Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский базовый медицинский колледж» |
|
| Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК _________________________________ (наименование ЦМК) Протокол № ___ от «______»_________________ 20___ Председатель ЦМК ___________________________________ (подпись, Ф.И.О.) |
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Медицина как социальный институт. Здоровье населения, общественное здоровье»
Дисциплина ОГСЭ. 07 «Социология медицины»
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
Курск – 2019
Тема занятия: «Медицина как социальный институт. Здоровье населения, общественное здоровье»
Тип занятия: комбинированный урок.
Место проведения, продолжительность занятия: лекционная аудитория, 90 минут.
Методы обучения:
1.Перцептивные методы:
- словесные;
- наглядные
2. Логические методы:
- дедуктивные;
- аналитико-синтетические
3. Гностические методы:
- репродуктивные
4. Методы стимулирования интереса к учению:
- ситуация занимательности;
- опора на ранее полученный жизненный опыт
Цели занятия:
1. Образовательные:
- сформировать понятие здоровья населения, общественного здоровья;
- обеспечить знание факторов обусловленности здоровья населения;
- формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку.
2. Развивающие:
- развивать познавательную деятельность студентов, способность выделить условные вопросы в лекционном материале;
- развивать логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- способствовать развитию потребности в приобретении более глубоких знаний
Требования к уровню освоения дидактических единиц:
Знать:
• определения: «здоровье», «общественное здоровье», «индивидуальное здоровье», «групповое здоровье», «предболезнь», «болезнь»;
• основные факторы, обуславливающие здоровье населения.
Компетенции, на которые ориентировано изучение учебного материала (в соответствии с рабочей программой):
ОК:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ПК:
• тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к обществу, здравоохранению;
• участие и осуществление мер, направленных на совершенствование методов социального взаимодействия между различными элементами общества и здравоохранения;
• способность и готовность к восприятию адекватной интерпретации общественно значимых показателей здоровья и социологической информации.
Оснащение занятия:
1. Нормативные документы: ФГОС по специальности 31.02.01. «Лечебное дело»; рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 07 «Социология медицины».
2. Учебно-методическое обеспечение: методическая разработка теоретического занятия.
3. ТСО: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
План занятия
1. | Организационный момент, проверка домашнего задания | 4 мин. |
2. | Сообщение темы лекции, плана, целей, мотивации темы. Актуализация опорных знаний | 7 мин. |
3. | Изложение и усвоение нового материала | 70 мин. |
4. | Закрепление, обобщение и систематизация изученного материала | 5 мин. |
5. | Подведение итогов | 2 мин. |
6. | Задание на дом | 2 мин. |
Итого: | 90 мин. |
Ход занятия
№ п/п | Действия преподавателя | Действия студентов | Методическое обоснование |
Организационный момент |
1. | Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет выполнение домашнего задания | Староста сообщает сведения об отсутствующих в группе; студенты демонстрируют знания по предыдущей теме | С целью выработки дисциплинированности, аккуратности, создания рабочей атмосферы, проверки уровня знаний |
Актуализация опорных знаний |
2.1 | Преподаватель сообщает тему занятия, подчеркивая ее актуальность | Студенты записывают тему занятия, отмечают необходимость глубокого ее изучения | С целью повышения интереса студентов к теме, активизации работы на занятии |
2.2 | Преподаватель предлагает студентам ознакомиться с планом занятия, мотивирует их к изучению темы (Приложение 1), совместно со студентами формулирует цели занятия | Студенты знакомятся с планом занятия, совместно с преподавателем ставят цели занятия; озвучивают ОК и ПК, формируемые во время лекции | С целью активизации познавательной деятельности |
Изложение нового материала |
3. | Преподаватель излагает материал по плану (Приложение 2), использует в процессе наглядные пособия и ТСО | Студенты внимательно слушают и конспектируют лекционный материал | С целью приобрести знания по данной теме |
Закрепление, обобщение и систематизация изученного материала |
4. | После изучения отдельных блоков информации, преподаватель акцентирует внимание на основных вопросах (Приложение 3) | Студенты закрепляют, обобщают и систематизируют полученную информацию, отвечая на вопросы преподавателя | С целью глубокого усвоения материала, умения выделить главное и интереса к изучаемой теме. |
Подведение итогов |
5. | Преподаватель обращает внимание на достижение целей и задач | Студенты акцентируют внимание на логическом завершении урока | С целью сохранения эмоционального подъема и морального удовлетворения |
Домашнее задание |
6. | Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов (Приложение 4) | С целью глубокого изучения темы |
Приложение 1
План лекции
Здоровье населения. Общественное здоровье. Социальная сущность человека, его здоровья, болезней.
Определение понятий «болезнь», «здоровье» человека.
Индивидуальное, групповое и общественное здоровье населения.
Предболезнь – «третье состояние».
Обусловленность здоровья населения.
Мотивация
Преодоление негативных тенденций здоровья населения России является ключевым компонентом устойчивого экономического и социального развития нашей страны, фактором национальной безопасности.
В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей. Правильно собранные и хорошо проанализированные данные о здоровье населения служат основой для планирования оздоровительных мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения на государственном и муниципальном уровнях, разработки современных форм и методов работы организаций здравоохранения, контроля эффективности их деятельности.
Общепризнанно, что нуждаются в развитии методологические подходы к оценкам общественного и группового здоровья, на основе которых можно было бы сформировать позитивные критерии целевой функции по охране здоровья.
В последнее время проблемы здоровья населения неоднократно рассматривались в связи с укреплением безопасности страны, разработкой неотложных мер по поддержанию здоровья менее защищенных групп населения в сложных условиях социально-экономических преобразований. Все аспекты деятельности государства, как общественного института, утрачивают свой смысл, если процессы депопуляции, социальной дезадаптации, ухудшения здоровья населения выходят из-под контроля и приобретают характер необратимый.
Приложение 2
1. Здоровье населения. Общественное здоровье. Социальная сущность человека, его здоровья, болезней
Прежде чем раскрыть содержание понятия «здоровье населения», «общественное здоровье», остановимся на представлениях о социальной сущности человека, так как его здоровье и болезнь нельзя трактовать лишь с биологических натуралистических позиций.
Философы, натуралисты, врачи древнего мира (Китая, Греции, Индии, Рима, Александрии) считали природу человека подобием космоса: человек-«микрокосмос» в «макрокосмосе» состоит, как и космос, из тех же элементов – воды, воздуха, огня, дерева и др., твердых и жидких тел и элементов. Такие представления стали основой учений о сущности болезней и здоровья. Вспомним так называемые космогонические теории о здоровье как гармонии, «балансе» космических элементов организма и о болезни как их дисгармонии, «дисбалансе». Однако уже в древности, особенно у некоторых античных мыслителей и врачей, складывались убеждения и о роли поведенческих факторов, влияющих на болезни и здоровье. Эти социальные черты отличали человека от животных, вернее, добавляли новое качество его природе. Человек, его жизнь, его природа, его способности и свойства становились все больше предметом внимания, размышлений и наблюдений, изображения на полотнах и скульптурах, предметом диспутов и научных трактатов. Деятельность, духовный мир и общение людей, т.е. социальное начало все больше включается в его природу и находит отражение в философских и других научных трудах.
На основе сказанного можно принять следующее определение, которое в свое время было сформулировано Ю.П. Лисицыным в статье «Человек» (ММЭ). «Человек (Homo sapiens, человек разумный, относящийся к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих) – высшая ступень развития животных организмов на Земле, общественное (социальное) существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью».
Понимание сущности человека – ключ к пониманию категорий болезни и здоровья. В произведениях философов, врачей, социологов, писавших и говоривших о здоровье и болезнях, давно уже обращено внимание на решающее воздействие социальных отношений, условий и факторов, образа, стиля жизни людей. Древние медики Гиппократ, Алкмеон Кротонский, Абу-Али Ибн Сина и другие видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении космических элементов, твердых образований и жидкостей, гневе богов, но и в характерах, темпераментах, поведении людей, их привычках, традициях, словом, в условиях и образе жизни. Делались даже попытки различать специфику заболеваний в зависимости от характера труда и занятий, социального статуса.
Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала специальным предметом внимания и исследования представителей социальной гигиены. Они за рубежом и в нашей стране осуществили многие убедительные доказательства социальной обусловленности здоровья.
2. Определение понятий «болезнь», «здоровье» человека
Несмотря на, казалось бы, понятное положение о социальной обусловленности здоровья и болезни, в конкретных определениях этих категорий имеется самый различный подход. Общепринято определение болезни (болезней) как нарушения, поломки, дефекта физических и/или психических функций. Весьма распространены представления о болезни как нарушении физиологической нормы.
Нередки определения болезни как нарушения связей, взаимодействия организма с внешней средой, нарушения адаптации к среде обитания (дезадаптации). Пожалуй, после рассмотрения болезни как нарушения функций организма или его частей, органов, систем это наиболее распространенное определение. Очень нередки представления о нарушениях гармонии внутренней среды, т.е. нарушения устойчивого равновесия – гомеостаза (У. Кеннон и др.), нарушения гармонии внутренней и внешней среды и т.п.
Социологи, философы и некоторые медики подчеркивают преимущественное значение нарушения при болезни работоспособности, поведения человека. Вслед за К. Марксом, определившим болезнь «как стесненную в своей свободе жизнь», они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность (несвободу) полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане осуществлять деятельность, прежде всего трудовую, человеческую, вести полноценный здоровый образ жизни.
Приведенные и другие определения болезни человека можно сгруппировать в несколько разделов (биологизаторские, психологизаторские, социологизаторские, кибернизаторские и энергизаторские), позволяющих более упорядоченно подойти к их восприятию и оценке. (ДЗ)
Многообразие, множественность определений указывают на ограниченность, недостаточность какого-либо одного из них. Таким образом, требуется системный подход, учет, комплекс характеристик болезни. Следовательно, не только болезни, но и здоровье человека нельзя мерить лишь биологическими, зоологическими или абстрактно-социологическими мерками. Здесь требуется особый, человеческий подход.
Все сказанное о сущности человека, соотношении социального и биологического, определениях болезни человека относится к определению здоровья человека.
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что здоровье человека, как и болезнь, – новое качество в сравнении с другими живыми существами на Земле, зависящее от воздействия социальных условий и факторов. Здоровье человека определяется процессами, которые требуют определенных условий – гармонии, уравновешенности как внутри организма (органов, систем, биохимических процессов), гомеостаза и гомеостата, так и гармонии с окружающей средой, обеспечения четкой работы систем управления деятельностью организма. С биологических позиций здоровье – отсутствие болезней (соматических и психических), дефектов, поломок в организме и всех тех патологических явлений (нарушений адаптации, управления деятельностью организма, изменения энергетического баланса и др.), о которых мы говорили.
Однако, как отмечалось, такие определения недостаточны, так как здоровье – гармоническое единение биологических и социальных качеств (а болезнь – нарушение этого единства, этой гармонии).
Говоря о здоровье, еще в древности выдающиеся умы указывали на роль здоровых условий жизни, гигиенического режима, здорового питания и пр. Гиппократ отмечал: какова деятельность человека, его привычки, условия жизни, таково и его здоровье. Многие мыслители и врачи подчеркивали, что невозможно понять здоровье человека лишь по аналогии со здоровьем животных. Н.А. Добролюбов, например, писал, что «животной здоровой организации недостаточно для человека; для него нужно здоровье человеческое».
Итак, здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта; оно – состояние, которое позволяет человеку жить в условиях нестесненной свободы, здорового образа жизни, т.е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. Именно так, с широких медико-социальных позиций определяет здоровье ВОЗ. В преамбуле устава этой организации написано: «Здоровье является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».
Здоровье для каждого из нас – неоценимое богатство человека, это условие счастья и, как писал Ф.Ф. Эрисман, «составляет одно из главных условий счастливого бытия как для каждого человека в отдельности, так и для целого народа».
К сожалению, эту мудрую истину обычно понимают и проповедуют те, кто утратил свое здоровье и, заболев, почувствовал, какого сокровища он лишился. Особенно беззаботно относятся к своему здоровью молодые люди, не обремененные болезнями. Непонимание значимости здоровья для полноценной человеческой жизни – свидетельство не только низкой общей и медицинской культуры, но социальный инфантилизм.
Формула «здоровье – общественное богатство» относится не только к личному, но и к так называемому общественному здоровью. Здоровье можно считать даром природы, но от человека и от общества зависит, сохранится, умножится или растратится этот бесценный дар.
3. Индивидуальное, групповое и общественное здоровье населения
До сих пор речь шла о понятии здоровья вообще, здоровья человека. В жизни, однако, мы сталкиваемся с конкретными людьми и их здоровьем. Если речь идет об отдельных людях, мы имеем дело с индивидуальным здоровьем, а если имеем в виду несколько людей, их сообщества, мы говорим о групповом здоровье; если речь идет о населении, проживающем в городах, на селе, определенной территории, обо всем населении, вводим понятие здоровье популяции, здоровье населения. Индивидуальное здоровье мы оцениваем по персональному самочувствию, наличию заболеваний, физическому состоянию, трудоспособности, личным ощущениям бытия, радости жизни и др. Наверное, никому не придет в голову оценивать индивидуальное здоровье в статистических показателях: заболеваемости, смертности, средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ) и других, требующих достаточного числа единиц наблюдения, т.е. достаточного числа людей, здоровье которых мы оцениваем. Значит, как только мы переходим от индивидуума к сообществу (начиная с самой малой ячейки общества – семьи), мы абстрагируемся от отдельного, конкретного человека и переходим на язык медицинской и демографической статистики, на язык оценок группового и популяционного здоровья, или проще – здоровья населения.
Предложено много показателей для определения уровней, оценок здоровья населения. Принято пользоваться следующей схемой медико-статистических, медико-демографических показателей состояния здоровья населения (см. перечень показателей и рис. 1).
Рис. 1. Медико-статистические и демографические показатели состояния здоровья населения.
Показатели состояния здоровья населения:
1. Демографические показатели.
А. Показатели статики населения:
• численность населения;
• состав населения (по возрасту, полу и другим признакам).
Б. Показатели движения населения:
• механическое – миграция населения: иммиграция, эмиграция и др.
• естественное движение населения:
смертность общая и возрастная;
средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ);
рождаемость, плодовитость;
естественный прирост населения;
брачность.
2. Показатели заболеваемости и распространенности болезней (болезненности).
3. Показатели инвалидности и инвалидизации.
4. Показатели физического развития населения.
Общественное здоровье нельзя сводить к совокупности показателей здоровья отдельных людей. Это – характеристика одного из важных свойств, качеств, аспектов общества как социального организма. С таких позиций говорят об общественном здоровье как об общественном богатстве, т.е. факторе, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей.
Итак, в формировании здоровья (и болезней), в том числе общественного здоровья, «пальму первенства» занимает общество и все его институты. Оно через условия и образ жизни, состояние здравоохранения, внешней среды (которая во многом зависит от общества, его влияния на него) обуславливает здоровье человека – индивидуальное, групповое и общественное. Общественное здоровье как понятие более высокого, социологического уровня обуславливает («снимает») состояние здоровья населения и его показатели.
4. Предболезнь – «третье состояние»
До того, как говорить об обусловленности здоровья, целесообразно осветить представления о так называемом третьем состоянии – между здоровьем и болезнью, о котором писал еще К. Гален. Его называют также предболезнью, преморбидным, донозологическим состоянием. И хотя имеются некоторые отличия в толковании значений этих понятий, все они объединяются мыслью о существовании «моста», переходного состояния между болезнью и здоровьем. В медицинской статистике это состояние не регистрируется, но важно знать о доле «третьего состояния» в общественном здоровье. Легче и экономически эффективнее не допускать возникновения и развития заболевания, нежели преодолеть уже развившуюся болезнь. Это давно связывают с личной и общественной профилактикой, диспансеризацией, направленной на выявление и устранение причин заболеваний и факторов риска.
До сих пор нет единого мнения о «третьем состоянии»: это еще состояние здоровья (донозологического) или начало заболевания – предболезнь. Однако различия в его понимании сказываются на определении спектра состояний между здоровьем и болезнью. Если его рассматривать как присутствие факторов риска, начальные клинические признаки заболевания (донозологическое состояние), что отвечает представлению о второй группе здоровья, то эта группа занимает примерно 20%. Если же складывать эту группу лиц с группой лиц с определенными заболеваниями, но без признаков декомпенсации, не потерявших трудоспособности, не нуждающихся в стационарном лечении, редко обращающихся за медицинской помощью, которые составляют примерно 30% населения, то «третье состояние» возрастет до 50%. К. Гален считал, что людей в этом состоянии гораздо больше, чем об этом думают. Некоторые современные авторы полагают, что «третье состояние» охватывает не менее половины населения.
5. Обусловленность здоровья населения
Состояние здоровья в целом зависит от:
- биологических, психологических (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека;
- природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;
- состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);
- социально-экономических, политических и прочих факторов, обычно действующих через условия труда и быта;
- состояния служб здравоохранения, кадров, уровня медицинской науки;
- многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др. (рис. 2.).
Рис. 2. Состояние здоровья населения и влияющие на него условия и факторы.
Здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы. Конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и вообще то, что ранее в социально-гигиенических трудах называлось условиями коллективной жизни, и есть социальные условия и факторы.
При решении вопроса об обусловленности здоровья недостаточно представить и систематизировать многообразные воздействия на него, от которых оно зависит, нужно определить решающие условия и факторы, сконструировать модель обусловленности здоровья. Нужно попытаться ответить на основной вопрос медицины: от чего непосредственно зависит здоровье. Здесь приобретают первостепенное значение факторы риска здоровью.
Факторы риска здоровью
В отличие от непосредственных факторов (причин) возникновения и развития заболеваний, которые вызывают патологические изменения в организме, факторы риска создают неблагоприятный фон, т.е. способствуют возникновению и развитию заболевания. Таким образом, при наличии факторов риска требуется еще и конкретная причина или их комбинация (известных или еще не изученных причин). Однако подчас трудно доказать определенную причину заболевания в присутствии фактора (факторов) риска и наоборот. В связи с этим правильнее говорить о причинах и факторах риска. Кроме того, эти категории столь переплетены друг с другом и столь интегрированы, что возникает цепь причинно-следственных отношений, когда причина может быть следствием фактора риска и даже наоборот, когда причина может создать ситуацию риска по тому и иному заболеванию.
Число факторов риска огромно и с каждым годом возрастает. Так, генетических факторов (предрасполагающих к заболеваниям) в 60-х годах было идентифицировано не более 1000, а сегодня называют более 3000. Полагают, что только из окружающей среды на человека воздействует более 6 млн. различных вредностей (физических, биологических, химических и др.), их число ежегодно возрастает на 5000-6000.
Предлагают различные классификации факторов риска. Одна из общепринятых классификаций – выделение главных, или больших факторов риска. Например, факторы риска по сердечно-сосудистым заболеваниям – курение, гиподинамия, избыточная масса тела, несбалансированное питание, артериальная гипертензия, психоэмоциональные стрессы, алкоголь. Таких больших факторов немного, но они имеются при многих ХНИЗ. Большинство таких факторов риска зависит от поведения, образа и условий жизни людей, т.е. это субъективные факторы.
По происхождению факторы риска бывают первичными и вторичными (могут быть и третичными, и т.д.). Так, неблагоприятные воздействия образа жизни (курение, гиподинамия и избыточная масса тела, несбалансированное питание, психоэмоциональные стрессы, алкоголь, нарушение режима труда и отдыха и др.), загрязнение внешней среды химическими веществами, наследственные предпосылки заболеваний, неудовлетворительная работа служб здравоохранения обычно являются первичными факторами риска. Вторичными же факторами могут быть: артериальная гипертензия, диабет, гиперлипидемия, гиперхолестеринемия, аллергия, иммунодефициты и пр.
Группами риска называют группы населения в большей степени, чем другие, предрасположенные к различным заболеваниям. Это дети, старики, беременные, мигранты, одинокие, лица без определенных занятий, без определенного места жительства, безработные, люди с девиантным поведением (проститутки, пьяницы, наркоманы, психопатические личности и др.), работающие во вредных производственных условиях и пр.
Приложение 3
Контрольные вопросы
1. Дайте определения следующим понятиям: «болезнь», «здоровье», «предболезнь»
2. В чем заключается разница между такими понятиями как «общественное здоровье», «индивидуальное здоровье», «групповое здоровье»?
3. Перечислите основные факторы, обуславливающие здоровье населения.
Приложение 4
Домашнее задание:
учить конспект лекции;
записать определения (основные дефиниции) болезни человека по разделам (по Ю.П. Лисицыну): биологизаторские, психологизаторские, социологизаторские, кибернизаторские и энергизаторские.
Самостоятельная работа при изучении данной темы:
Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала.
При самостоятельной работе рекомендуется использовать следующие литературные источники:
Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын, Г.Э. Улумбекова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 544 с.
Интернет – ресурсы.
Преподаватель: ______________ ____А.Ю. Лазарева____
14