СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Образ жизни – главный фактор обусловленности здоровья»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине ОГСЭ. 07 «Социология медицины» (специальность 31.02.01 «Лечебное дело»).  Образовательной целью данной методической разработки является: сформировать понятие об образе жизни и его структуре; определить непосредственное влияние образа жизни на здоровье; обеспечить знание студентами формирования ЗОЖ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Образ жизни – главный фактор обусловленности здоровья»»


Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»









Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)





Методическая разработка


теоретического занятия для преподавателя


Тема: «Образ жизни – главный фактор обусловленности здоровья»





Дисциплина ОГСЭ. 07 «Социология медицины»




Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»









Курск – 2019


Тема занятия: «Образ жизни – главный фактор обусловленности здоровья»


Тип занятия: комбинированный урок.


Место проведения, продолжительность занятия: лекционная аудитория, 90 минут.


Методы обучения:

1.Перцептивные методы:

- словесные;

- наглядные

2. Логические методы:

- дедуктивные;

- аналитико-синтетические

3. Гностические методы:

- репродуктивные

4. Методы стимулирования интереса к учению:

- ситуация занимательности;

- опора на ранее полученный жизненный опыт


Цели занятия:

1. Образовательные:

- сформировать понятие об образе жизни и его структуре;

- определить непосредственное влияние образа жизни на здоровье;

- обеспечить знание студентами формирования ЗОЖ;

- формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

2. Развивающие:

- развивать познавательную деятельность студентов, способность выделить условные вопросы в лекционном материале;

- развивать логическое мышление, наблюдательность.

3. Воспитательные:

- способствовать развитию потребности в приобретении более глубоких знаний


Требования к уровню освоения дидактических единиц:

Знать:

  • Модель обусловленности здоровья.

  • Понятие и структуру образа жизни.

  • Понятие здорового образа жизни, способы его формирования.

  • Теории формирования здоровья.

Уметь:

  • Определять непосредственное влияние образа жизни на здоровье.


Компетенции, на которые ориентировано изучение учебного материала (в соответствии с рабочей программой):

ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК:

• тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к обществу, здравоохранению;

• участие и осуществление мер, направленных на совершенствование методов социального взаимодействия между различными элементами общества и здравоохранения;

• способность и готовность к восприятию адекватной интерпретации общественно значимых показателей здоровья и социологической информации.


Оснащение занятия:

1. Нормативные документы: ФГОС по специальности 31.02.01. «Лечебное дело»; рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 07 «Социология медицины».

2. Учебно-методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия.

3. ТСО: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.



















План занятия


1.

Организационный момент, проверка домашнего задания

4 мин.

2.

Сообщение темы лекции, плана, целей, мотивации темы. Актуализация опорных знаний

7 мин.

3.

Изложение и усвоение нового материала

70 мин.

4.

Закрепление, обобщение и систематизация изученного материала

5 мин.

5.

Подведение итогов

2 мин.

6.

Задание на дом

2 мин.

Итого:

90 мин.






Ход занятия

п/п

Действия преподавателя

Действия

студентов

Методическое обоснование

Организационный момент

1.

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет выполнение домашнего задания


Староста сообщает сведения об отсутствующих в группе; студенты демонстрируют знания по предыдущей теме

С целью выработки дисциплинированности, аккуратности, создания рабочей атмосферы, проверки уровня знаний

Актуализация опорных знаний

2.1

Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивая ее актуальность


Студенты записывают тему занятия, отмечают необходимость глубокого ее изучения

С целью повышения интереса студентов к теме, активизации работы на занятии

2.2

Преподаватель предлагает студентам ознакомиться с планом занятия, мотивирует их к изучению темы (Приложение 1), совместно со студентами формулирует цели занятия

Студенты знакомятся с планом занятия, совместно с преподавателем ставят цели занятия; озвучивают ОК и ПК, формируемые во время лекции

С целью активизации познавательной деятельности

Изложение нового материала

3.

Преподаватель излагает материал по плану (Приложение 2), использует в процессе наглядные пособия и ТСО


Студенты внимательно слушают и конспектируют лекционный материал


С целью приобрести знания по данной теме


Закрепление, обобщение и систематизация изученного материала

4.

После изучения отдельных блоков информации, преподаватель акцентирует внимание на основных вопросах (Приложение 3)


Студенты закрепляют, обобщают и систематизируют полученную информацию, отвечая на вопросы преподавателя

С целью глубокого усвоения материала, умения выделить главное и интереса к изучаемой теме.

Подведение итогов

5.

Преподаватель обращает внимание на достижение целей и задач

Студенты акцентируют внимание на логическом завершении урока

С целью сохранения эмоционального подъема и морального удовлетворения


Домашнее задание

6.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов (Приложение 4)

С целью глубокого изучения темы






















Приложение 1


План лекции


  1. Модель обусловленности здоровья.

  2. Понятие «образ жизни», его структура и влияние на здоровье.

  3. Здоровый образ жизни и его формирование.

  4. Теории формирования здоровья.



Мотивация


Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение. Другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, атеросклероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма рано или поздно сделает свое дело. Человек должен сам совершить какие-то действия. А для каждого действия нужен мотив, осознание, побуждение. Для сохранения здоровья очень важна мотивация к изменению отношения к здоровью.


Приложение 2


1. Модель обусловленности здоровья


Расчеты (Ю.П. Лисицын) по данным о заболеваемости населения показывают, что первое место среди факторов риска занимает образ жизни, более того, от него здоровье непосредственно зависит. Доля факторов образа жизни превышает половину всех воздействий. Примерно по 15-20% занимают наследственные факторы и загрязнение окружающей среды и примерно 10-15% приходится на работу органов и учреждений (служб) здравоохранения. Такое соотношение факторов относится к здоровью и нездоровью. При болезни эти факторы выступают как факторы риска здоровью (табл. 1).

Таблица 1. Группировка факторов риска



Категории факторов риска

Примеры факторов риска

Доля, %

Образ жизни

Курение

Употребление алкоголя

Несбалансированное питание

Стрессовые ситуации (дистрессы)

Вредные условия труда

Гиподинамия

Низкая физическая активность

Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами

Напряженные семейные отношения

Напряженные психоэмоциональные отношения на работе

Низкий культурный и образовательный уровень

50-57

Внешняя среда

Загрязнение воздуха канцерогенами и другими вредными веществами

Загрязнение воды канцерогенами и другими вредными веществами

Загрязнение почвы

Резкие смены состояния атмосферы

Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и другие излучения

20-25

Генетические факторы

Предрасположенность к наследственным болезням

Наследственная предрасположенность к тем или иным заболеваниям

15-20

Здравоохранение

Неэффективность профилактических мероприятий

Низкое качество и несвоевременность медицинской помощи

10-15


Но не только по отношению к общим показателям здоровья и нездоровья (общей заболеваемости и др.) установлен приоритет образа жизни (составляющих его факторов), экологической и генетической ситуации, он проявляется и при отдельных, главным образом хронически протекающих заболеваниях (табл. 2). Эти и другие заболевания («болезни цивилизации»), как правило, не имеют строго определенной этиологии, их причины заключаются в социальных, психологических, генетических и других факторах, объединяемых понятием «нездоровый образ жизни». Они определили основной фон современной патологии. На смену эпидемической патологии пришла патология патогенных ситуаций, вызванная нарастающими «стрессами жизни».

Таблица 2. Распределение факторов риска при различных хронических заболеваниях и травмах (% влияния)



Заболевания, несчастные случаи, самоубийства

Неблагоприятные факторы образа жизни

Генетический риск

Загрязнение внешней среды

Недостатки здравоохранения

ИБС

60

18

12

10

Сосудистые поражения мозга

65

17

13

5

Прочие сердечно-сосудистые заболевания

40

35

17

8

Рак

45

26

19

10

Сахарный диабет

35

53

2

10

Пневмония

19

18

43

20

Эмфизема легких и астма

35

15

40

10

Цирроз печени

70

18

9

3

Транспортные травмы

65

3

27

5

Прочие несчастные случаи

55

5

30

10

Самоубийства

55

25

15

5


2. Понятие «образ жизни», его структура и влияние на здоровье


Образ жизни связан с поведением человека. Его роль, например, была показана в многолетних комплексных социально-гигиенических и клинико-социальных исследованиях. Формула эпидемиологии: внешняя среда – возбудитель (агент) болезни – человек, модифицирована в формулу: внешняя среда – поведение – человек. Когда внимание исследователей стало привлекать понятие «образ жизни», оно стало центром внимания.

Предложен ряд моделей составных частей образа жизни, позволяющих исследовать его влияние на здоровье различных групп населения. Сюда относятся производственная, общественно-политическая или социальная активность, деятельность в быту, социально-культурная, физическая, медицинская активность и др.

Распределение видов активности может быть различным в зависимости от задач исследования. Предложены группировки факторов образа жизни по разным критериям:

- по характеру активности: физическая, интеллектуальная; сфере активности: трудовая, внетрудовая;

- по виду (форме) активности: производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, медицинская и т.п.

Чтобы разобраться в фундаментальных понятиях «образ жизни» и «условия жизни», нужно иметь в виду, что образ жизни отвечает на вопрос, как, каким образом человек думает, ведет себя, действует; а условия жизни отвечают на вопрос, что или кто человека окружает, в каких условиях (демографических, материальных, природных, социально-экономических, политических, здравоохраненческих и др.) он живет, работает, действует, т.е. формирует образ жизни.


Условия жизни – материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни; образ жизни – деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их.

Образ и условия жизни учитывают при организации, проведении и анализе результатов социологических исследований, в том числе социально-гигиенических. Эти исследования обычно направлены на выявление воздействий условий жизни, прежде всего социальных (труда, быта, образования, культуры, питания, жилища, бюджета, воспитания, семейных, внутрипроизводственных и многих других отношений), на отдельных лиц, группы людей и др. Это позволяет делать выводы о влиянии социальных условий.

Сложность и многообразие изменяющихся социальных условий и факторов, определяющих и опосредующих здоровье населения, потребовали учета нескольких или множества взаимодействующих факторов, определяющих различные проявления жизненной активности, показатели здоровья людей. Потребовались исследования, включающие клинические, психологические, социологические, санитарно-гигиенические, математико-статистические методы и подходы, так называемые комплексные социально-гигиенические и клинико-социальные исследования.

Такие исследования позволяют не только всесторонне проанализировать роль социальных условий и факторов, показать социальную обусловленность здоровья населения и его групп, но и подойти вплотную к изучению медико-социальных аспектов образа жизни как совокупности наиболее характерных, типичных видов активности лиц, социальных групп, слоев, классов, населения в единстве и многообразии условий жизни. Такие исследования выявляют непосредственное влияние образа жизни на здоровье населения.

Социально-гигиенические и особенно комплексные исследования, установили взаимосвязь социальных условий и показателей здоровья населения.

Особенно наглядны примеры так называемых комплексных посемейных исследований, охватывающих все стороны семейной жизни – материальную обеспеченность, уровень культуры, жилищные условия, питание, воспитание детей, внутрисемейные отношения, обеспеченность медицинской помощью и др.


Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формируют состояние здоровья. Четко показано неблагоприятное влияние конфликтных ситуаций в семье, положения женщин в семье и других факторов на исход родов. Преждевременные роды в 4 раза чаще происходят у женщин, не состоящих в браке.

Состав и состояние семей заметно сказываются и на распространенности отдельных заболеваний. Например, в неполных семьях (обычно без отца) часто болеющих детей первых 3 лет жизни в 1,5-2 раза больше, чем в полных. Заболеваемость пневмонией у детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмоциональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению ревматизма у детей и подростков, в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза – с гастродуоденитами.

Распорядок дня членов семей – один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Нарушение ритма отдыха, сна, питания, занятий в школе статистически достоверно способствует возникновению различных заболеваний и отрицательно воздействует на их течение, неблагоприятно сказывается на заболеваемости, способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития, отрицательно влияет на другие показатели здоровья. Так, нарушение режима сна, питания, прогулок уже в первые годы жизни детей резко сказывается на их здоровье. Каждый 3-й ребенок, не соблюдающий режим дня, имел неудовлетворительные показатели здоровья – частые острые и хронические заболевания, низкие показатели физического развития и др.


Распространенность отдельных заболеваний также заметно зависит от режима учебы, быта, общественной работы, семейного климата и др.

В семьях, где соблюдали режим дня, состояние здоровья 59% обследуемых было хорошим, 35% - удовлетворительным и 6% - неудовлетворительным, а в тех семьях, где рациональный режим дня не соблюдался, эти показатели составили соответственно 45, 47 и 8%.

Особенно убедительны результаты изучения заболеваний, при которых, казалось бы, невозможно или трудно определить влияние социальных условий и факторов образа жизни, так как традиционно такие заболевания рассматриваются исключительно с медико-биологических позиций.

Вот некоторые примеры из комплексных социально-гигиенических исследований. На возникновение и распространение рака желудка воздействуют нарушения режима питания (нерегулярный прием пищи, систематическое питание всухомятку, плотная еда на ночь, переедание, употребление пережаренной и очень горячей пищи, специй и др.) в сочетании со злоупотреблением алкоголем и курением, а также контакт с профессиональными вредностями, тяжелый физический труд, нервно-психическое напряжение и др. К 40-летнему возрасту формируется устойчивый нездоровый образ жизни, способствующий возникновению рака желудка.


Специально отметим большое значение злоупотребления алкоголем и курением.

По общему мнению специалистов, к злоупотреблению спиртными напитками приводят сохраняющиеся алкогольные традиции, снисходительное, благодушное и подчас даже поощрительное отношение к пьянству, дефекты воспитания в семье, школе, трудовом коллективе, недостатки санитарно-просветительной работы, семейные конфликты, неурядицы и другие субъективные факторы. Как правило, толчком к возникновению привычки к пьянству и курению становится пример окружающих. Эти привычки, иногда переходящие в болезнь, вырабатываются на почве низкой культуры, неумения использовать досуг, незнания принципов здорового образа жизни. Такие факторы создают предпосылки для установки на злоупотребление алкоголем.


Указанные немногие примеры (а их – множество) подтверждают приведенные выше положения о решающей роли образа жизни в формировании здоровья и патологии. Их статистический анализ привел к утверждению о влиянии факторов образа жизни (в 50-57%) на обусловливание здоровья. Эти примеры подтверждают также заключение о непосредственном влиянии образа жизни на здоровье.


3. Здоровый образ жизни и его формирование


Термин «здоровый образ жизни» применяется все чаще, но остается спорным. Самое простое определение здорового образа жизни можно свести к формуле: «Это все, что в поведении и деятельности людей благотворно влияет на их здоровье». Однако, сюда нужно включить все позитивные для здоровья стороны, т.е. виды активности – трудовой, социальной, интеллектуальной, образовательной, физической и, конечно, медицинской, действующие на благо индивидуального и общественного здоровья.

Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей.  Значит, нет такого вида, способа активности, деятельности, которые бы в своих положительных проявлениях не формировали здоровый образ жизни. Значит, в деятельности по охране и улучшению здоровья населения, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей и населения.

Пути формирования здорового образа жизни вытекают из понимания его функциональной структуры. Ключом к ним можно считать медицинскую активность, т.е. деятельность людей, связанную со своим и общественным здоровьем и направленную на охрану, укрепление, воспроизводство здоровья, т.е. положительную медицинскую активность. Так, в практическом плане можно определять здоровый образ жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входят преодоление факторов риска здоровью и создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья, т.е. развитие тех индивидуальных и общественных факторов, которые участвуют в формировании здоровья. Важным рычагом в этом процессе служит медицинская активность. Следовательно, существуют два направления формирования здорового образа жизни:

  1. создание, развитие, усиление, активизация позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирование потенциала общественного здоровья;

  2. преодоление, уменьшение факторов риска.

Ниже сгруппированы в основном большие факторы риска, о которых говорилось ранее.

Создание и развитие факторов здоровья:

Преодоление факторов риска:

  • высокой трудовой активности, удовлетворенности трудом;

  • низкой трудовой активности, неудовлетворенности трудом;

  • высокой медицинской активности;

  • низкой медицинской активности;

  • физического и душевного комфорта, гармонического развития физических и интеллектуальных способностей;

  • пассивности, дискомфорта, нейроэмоциональной и психической напряженности;

  • активной жизненной позиции, социальной активности, социального оптимизма, высокого культурного уровня;

  • низкой социальной активности, невысокого культурного уровня;

  • экологической активности, экологически грамотного поведения, деятельности по оздоровлению внешней среды;

  • загрязнения внешней среды, низкой экологической активности;

  • высокой физической активности;

  • низкой физической активности, гиподинамии;

  • рационального, сбалансированного питания;

  • нерационального, несбалансированного питания;

  • дружных семейных отношений, устроенности быта;

  • напряженных семейных отношений, нездорового быта;

  • других факторов здорового образа жизни

  • других факторов нездорового образа жизни, в т.ч.: потребления алкоголя, курения, наркотических и других токсических веществ

Оба эти аспекта (направления) взаимосвязаны, но на практике дело нередко ограничивается лишь борьбой с факторами риска, которые лежат на поверхности, достаточно хорошо известны и измеряемы (обычно это большие факторы риска). Гораздо сложнее создавать факторы здорового образа жизни.


Исследователи проблемы здорового образа жизни предложили ряд схем его структуры и путей формирования.

По мнению некоторых авторов, здоровый образ жизни можно определить как жизнедеятельность человека, соответствующую медико-гигиеническим нормам. Выделяют 10 приоритетных норм здорового образа жизни (по существу, гигиенического поведения). Среди них соблюдение правил гигиены труда и техники безопасности; приемы психогигиенической и психотерапевтической самопомощи; отказ от курения и злоупотребления алкоголем; достаточная физическая активность; сбалансированное питание; своевременное обращение за медицинской помощью; умение оказать первую доврачебную помощь.

Фактически эти нормы – проявления положительной медицинской активности.

Достаточно конкретны рекомендации ВОЗ по преодолению факторов риска и формированию здорового образа жизни. Например, для профилактики ИБС и других хронических заболеваний ВОЗ рекомендует: «правильное питание (содержащее мало животных жиров, много фруктов и овощей) для снижения уровня холестерина в крови и предупреждения тучности; отказ от курения; сокращение количества поваренной соли и алкогольных напитков, а также раннее выявление повышения артериального давления и борьба с ним; поддержание нормальной массы тела и регулярные физические упражнения как составная часть повседневной жизни, снижение социального и профессионального стресса».

Если к этому добавить рекомендации по соблюдению гигиенического режима труда, отдыха, учебы, конкретные пожелания относительно самого трудного для реализации пункта о «снижении социального и профессионального стресса», о необходимости строгого соблюдения индивидуальных медицинских, медико-психологических требований и других, связанных с благоприятными для здоровья проявлениями медицинской активности, то перечисленное можно определить как медицинскую программу формирования здорового образа жизни.


При определении мер формирования здорового образа жизни и профилактики особенно важны данные об одинаковых факторах риска при различных заболеваниях. Например, несбалансированное, нерегулярное питание оказывалось в числе факторов риска по ИБС, диабету, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки; на эти же заболевания заметно влияют курение, употребление алкоголя, рабочий стаж, психоэмоциональные ситуации и др. Указанные наблюдения имеют принципиальное значение, так как позволяют выработать общую тактику борьбы с наиболее распространенными неэпидемическими, хроническими заболеваниями и их профилактики.


Формирование здорового образа жизни должно быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения, включающим в себя профилактику, особенно первичную. Достаточно, если органы и учреждения здравоохранения будут четко и эффективно осуществлять диагностику, лечение, профилактику заболеваний и медицинскую реабилитацию, если все медицинские работники станут активными участниками и инициаторами мер по формированию здорового образа жизни, покажут сами, как это нужно делать, станут его пропагандистами и агитаторами, проводниками гигиенического воспитания.


Коль скоро формирование здорового образа жизни становится основой, универсальным средством первичной профилактики и, следовательно, базой стратегии охраны и укрепления здоровья, оно должно стать стержнем всех программ здоровья, всех профилактических территориальных и отраслевых программ. В них должны быть предусмотрены совместные действия органов и учреждений здравоохранения, просвещения, культуры и др. Осуществление мер первичной профилактики должно быть важнейшей обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений и особенно служб первичной медико-санитарной помощи. Учреждения здравоохранения должны рассматриваться как форпосты формирования здорового образа жизни, и это относится, прежде всего, к центрам здоровья, центрам профилактики ЛПУ.



4. Теории формирования здоровья


Определение и оценка индивидуального, группового, популяционного, общественного здоровья в основном идет от противного – его отсутствия, степени выраженности и распространения заболеваний, физических и психических дефектов, т.е. от патологии и ее структуры; подлинных критериев и соответствующих показателей, оценок здоровья практически нет. В 60-х годах прошлого столетия был предложен так называемый индекс здоровья, рассчитываемый процентами необращений за медицинской помощью в определенный период (год и др.). Этот показатель был встречен в штыки, как необычный, нетрадиционный, но в дальнейшем его стали применять, хотя его до сих пор нет в официальном списке показателей здоровья. Подобная ситуация не случайна. До сих пор медицина по существу остается наукой о болезнях и практикой их лечения и предупреждения. Вместе с тем назначение медицины – не только и даже не столько лечение, сколько недопущение, профилактика заболеваний, сохранение и укрепление здоровья. На это обстоятельство указывали медики и мыслители в далеком прошлом. Медицина преуспела в выполнении второй обязанности и отстала в исполнении первой, т.е. отстала в создании и развитии санологии.

Термин «санология» (предложенный в 70-х годах Ю.П. Лисицыным) образован от sanitas (лат.) – здоровье. Санология – учение о здоровье, точнее, о здоровье здоровых, его охране, укреплении и умножении (воспроизводстве). К понятию «санология» близко понятие «валеология», предложенное И.И. Брехманом в 80-х годах в его статьях и в книге «Введение в валеологию» (1987). Термин «валеология» распространен больше, чем «санология»; даже первые курсы, кафедры науки о здоровье чаще связывают с этим термином. Мы рассматривали оба термина как равнозначные, хотя есть семантическое различие между ними. Валеология больше относится к понятию индивидуального здоровья. Это толкование нашло поддержку и развитие, т.е. валеология нередко рассматривается как наука об индивидуальном здоровье, а санология – как учение об общественном, групповом, популяционном здоровье. Индивидуальное здоровье не может характеризоваться показателями окружающей среды, ведь заболевание может возникнуть не только вследствие воздействия факторов внешней среды, но и по причине снижения резервов здоровья индивида без изменения силы действующего фактора (факторов). Сторонники валеологии как науки об индивидуальном здоровье считают ее объектом здорового человека и человека в состоянии предболезни – в «третьем состоянии»; назначение валеологии – сохранение и укрепление здоровья индивидуума посредством расширения его возможностей приспособиться к изменяющимся факторам среды, совершенствования механизмов здоровья.

Санология использует знания о примате, эффективности профилактики индивидуальной и общественной, первичной и вторичной (диспансеризация), о непосредственном воздействии на здоровье образа жизни, формировании здорового образа жизни, формулу (модель) обусловленности здоровья, концепцию факторов риска здоровью. По существу, санология – общемедицинский теоретический, методологический синтетический аспект медицины. Если патология – одна сторона, то санология – другая сторона медицины. К числу отправных положений санологии можно отнести изложенные в предыдущих разделах концепции факторов риска здоровью – модели (формулы) обусловленности здоровья, непосредственного влияния на здоровье образа жизни, приоритета профилактики и др.

Отправные концепции санологии:

- факторы риска (первичные, вторичные, большие);

- обусловленность здоровья – формулы (модели);

- непосредственное влияние на здоровье образа жизни;

- здоровый образ жизни и его формирование, роль медицинской активности;

- другие.


Среди общих теорий медицины, о которых речь впереди, большое внимание в связи с санологией привлекает концепция четырех моделей болезней В.М. Дильмана. Все болезни (и их отсутствие – здоровье) автор объясняет воздействием факторов риска и причин, идущих из внешней среды (экологическая модель), наследственно обусловленных (генетическая модель). Факторы этих моделей поддаются влиянию, управлению, могут быть предотвращены. Кроме этих двух моделей, имеются еще две модели как действие факторов риска, необратимых, неизбежных в силу онтогенетического и инволюционного развития организма (так называемая онтогенетическая и инволюционная модели), влияние которых возможно лишь затормозить. Именно две последние модели объясняют возможность, по мнению В.М. Дильмана, так называемых нормальных болезней, связанных с процессами индивидуального развития, физиологическими состояниями и старением (инсулиннезависимый диабет, ожирение, депрессия и др.). Если все варианты моделей возникновения и развития заболеваний имеют место, то санология должна иметь отношение не только к первым двум моделям. Во всяком случае, формирование здорового образа жизни как один из главных механизмов санологии относится ко всем четырем моделям.












Приложение 3


Контрольные вопросы


1. Дайте определения следующим понятиям: «образ жизни», «здоровый образ жизни».

2. Какое влияние образ жизни оказывает на здоровье (индивидуальное, общественное)?

3. Какие существуют направления формирования здорового образа жизни?

4. В чем заключается основное различие понятий «санология» и «валеология»?



Приложение 4


Домашнее задание:

  1. учить конспект лекции;

  2. составить таблицу, в которой необходимо перечислить факторы Вашего и/или членов Вашей семьи образа жизни (положительные и отрицательные), оказывающие влияние на Ваше и/или членов Вашей семьи здоровье.

Самостоятельная работа при изучении данной темы:

Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала.

При самостоятельной работе рекомендуется использовать следующие литературные источники:

  1. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбекова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 544 с.

  2. Интернет – ресурсы.




Преподаватель: ______________ ____А.Ю. Лазарева____




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!