СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» УД «Человек и общество» Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» УД «Человек и общество» Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» УД «Человек и общество» Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»»




Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»






Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)







Методическая разработка


теоретического занятия для преподавателя


Тема: «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»


УД «Человек и общество»

Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»













2021 г.






Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебного предмета «Обществознания» и студентов 1 курса всех специальностей.

Тип занятия: комбинированный.

Технология обучения: системно-деятельностная

Методы и приёмы: рассказ, работа с понятиями по словарю, работа со схемами, определение терминов и понятий, соответствующих контексту, фронтальная беседа, опрос, проблемный вопрос, решение тестовых заданий, приведение примеров на изучаемое явление, «малые» группы, работа с учебником и нормативными документами, сообщения, формулировка вопросов, рецензия ответа, рефлексия.

Время занятия: 90 минут.

Цель: содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний о духовной сфере человеческой деятельности и её социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений в этой сфере, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом.

Задачи:

Образовательные:

Выяснить степень освоения обучающимися дидактических единиц по теме «Роль и значение профессионального образования».

Создать условия для освоения студентами следующих дидактических единиц по новой теме: мораль, основные принципы и нормы морали, гуманизм, добро и зло, долг и совесть, моральный выбор, моральный самоконтроль личности, моральный идеал, религия как феномен культуры, мировые религии, религия и церковь в современном мире, свобода совести, религиозные объединения РФ, искусство и его роль в жизни людей, виды искусств.

Создать условия для освоения и раскрытия смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей, осознанного выделения студентами принципов и норм морали, выявления функций религии, морали и искусства на основании отдельных частных примеров, освещения и анализа проблем морального выбора.

Создать условия для формирования умений:

- характеризовать религию как феномен культуры, перечислять признаки мировых религий;

- переводить сложную по составу информацию из графического представления в текстовое, и наоборот;

-излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи;

-делать вывод на основе полученной информации (присоединяется к одному из выводов) и приводить аргументы, подтверждающие вывод;

- работать в сотрудничестве в команде, решая общую задачу;

Развивающая:

- развивать способность к рефлексии, самоконтролю;

- развивать индуктивное и дедуктивное мышление:

создать условия для совершенствования таким мыслительных операций как обобщение понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, обобщение (резюмирование) полученной информации; определение терминов и понятий, соответствующих контексту; классификация путем установления соответствия; выделения главного; абстрагирование; анализ информации и её конкретизация примерами.

Воспитывающая:

Создать условия для формирования ценностного отношения к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека, ценностное отношение к искусству;

Создать условия для воспитания уважения к религиозным чувствам людей, культуре прошлого и настоящего.

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики: толерантное сознание в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

  • предметные:

− владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

− владение умениями выявлять существенные и несущественные признаки религии, морали и искусства как форм общественного сознания.

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов (морали, религии и искусства);

− владение умениями выявлять функциональные связи морали, религии и искусства;

  • метапредметные:

− владение навыками познавательной деятельности в сфере общественных наук;

− умение определять назначение и функции религии, морали и искусства;

Формируемые УУД:

Личностные: принятие традиционных национальных и общечеловеческих, гуманистических и демократических ценностей;

Регулятивные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство»: соотношение видовых понятий с родовыми, выбор обобщающего понятия.

- определение назначения и функций религии, морали и искусства;

- перевод сложной по составу информацию из графического представления в текстовое, и наоборот;

- анализ информации, выявления закономерностей, абстрагирование и конкретизация явлений, процессов примерами;

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника, излагать полученную информацию в контексте решаемой задачи, рефлексия на форму и содержание текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, мастерство его исполнения).

Обучающийся должен знать: понятия: «мораль», «религия», «искусство» и их роль в жизни людей.

Межпредметные связи: история – традиции русского народа, мировые религии, развитие искусства.

Внутрипредметные связи:

- тема «Человек», дидактическая единица «Потребности человека»;

- тема «Общество и природа», дидактическая единица «Духовная сфера общественной жизни» и «Духовные институты общества».

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

1.Учебно-методический комплекс по предмету «Обществознание».

2.ТСО: компьютер, проектор.

3.Дидактический материал: рабочие и рефлексивные карты для обучающихся.

4. Презентация по теме.

Литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2017.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2017.

Хронокарта занятия

  1. Организационный этап. – 1 мин.

  2. Проверка домашнего задания. Контроль знаний – 15 мин.

  3. Мотивация и темополагание. – 5 мин.

  4. Актуализация знаний и целеполагание. – 5 мин.

  5. Изучение нового материала. – 38 мин.

  6. Закрепление знаний– 20 мин.

  7. Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 5 мин.

  8. Информация о домашнем задании. – 1 мин.


Ход занятия

  1. Организационный этап – 1 минутА.

Приветствие. Преподаватель проверяет наличие обучающихся, знакомит с общим ходом занятия, объясняет правила и последовательность работы с рабочей и рефлексивной картой обучающегося на данном занятии.

  1. Проверка домашнего задания. Контроль знаний – 15 минут.

Вопросы для фронтально и индивидуально устного опроса:

  1. Дайте определение понятию «профессиональное образование».

  2. Виды профессионального образования.

  3. Какую роль оно играет в жизни человека и общества. (Рецензия индивидуального ответа обучающего со стороны товарища, что развивает умение последнего осуществлять рефлексию на форму и содержание текста).

4. Порядок приема в образовательные учреждения СПО И ВПО.

5. На что надо обратить внимание при выборе колледжа, ВУЗа?

6. В чем различие аккредитованных и неаккредитованных вузов?

Опрос позволит выявить преподавателю и осознать обучающимся то, что уже усвоено, качество и уровень освоения, а также повысить уровень освоения, развить способность к рефлексии и самоконтролю и подведет к изучению новой темы.

  1. Мотивация и темополагание – 5 минут.

Преподаватель предлагает подумать и назвать те элементы духовной сферы общественной жизни, которые мы еще не изучали - формулирование в совместной деятельности темы занятия.

Далее следует знакомство с эпиграфами к занятию, их обсуждение. Обучающиеся интерпретируют суждения, высказывают свои предположения.

«Есть две морали: одна – пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, повелевающая делать добро» (П. Буаст).

«Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» - Дени Дидро.

«Религия — это упрощенная и обращенная сердцу мудрость. Мудрость - это разумом оправданная религия» (Л.Н.Толстой).

«Религия - это опиум для народа» (К. Маркс).

Сравните два приведенных последние два высказывания. В чем состоят различия взглядов авторов на религию? Чем объясняются эти различия?

  1. Актуализация знаний и целеполагание – 5 минут.

Преподаватель предлагает обучающимся вспомнить формы общественного сознания, что в них общего и в чем их различия. Какие они знают нормы морали, моровые и национальные религии, виды искусства?

Далее преподаватель обращается к группе с целью организации совместного целеполагания: « Итак, мы вспомнили многое из того, что знаем о формах общественного сознания, а как вы думаете, что ещё нам следовало бы освоить и обсудить на сегодняшнем занятии? Совместно формулируются цели занятия.

Объявление и запись в тетрадь плана занятия с целью организации учебной деятельности.

План

  1. Мораль

- основные принципы и нормы морали,

-гуманизм, добро и зло,

-долг и совесть, моральный выбор,

-моральный самоконтроль личности,

-моральный идеал,

  1. Религия как феномен культуры

- мировые религии,

- религия и церковь в современном мире,

- свобода совести,

-религиозные объединения РФ

  1. Искусство и его роль в жизни людей, виды искусств.

  1. Изучение нового материала. – 38 минут.

Вопрос о морали разбирается в процессе анализа информации, представленной в разных формах, определения терминов и понятий, соответствующих контексту, что позволит не только усвоить знания, понятия, но и научит переводить сложную по составу информацию из графического представления в текстовое, и наоборот; а опора на социальный опыт в ходе аргументации своих суждений подведет их к пониманию важности сделанного человеком морального выбора и необходимости морального контроля личности.

  1. Мораль

Слово преподавателя: И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравствен­ный закон внутри нас». Прав ли он? Попробуем ответить на этот проблемный вопрос сегодня на уроке.

Стержнем человека, который помогает ему встретить радости и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции? Посмотрите на схему и ответьте на вопросы.

Схема - Мораль и ее функции

Мораль - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирую­щие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни - труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях







Моральные требования и представления

Функции морали



Нормы поведения: не лги, не укради; не убий, почитай старших и т. д.

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т. д.

Морально-психологические механизмы: долг, совесть

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей

Утверждение человеческого в человеке

Этические категории – это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок















Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм; эгоизм – альтруизм, гуманизми т. д.

















Вопросы

1. Что такое мораль?

2. Назовите основные моральные принципы и нормы. Какая из них вам представляется самой важной? Почему?

3. Назовите и охарактеризуйте функции морали.

4. Охарактеризуйте нравственные принципы.

5. Поработайте со словарём: найдите определение неясных для вас понятий в схеме.

6. Что такое альтруизм, гуманизм, долг, совесть?

7. Какие еще высшие моральные ценности вы можете назвать (справедливость, равенство, любовь).


Работа с текстом:

Прочитайте приведенный ниже текст №1, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Текст

Мораль это особая форма общественного А……………….., регулирующая действия людей в обществе с помощью Б…………... .

Мораль это социальный В…………, выполняющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов Г……… и зла, справедливости, т.е. моральных идеалов.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как: Д…………………….. — признание человека высшей ценностью; Е……………………— бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, отказ от Ж …………… — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

В отличие от права исполнение требований морали санкционируется (обеспечивается) лишь авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта, т.е. самоконтролем личности, что и определяет характер нравственных санкций(общественные оценки, З …………. или осуждения).

Нравственность - это степень усвоения личностью моральных И ……………. общества и практическое следование им в повседневной жизни, т. е. выражение человеческого в человеке. Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто К ………….. нормы морали и принципы морали. Важнее Л…………….. ими в повседневной жизни. Объективная возможность поступать тем или иным образом и субъективная способность сознательно выбирать ту или иную форму поведения обусловливают свободу морального М……………… человека и определяют меру его нравственной ответственности за него.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. добро

  2. институт

  3. альтруизм

  4. одобрение

  5. сознание

  6. нормы


  1. гуманизм

  2. знать

  3. принимать

  4. руководствоваться

  5. эгоизм

  6. выбор

  7. поведение

Вопрос к тексту: Что такое нравственность? Чем она отличается от морали?

Приведите свои примеры, демонстрирующие моральный выбор и моральный самоконтроль личности.


  1. Религия как феномен культуры

Изучить второй вопрос плана предлагается при самостоятельной работе с авторским текстом и нормативным документом. Анализ текста развивает мышление и позволяет извлечь из него необходимую информацию, а так же поставленные перед обучающимися вопросы подразумевает опору на их жизненный опыт и имеющиеся знания, что развивает умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников. Данный вопрос темы достаточно обширный, поэтому организую работу «малыми» группами с презентацией продукта, что позволяет формировать умение работать в сотрудничестве в команде, решая общую задачу, даю на внеаудиторную самостоятельную работу опережающее задание по подготовке сообщения по религиозным объединениям в РФ.

Слово преподавателя: Одной из древнейших форм культуры является религия. Сло­жен и тернист был путь церкви в нашей стране. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок. В одной из телевизионных передач «Вечер с Познером» состоялась встреча с религиозными деятеля­ми, на которой обсуждалась роль религии в современном обществе. Ведущий задал служителям культа вопрос: «10 заповедей Моисея существуют 2000 лет. Стало ли человечество меньше убивать, во­ровать?» В конце урока попробуем ответить на этот вопрос, опре­делив место религии в духовной жизни человека.

Задания к тексту

1.Что автор понимает под религией? Выпишите из текста любые три определения религии.

2.Приведите три авторские характеристики роли (функций) религии в жизни людей. Опираясь на знание курса, социальный опыт и практику, приведите собственный пример, иллюстрирующий духовную роль религии.

3. Автор пишет: «Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными». Приведите, опираясь на текст, основываясь на знаниях курсов истории и обществоведения, на личном опыте, два примера вопросов, рассматриваемых и решаемых в религии. Приведите известные Вам ответы на эти вопросы.

Прочитайте текст и выполните задания .

Текст 2

Решаемые религией вопросы являются фундаментальными, или конечными. Они встают перед любым обществом на любой ступени его развития, независимо от общественного строя, уровня развития науки и техники, культурного своеобразия народа...

Религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру. Принятие или отрицание, одобрение или осуждение занимают центральное место в религиозной жизни, ибо это лежит в основании человеческой жизни и общества в целом.

Но она шагнула дальше и описала природу времени: движение от прошлого через настоящее к будущему перестало быть проклятием, но стало знамением судьбы. В одних религиях время рассматривается как циклическое, хотя человеческая жизнь протекает по линейному сценарию. В других религиях время движется линейно от сотворения мира к его концу, хотя жизнь людей циклически организована вокруг ежегодно повторяющихся событий-воспоминаний.

Религия помогает человеку преодолеть жизненный кризис, объясняя смысл его жизни. Религия, церковь - это институт, который предлагает определённые ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни и смерти. Религия учит, что добро, а не богатство - истинный критерий вечной жизни.

Оказывается, у бедных и богатых разные церкви и секты. Низшие классы, страдающие от экономического неравенства, тянутся не к официальной религии, а к многочисленным сектам. Они взывают к угнетённым и дают им надежду на то, что на небе они сполна получат компенсацию за свои страдания. В отличие от них традиционные религии апеллируют скорее к благополучным и добившимся успеха гражданам, которые страдают не от экономических кризисов, а от других несчастий, например от одиночества. В обычной церкви они находят единение, эмоциональную поддержку и необходимый круг общения.

Религия - особый агент и институт социализации. Религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека. Она связывает индивида с такими вечными и общечеловеческими ценностями, которые не зависят от отдельной группы, семьи, нации, страны...

Религия - это не только система идей и ценностей, но и определённая практика и ритуал. Поэтому у неё есть формальная организация. В любой религиозной организации существует категория лиц, профессионально посвятивших себя религии - это священники, ведьмы, шаманы, имамы, раввины, монахи и др. Они формируют должностную и формальную иерархию, учреждают устав и правила поведения, осуществляя ежедневный контроль за их исполнением. Религия как духовный институт помогает человеку решить вечные проблемы добра и зла, существования загробного мира, конечности и бесконечности человеческого бытия, связи посю- и потустороннего мира, смысла жизни и ответить на другие вопросы, на которые не способна ответить наука. (А.И. Кравченко)

1.Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены авторские определения, например:

- религия, церковь - это институт, который предлагает определенные ответы на самые затруднительные вопросы о смысле человеческого существования, о жизни, смерти;

- религия - особый агент и институт социализации;

- религия - это не только система идей и ценностей, но и определенная практика и ритуал.

2. Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Приведены авторские характеристики роли религии, допустим:

- религия внесла огромный вклад в создание устойчивых нравственных критериев, определяющих человеческую культуру;

- религия вступает в особенно доверительный контакт с духовным миром человека;

- религия помогает человеку решать вечные проблемы добра и зла, существование загробного мира, конечности, бесконечности человеческого бытия.

2. Приведен пример, допустим

- каждая из мировых религий содержит комплекс духовных заповедей, например кодекс ненасилия (не убий, не укради);

- религии проповедуют принцип разумного самоограничения и воздержания (не потреблять сверх необходимого, не объедаться, не жить в роскоши);

- буддизм призывает своих сторонников к ненасилию, бережному отношению ко всему живому, нестяжательству.

3. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Приведены примеры вопросов и иллюстрирующие их ответы, допустим:

1) вопрос о смысле жизни (например в христианстве - постижение божественной истины, обретение вечного блаженства на небесах)

2) вопрос о происхождении человека и жизни (например, христиане признают сотворение мира богом, сотворение первого человека богом)

3) вопрос о конечности земного пути человека (например, в буддизме признается идея перерождений)

Могут быть приведены и иные верные примеры

Задание обучающимся: Разбейтесь на три творческие группы и дайте характеристику-анализ мировых религий, используя учебник Важенина А.Г. с. 146-149 и оформите в форме тезисов или презентаций:

Представьте свою работу.

Первая группа - буддизм.

Вторая группа - христианство.

Третья группа - ислам.

Презентация работы первой группы

Самой древней из мировых религий является буддизм. Он возник на рубеже VIV вв. до н. э. в Индии, а затем распространился в странах Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Основы буддийского вероучения:

• страдания правят миром;

• причиной страданий является сама жизнь с ее страстями и желаниями;

• уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану;

• существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий и достичь нирваны. Два пути спасения: хинаяна («узкая колесница») и махаяма («широкая колесница»).

Легендарный основатель этой религии Сиддхарта Гаутама, названный Буддой (Просветленный), разработал восьмиступенчатый путь достижения истины и приближения к нирване:

1) праведная вера;

2) истинная решимость;

3) праведная речь;

4) праведные дела;

5) праведная жизнь;

6) праведная мысль;

7) праведные помыслы;

8) истинное созерцание.

Цель буддизма - не обрести бессмертие, а избавиться от перерождения своей души (от кармы).

Презентация работы второй группы

Христианство появляется в I—II вв. в условиях развитого общества с острыми социальными противоречиями. Благодаря доступности своих догматов христианство получило самое широкое распространение в мире.

• Основные положения вероучения:

• изначальная греховность человеческого рода(первородный грех Адама и Евы);

• божественная троица: Бог Отец (творец), Бог Сын (Иисус Христос, Спаситель) и Бог Дух Святой (личный опыт удостоверения в существовании Бога), существующие «нераздельно, неразлучно, но неслиянно»;

• богочеловеческая природа Иисуса Христа (сын смертной женщины и Бога);

• страдания Иисуса и его смерть на кресте как искупление грехов человеческих;

• воскресение Иисуса как залог спасения бессмертных душ праведников;

• вера в существование рая для праведников и ада - для грешников;

• вера во второе пришествие Иисуса Христа для суда над живыми и мертвыми, поощрения праведников и наказания грешников, установления Царства Божьего на Земле;

• культ страданий как повторение Страстей Господних;

• заповедь любви ко всему человечеству, полнейшее духовное смирение и самоуничижение.

Основными ветвями христианства являются:

1) православие;

2) католицизм;

3) протестантизм.

Презентация работы третьей группы

Ислам - самая молодая из мировых религий, возник в VII в.

Основателем является Мухаммед, лицо историческое.

Основные положения религии:

• нет Бога, кроме Аллаха, единобожие;

• человек не способен влиять на ход событий, все в руках Аллаха (идея предопределенности), вера в справедливость Аллаха;

• пророческая миссия Мухаммеда;

• молитва (намаз) пять раз в день;

• обязательный пост;

• хадж - паломничество в Мекку;

• обязательная милостыня бедным;

• джихад - борьба с неверными, сам пророк понимал джихад как духовную борьбу, а не войну с помощью оружия;

• вера в воскресение, Страшный суд, существование рая и ада;

• установление не только моральных, но и правовых норм (шариат - мусульманское право, основанное на Коране и Сунне).

Вопросы группе:

Что объединяет все эти мировые религии?

Какие отличия между ними вы увидели?

Используя знания обществоведческого курса и личный социальный опыт, приведите три положения «кодекса личной морали» любой из названных вами мировых религий (сначала назовите религию, а затем приведите соответствующие положения).

1.Пояснение. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) три «великие исторические религии»: буддизм,

христианство, ислам;

2) положения «кодекса личной морали»:

например, в буддизме:

— усвоение четырёх благородных истин буддизма как собственной жизненной программы;

— воздержание от лжи, слов, не относящихся к нравственной цели;

— ненасилие, непричинение зла живому;

— духовное самопогружение;

например, в христианстве:

— не убивай;

— не прелюбодействуй;

— не кради;

— почитай отца и мать;

например, в исламе:

— совершение пятикратной молитвы в течение дня;

— соблюдение поста в месяц рамазан;

— обязательная благотворительность;

— совершение хаджа. Могут быть приведены иные положения «кодекса личной морали» любой из религий.

Что же говорят обществоведы, рассматривая роль религии в жизни общества? Изучите и прокомментируйте схему.

Основные функции религии




Мировоззренческая Любая религия есть определенное мировоззрение, т. е. взгляд на мир как единое целое. Обладая мировоз­зрением, человек осознает свое пред­назначение и место в мире

Регулятивная Религия определенным образом упорядочивает помыслы, стремления людей, их деятельность

Терапевтическая Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования

Коммуникативная «Богообщение» - высший вид общения, оно происходит в культовой деятельности, общение верующих друг с другом

Культуротранслирующая

Религия способствует развитию определенных основ культуры - искусства, письменности, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению

Интегрирующая Направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности, устойчивости личности, общего вероисповедания

Легитимизирующая Узаконивает некоторые общественные порядки, институты, отношения, нормы с точки зрения высшего требования - максимы, на основе которого дается оценка определенных явлений и формируется определенное отношение к ним




























3. Мировые





Принцип свободы совести

Мы говорили о том, что в нашей стране происходит формирование гражданского общества. А значит, на первый план должна выйти проблема взаимодействия, диалога различных религиозных конфессий. Но религии , как мы поняли, отличаются друг от друга. Как найти общий язык?

Правовой основой разрешения всех противоречий может стать соблюдение принципа свободы совести – это конституционное право граждан РФ.

Задание: Работая с Конституцией РФ, главой 2, дайте ответ на вопрос: Что подразумевается под понятием «свобода совести»? какие правовые аспекты по осуществлению свободы совести закрепляются Конституцией РФ.

Ответ: под свободой совести сейчас понимается право человека на автономию духовной жизни.

основные аспекты принципа свободы совести:

1. Принцип отделения религиозных организаций от государства предусматривает невмешательство государства во внутреннюю жизни религиозных организаций.

2. Светский характер государственного образования предполагает:

  • равный доступ представителей всех религиозных конфессий и атеистов к получению гарантированного государством образования;

  • запрещение любых форм религиозной и атеистической пропаганды в образовательных учреждениях;

  • воспитание подрастающего поколения в духе толерантности к проявлениям инакомыслия.

  1. Возможность свободно отправлять религиозные культы.


Далее предлагается послушать сообщение с презентацией по вопросу «Религиозные объединения в РФ». Группа должна подготовить и задать свои вопросы докладчику по сути вопроса.

3. Искусство и его роль в жизни людей, виды искусств.

Вопрос об искусстве разбирается в процессе анализа информации, представленной в форме схем и основного текста учебника, что позволит не только усвоить знания, понятия, но и научит переводить сложную по составу информацию из графического представления в текстовое, и наоборот.

Слово преподавателя: Известно высказывание выдающегося деятеля французской культуры XX в. Ж. Кокто: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем». Попробуем дать свой ответ на этот вопрос.

Перед вами схемы. Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

Схемы: искусство, виды искусств.

Вопросы

  1. Что такое искусство?

  2. Что составляет предмет искусства?

  3. Какова художественная форма бытия искусства?

  4. Что собой представляет структура искусства?

  5. Какие виды и жанры искусства вы знаете?

  6. В чем состоит специфика искусства как формы художественного познания? Чем отличается от науки?

Функции искусства

Какую роль играет искусство в жизни людей? Работая с текстом учебника параграф 3.5 и исходя из своего социального опыта дайте ответ на вопрос. (По ходу ответов на слайде выстраивается схема.)


Функции искусства

Общественно-преобразующая -

оказывая идейно-эстетическое

воздействие на людей, включает

их в направленную деятельность по преобразованию общества

Внушающая - воздействие на

подсознание людей, на человеческую психику

Художественно-концептуальная - способность анализировать

состояние окружающего мира

Эстетическая - способность

формировать эстетические вкусы

и потребности человека

Утешительно-компенсаторная -

восстановление в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство способствует

сохранению и восстановлению психического равновесия личности

Воспитательная - формирование

личности, чувств и мыслей людей

Предвосхищения - способность

предвосхищать будущее

Гедоническая - особый, духовный

характер искусства, оно призвано

доставлять людям удовольствие

Познавательно-эвристическая - отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон

жизни, которые труднодоступны науке


















  1. Современное искусство






  1. Закрепление знаний – 20 минут.

На этом этапе обучающимся предлагаются задания на соотношение видовых понятий с родовыми, на выбор обобщающего понятия, установления со­от­вет­ствия, классификацию, которые позволят закрепить знания и развить мышление. Выполнив задания, проводится коррекция знаний обучающихся в процессе их разбора, что также позволяет развивать познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Выполнение заданий:

  1. Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) образность

2) эмоциональность

3) фантазия

4) обоснованность

5) субъективность

6) гипотеза

 

 Ответ: 46.

  1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) добро

2) смысл жизни

3) деньги

4) свобода

5) собственность

6) счастье

 

 Ответ: 35.


  1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

 Живопись, искусство, архитектура, музыка, балет.

 Ответ: искусство.

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 1) добро

2) долг

3) мораль

4) совесть

5) честь


Ответ: 3.

  1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) вера

2) культ

3) обряды

4) религия

5) совершение богослужений

 

Ответ: 4.

  1. Выберите верные суждения о религии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К мировым религиям относятся христианство и иудаизм.

2) Древнейшей мировой религией является буддизм.

3) Компенсаторная функция религии проявляется в том, что религия даёт верующему человеку облегчение в страданиях, показывает выход из трудных, кажущихся безвыходными ситуаций.

4) Одним из признаков национальных религий является эгалитарность.

5) Воспитательная функция религии заключается в том, что она способствует социализации индивида, прививая определённые правила и навыки поведения в обществе.

 

Ответ: 235

  1. Выберите вер­ные суж­де­ния о функциях искусства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.

2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.

3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.

4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.

5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.

Ответ: 134

8.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, ха­рак­те­ри­зу­ют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 1) сверхъестественное

2) культ

3) технология

4) конфессия

5) эксперимент

6) монотеизм

 

Ответ: 35.

9.Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице

 

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Обес­пе­чи­ва­ет вза­и­мо­по­ни­ма­ние и об­ще­ние людей в со­ци­у­ме

Цен­ност­но-ори­ен­ти­ро­воч­ная

Фор­ми­ру­ет спо­соб­ность са­мо­сто­я­тель­но ори­ен­ти­ро­вать­ся в нрав­ствен­ных цен­но­стях

 

Ответ: коммуникативная.

10.Установите со­от­вет­ствие между про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства и видами, к ко­то­рым эти про­из­ве­де­ния относятся: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА

 

ВИД ИСКУССТВА

А) ба­таль­ное полотно

Б) зда­ние театра

В) ба­лет­ная постановка

Г) скульп­тур­ная группа

Д) радиоспектакль

 

1) ди­на­ми­че­ский вид искусства

2) ста­ти­че­ский вид искусства

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

 Ответ: 22121.

11.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки моральных норм. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) установлены государством

2) выражаются в общественном мнении

3) обязательны для исполнения

4) регулируют общественные отношения с позиций добра и зла

5) дают большой простор для толкования

6) поддерживаются силой государственного принуждения

Ответ: 245.

12.Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) большое число последователей во всем мире

2) основа религиозной жизни отдельных наций

3) проповедуют равенство всех людей

4) стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5) вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6) носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Ответ: 136.

13.Запишите слово, про­пу­щен­ное в схеме.

 

Ответ: буддизм.


14.Выберите верные суждения о морали и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Моральные нормы отражают потребности общества.

2) Мораль всегда формализована в нормативных правовых актах.

3) Мораль помогает человеку оценивать события общественной жизни.

4) Основой морали является внутренняя мотивация человека и его самоконтроль.

5) Мораль всегда обеспечивает взаимопонимание людей в социуме.

Ответ: 134.

Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия. – 5 минут.

Предлагаю обучающимся вернуться к рефлексивной карте и подвести итоги работы на занятии, проанализировав свои достижения и затруднения. (Приложение ). Выставление отметок.

Информация о домашнем задании – 1 минуты. Инструктаж и разъяснения по его выполнению.

Основное: прочитайте § 3.2, 3.4, 3.5. в учебнике «Обществознание», автор Важенин А.Г. и дайте устно ответы на вопросы к параграфам.

Приложение

Рефлексивная карта




Самооценка

Оценка преподавателя

Умение давать определение понятий:

«мораль»,

«религия»,

«искусство»



Задание1 Работа со схемой



Задание 2 текст 1



Задание 3 текст 2



Работа малыми группами



Работа со схемой



Работа с Конституцией РФ



Работа со схемами по искусству



Задания на этапе закрепления и применения знаний



Преподаватель: Литвинова О.А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!