СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности»»

Методическая разработка

«Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» 

1. Актуализация выбранной темы:

Современная система образования в России во всех ее звеньях ориентирована на развитие личности человека. Формирование знаний, умений, навыков - не цель, а одно из средств достижения этой главной цели.

Осознание, принятие и практическая реализация педагогом идеи развития личности в изобразительной деятельности предполагает знание ответов, прежде всего на такие вопросы, как: что такое личность? Каковы ее основные характеристики? Каковы закономерности ее развития?

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Влияние изодеятельности на развитие творческих способностей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации на разных этапах дошкольного детства. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: «занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние».

Целью разностороннего развития ребёнка в изодеятельности является – формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей.

Для достижения цели определены следующие задачи:

  • Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире;

  • овладевать навыками изодеятельности.

  • Развивать нравственно-эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценностное отношение к действительности.

  • Использовать новые педагогические технологии, опыт.

  • Овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.

  • Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа).

  • Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

  • Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

  • Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.


Используя данные задачи, разрабатывается перспективное планирование, основанное на дидактических принципах.


Дидактические принципы:

1. Гуманизация знаний и представлений детей об окружающем мире.

2. Систематизация содержания художественного образования детей.

3. Сочетание обучающего компонента с развивающим.

4. Целостность, системность, сезонность, цикличность.

5. Соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости.

6. Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия.

Условия, которые способствуют развитию творчества у детей:

1. Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов изодеятельности.

2. Организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства, способствующего накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

3. Использование разнообразных видов работы с детьми.

4. Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности.

5. Использование в дальнейшем результатов детского художественного творчества.

6. Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.

7. Предоставление возможности для совместного творчества.

8. Обогащение эмоционально-интеллектуального опыт ребенка.

Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки. Известно, что если до 4 лет не спешить с показом способов рисования, но при этом заботиться о накоплении у малыша сенсорного опыта, то он значительно раньше начинает изображать сложные предметы.

Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог сам должен уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания, минуты тишины.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т. е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывается характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Методы и приемы, используемые на занятиях по изодеятельности:

1. Словесные методы:

– объяснение

– описание

– разъяснение

2. Наглядные методы:

– наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях)

– иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов)

– видеометод

3. Практические методы:

– упражнения

– синхронное рисование

– самостоятельный показ детьми известного способа рисования

– прием «пассивных» движений с неуверенными детьми

– частичный показ способа рисования

4. Игровой метод.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на изодеятельности:

– дидактические игры

– пальчиковые игры

– физкультминутки

– художественное слово

–релаксационные упражнения

– музыкальное сопровождение

– графические и живописные упражнения

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? В детских работах всё чаще прослеживается однообразие, бедность цвета, одноплановость. Наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению.

А основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время - время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов деятельности в этот период

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Проблема актуальна, и необходимо более углубленно работать над развитием творческих способностей детей.

Поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную – связано с большим психологическим напряжением. Поэтому задачи полноценного физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства и адекватной закономерностям его развития психологической подготовки к школе остаются всегда актуальными. К сожалению, в современной массовой практике это, на наш взгляд, магистральное направление в обучении детей изобразительной деятельности используется не достаточно, что не способствует развитию самостоятельности, как качеств личности, крайне важных для успешного обучения в школе. Есть основания полагать, что своевременное и адекватное возможностям дошкольника развитие субъектной позиции ребенка в специфических видах деятельности (игре, рисовании, лепке) – одно из основных условий успешного становления и развития его как субъекта учебной деятельности в школе.

Данная проблема в период современного времени выделена в ФГОС в области художественно-эстетического развития.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!