СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Социальные группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Социальные группы"»

Социальные группы

Социальные группы

В широком смысле – это объединение людей, имеющих общий социальный признак (полит. взгляды, национальность) В узком смысле – объединение людей с общими интересами, занятых совместной деятельностью и имеющих общие правила поведения Признаки: Самоидентификация Совместная деятельность Общие интересы, цели и потребности Общие правила поведения Что такое социальная группа?
  • В широком смысле – это объединение людей, имеющих общий социальный признак (полит. взгляды, национальность)
  • В узком смысле – объединение людей с общими интересами, занятых совместной деятельностью и имеющих общие правила поведения

Признаки:

  • Самоидентификация
  • Совместная деятельность
  • Общие интересы, цели и потребности
  • Общие правила поведения

Что такое социальная группа?

Функции социальных групп Регулирующая Экспрессивная – Социализация (агенты социализации) Инструментальная – люди как инструмент к достижению поставленной цели (один в поле не воин)

Функции социальных групп

Регулирующая

Экспрессивная –

Социализация (агенты социализации)

Инструментальная – люди как инструмент к достижению поставленной цели (один в поле не воин)

Виды социальных групп По размеру Малая (от 2 до 30), непосредственно контактируют друг с другом (кружок робототехники) Большая (более 30), отношения носят опосредованный характер (трудовые коллективы, народы, сословия, племена) 2. По характеру отношений Первичные – отношения личные, неофициальные и эмоциональные (ПРИМЕРЫ?) Вторичные (отношения эмоционально безразличные с наличием определенной цели) – ПРИМЕРЫ? 3. По способу создания и регулирования Неформальные – возникают стихийно на основе взаимных симпатий Формальные – создаются целенаправленно, наличие иерархии, наличие прав и обязанностей

Виды социальных групп

  • По размеру
  • Малая (от 2 до 30), непосредственно контактируют друг с другом (кружок робототехники)
  • Большая (более 30), отношения носят опосредованный характер (трудовые коллективы, народы, сословия, племена)

2. По характеру отношений

  • Первичные – отношения личные, неофициальные и эмоциональные (ПРИМЕРЫ?)
  • Вторичные (отношения эмоционально безразличные с наличием определенной цели) – ПРИМЕРЫ?

3. По способу создания и регулирования

  • Неформальные – возникают стихийно на основе взаимных симпатий
  • Формальные – создаются целенаправленно, наличие иерархии, наличие прав и обязанностей
Группы – основа социальной структуры, то есть деления общества на различные элементы Национальный (этнический) Религиозный Территориальный Демографический Профессиональный Расовый

Группы – основа социальной структуры, то есть деления общества на различные элементы

  • Национальный (этнический)
  • Религиозный
  • Территориальный
  • Демографический
  • Профессиональный
  • Расовый

Социальная общность – совокупность людей, обладающих рядом схожих характеристик и объединенных образом жизни

Виды социальных общностей

Социальная общность и пояснение

Пример проявления

1. Этническая общность – большая группа людей, объединенная общностью культуры, языка, культурно-исторической самобытностью

А. Русские

2. Территориальная (поселенческая) общность – совокупность людей, постоянно проживающих на определенной территории и осуществляющих на ней совместную деятельность

Б. Татары

А. Горожане

3. Социально- демографическая общность – совокупность взаимодействующих групп, выделяемых по признаку пола и возраста (Для ЕГЭ именно такая формулировка)

В. Американцы

4. Профессиональная общность – совокупность людей, выделяемая по их профессии

Б. Москвичи

А. Мужчины и женщины Б. Дети, молодежь, взрослые, пожилые

5. Конфессиональная (религиозная) группа – совокупность людей, выделяемых в соответствии с их принадлежностью к определенной вере

А. Учителя

В. Киевляне

В. Женатые, замужние, холостые, разведенные

Б. Врачи

Д. Россияне

А. Буддисты

В. Экономисты

Б. Христиане В. Мусульмане

Еще 2 вида социальных групп: Квазигруппа – случайное временное объединение людей, между которыми нет устойчивых связей и какой-то структуры. (очередь в магазине, зрители в кинозале) Референтная группа – реальная или условная (герои книг, фильмов) группа, на которую ориентируется человек, сравнивая себя с другими

Еще 2 вида социальных групп:

  • Квазигруппа – случайное временное объединение людей, между которыми нет устойчивых связей и какой-то структуры. (очередь в магазине, зрители в кинозале)
  • Референтная группа – реальная или условная (герои книг, фильмов) группа, на которую ориентируется человек, сравнивая себя с другими
Квазигруппы существует недолго, и после окончания окончательно распадаются Основные свойства квазигрупп Свойство и пояснение Пример Анонимность – сложно «вычислить» После футбольного матча фанаты разбили витрины трех магазинов, и не думали, что каждый отдельно понесет наказание (делали все сообща) 2. Внушаемость – люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами На митинге политпартии к собравшимся обратился их лидер и призвал к забастовке, что с вдохновением было принято собравшимися 3. Бессознательность – индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, работает «коллективное бессознательное» На уличном концерте рок-группы публика использовала пиротехнику, и, тем самым, создала угрозу пожара 4. Спонтанность (социальная заражаемость) – быстрая смена и передача эмоционального состояния Толпа молодых людей, стоящая в очереди за новой моделью смартфона, пришла в ярость, когда стало известно, что на всех гаджетов не хватит

Квазигруппы существует недолго, и после окончания окончательно распадаются

Основные свойства квазигрупп

Свойство и пояснение

Пример

  • Анонимность – сложно «вычислить»

После футбольного матча фанаты разбили витрины трех магазинов, и не думали, что каждый отдельно понесет наказание (делали все сообща)

2. Внушаемость – люди, находящиеся в толпе, обычно более внушаемы, чем за ее пределами

На митинге политпартии к собравшимся обратился их лидер и призвал к забастовке, что с вдохновением было принято собравшимися

3. Бессознательность – индивид чувствует себя в толпе неуязвимым, вне социального контроля, работает «коллективное бессознательное»

На уличном концерте рок-группы публика использовала пиротехнику, и, тем самым, создала угрозу пожара

4. Спонтанность (социальная заражаемость) – быстрая смена и передача эмоционального состояния

Толпа молодых людей, стоящая в очереди за новой моделью смартфона, пришла в ярость, когда стало известно, что на всех гаджетов не хватит

Основные виды квазигрупп Вид и пояснение 1. Аудитория – объединены взаимодействием и коммуникатором Пример проявления 2. Толпа – большое скопление, множество сошедшихся вместе людей Аудитория на концерте Димы Билана Толпа зевак, по случаю автомобильной аварии 3. Социальный круг – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между людьми Радио аудитория передачи «Бригада У» на радиостанции Европа+ 4. Фан-группа Толпа, собравшаяся на какой-то фестиваль (ОдаЕда) Студенческие группы по интересам Фандома любителей определенной музыки Профессиональные круги Группировка болельщиков ФК Зенит

Основные виды квазигрупп

Вид и пояснение

1. Аудитория – объединены взаимодействием и коммуникатором

Пример проявления

2. Толпа – большое скопление, множество сошедшихся вместе людей

Аудитория на концерте Димы Билана

Толпа зевак, по случаю автомобильной аварии

3. Социальный круг – свободные союзы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между людьми

Радио аудитория передачи «Бригада У» на радиостанции Европа+

4. Фан-группа

Толпа, собравшаяся на какой-то фестиваль (ОдаЕда)

Студенческие группы по интересам

Фандома любителей определенной музыки

Профессиональные круги

Группировка болельщиков ФК Зенит

Закрепляем! 1. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) малая группа 2) неформальная группа 3) большая группа 4) референтная группа 5) профессиональная группа 6) формальная группа

Закрепляем!

1. Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) малая группа

2) неформальная группа

3) большая группа

4) референтная группа

5) профессиональная группа

6) формальная группа

Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие. 2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны. 3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей. 4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице. 5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек,

чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные социальные потребности людей. 2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку. 3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы. 4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества. 5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.

Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные социальные потребности людей.

2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку.

3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы.

4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества.

5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.

Молодежь как социальная группа

Молодежь как социальная группа

Особенности молодежи Переходное положение – от детства к взрослой самостоятельной жизни Повышается социальная мобильность – переезжает с места на место, меняет работу, ищет себя в разных сферах Не полностью сформированы психика и мировоззрение Склонность к новому, к изменениям и крайностям Освоение новых социальных ролей (студент, работник, избиратель, водитель, муж, мать…) Необходимость профессионального самоопределения и поиск своего места в жизни Склонность к субкультуре

Особенности молодежи

  • Переходное положение – от детства к взрослой самостоятельной жизни
  • Повышается социальная мобильность – переезжает с места на место, меняет работу, ищет себя в разных сферах
  • Не полностью сформированы психика и мировоззрение
  • Склонность к новому, к изменениям и крайностям
  • Освоение новых социальных ролей (студент, работник, избиратель, водитель, муж, мать…)
  • Необходимость профессионального самоопределения и поиск своего места в жизни
  • Склонность к субкультуре


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!