СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Медицина как социальный институт. Здоровье населения, общественное здоровье»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия по дисциплине ОГСЭ. 07 «Социология медицины». Цель данной разработки: сформировать понятие здоровья населения, общественного здоровья; обеспечить знание факторов обусловленности здоровья населения; сформировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя Тема: «Медицина как социальный институт. Здоровье населения, общественное здоровье»»


Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»









Рассмотрена и одобрена

на заседании ЦМК _________________________________

(наименование ЦМК)

Протокол № ___

от «______»_________________ 20___

Председатель ЦМК ___________________________________

(подпись, Ф.И.О.)





Методическая разработка


теоретического занятия для преподавателя


Тема: «Медицина как социальный институт. Здоровье населения, общественное здоровье»





Дисциплина ОГСЭ. 07 «Социология медицины»




Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»









Курск – 2019

Тема занятия: «Медицина как социальный институт. Здоровье населения, общественное здоровье»


Тип занятия: комбинированный урок.


Место проведения, продолжительность занятия: лекционная аудитория, 90 минут.


Методы обучения:

1.Перцептивные методы:

- словесные;

- наглядные

2. Логические методы:

- дедуктивные;

- аналитико-синтетические

3. Гностические методы:

- репродуктивные

4. Методы стимулирования интереса к учению:

- ситуация занимательности;

- опора на ранее полученный жизненный опыт


Цели занятия:

1. Образовательные:

- сформировать понятие здоровья населения, общественного здоровья;

- обеспечить знание факторов обусловленности здоровья населения;

- формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.

2. Развивающие:

- развивать познавательную деятельность студентов, способность выделить условные вопросы в лекционном материале;

- развивать логическое мышление, наблюдательность.

3. Воспитательные:

- способствовать развитию потребности в приобретении более глубоких знаний


Требования к уровню освоения дидактических единиц:

Знать:

• определения: «здоровье», «общественное здоровье», «индивидуальное здоровье», «групповое здоровье», «предболезнь», «болезнь»;

• основные факторы, обуславливающие здоровье населения.




Компетенции, на которые ориентировано изучение учебного материала (в соответствии с рабочей программой):

ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК:

• тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к обществу, здравоохранению;

• участие и осуществление мер, направленных на совершенствование методов социального взаимодействия между различными элементами общества и здравоохранения;

• способность и готовность к восприятию адекватной интерпретации общественно значимых показателей здоровья и социологической информации.


Оснащение занятия:

1. Нормативные документы: ФГОС по специальности 31.02.01. «Лечебное дело»; рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 07 «Социология медицины».

2. Учебно-методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия.

3. ТСО: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.



















План занятия


1.

Организационный момент, проверка домашнего задания

4 мин.

2.

Сообщение темы лекции, плана, целей, мотивации темы. Актуализация опорных знаний

7 мин.

3.

Изложение и усвоение нового материала

70 мин.

4.

Закрепление, обобщение и систематизация изученного материала

5 мин.

5.

Подведение итогов

2 мин.

6.

Задание на дом

2 мин.

Итого:

90 мин.






Ход занятия

п/п

Действия преподавателя

Действия

студентов

Методическое обоснование

Организационный момент

1.

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет выполнение домашнего задания


Староста сообщает сведения об отсутствующих в группе; студенты демонстрируют знания по предыдущей теме

С целью выработки дисциплинированности, аккуратности, создания рабочей атмосферы, проверки уровня знаний

Актуализация опорных знаний

2.1

Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивая ее актуальность


Студенты записывают тему занятия, отмечают необходимость глубокого ее изучения

С целью повышения интереса студентов к теме, активизации работы на занятии

2.2

Преподаватель предлагает студентам ознакомиться с планом занятия, мотивирует их к изучению темы (Приложение 1), совместно со студентами формулирует цели занятия

Студенты знакомятся с планом занятия, совместно с преподавателем ставят цели занятия; озвучивают ОК и ПК, формируемые во время лекции

С целью активизации познавательной деятельности

Изложение нового материала

3.

Преподаватель излагает материал по плану (Приложение 2), использует в процессе наглядные пособия и ТСО


Студенты внимательно слушают и конспектируют лекционный материал


С целью приобрести знания по данной теме


Закрепление, обобщение и систематизация изученного материала

4.

После изучения отдельных блоков информации, преподаватель акцентирует внимание на основных вопросах (Приложение 3)


Студенты закрепляют, обобщают и систематизируют полученную информацию, отвечая на вопросы преподавателя

С целью глубокого усвоения материала, умения выделить главное и интереса к изучаемой теме.

Подведение итогов

5.

Преподаватель обращает внимание на достижение целей и задач

Студенты акцентируют внимание на логическом завершении урока

С целью сохранения эмоционального подъема и морального удовлетворения


Домашнее задание

6.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов (Приложение 4)

С целью глубокого изучения темы






















Приложение 1


План лекции


  1. Здоровье населения. Общественное здоровье. Социальная сущность человека, его здоровья, болезней.

  2. Определение понятий «болезнь», «здоровье» человека.

  3. Индивидуальное, групповое и общественное здоровье населения.

  4. Предболезнь – «третье состояние».

  5. Обусловленность здоровья населения.


Мотивация


Преодоление негативных тенденций здоровья населения России является ключевым компонентом устойчивого экономического и социального развития нашей страны, фактором национальной безопасности.

В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей. Правильно собранные и хорошо проанализированные данные о здоровье населения служат основой для планирования оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном и муниципальном уровнях, разработки современных форм и методов работы организаций здравоохранения, контроля эффективности их деятельности.

Общепризнанно, что нуждаются в развитии методологические подходы к оценкам общественного и группового здоровья, на основе которых можно было бы сформировать позитивные критерии целевой функции по охране здоровья.

В последнее время проблемы здоровья населения неоднократно рассматривались в связи с укреплением безопасности страны, разработкой неотложных мер по поддержанию здоровья менее защищенных групп населения в сложных условиях социально-экономических преобразований. Все аспекты деятельности государства, как общественного института, утрачивают свой смысл, если процессы депопуляции, социальной дезадаптации, ухудшения здоровья населения выходят из-под контроля и приобретают характер необратимый.





Приложение 2


1. Здоровье населения. Общественное здоровье. Социальная сущность человека, его здоровья, болезней


Прежде чем раскрыть содержание понятия «здоровье населения», «общественное здоровье», остановимся на представлениях о социальной сущности человека, так как его здоровье и болезнь нельзя трактовать лишь с биологических натуралистических позиций.

Философы, натуралисты, врачи древнего мира (Китая, Греции, Индии, Рима, Александрии) считали природу человека подобием космоса: человек-«микрокосмос» в «макрокосмосе» состоит, как и космос, из тех же элементов – воды, воздуха, огня, дерева и др., твердых и жидких тел и элементов. Такие представления стали основой учений о сущности болезней и здоровья. Вспомним так называемые космогонические теории о здоровье как гармонии, «балансе» космических элементов организма и о болезни как их дисгармонии, «дисбалансе». Однако уже в древности, особенно у некоторых античных мыслителей и врачей, складывались убеждения и о роли поведенческих факторов, влияющих на болезни и здоровье. Эти социальные черты отличали человека от животных, вернее, добавляли новое качество его природе. Человек, его жизнь, его природа, его способности и свойства становились все больше предметом внимания, размышлений и наблюдений, изображения на полотнах и скульптурах, предметом диспутов и научных трактатов. Деятельность, духовный мир и общение людей, т.е. социальное начало все больше включается в его природу и находит отражение в философских и других научных трудах.

На основе сказанного можно принять следующее определение, которое в свое время было сформулировано Ю.П. Лисицыным в статье «Человек» (ММЭ). «Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) – высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью».

Понимание сущности человека – ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. В произведениях философов, врачей, социологов, писавших и говоривших о здоровье и болезнях, давно уже обращено внимание на решающее воздействие социальных отношений, условий и факторов, образа, стиля жизни людей. Древние медики Гиппократ, Алкмеон Кротонский, Абу-Али Ибн Сина и другие видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении космических элементов, твердых образований и жидкостей, гневе богов, но и в характерах, темпераментах, поведении людей, их привычках, традициях, словом, в условиях и образе жизни. Делались даже попытки различать специфику заболеваний в зависимости от характера труда и занятий, социального статуса.

Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала специальным предметом внимания и исследования представителей социальной гигиены. Они за рубежом и в нашей стране осуществили многие убедительные доказательства социальной обусловленности здоровья.


2. Определение понятий «болезнь», «здоровье» человека


Несмотря на, казалось бы, понятное положение о социальной обусловленности здоровья и болезни, в конкретных определениях этих категорий имеется самый различный подход. Общепринято определение болезни (болезней) как нарушения, поломки, дефекта физических и/или психических функций. Весьма распространены представления о болезни как нарушении физиологической нормы.

Нередки определения болезни как нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой, нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации). Пожалуй, после рассмотрения болезни как нарушения функций организма или его частей, органов, систем это наиболее распространенное определение. Очень нередки представления о нарушениях гармонии внутренней среды, т.е. нарушения устойчивого равновесия – гомеостаза (У. Кеннон и др.), нарушения гармонии внутренней и внешней среды и т.п.


Социологи, философы и некоторые медики подчеркивают преимущественное значение нарушения при болезни работоспособности, поведения человека. Вслед за К. Марксом, определившим болезнь «как стесненную в своей свободе жизнь», они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность (несвободу) полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане осуществлять деятельность, прежде всего трудовую, человеческую, вести полноценный здоровый образ жизни.


Приведенные и другие определения болезни человека можно сгруппировать в несколько разделов (биологизаторские, психологизаторские, социологизаторские, кибернизаторские и энергизаторские), позволяющих более упорядоченно подойти к их восприятию и оценке. (ДЗ)

Многообразие, множественность определений указывают на ограниченность, недостаточность какого-либо одного из них. Таким образом, требуется системный подход, учет, комплекс характеристик болезни. Следовательно, не только болезни, но и здоровье человека нельзя мерить лишь биологическими, зоологическими или абстрактно-социологическими мерками. Здесь требуется особый, человеческий подход.

Все сказанное о сущности человека, соотношении социального и биологического, определениях болезни человека относится к определению здоровья человека.


Прежде всего, нужно подчеркнуть, что здоровье человека, как и болезнь, – новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле, зависящее от воздействия социальных условий и факторов. Здоровье человека определяется процессами, которые требуют определенных условий – гармонии, уравновешенности как внутри организма (органов, систем, биохимических процессов), гомеостаза и гомеостата, так и гармонии с окружающей средой, обеспечения четкой работы систем управления деятельностью организма. С биологических позиций здоровье – отсутствие болезней (соматических и психических), дефектов, поломок в организме и всех тех патологических явлений (нарушений адаптации, управления деятельностью организма, изменения энергетического баланса и др.), о которых мы говорили.

Однако, как отмечалось, такие определения недостаточны, так как здоровье – гармоническое единение биологических и социальных качеств (а болезнь – нарушение этого единства, этой гармонии).

Говоря о здоровье, еще в древности выдающиеся умы указывали на роль здоровых условий жизни, гигиенического режима, здорового питания и пр. Гиппократ отмечал: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Многие мыслители и врачи подчеркивали, что невозможно понять здоровье человека лишь по аналогии со здоровьем животных. Н.А. Добролюбов, например, писал, что «животной здоровой организации недостаточно для человека; для него нужно здоровье человеческое».

Итак, здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно – состояние, которое позволяет человеку жить в условиях нестесненной свободы, здорового образа жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Именно так, с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле устава этой организации написано: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».


Здоровье для каждого из нас – неоценимое богатство человека, это условие счастья и, как писал Ф.Ф. Эрисман, «составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа».

К сожалению, эту мудрую истину обычно понимают и проповедуют те, кто утратил свое здоровье и, заболев, почувствовал, какого сокровища он лишился. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью молодые люди, не обремененные болезнями. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – свидетельство не только низкой общей и медицинской культуры, но социальный инфантилизм.

Формула «здоровье – общественное богатство» относится не только к личному, но и к так называемому общественному здоровью. Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.



3. Индивидуальное, групповое и общественное здоровье населения


До сих пор речь шла о понятии здоровья вообще, здоровья человека. В жизни, однако, мы сталкиваемся с конкретными людьми и их здоровьем. Если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, а если имеем в виду несколько людей, их сообщества, мы говорим о групповом здоровье; если речь идет о населении, проживающем в городах, на селе, определенной территории, обо всем населении, вводим понятие здоровье популяции, здоровье населения. Индивидуальное здоровье мы оцениваем по персональному самочувствию, наличию заболеваний, физическому состоянию, трудоспособности, личным ощущениям бытия, радости жизни и др. Наверное, никому не придет в голову оценивать индивидуальное здоровье в статистических показателях: заболеваемости, смертности, средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ) и других, требующих достаточного числа единиц наблюдения, т.е. достаточного числа людей, здоровье которых мы оцениваем. Значит, как только мы переходим от индивидуума к сообществу (начиная с самой малой ячейки общества – семьи), мы абстрагируемся от отдельного, конкретного человека и переходим на язык медицинской и демографической статистики, на язык оценок группового и популяционного здоровья, или проще – здоровья населения.

Предложено много показателей для определения уровней, оценок здоровья населения. Принято пользоваться следующей схемой медико-статистических, медико-демографических показателей состояния здоровья населения (см. перечень показателей и рис. 1).


Рис. 1. Медико-статистические и демографические показатели состояния здоровья населения.

Показатели состояния здоровья населения:

1. Демографические показатели. 

А. Показатели статики населения:

•  численность населения;

•  состав населения (по возрасту, полу и другим признакам). 

Б. Показатели движения населения:

• механическое – миграция населения: иммиграция, эмиграция и др.

• естественное движение населения:

  • смертность общая и возрастная;

  • средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ);

  • рождаемость, плодовитость;

  • естественный прирост населения;

  • брачность.

2. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).

3. Показатели инвалидности и инвалидизации.

4. Показатели физического развития населения.

Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности показателей здоровья отдельных людей. Это – характеристика одного из важных свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. С таких позиций говорят об общественном здоровье как об общественном богатстве, т.е. факторе, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей.

Итак, в формировании здоровья (и болезней), в том числе общественного здоровья, «пальму первенства» занимает общество и все его институты. Оно через условия и образ жизни, состояние здравоохранения, внешней среды (которая во многом зависит от общества, его влияния на него) обуславливает здоровье человека – индивидуальное, групповое и общественное. Общественное здоровье как понятие более высокого, социологического уровня обуславливает («снимает») состояние здоровья населения и его показатели.


4. Предболезнь – «третье состояние»


До того, как говорить об обусловленности здоровья, целесообразно осветить представления о так называемом третьем состоянии – между здоровьем и болезнью, о котором писал еще К. Гален. Его называют также предболезнью, преморбидным, донозологическим состоянием. И хотя имеются некоторые отличия в толковании значений этих понятий, все они объединяются мыслью о существовании «моста», переходного состояния между болезнью и здоровьем. В медицинской статистике это состояние не регистрируется, но важно знать о доле «третьего состояния» в общественном здоровье. Легче и экономически эффективнее не допускать возникновения и развития заболевания, нежели преодолеть уже развившуюся болезнь. Это давно связывают с личной и общественной профилактикой, диспансеризацией, направленной на выявление и устранение причин заболеваний и факторов риска.

До сих пор нет единого мнения о «третьем состоянии»: это еще состояние здоровья (донозологического) или начало заболевания – предболезнь. Однако различия в его понимании сказываются на определении спектра состояний между здоровьем и болезнью. Если его рассматривать как присутствие факторов риска, начальные клинические признаки заболевания (донозологическое состояние), что отвечает представлению о второй группе здоровья, то эта группа занимает примерно 20%. Если же складывать эту группу лиц с группой лиц с определенными заболеваниями, но без признаков декомпенсации, не потерявших трудоспособности, не нуждающихся в стационарном лечении, редко обращающихся за медицинской помощью, которые составляют примерно 30% населения, то «третье состояние» возрастет до 50%. К. Гален считал, что людей в этом состоянии гораздо больше, чем об этом думают. Некоторые современные авторы полагают, что «третье состояние» охватывает не менее половины населения.


5. Обусловленность здоровья населения


Состояние здоровья в целом зависит от:

- биологических, психологических (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека;

- природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;

- состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);


- социально-экономических, политических и прочих факторов, обычно действующих через условия труда и быта;

- состояния служб здравоохранения, кадров, уровня медицинской науки;

- многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др. (рис. 2.).

Рис. 2. Состояние здоровья населения и влияющие на него условия и факторы.

Здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы. Конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и вообще то, что ранее в социально-гигиенических трудах называлось условиями коллективной жизни, и есть социальные условия и факторы.

При решении вопроса об обусловленности здоровья недостаточно представить и систематизировать многообразные воздействия на него, от которых оно зависит, нужно определить решающие условия и факторы, сконструировать модель обусловленности здоровья. Нужно попытаться ответить на основной вопрос медицины: от чего непосредственно зависит здоровье. Здесь приобретают первостепенное значение факторы риска здоровью.

Факторы риска здоровью

В отличие от непосредственных факторов (причин) возникновения и развития заболеваний, которые вызывают патологические изменения в организме, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Таким образом, при наличии факторов риска требуется еще и конкретная причина или их комбинация (известных или еще не изученных причин). Однако подчас трудно доказать определенную причину заболевания в присутствии фактора (факторов) риска и наоборот. В связи с этим правильнее говорить о причинах и факторах риска. Кроме того, эти категории столь переплетены друг с другом и столь интегрированы, что возникает цепь причинно-следственных отношений, когда причина может быть следствием фактора риска и даже наоборот, когда причина может создать ситуацию риска по тому и иному заболеванию.


Число факторов риска огромно и с каждым годом возрастает. Так, генетических факторов (предрасполагающих к заболеваниям) в 60-х годах было идентифицировано не более 1000, а сегодня называют более 3000. Полагают, что только из окружающей среды на человека воздействует более 6 млн. различных вредностей (физических, биологических, химических и др.), их число ежегодно возрастает на 5000-6000.

Предлагают различные классификации факторов риска. Одна из общепринятых классификаций – выделение главных, или больших факторов риска. Например, факторы риска по сердечно-сосудистым заболеваниям – курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь. Таких больших факторов немного, но они имеются при многих ХНИЗ. Большинство таких факторов риска зависит от поведения, образа и условий жизни людей, т.е. это субъективные факторы.

По происхождению факторы риска бывают первичными и вторичными (могут быть и третичными, и т.д.). Так, неблагоприятные воздействия образа жизни (курение, гиподинамия и избыточная масса тела, несбалансированное питание, психоэмоциональные стрессы, алкоголь, нарушение режима труда и отдыха и др.), загрязнение внешней среды химическими веществами, наследственные предпосылки заболеваний, неудовлетворительная работа служб здравоохранения обычно являются первичными факторами риска. Вторичными же факторами могут быть: артериальная гипертензия, диабет, гиперлипидемия, гиперхолестеринемия, аллергия, иммунодефициты и пр.

Группами риска называют группы населения в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям. Это дети, старики, беременные, мигранты, одинокие, лица без определенных занятий, без определенного места жительства, безработные, люди с девиантным поведением (проститутки, пьяницы, наркоманы, психопатические личности и др.), работающие во вредных производственных условиях и пр.




Приложение 3


Контрольные вопросы


1. Дайте определения следующим понятиям: «болезнь», «здоровье», «предболезнь»

2. В чем заключается разница между такими понятиями как «общественное здоровье», «индивидуальное здоровье», «групповое здоровье»?

3. Перечислите основные факторы, обуславливающие здоровье населения.




Приложение 4


Домашнее задание:

  1. учить конспект лекции;

  2. записать определения (основные дефиниции) болезни человека по разделам (по Ю.П. Лисицыну): биологизаторские, психологизаторские, социологизаторские, кибернизаторские и энергизаторские.

Самостоятельная работа при изучении данной темы:

Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала.

При самостоятельной работе рекомендуется использовать следующие литературные источники:

  1. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбекова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 544 с.

  2. Интернет – ресурсы.




Преподаватель: ______________ ____А.Ю. Лазарева____





14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!