьприменятьназванияноминаловбританских монет в устной речи.

  3. НаучитьучащихсяописыватьмонетупосредствомструктурыThere is/are

  4. Контролироватьнавыкиустноймонологическойречи.

Обучающие(история):

    1. СформироватьпредставлениеозавоеванияхРимскойимперии,ее границах и провинциях.

    2. Сформироватьпредставлениеоролиримскойкультурывразвитии западноевропейских государств, в частности Великобритании.

Обучающие(интеграция):

1. Расширить кругозор учащихся и сформировать комплексный подход к учебным предметам.

Развивающие(английскийязык):

  1. Развиватьумение составленияустного описания монеты по заданному плану.

  2. Развивать умения в использовании фоновых знаний для прогнозирования содержания текста.

  3. Развивать умения работы в паре на основе сотрудничества и взаимообмена информацией.

Развивающие(история):

    1. Развивать умения извлекать, анализировать и оценивать необходимую информацию из различных источников (текст, карта, монета, иллюстрация).

    2. Развивать умения строить логическое высказывание, умения рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Развивающие(интеграция):

      1. Развивать научный тип мышления и навыки научно-исследовательской работы.

      2. Развивать навыки сравнения, синтеза, анализа и обобщения информации.

      3. Развивать интеллектуальные способности (мышление, внимание, память, фантазию, сообразительность, языковую догадку).

Воспитательные:

  1. Создатьцелостноепредставлениеобокружающеммире.

  2. Воспитыватьинтерес,вниманиеилюбознательностькокружающему


миру.

  1. Воспитыватьчувство ответственностизаличныйвкладвработупары.

  2. Сформироватьличныйинтерескдостижениямримлян,внесшим огромный вклад в мировую культуру.

  3. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания.

Тип урока

Урокполученияиусвоенияновыхзнаний

Формы работы на уроке

фронтальная,парная,индивидуальная

Оборудование

  1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе» учебник для 5 классов общеобразовательных школ,- Москва, Просвещение, 2016.

  2. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2015.

  3. Презентация “British coins”(Приложение №1), компьютер, проектор, колонки

  4. Дидактический материал для самостоятельного изучения: карты с изображением британских монет, карты с текстом для индивидуальной работы (Приложение №3-4), карты для выполнения итогового задания на выбор (Приложение №5)

  5. Плакатдляиндивидуальнойработынауроке(Приложение№2)

  6. Набор для нумизматического исследования: монеты, перчатки для работы с монетами, лупа, черное полотно для монет.

  7. Кошелькисбританскимимонетамивсехноминалов.

  8. Необычныеатрибутыурока:мех,чай,рис,соль,жемчуг, ракушки.


Используемаялитература:

  1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе»Книга для учителя к учебнику для 5 классов общеобразовательных учреждений. ФГОС– Москва, Просвещение, 2016

  2. Технологияподготовкиурокавсовременнойинформационнойобразовательнойсреде.https://site/kafedrainostrannyhazykov1317/ucebnaa-rabota/metodika-prepodavania-inostrannogo-azyka-

v-usloviah-realizacii-fgos.

  1. Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные методические материалы. – М: Планета, 2012.

  2. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. Монография. – СПб.: «Наука», 2009.

  3. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания / под ред. Н.Л. Мишатиной. М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.

  4. Шерстобитова И.А. Концепт в методике преподавания русского языка как иностранного // Российско-китайскоесотрудничество:традиции,современностьиперспективы.2016.


Схема-планурока.

Этап урока

Задачиэтапа

Содержаниеэтапа

Деятельностьучителя

Деятельностьучащихся

1.

Организацион ный

Создание положительного настроя на урок

  1. Приветствуетучеников.Представление.

  2. Создаетположительныйэмоциональныйнастройивключает учащихся в речевую деятельность через микро беседу:

    • Hello,boysandgirls!Nicetomeetyou.(Здравствуйте,ребята! Рада вас видеть?)

    • Howareyou?(Какваши дела?)

  1. Приветствуют учителя.

  2. Включаютсявбеседу,отвечают на вопросы.

Формаработы:фронтальная

2.Постановка учебной задачи.

Создание учебной

мотивации

Формулировка темы, целей и задач урока.

Мотивация учащихся на активнуюработу на уроке

  1. Приглашает ребят подойти к столу, где разложены следующиепредметы:мех,ракушки,соль,рис,жемчуг.

  2. Предлагаетучащимсяназватьпредметынаанглийском языке:

-Whatcanyouseeonthetable?(Что вывидитенаэтомстоле?)

3.Ставитпередучащимисяпроблемный вопрос:

-Whatunitesallthesethings? (Чтообъединяетвсеэтивещи?) 4.Предлагаетпроверитьпредположенияучащихсянаоснове иллюстрации на слайде презентации (на иллюстрации

изображенпроцессторговогообменавдревние времена).

(Приложение№1,слайд2-3)

  1. Беседасучащимисяотом,чтосейчасиспользуютлюдидля покупки товаров или услуг:

    • Whatdopeopleuseforbuyinganythingnowadays? (Чтосейчас используется для покупки чего-либо?)

    • Whatcanwefindinourpockets? (чтомыможемнайтивсвоих кошельках?)

    • Whatistheoldesttypeofmoney:acoin,abanknoteorabank card? (Что появилось раньше всех: монета, банкнота или

банковскаякарта?)(Приложение№1,слайд4)

6.Подводитучащихсяктемеурока.Задание: внимательно

рассмотретьмонеты,представленныенаслайдеиопределить страну, о которой пойдет речь на уроке (при возникновении затруднений предлагает учащимся подсказки: флаг,

географическоеизображениенакарте)

(Приложение№1,слайд5)

  1. Внимательнорассматривают предметы.

  2. Называют предметы на английскомязыке,используя структуру «I can see…».

  3. Выдвигаютсвоипредположения по поводу того, что может быть

общего междупредставленными

вещами.(Theywereusedasmoneyin the past).

  1. Проверяютверностьсвоих предположений на основе иллюстрации.

  2. Отвечаютнавопросы учителя.

  3. Формулируюттемуурока:British coins

Формаработы:фронтальная

3.Решение учебной задачи

по английскому языку

  1. Представление содержание учебного материала.

  2. Работа с дидактико- методическим материалом.

  1. Этапвведенияновыхлексических единиц:penny,pence,pound

  1. Предлагаетучащимсяпрочитатьновыесловаидогадатьсяо значении этих слов. Корректирует ошибки в произношении

новыхслов.(Приложение№1,слайд6)

  1. Предлагаетучащимсяхоромпроговоритьновыесловавслед за учителем.

  2. Организацияиндивидуальнойработыскарточками.Задание: решить примеры, правильно посчитав номиналы монет (Приложение №1, слайд 7).

  3. Организациявзаимнойпроверкивпарах.

  1. Читаютслова,переводятихна основе языковой догадки.

  2. Хоромповторяютновыесловаза учителем.

  3. Выполняютзаданиенакартах.

  4. Обмениваютсякартамивпарахи проверяют друг друга.

  5. Называютмонетывпорядке возрастания их номинала. Форма работы: фронтальная,

индивидуальная,парная

2.Этапотработкиновыхлексическихединиц.

  1. Предлагаетучащимсяпоработатьвпарах:открытькошелек, лежащий на парте, внимательно рассмотреть и посчитать количество монет.

  2. Задаетвопросы:

    • Howmanycoinsaretherein yourpocket? (Сколькомонетв вашем кошельке?)

    • Howmuchmoneyistherein yourpocket? (Сколькоденегв вашем кошельке?)

3. Предлагает учащимся сыграть в ролевую игру «В лондонской сувенирной лавке». Один из учеников выступает в роли продавца, остальные – в роли покупателей. Задача учащихся:внимательноизучитьассортиментсувенировицены нанихи наосновеимеющихся вкошелькемонет – приобрести нужный товар. (Приложение №1, слайд 8-9)

  1. Внимательноизучаютисчитают монеты в парах (1 кошелек на 1 пару).

  2. Отвечаютнавопросыучителя, используя структуры:

    • Thereare 3 coinsin ourpocket.

    • We’vegot15 pence.

  1. Разыгрываютсценувсувенирной лавке, используя следующие

выражения:

    • Hello!CanIhelpyou?

    • Yes,please.

    • Howmuch is it?

    • Thankyou.

    • Hereyouare.

Формаработы:парная, фронтальная

4.Решение учебной задачи

по истории

  1. Представление содержание учебного материала.

  2. Работа с дидактико-

методическим

  1. Этаппервичногознакомствасмонетами.

  1. Предлагаетучащимсяпосмотретьнамонетунетолькокакна платежное средство, а как на исторический источник. Вопрос классу:

- Верите ли вы, что монеты могут рассказать об истории страны,вкоторойонивыпускаются?(Приложение№1,слайд

10)

  1. Высказываютсвои

предположения.Отвечаютна вопрос учителя.

  1. Знакомятсясправиламиработыс монетами, надевают перчатки. Форма работы: фронтальная



материалом.

2.Предлагаетучащимсявыступитьвролиученых-нумизматов и изучить британские монеты с научной точки зрения как

вещественныйисторическийисточник.(Приложение№1, слайд 11)

2.Раздаетнумизматическийнабор(подставкадлямонет, перчатки, лупа).

3.Знакомитсправиламиработысмонетами.Предлагает надеть перчатки.


3.Этаписследовательскойработысмонетами.

  1. Организуетработув парах.Каждаяпараполучает2монеты.

  2. Задание для каждой пары: внимательно изучить монеты, описать их по предложенному плану, подготовить отчет на английскомязыкепопредложенномуплану(краткоеустное монологическое высказывание)

  3. Организуетпредставлениерезультатовисследовательской работы(парывыступаютпожеланию),корректируетответы учащихся.

  4. Подводитучащихсякмыслиотом,чтонамонетах встречаются одни и те же иллюстрации.

  5. Вопроскклассу–почемуименноэтиизображениямы встречаем на британских монета? что они означают?

  1. Внимательноизучают

полученныемонеты,составляют описание по заданному плану.

  1. Желающиевыступаютс

результатамисвоейработы–

составляют устное монологическое высказываниенаанглийскомязыке.

  1. Высказывают предположения о значенииизображенийнамонетах. Форма работы: парная

4.Этапработысисторическимматериалом(текст,иллюстрации)

  1. Организацияпарнойработы.Каждаяпараполучаетпапкус материалами (все материалы разные). Задание: внимательно изучить и ответить на вопросы, представленные на экране:

    • какназываетсяфигура,изображающаяженщинустрезубцем и щитом? (Приложение №1, слайд 13-15, Приложение №4)

    • чтоонасимволизирует?

    • ктоеесоздательигдеонавпервые появилась?

    • чтосимволизируетлавровыйвенок?

    • гдеможновстретитьизображениелавровоговенка?

  1. Организуетбеседусклассомповопросамнаоснове изученного ими материала.

  2. Вопросык классу:

  1. Работаютвпарах,изучают предложенный материал.

  2. Отвечаютна вопросы.

  3. Предполагают,какимобразом Римскаяимпериябыласвязанас Британией.

Формаработы:парная, фронтальная




  • названиекакойстраныфигурируетвкаждомвашемответе?

  • какзвучитееназваниенаанглийском языке?

  • каквыдумаете,каксвязанымеждусобойРимскаяимперияи Британия? (Приложение №1, слайд 16)




5.Этапработысисторическойкартойилетнойвремени.

  1. Организацияиндивидуальнойработы.Задание«Необычный перевод». Учащимся предлагается изучить фрагмент из учебникаисториииисторическуюкарту«Римская империяво 2 веке нашей эры». На основе полученной информации

выбратьиприклеитьнаплакат:1карту,1лентувремении2х римских императоров из предложенных вариантов. Карты,

ленты времени и имена императоров даются на английском языке.Прижеланииучащиесямогутпосовещатьсявпарахили мини-группах по 4 человека. (Приложение №1, слайд 17-19, Приложение №2, №3)

  1. Организациябеседысклассомпоизученномуматериалу. проверка правильности выполнения задания.

    • каковобылоположениеБританиипоотношениюкРимской империи?

-Ктои когдавпервыесовершилпоходна бриттов?

    • КогдаиприкакомримскомимператореБританиястала частью Римской империи?

    • СкольколетБританиябылапровинциейРимскойимперии?

  1. Самостоятельноработаютс

раздаточнымматериалом,наоснове полученной информации находят

верныекартулентувремении2х императоров,приклеиваютихна свой плакат. При желании

совещаютсявпарахилимини- группах по 4 человека.

  1. Отвечают на вопросы учителя. Формаработы:индивидуальная, фронтальная

5.Разрешение проблемы

Систематизация материала

Формулировка выводов Объяснение

домашнегозадания

  1. Организациябеседысклассом:

    • Вчемсекретбританскихмонет?Очемониповедалинам?

    • Почемубританскиемонетыдосихпорсодержатследы римской культуры?

Призатрудненииучительпредлагаетобратитьсяксловам римского ученого Тацита.

Предполагаемыйответ:«Римскаякультурасталаосновойдля формирования всей западноевропейской культуры и Британской в частности»

2. Предлагает учащимся выбрать один из трех заголовков для плаката,темсамымподводяитогурокаиформулируяглавную

тему.(Приложение№1,слайд20,Приложение№2)

  1. Отвечают на вопросы учителя на основеизученногоматериалаурока.

  2. Выбираютзаглавиедляплаката Форма работы: фронтальная, индивидуальная


6. Рефлексия деятельности

Самооценка учащимисясвоей деятельности на уроке.

Самоанализ полученныхна уроке знаний.

  1. Игра–«Who’sthegreatestMathematic?»

Задание–правильнососчитатьноминалымонет.

  1. Предлагает учащимся закрыть глаза и представить, какие ассоциациивозникаютуних,когдаонислышатслова«British coins». Какие интересные факты об истории Британии они

расскажутродителям?

  1. ПредлагаетучащимсяоценитьсвоизнаниянаосновеSelf- Assessment Card.

  1. Устносчитаютноминалы монет.

  2. Отвечаютнавопросыучителя, называют свои ассоциации на английскоминарусскомязыках.

  3. Заполняюткарту

7.Домашнее задание

Мотивацияк

исследовательской деятельности

Предлагаетучащимсядомашнеезаданиенавыбор:

  1. Изучитьпроисхождениеслов«money»,«Britain»,знака£ (pound)

  2. Внимательно изучить российский монеты 2016 года. Ответитьнавопрос:какотразиласьримскаякультурана российскихмонетах?(Ключевыеслова:двуглавыйорел, византийская империя, римская империя)

(Приложение№1, слайд20)

Выбираюткарточкисдомашним заданием. Могут взять обе при

желании.


Приложение№1.Презентациякуроку(PowerPoint).



Приложение№2.Плакатдляиндивидуальнойработынауроке.



Приложение№3.Итоговоезаданиедля плаката.

Приложение№4.

«Британия»

Британия—символВеликобритании. Представляется в виде молодой женщины в коринфском шлеме с гербовым щитом и трезубцем Посейдонав руке. Образ Британии появился ещё во время римских цезарей. Образ Британии используется также на монетах римских императоров Адриана и Антонина Пия.

МеднаямонетавремёнримскогоимператораАнтонинаПиясБританиейнаобратной

стороне.


Приложение№5.

Римская Британия (лат.Provincia Britannia) — римская провинция на Британских островах.Послезавоеванияримлянами Галлиивсередине IвекадонашейэрыГайЮлийЦезарьпредпринял первые два похода вБританию: в 55и54годах до н. э.Окончательное завоевание Британии Римомпроизошло в 43 году н.э. императором Клавдием. Клавдий принял капитуляцию 11 британских царей. Весь Британский поход занял 16 дней. Британия была захвачена и стала римской провинцией. Клавдий был удостоен триумфаипрозвищаБританник, от которого он отказался в пользу сына. Началось усиленное проникновение римских традиций и культуры в британские земли. В410г. н.э., указом императораГонорияримское владычество над Британией было уничтожено - Британия была предоставлена самой себе.

Урок-концепт №3 “Древнегреческийфилософ”

Предметноесодержание,согласнокалендарно-тематическомупланированию:

  1. Английский язык. Тема: «Favourite subjects» (Любимые предметы), УМК Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе».

  2. История.Тема:«Философия,наука,образованиевДревнейГреции»,УМКУколоваВ.И.

«История.Древниймир».

Технологическаякартаурока

Класс

5

Тема

Древнегреческийфилософ

Цельурока

Раскрытиеконцепта«Древнегреческийфилософ»ипредставленияороли

древнегреческихфилософвстановлениииразвитиинаукииобразования.

Задачиурока

Образовательные:

  1. Сформироватьпредставленияоразвитиифилософии,наукии образовании в Древней Греции.

  2. Сформировать представлениеодеятельности иролидревнегреческих философоввстановлениииразвитиифилософии,наукииобразованияв Древней Греции.

2.Сформироватьпредставленияовкладедревнегреческихфилософовв развитие человеческой цивилизации.

Развивающие:

  1. Развиватьуменияизвлекать,анализироватьиоцениватьнеобходимую информацию из различных источников.

  2. Развиватьуменияработатьвпарах;уменияиспользоватьновыепонятия.

  3. Развиватьумениястроитьлогическоевысказывание,умениярассуждать и доказывать свою точку зрения; развитие творческих способностей учащихся.

  4. Развиватьязыковуюдогадку.

Воспитательные:

    1. Сформироватьличныйинтерескдеятельностидревнегреческих философов,которыевнесли огромныйвкладвмировуюкультуру.

    2. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости,радостипознания,радостипреодолениятрудностей.

    3. Датьпочувствовать,увидеть,чторешаяивыполняявсёболеесложные задачи и упражнения, они продвигаются в своёминтеллектуальном и

волевомразвитии.

Тип урока

Урокусвоенияновыхзнаний

Формы работына

уроке

фронтальная,парная,индивидуальная

Оборудование

  1. Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2015.

  2. ВаулинаЮ.Е.,Дули Д.,ПодолякоО.Е.,ЭвансВ. «Английский вфокусе» учебник для 5 классов общеобразовательных школ,- Москва, Просвещение, 2016.

  3. Набор для нумизматического исследования: монеты, перчатки для работы с монетами (5 и 10 драхм с изображениями Аристотеля иДемокрита на аверсе), лупа, черное полотно для монет, информационная карта монеты. Приложение №5.

  4. Набор для опыта: демонстрационный столик, колба с водой, стеклянная палочка, марганцовка.


  1. Видеофайл:«Смешарики:наукадлядетей-физика».

  2. Интерактивные планшеты с дидактическим материалом урока. Приложение №1.

  3. ПрезентациякурокуPowerPoint.Приложение№2.

  4. Текстыдлячтения«АкадемияиЛикей». Приложение№3.

  5. Рабочийлистученика«Закладкадляучебникаистории».Приложение

№4.


Используемаялитература:

  1. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В. «Английский в фокусе». Книга для учителя к учебнику для 5 классов общеобразовательных учреждений. ФГОС– Москва, Просвещение, 2016

  2. Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные методические материалы. – М: Планета, 2012.

  3. Мишатина Н.Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход. Монография. – СПб.: «Наука», 2009.

  4. Мишатина Н.Л., Цыбулько И.П. Антропологическая лингвометодика: в поисках смысла, содержания и оценивания / под ред. Н.Л. Мишатиной. М.: Изд-во «Национальное образование», 2016.

  5. Мишатина Н.Л. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕИВЕКТОРРАЗВИТИЯ.//Актуальныепроблемыфилологииипедагогической лингвистики, 2018, № 3(31), стр. 16-26.

  1. ШерстобитоваИ.А.Концептвметодикепреподаваниярусскогоязыкакакиностранного// Российско-китайскоесотрудничество:традиции,современностьиперспективы.2016.


Схема-планурока.

Этап урока

Задачиэтапа

Содержаниеэтапа

Деятельностьучителя

Деятельностьучащихся

1.

Мотивацио нный

Создание положительного настроя на урок

  1. Приветствуетучеников.

  2. Предлагаетначатьнашуроквролинастоящихученых- исследователей.

  1. Приветствуют учителя.

  2. Включаютсявбеседу, отвечают на вопросы.

Формаработы:фронтальная

2.

Целеполага ние.

Постановка проблемы

Формулировка темы, целей и задач урока.

Мотивация учащихся на активнуюработу на уроке

  1. Организуетработувпарах.Укаждойпары–1нумизматический набор. Задание:

Передвамиисторическийисточник–монетаиинформационная карта к ней. Работать я вам предлагаю в парах. Ваша задача – рассмотреть монету, вы можете брать ее в руки и заполнить

информационнуюкартумонеты.Длявыполненияэтойработына

слайде–помощь-подсказка.Времянаработу–1минута.(Дляработы с монетой вы можете использовать лупу, вы видите, что монета по правилам нумизматики находится на мягком планшете)

(Приложение№2,5)

  1. Организуетбеседуипредлагаетучащимсяпредставитьрезультаты работы.

    • Странаувсеходна –Греция,греческие драхмы.

    • Ктоизображен–Аристотель,Демокрит.Вызнаете,ктоэто?(Это философы)

    • Годавыпуска:от1976до2000.С1января2001натерритории Греции был введен евро.

3.Совместнаяформулировкатемыурокаипроблемного вопроса.

Первые два пункта информационной карты помогут нам определить темуурока.Подумайте,каконаможетзвучать?Вашипредложения. Предлагаетзаписатьтемуврабочийлист,которыйнаходитсявжелтом конверте интерактивного планшета (Приложение №4)

В последнемпунктеинформационной картызаключенглавный вопрос урока: почему спустя столько веков изображения древнегреческих философовчеканилисьнамонетахнапротяжениимногихлет?Какой вклад внесли древнегреческие философы в развитие цивилизации на

нашейпланете?Яуверена,чтовконцеурокавысможетеответить на данный вопрос.

  1. В парах изучают монету, заполняютинформационную карту.

  2. Представляютрезультаты работы в ходе фронтальной беседы.

  3. Формулируют тему урока и записываютееврабочийлист. Форма работы: парная, фронтальная

3.Решение проблемы

  1. Изучение содержания предметного материала.

  2. Работа с дидактико- методическим материалом.

Раскрытиеконцепта«Древнегреческийфилософ» Философ-мыслитель.

  1. Штудия«Мирассоциаций».

Счемассоциируетсяувасслово«философ»?

  1. Предлагаетученикамподобратьоднокоренныесловакслову философ.

  2. Штудия«Вначалебылослово».Организацияработыс этимологическим и толковым словарями.

Чтобыраскрытьтемууроканамважноузнатьпроисхождение слова

«философ».ВэтомисследованиинампоможетЭтимологический словарь.

Предлагаетучащимсяобратитьсяксловарювинтерактивномпланшете (Приложение №1).

Разверните лист розового цвета на вашем планшете. На этой страничке дана информация о происхождении слов, некоторые которыевыупотребляетеоченьчасто.Найдитеинформациюо происхождении слова «философ». Определите ключевое слово.

Ключевоеслово–мудрость!

Предлагаетзаписатьпервоеключевоеслововкрасныйпрямоугольник на рабочих листах (Приложение №4).

Предлагает обратитьсяк толковому словарю в интерактивных планшетах.Атеперьобратимсяктолковомусловарю,который объяснит нам значение слова «мудрость».

Древниегрекисчиталимудростью всезнания,получаемыевпроцессе

изученияокружающегомира.Мывыяснили,чтофилософпереводится, как любящий мудрость. Кого греки называли философом?

  1. Организация парной работы с определением. Задание: на основе полученной информации дать определение понятию «Философ», используяключевыеслованаслайде(Приложение№2)Дляответана

этотвопросвыможетевоспользоватьсяключевымисловамина экране.Увасестьполминуткиподумать,посовещатьсявпарах.

  1. Называютсвоиассоциациик слову «философ».

  2. Подбираютоднокоренные слова к слову «философ».

  3. Работаютсэтимологическим словарем,находятиобъясняют происхождение слова

«философ». Определяют ключевоесловоизаписываютв рабочий лист. Работают с толковым словарем –

определяютзначениеслова

«мудрость».

  1. Работаютвпарах–обсуждают и составляют определение.

Фронтальнаяпроверка результатов работы.

Формаработы:парная, фронта

Философ-ученый

  1. Организацияработысанглийскимисловамипотеме Schoolsubjects.

    • Whocanreadand translatethese words?

    • What’syourfavoutritesubject?

  1. Читаютипереводятслована слайде. Отвечают на вопросы учителя.

  2. Находятзначениеслова




  • Whatsubjectsdoyoulike?

  • Whatsubjectshaveyougot?

  • Почемумыможемпонятьсмыслэтихсловбезиспользованияангло- русского словаря? (эти слова имеют одинаковое происхождение -

греческое).

  • ЕслиназваниянаукродилисьвГреции,очемэтоговорит?

  1. Организацияработыстолковымсловарем.Записьследующего ключевого слова в рабочий лист.

Азнаетеливысмыслслова«наука»?Обратимсявновьктолковому словарю. Запишите ключевое слово наука в синий прямоугольник

рабочеголиста.

  1. Предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент и ответить на вопросыкнему.Видеофайл:«Смешарики:наукадлядетей -физика».

Явленияокружающегомирабылиинтересныдревнегреческим

философамсточкизрения,какипочемуэтопроисходит.Вниманиена экран.

    • Окакомдревнегреческомфилософешларечь?

    • Накакомшкольномпредметевывстретитесьсименемэтого философа?

4.БеседаометодахизученияокружающегомиравДревнейГреции. Проведение опыта «Растворение».

ЕслиАрхимед,Евклид,Пифагор(снимивыпознакомитесьна

геометрии)изучаливидимыеявления,тофилософДемокритсмог объяснитьявление,невидимоечеловеческомуглазу, правильность

которогобылаподтвержденаопытнымпутемспустямноговековс появлением увеличительных приборов.

Чтопроисходитссахаром,когдаонпопадаетвгорячийчай?

Демокритазаинтересовалвопрос,какпроисходит процесс

растворения. Сейчас я предлагаю Вам побыть в роли Демокрита. УчащимсяпредлагаетсявыступитьвролиДемокритаипостараться описать процесс растворения, основываясь на результатах опыта и логических умозаключениях.

Яберуводуидобавляютудакристалликвещества.Чтопроисходитс кристаллом? Он исчезает? Что происходит с водой. Она

окрашивается.Вкакой цветонаокрашивается.Вцвет кристаллика,

«наука» в толковом словаре, объясняют его, записывают слово«наука»врабочийлист.

  1. Смотрятвидео,отвечаютна вопросы.

  2. Отвечаютна вопросы.

Наблюдают опыт, описывают процессрастворенияиделают выводы.

  1. Работаютсословарём,находят и объясняют происхождение

слова.

  1. Определяютизаписываютв рабочий лист ключевое слово УЧЕНЫЙ.




помещенного в воду. К какому выводу пришел Демокрит? Значит вещество, которое растворяется, оно не исчезает, а распадается на мелкие частицы, которые проникают между частицами воды. Таким образом, Демокрит сделал вывод, что все вещества состоят из частиц,которыеполучилиназванияАТОМ.Почемуониполучилитакое интересное название?

  1. Предлагаетвновьобратитьсякэтимологическомусловарюинайти происхождение слова АТОМ.

  2. Беседасучащимисясцельюопределенияизаписиследующего ключевого слова

Какимсинонимомможнозаменитьсловофилософ,говоряонаучных открытиях. УЧЕНЫЙ. Запишите ключевое слово ученый в зеленый

прямоугольникрабочеголиста.


Философ-учитель

Развитиенауки вДревней Греции привело к появлению научных сообществ,вкоторыхфилософыобменивалисьсвоимиидеями,

результатамиисследований.Научныесообществавозникалипри гимнасиях.

  1. Организацияработысословарем.Записьключевогословаврабочий лист.

Чтотакое«гимнасий»?Уэтогословасвояинтереснаяистория. Обратимся к словарю! Запишите ключевое слово гимнасий в фиолетовый прямоугольник рабочего листа.

Первоначальногимнасиибылиместомдлязанятияспортом,апотом превратились в настоящие образовательные центры, где философы выступали с лекциями.

  1. Предлагаетучащимсяотправитьсявпутешествиевдвасамых знаменитых афинских гимнасия. Каждая колонка получает путеводители (Приложение №3):

    • ученики1вариантаотправятсявгимнасий «Академия»,основанный философом Платоном.

    • ученики2варианта–вгимнасий«Ликей»,основанныйфилософом Аристотелем.

Включаемсвоевоображение.Напутешествиевамдается2минуты.

3.Предлагаетобменятьсяинформацией.Организуетперекрестный

  1. Находятпроисхождениеслова ГИМНАСИЙизаписываютегов рабочий лист как ключевое слово.

  2. Читаютекстыповариантам.

  3. Задаютвопросыдругдругу, тем самым обмениваясь

информациейогимнасиях.

  1. Отвечают на вопрос, определяютизаписывают

ключевоеслово УЧИТЕЛЬ.

Форма работы: парная, фронтальная,индивидуальная




опрос.Назовемусловно1вариант–Академики,2вариант

Лицеисты.Лицеистызадаютвопросыакадемикам,академики

лицеистам.Вопросыданыпослетекста.Работаемпоцепочке.Тот, кто отвечал на вопрос, задает вопрос следующему. Начну я и задам вопрос Лицеисту:

-БыллиАристотельзнакомсПлатоном?

4.Беседасцельюопределенияизаписипоследнегоключевого слова.

В качестве кого выступали философы в гимнасиях. На какой синоним можно заменить слово философ в этом контексте. УЧИТЕЛЬ. Запишитеключевоесловоучительворанжевыйпрямоугольник

рабочеголиста.


5.

Подведение итогов.

Разрешение проблемы

Систематизация материала

Формулировка выводов Объяснение

домашнего задания

  1. Предлагает учащимся прочитать получившуюся за урок цепочку ключевыхслов:МУДРОСТЬ–НАУКА–УЧЕНЫЙ–ГИМНАСИЙ- УЧИТЕЛЬ

  2. Предлагаетдополнитьтемуурока,вставиввнеепропущенныеслова. Вы, наверное, заметили, что в теме урока пропущены 3 слова. Кем, по сути,являлсяфилософвДревнейГреции.Какиетрисловапропущеныв теме урока?

  3. Предлагаетвернутьсякпроблемномувопросуурокаиответитьна него.

Вернемся к вопросу, возникшему в начале урока. Почему спустя стольковековизображениядревнегреческихфилософовчеканятсяна монетах? Какой вклад внесли древнегреческие философы в развитие цивилизации на нашей планете?

  1. Читаютцепочкуслов.

  2. Отвечают на вопрос и дополняютпропущенныесловав теме урока.

  3. Отвечаютна вопросы.

Формулируютответна

проблемныйвопросурока.

6.

Рефлексия деятельнос ти

Самооценка учащимися

деятельностина уроке.

Игра«Ассоциации».Организуетработусоблакомсловиз

интерактивногопланшета(Приложение№1)Иззеленогокармашка достаньте облако слов. Обведите три слова-ассоциации, которые теперь связываются у вас с понятием «древнегреческий философ».

Обводяттрисловавоблакеслов. Озвучивают свои ассоциации.

7.

Домашнее задание

Мотивация к исследовательск ойдеятельности

Объяснениедомашнегозадания.

Рабочиелистыурокапревратилисьвинформационныезакладкидля вашего учебника истории. Переверните их – я предлагаю вам для самостоятельного исследования следующий вопрос:

Врамкахизучениякакихшкольныхпредметахвывстретитесьилиуже встретились с именами следующих ученых-философов?

Переворачиваютрабочиелисты, знакомятся с домашним

заданием.


Приложение№1.Интерактивныепланшетысдидактическимматериаломурока.

Этимологическийсловарь1

—этословарьобисторииотдельныхслов.

Алфавит

др.-греч.ἀλφάβητοςизназванияпервых двухгреческихбукв,αиβ

Атом

др.-греч.ἄτομος –«неделимый»

Библиотека

др.-греч.βιβλίον«книга»иθήκη– «вместилище,местохранения»

Гимнасий

др.-греч.γυμνασία–«упражнение,практическое учение»

Философ

др.-греч.φιλόσοφος– «любящиймудрость»

Школа

др.-греч.σχολή–«досуг,занятиевсвободныечасы»

Энциклопедия

др.-греч.ἐγκύκλιοςπαιδεία–«обучениев(полном)круге(наук)»

Этимология

др.-греч.ἔτυμον–«значениеслова»иλόγος –«учение»


Толковыйсловарь2

—этословарь,объясняющийзначениеслова.

Мудрость

  1. Глyбoкийyм,oпиpaющийcянaжизнeнныйoпыт

  2. Степеньпознанияокружающегомира


Мудрыйсовет

Житейскаямудрость Мудрствоватьлукаво

Наука

Деятельностьчеловека,имеющаяцель:собрать,проанализировать, доказать, объяснить, обобщить факты, построить теории, позволяющие описать природные или общественные процессы


Научноесообщество Гуманитарныенауки

Наукоемкие технологии

Научитьучиться



Облакослов


1МаксФасмер.Этимологическийсловарьрусскогоязыка.Т.I-IV.ПереводснемецкогоО.Н.Трубачева,сдополнениями.Подред. и с предисловием проф. Б. А. Ларина. - М., –1987

2ОжеговС.И.Толковыйсловарьрусскогоязыка:около 100000слов,терминовифразеологическихвыражений/С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд. - Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012.

Приложение№2.ПрезентациякурокуPowerPoint.



Приложение№3.Текстыдлячтения«Академияи Ликей».


Афинскийгимнасий«Академия»

Философ Платон основал первую научную школу в одном из афинских гимнасиев. Гимнасий располагаласьвроще, названнойвчестьмифическогогерояАкадема,поэтомуиполучилназвание

«Академия».В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Основным методом обучения в Академии был диалог. Философские беседы Платон проводил со своими учениками в саду Академана свежем воздухе. Над входом в гимнасий было написано: «Необученным геометрии вход воспрещен». Платон был одним из первых мыслителей, который понимал важность изучения математики не только из-за ее практической пользы, но и для «упражнения ума».Из Платоновской Академии вышли ученые, которые стали заниматься изучением окружающего мира (астрономией, физикой, математикой, биологией)

Вопросыогимнасии «Ликей»:

  1. Почему«Ликей»Аристотеляполучилтакоеинтересноеназвание?

  2. ВчемоднаизглавныхзаслугфилософаАристотеля?

  3. Каквелосьобучениев Ликее?

Афинскийгимнасий«Ликей»

Философ Аристотель, также как и его учитель Платон, основал свою научную школу в одном из афинских гимнасиев, находившихся возле храма Аполлона Ликейского. Школа Аристотеля получила название «Ликей». Аристотель обобщил опыт предшественников и привел к единству все достижения греческой науки во всех областях. Его произведения – настоящие энциклопедии. Аристотель любил рассуждать и обучать своих учеников, прогуливаясь в парке, на свежем воздухе.ИзЛикеяАристотелявышлиученые,которыестализаниматьсяизучениемокружающего мира (астрономией, физикой, математикой, биологией).

Вопросыогимнасии «Академия»:

  1. Почемугимнасий«Академия»получилтакоеназвание?

  2. Какаянадписьбыланадвходомвгимнасийичтоонаобозначала?

  3. КакимобразомпроводилисьзанятиявАкадемии?

Приложение№5.Информационнаякартамонеты.


Информационнаякарта монеты

Страна


Год выпуска


Ктоизображен

нааверсе


Приложение№4.Рабочийлистученика«Закладкадляучебника истории».


Лицеваясторона Оборотнаясторона



Скачать

© 2024 24 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!