Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Тема: "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии"»
Формирование естественнонаучной грамотности на уроках географии
Презентация учителя географии
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ №25
имени М. С. Лиховида»
Бабичевой Л.А.
12.12.2023
Это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями
На уроках географии функциональную грамотность формирую достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- Работу с текстом
- Работу с географической картой
- Работу со статистическими данными
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
- Наличие проблемы в описанной ситуации
- Ситуационная значимость контекста
- Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области
- Новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Смысловое чтение на уроках географии как один из способов формирования функциональной грамотности
Задание 1. Прочитайте текст и выполните задания
Река Трубеж – крупный приток Плещеева озера, впадающий в него с юго-восточной стороны. Протяженность реки составляет 36 км, водосборная площадь бассейна – 245 км2. Трубеж берет свое начало из Берендеевских болот, которые находятся на водоразделе бассейнов Оки и Верхней Волги высота истока реки 223 м, высоту устья реки 136м. основное питание у реки талые снеговые и дождевые воды.
Слово "трубеж" в переводе с древнеславянского языка означает "труба", "проток" или "приток". Известно, что до основания Переяславля Нового эта река имела другое название – Чернуха. Еще с эпохи неолита по ее берегам вблизи озера селились люди, образовывая крупные стоянки.
На протяжении длительного периода через реку пролегали важнейшие торговые пути, что, видимо, стало одной из причин основания в этом месте города. Сегодня река Трубеж – неотъемлемая и колоритная часть Переславля-Залесского. Она пересекает город по центру, что придает ему особую живописность.
1.1.Используя текст заполните таблицу «Гидрологические характеристики реки»
1.2.используя данные таблицы и словарь терминов выполните расчёты
- Падение реки – превышение истока над устьем, выраженное в метрах.
- Уклон реки – величина отношения падения реки к её длине.
- Падение – 223-136 =87м
- Уклон реки = 87/36 =2,41см/км
Главная функция карты – отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности
Задание 2. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта и начертите схему движения группы туристов, используя текст (1 км – 1 клетка)
Группа туристов вышла из точки А и два километра двигалась на север, затем 2 км на запад, 2 км на север и 2 км на восток. Затем они сделал привал , приготовили обед (точка В на схеме) и продолжили свой путь движения на север 1 км, затем 1 км на восток, 2 км, на юг и 3 км на восток. Здесь они обустроили лагерь и переночевали (точка С) Утром группа продолжила своё движение. Путь проходил по пересечённой местности 1 км на север, 1 км на восток, 4 км на юг и 2 км на запад. Второй день в пути оказался сложнее, путешественники устали и сделали привал, во время привала ребята сделали красивые фотографии на природе. (Точка Д) Затем группа отправилась дальше , 2 км они двигались на север, 1 км на запад, 2 км на юг, 2 км на запад …. Группа вернулась домой. Посмотрите, какая интересная схема маршрута получилась у штурмана группы.
Задание 3. Решение жизненных ситуаций
- Восьмиклассник Николай с ранних лет занимается туризмом, каждый год он с родителями путешествует. Прошлым летом они побывали на озере Селигер. У Николая осталось много впечатлений и красивых фотографий от этой поездки. На следующий год папа предложил отправиться в горный поход, и сказал сыну: «Мы побываем на самой высокой точке нашей страны».
- Папа дал сыну задание найти информацию о географическом положении и высоте гор, расположенных на территории нашей страны, и расположить их от самой низкой до самой высокой.
- Найдите географические объекты на карте и расположите их от самого низкого до самого высокого.
Расположите от самой низкой до самой высокой
- Горы Хибины 1200
- Плато Путорана 1701
- Гора Народная 1895
- Становой хребет 2256
- Алтай г.Белуха 4506
- Эльбрус 5642
Принцип Красной Королевы: "Для того, чтобы оставаться на месте нужно бежать со всех ног. А для того, чтобы двигаться вперед, надо бежать вдвое быстрее"
«Алиса в стране чудес» Льюис Кэрролл
Спасибо за внимание!